О КОРРУПЦИОННЫХ И ДОЛЖНОСТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЯХ В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ И МЕХАНИЗМЕ ИХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ

Н.И.Долидзе
В.Ю.Карабинцев

Аннотация. В статье идет речь о коррупционных и должностных преступлениях в Волгоградском регионе, раскрыты причины и условия, порождающие данные противоправные действия, представлена авторская позиция, в которой предложен механизм предупреждения названных преступлений.

Ключевые слова: коррупция, коррупционные и должностные преступления, преступления коррупционного характера, Волгоградская область, система противодействия коррупции, противодействие должностным и коррупционным преступлениям.

 

Волгоградская область находится в числе регионов, где коррупция и должностные преступления не сокращаются. Об этом свидетельствует динамика за 4 года. Информационно-статистические материалы о состоянии преступности ГУ МВД России по Волгоградской области за первый квартал 2015 года показали, что количество фактов коррупции (взяточничества) по сравнению с 2014 годом возросло на 82,1%. Всего было зафиксировано 224 эпизода, из них 80 – получение взятки и 143 – дача взятки, 8 преступлений в крупном или особо крупном размере и 1 факт посредничества во взяточничестве . В 2016 году в ГУ МВД России по Волгоградской области зарегистрировано 741 заявление и сообщение о совершении преступлений коррупционного характера. Сотрудниками органов внутренних дел выявлено 684 преступления коррупционной направленности, расследовано 80 . В течение 2018 года ГУ МВД России по Волгоградской области было выявлено 1382 преступления экономической и коррупционной направленности, в том числе, 1052 тяжких и особо тяжких составов .

О том, что тема борьбы с коррупцией не теряет своей остроты, свидетельствует Постановление Губернатора Волгоградской области от 11 сентября 2018 г. № 622 «Об утверждении Программы противодействия коррупции в Волгоградской области на 2018 – 2020 годы» . Программа обязывает уполномоченных лиц осуществлять мероприятия, предусмотренные «Национальным планом противодействия коррупции на 2018 – 2020 годы». В качестве приоритетных задач определено: совершенствование системы противодействия коррупции в основных коррупционно опасных сферах деятельности; совершенствование правовых основ и организационных механизмов предотвращения и выявления конфликта интересов; создание условий, затрудняющих возможность коррупционного поведения и обеспечивающих снижение уровня коррупции; активизация деятельности подразделений органов исполнительной власти, государственных органов, органов местного самоуправления по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а также Комиссии; создание условий для сообщения гражданами информации о фактах злоупотребления должностным положением, имеющих коррупционную составляющую и иные меры.

Не лучшим образом обстоят дела и в отношении должностной преступности. Подтверждением данного тезиса служит статистика Управления собственной безопасности ГУ МВД по Волгоградской области, которая показывает, что за 11 месяцев 2011 года силам данной структуры выявлено свыше 50 сотрудников органов внутренних дел, совершивших должностные преступления. Только взяточников было 26 человек2. В декабре 2019 года Центральный районный суд Волгограда признал виновным бывшего начальника отдела реализации арестованного, конфискованного и иного имущества, обращенного в собственность государства, территориального управления Роси- мущества в Волгоградской области С. Крохина в злоупотреблении должностными полномочиями (ч.1 ст. 285 УК РФ) и служебном подлоге (ч.1 ст. 292 УК РФ), назначив наказание в виде 1,5 лет лишения свободы в колонии-поселении.

Региональный информационно-аналитический центр показал, что по итогам проверок соблюдения требований законодательства о противодействии коррупции в 2019 году свыше 300 должностных лиц органов местного самоуправления Волгоградской области привлечены к дисциплинарной ответственности в период декларационной кампании 2019 года. Всего прокуратура внесла 353 представления1. По сообщению пресс-службы надзорного органа, отступление от норм при заполнении справок о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера допустили 536 человек, замещающих муниципальные должности, 221 – замещающих должности муниципальной службы и 141 руководитель муниципальных учреждений. В общей сложности чиновники не указали доходы на сумму свыше 20 млн. рублей и утаили сведения о наличии в собственности более 300 объектов движимого и недвижимого имущества .

Несмотря на ужесточение требований к должностным лицам и народным избранникам – депутатам со стороны общества и государства в Волгоградской области наблюдается устойчивая тенденция игнорирования требований закона о представлении сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера для публичного их размещения на сайтах органов местного самоуправления. Заданные нарушения досрочно прекратили свои полномочия 84 должностных лица представительных органов местного самоуправления.

Особый общественный резонанс в Волгоградской области получило дело экс-руководителя Волгоградского управления следственного комитета М. Музраева, которому инкриминировано превышение должностных полномочий и покушение на губернатора региона А. Бочарова. По мнению следственных органов, вышеназванный представитель правоохранительной системы с 1996 по 2007 годы курировал расследование преступлений в должности заместителя прокурора региона, затем возглавил Волгоградское следственное управление СКР. Используя свое должностное положение, он оказывал давление на чиновников, некоторых судей, работников правоохранительных органов, бизнесменов и лидеров криминальных структур. Ему удавалось влиять на ход расследования уголовных дел.

Отмечая негативную тенденцию, связанную с ростом коррупционной и должностной преступности в Волгоградском регионе, можно констатировать, что перспектива изменения ситуации в регионе не близкая. Для её кардинальной трансформации необходимо решить ряд задач. На сегодняшний день по свидетельству Института региональных проблем область попала в 10 криминальных областей России. Прослеживается очевидная связь между криминальной обстановкой и социально-экономической ситуацией в регионе на фоне падающих доходов у населения, роста потребительских цен, закредитованности, безработицы, роста индекса бедности, снижения активности предпринимательства. По данным Н. Глазунова, за май 2019 года Волгоградский регион ухудшил почти все показатели и с 13-й позиции сместился на 9-е место, попав в «десятку» самых криминогенных регионов. В этой связи наблюдается отток трудоспособного населения, который по данным Росстата составил 3,3%.

Во-первых, коррупционные и должностные преступления в Волгоградской области имеют свою специфику, которая выражается в её повышенной латентности, так как преступления совершаются в социально значимых сферах – здравоохранении, образовании и учреждениях, оказывающих государственные услуги. Теневые отношения устраивают обе стороны: граждане не обращаются в правоохранительные органы из-за утраты к ним доверия, а взяточники используют данную ситуацию в своих корыстных целях. При этом объектом преступного посягательства являются важнейшие социальные права граждан, в том числе, право на охрану здоровья, медицинскую помощь, получение общедоступного и бесплатного образования и бесплатные государственные услуги.

Во-вторых, коррупция в социальной сфере представляет «бытовую» разновидность коррупции, где сумма взяток меньше, однако количество преступлений больше. Социальная опасность данного вида преступлений состоит в том, что в сознании обывателя данный вид коррупции воспринимается как нечто обыденное, не противозаконное, что влечет глубокую латентность этого вида преступлений. Материалы уголовных дел, возбужденных в Волгоградской области, показывают, что инициатива вступления в коррупционные отношения, как правило, исходит от взяткодателя. Безнаказанность как коррупционеров, так и дающих взятки является важнейшим мотивирующим фактором вступления в коррупционные связи.

В-третьих, лица, совершающие коррупционные преступления в Волгоградском регионе, считают свои действия оправданными из-за: а) невысокой заработной платы, б) отсутствия социальной перспективы, в) бытовой неустроенности, г) воровства крупных федеральных чиновников из высших эшелонов власти и их безнаказанности.

В-четвертых, большинство региональных преступлений коррупционной направленности совершаются в сферах здравоохранения, образования, государственных и муниципальных структурах, где преимущественно работают женщины в возрасте от 20 до 40 лет со стажем работы от 5 до 20 лет на должностях лечащих врачей, учителей, преподавателей образовательных учреждений, а так же чиновников государственных и муниципальных структур среднего звена с доходом на одного члена семьи от 10 до 25 тысяч рублей. Этот доход не позволяет им решать элементарные бытовые задачи, не говоря о приобретении жилья. В совокупности перечисленные факторы создают благоприятную среду для совершения противоправных действий, которые, в силу специфики региональной социально-экономической ситуации, сложно решаемы.

Для снижения уровня коррупции в Волгоградской области необходимо реализовать комплекс взаимосвязанных экономических задач, связанных с увеличением заработной платы, улучшением бытовых условий, возвратом веры в социальную роль государства, а также изменением подходов к комплектации кадрами соответствующих государственных и муниципальных структур. Сделать обязательной процедуру участия общественности в процессе отбора и утверждения кандидатов на ключевые должности в силовые структуры, судебные органы, государственные и муниципальные институты с использованием современных технологий, в частности, изучением психологического портрета потенциального кандидата посредством мониторинга социальных сетей с целью выявления его негативных наклонностей.

Мероприятия антикоррупционной направленности должны проводиться против социальных коррупционеров, так как они составляют основную проблему региона. Противодействие должностным и коррупционным преступлениям должно основываться не только на использовании традиционных схем борьбы, но и активно применять арсенал цифровых технологий, позволяющих минимизировать или полностью исключить чиновника из бюрократической цепочки оказания государственных услуг гражданам и бизнесу в целом. Для этого необходимо развивать цифровые платформы наподобие госуслуг.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. В Волгоградской области за должностные преступления уволили более 50 полицейских. [Электронный ресурс] URL: https://v 102.ru/corruption/30763.html.
2. Глазунова Н. Волгоградская область попала в ТОП-10 криминогенных регионов России/Комсомольская правда.2019 август 27.
3. Егунов А. Ежегодный доклад «О противодействии коррупции в Волгоградской области в 2016 году». [Электронный ресурс] URL:https://kletskdon.ru/o-protivodejstvii-korrupcii-v-volgogradskoj- oblasti-v-2016-godu/.
4. Информационно-статистические материалы о состоянии преступности и основных результатах оперативно-служебной деятельности ГУ МВД России по Волгоградской области за первый квартал 2015 года. [Электронный ресурс] URL: https://34.xn--b1aew.xn-- p1ai/document/3331545.
5. Материалы к отчету начальника ГУ МВД России по Волгоградской области генерал-лейтенанта полиции А.Н. Кравченко перед депутатами Волгоградской областной Думы о состоянии преступности и основных результатах оперативно-служебной деятельности органов и подразделений за 2018 год. [Электронный ресурс] URL:https://34.xn--b1aew.xn--
p 1 ai/deyatelnost/Otcheti_o_rezultatah_raboti_GU_MVD/item/16140127.
6. Нормативные правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции. [Электронный ресурс] URL: https://ag.volgograd.ru/about/korrup/npa.php.
7. Программа противодействия коррупции в Волгоградской области на 2018 – 2020 годы. Список изменяющих документов (в ред. постановлений Губернатора Волгоградской обл. от 18.02.2019 N 72, от 12.04.2019 N 191.
8. Шлыкова А. 300 должностных лиц наказали за декларации в Волгоградской области. [Электронный ресурс] URL: https://riac34.ru/news/section/581/.
9. Экс-начальник отдела волгоградского Росимущества получил срок за должностные преступления. [Электронный ресурс] URL: http://nvgg.ru/society/eks-nachalnik-otdela-volgogradskogo- rosimushhestva-poluchil-srok-za-dolzhnostnyie-prestupleniya/.

Источник: Научно-информационный журнал “Вестник Международного юридического института” № 4 (71) 2019

Просмотров: 583

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

code