ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПЛЕНИИ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

БУКАЕВ Н.М., доктор юридических наук, профессор, академик РАЕН
ФИЛИППОВА Е.О.
ЧЕПРАСОВ М.Г.

Статья посвящена анализу незащищенности несовершеннолетних граждан в Российской Федерации. Особое внимание уделяется стратегиям государственной политики в сфере предупреждения и профилактики преступлений в отношении несовершеннолетних. Авторами проводится анализ мер, направленных на предупреждение преступлений в отношении несовершеннолетних. Делается вывод о том, что социальную профилактику преступных посягательств в отношении несовершеннолетних должны составлять такие направления деятельности, которые нейтрализуют, уменьшают, исключают возможное проявление социальных, материальных и психологических предпосылок их совершения. Необходимо создание такой системы профилактики, которая обеспечит в комплексе педагогическую, медицинскую и психологическую помощь несовершеннолетнему и его семье.

Ключевые слова: преступность, преступление, несовершеннолетний, предупреждение преступлений, профилактика преступлений, семья, государство, уголовная ответственность, посягательство, незащищенность.

 

Огромный интерес к проблемам несовершеннолетних граждан существовал во все времена. Это связано с тем, что дети – будущее человечества, и они должны расти и развиваться здоровыми как физически, так и морально. В свете неоднозначной ситуации, которая наблюдается на международном уровне, безопасность человека и общества в целом выходит на одно из приоритетных мест.

Во всех странах, независимо от политической, экономической и идеологической структуры, существовал и существует целый ряд форм насилия в отношении несовершеннолетних. Тысячи подростков по всему миру, спасаясь от насилия в семье, покидают свои дома, следствием чего становятся детская беспризорность и безнадзорность, несовершеннолетние вовлекаются в систематическое употребление алкогольных напитков, нар – котических средств, в проституцию, в преступную и антиобщественную деятельность, многие из них так и не возвращаются в свои дома.

Используя в нормотворческой деятельности термин «несовершеннолетний», государства не только определяют правовую грань между несовершеннолетием и совершеннолетием, но и создают тем самым самостоятельную возрастную группу граждан – носителей специфических обязанностей и прав. В первую очередь это связано с необходимостью особой правовой защиты несовершеннолетних. Возрастные факторы, затрудняющие адаптацию несовершеннолетних к изменяющимся условиям жизни, могут компенсироваться лишь повышенной законодательной защитой таких граждан.

Всеобщая декларация прав человека гласит, что дети имеют право на особую помощь и защиту. Российское законодательство, и в первую очередь Конституция Российской Федерации, гарантирует поддержку семьи, материнства и детства на государственном уровне. Российская Федерация, подписав Конвенцию о правах ребенка, а также другие международные нормативные акты в
области прав детей, выразила приверженность участию в стремлениях международного сообщества по созданию для жизни детей комфортных условий.

Уголовное законодательство России также защищает социальные и общественные взаимоотношения, связанные с созданием условий, способствующих нормальному моральному и физическому формированию личности несовершеннолетнего гражданина. Уголовный закон служит одним из средств защиты ребенка от незаконных посягательств, обеспечивает нормальное воспитание и развитие несовершеннолетних граждан. Уголовным кодексом Российской Федерации (далее – УК РФ) предусмотрены составы преступлений, уголовная ответственность по которым наступает за их совершение в отношении несовершеннолетних.

За последнее десятилетие в России создание условий для защищенного и благополучного детства стало одним из главных национальных приоритетов. В своих посланиях к Федеральному Собранию Президент Российской Федерации поставил задачи по разработке результативной и современной государственной политики в области детства и материнства. Проблемы детства и направления их решения нашли отражение в Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года и Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года .

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации 2018-2027 годы объявлены «Десятилетием детства». Данный проект должен стать закономерным продолжением Национальной стратегии действий в интересах несовершеннолетних граждан. Эта программа дает возможность в комплексе решать тактические и стратегические задачи в рассматриваемой сфере.

Реализуемые меры уже дают заметные результаты: наметились положительные тенденции повышения рождаемости и снижения младенческой смертности, увеличения количества устроенных в семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, улучшения социально-экономического положения семей с детьми, повышения доступности для детей медицины и образования.

Однако проблемы, связанные с формированием комфортных условий для жизни детей, сохраняют свою остроту. В отдельных регионах численность детей продолжает сокращаться, значительная доля детей дошкольного возраста и учащихся общеобразовательных учреждений страдает различными заболеваниями и имеет те или иные функциональные отклонения .

В настоящее время вопросы, касающиеся изучения преступлений в отношении несовершеннолетних являются, бесспорно, актуальными. Связано это с тем, что проблема преступности, жертвами которой становятся несовершеннолетние, приобрела особую важность для населения. Зачастую сами взрослые вовлекают несовершеннолетних лиц в совершение преступных действий, чем деформируют процесс воспитания детей. При этом несовершеннолетние граждане, совершающие общественно опасные деяния, подлежат менее строгому наказанию, чем взрослые.

Актуальность проводимого нами исследования объясняется еще и тем, что защита прав несовершеннолетних малоизучена в теоретическом и практическом планах. На современном этапе развития общества нужно принимать законодательные и организационные меры, которые будут направлены на повышение результативности правового регулирования социальных отношений, принимать меры к исправлению и предотвращению ошибок, которые были допущены в прошлом при формировании законодательства в отношении несовершеннолетних, аккумулировать передовые достижения уголовно-правовой мысли.

Кроме того, следует проводить постоянный мониторинг федерального и регионального законодательства, регулирующего отношения, связанные с назначением ответственности за правонарушения в отношении несовершеннолетних, в целях выявления имеющихся противоречий законодательных актов, пробелов права и своевременного их устранения. Например, как видно из опыта судебной практики, было бы правильно поставить вопрос об исключении из ст. 153 УК РФ слов «совершенная из корыстных или иных низменных побуждений», так как какими бы мотивами ни руководствовался преступник, будь то даже сочувствие, объекту преступления в любом случае причиняется сильнейший ущерб.

Явное несоответствие обнаруживается в правовых нормах, предусмотренных ст. 155 УК РФ и ст. 139 Семейного кодекса Российской Федерации . Последней предусмотрено, что должностные лица, которые задействованы в усыновлении или осведомлены о нем, обязаны сохранять тайну усыновления. Разглашение этой тайны указанными лицами против воли усыновителей влечет привлечение их к ответственности. Ст. 155 УК РФ предусматривает ответственность за данное деяние, однако только в том случае, если преступление было совершено из низменных или корыстных побуждений. Подобные несоответствия также свидетельствуют об актуальности рассматриваемой нами темы.

Среди факторов социальной напряженности в России на одно из первых мест население ставит вопрос незащищенности несовершеннолетних граждан и в целом семьи от преступных посягательств.

Большая общественная опасность преступлений требует не только их своевременного выявления, пресечения и раскрытия, но и прежде всего недопущения самих этих преступных деяний. Неотъемлемой частью социального управления является предупреждение преступлений против семьи и несовершеннолетних, что предполагает осуществление комплекса разнообразных и в то же время взаимосвязанных мер правового, социального, экономического характера, направленных на исправление личности преступников.

Статистические данные показывают, что ежегодно следственными органами Следственного комитета России расследуется свыше 17 тысяч преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних. Из них 3,5% составляют убийства, более 9,7% – изнасилования, почти 22,9% – факты насильственных действий сексуального характера [4, с. 36]. Об актуальности проблемы ярко свидетельствует недавний вопиющий случай, произошедший в Ингушетии: семилетняя девочка Алиша была жестоко избита родственницей, по настоящее время ребенок находится в реабилитационном центре в Москве.

По данным информационно-аналитической записки о проводимой УМВД России по Оренбургской области работе по охране общественного порядка, обеспечению безопасности, защите прав и законных интересов граждан от преступных посягательств, а также принимаемых мерах по обеспечению общественного доверия и поддержки граждан за 2017 год, на территории Оренбургской области в указанном году в отношении несовершеннолетних совершено 1713 преступлений (рост – 78,4%) .

Меры предупреждения преступности в зависимости от характера решаемых задач можно разделить на общие, специализированные, индивидуальные.

Первым этапом системного предупреждения преступности называют профилактику преступлений, то есть меры, которые направлены на обнаружение и устранение условий и причин тех или иных преступлений, на установление лиц, потенциально способных совершить противоправное деяние, осуществляемые для направленного предупредительного воздействия.

Важнейшее значение в профилактике преступлений против несовершеннолетних имеет федеральная социальная политика государства и система защиты детей. Под этим понимается образованная в силу закона совокупность правовых, социальных, воспитательных, технических, организационных средств и мер оптимального обеспечения законных интересов и прав несовершеннолетних, защиты их от посягательств со стороны государственных органов, должностных лиц, граждан, а также их собственной семьи, ограждения подростков от вовлечения в преступную или антиобщественную деятельность [2, с. 12].

Социальную профилактику преступных посягательств в отношении несовершеннолетних должны составлять такие направления деятельности, которые нейтрализуют, уменьшают, исключают возможное проявление социальных, материальных и психологических предпосылок их совершения. Необходимо создание такой системы профилактики, которая обеспечит в комплексе педагогическую, медицинскую и психологическую помощь несовершеннолетнему и его семье.

Специфичность задач и особенности предупредительных мер определяют систему субъектов предупредительной деятельности, их компетенцию и взаимодействие друг с другом и иными органами.

Как правило, субъекты предупреждения преступности делят на три группы:

1) субъекты общесоциального предупреждения. К их числу относятся федеральные, региональные и местные органы власти и управления, а также общественные объединения, которые непосредственно не выполняют правоохранительных функций;

2) субъекты специального предупреждения. К их числу относятся: государственные правоохранительные органы, которые непосредственно выполняют правоохранительные функции, такие как МВД, ФСБ и др.; государственные структуры, которые не являются правоохранительными органами, но выполняют правоохранительные функции, например комиссии по делам несовершеннолетних; общественные и частные объединения, которые содействуют выполнению правоохранительных задач, такие как частные охранные предприятия;

3) субъекты индивидуального предупреждения – граждане, непосредственно взаимодействующие с потенциальными преступниками, то есть родители, законные представители, соседи, учителя, преподаватели и др.

Если анализировать структуру предупредительной деятельности по вертикали, можно выделить в ней три уровня:

1. Федеральный уровень, на котором осуществляются:

– координация всей предупредительной деятельности;

– установление минимального стандарта предупредительных, профилактических, а также реабилитационных процедур;

– выявление региональных и местных ресурсов предупредительной деятельности;

– правовое и научно-методическое обеспечение предупредительной деятельности;

– проверка реализации региональных и муниципальных программ по предупреждению преступности.

На федеральном уровне в рамках государственной программы «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» к категории основных мероприятий оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел относится предупреждение правонарушений и антиобщественных действий, совершаемых несовершеннолетними и совершаемых в отношении них.

2. Региональный уровень, на котором субъекты Российской Федерации реализуют следующие мероприятия:

– формирование и разработка стратегии реализации региональной программы по предупреждению преступлений силами специалистов, осуществляющих предупредительную деятельность в субъекте;

– использование региональных ресурсов;

– реализация профилактических и иных программ по предупреждению преступности;

– применение наработанного положительного, а также учет отрицательного опыта работы по предупреждению преступлений;

– учет в практической деятельности специфики региональных условий: климатогеографических, этнокультурных, демографических, социально-экономических;

– осуществление контроля за реализацией региональных программ и т.д.

Например, на региональном уровне утверждена государственная программа «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в Оренбургской области» на 2014-2020 годы . Основными задачами данной Программы в рамках подпрограммы № 5 «Профилактика безнадзорности, беспризорности и правонарушений, совершаемых несовершеннолетними и в отношении них» являются:

а) предупреждение жестокого обращения с несовершеннолетними. В целях обеспечения решения этой задачи обеспечивается:

– повышение эффективности реализации профилактической работы с неблагополучными семьями, состоящими на различных видах профилактического учета;

– обнаружение фактов семейного неблагополучия на раннем этапе;

– осуществление каждодневного мониторинга фактов жестокого обращения с несовершеннолетними, принимаемых мер по устранению причин и условий, способствовавших их возникновению;

– оперативное реагирование на жалобы и обращения, в том числе поступающие на «телефон доверия», от несовершеннолетних, пострадавших от жестокого обращения, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или ставших жертвами преступного посягательства;

б) повышение качества жизни несовершеннолетних области;

в) профилактика преступлений, совершаемых в отношении несовершеннолетних.

В рамках деятельности, предусмотренной последним из перечисленных пунктов, организована работа школьной службы примирения и уполномоченных по правам ребенка в государственных образовательных и муниципальных общеобразовательных учреждениях области, осуществляется работа по повышению профессионального уровня педагогических работников в части, касающейся вопросов профилактики правонарушений в образовательной среде.

Ожидаемыми результатами реализации подпрограммы являются: создание эффективной системы профилактики правонарушений, совершаемых в отношении несовершеннолетних; совершенствование работы, направленной на повышение роли и значения семьи в воспитании детей, укрепление воспитательного потенциала семьи и несовершеннолетних.
3. Местный уровень, на котором муниципальными образованиями непосредственно осуществляется основная часть индивидуальной профилактической и иной предупредительной деятельности [3, с. 25].

В муниципальных образованиях Оренбургской области нормативными правовыми актами муниципального уровня утверждены соответствующие муниципальные программы. Например, постановлением Администрации муниципального образования город Но- вотроицк Оренбургской области утверждена муниципальная программа «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в муниципальном образовании город Новотроицк Оренбургской области на 2015 – 2020 годы» . Основными задачами данной программы являются: снижение уровня преступности на территории муниципального образования город Новотроицк; развитие системы социальной профилактики правонарушений; оптимизация работы по предупреждению и профилактике правонарушений и т.д.

Благоприятное влияние уголовной ответственности, ее предупредительная роль реализуются без фактического применения наказания. Существенное значение имеет правовое стимулирование правомерного поведения законопослушных лиц, обращенное на то, чтобы создать необходимые правовые предпосылки для добровольного исполнения законодательства и гарантии правомерного, социально полезного поведения граждан. В данном случае уголовная ответственность должна постоянно преследовать созидательные, воспитательные, предупредительные цели, добиваться от граждан ответственного, законопослушного поведения, действий не из страха перед наказанием, а из осознанных и этических побуждений, по велению совести, из убеждения в необходимости действовать в соответствии с законом [1, с. 263].

Библиографический список:

1. Балеев С.А., Волков Б.С., Кругликов Л.Л. и др. Уголовное право России. Общая часть: Учебник / Под ред. Ф.Р. Сундурова, И.А. Тарханова; 3-е изд., перераб. и доп. М.: Статут, 2009. 751 с. ISBN 978-5-8354-0573-2.
2. Ханова З.Р. Социально-экономические меры профилактики антисоциального поведения несовершеннолетних // Вопросы ювенальной юстиции. 2013. № 5. С. 11-13.
3. Оноколов Ю.П. Теоретические аспекты определения понятий, связанных с предупреждением преступности // Миграционное право. 2011. № 3. С. 23-27.
4. Куликова О.Н. Вопросы профилактики преступлений, совершаемых в отношении несовершеннолетних // Российский следователь. 2015. № 5. С. 35-38.

Источник: Научно-теоретический журнал “Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России”. № 4 (58) 2019.

Просмотров: 212

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

code