Особенности допроса несовершеннолетних участников уголовного судопроизводства

А.А.Крайнова

Статья содержит анализ характерных особенностей допроса несовершеннолетних, которые должны быть учтены следователем при расследовании и раскрытии преступлений. При этом обращено внимание на редакционные изменения допроса несовершеннолетних потерпевших и свидетелей (статья 191 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации). Также рассматриваются процедуры гарантий обеспечения прав участников уголовного судопроизводства, не достигших совершеннолетия.

Ключевые слова: несовершеннолетние потерпевшие; свидетели; подозреваемые; обвиняемые; подсудимые; особенности допроса; изменения в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации; ювенальные суды.

 

Под допросом понимается сложное и многоаспектное следственное действие, осуществляемое в целях получения информации, имеющей значение для дела, исходя из того, как она воспринята и зафиксирована в памяти допрашиваемого. Допрос является наиболее распространенным способом раскрытия и расследования преступлений, что связано с простым порядком его производства. Вместе с тем процедура допроса сложная, т. к. для его результативности требуется знание не только норм уголовно-процессуального права, но и положений других наук – криминалистики, психологии, педагогики. Следователь затрачивает 60 % своего рабочего времени именно на допрос .
Особенностям проведения допроса несовершеннолетних лиц в уголовном процессе посвящены ст. 191 и 425 УПК РФ. Так, ст. 191 УПК РФ закрепляет характеристики допроса несовершеннолетних в статусе потерпевших и свидетелей, а ст. 425 УПК РФ – подозреваемых и обвиняемых (те же положения распространяются на несовершеннолетних подсудимых).

Процессуальные требования к допросу несовершеннолетних аналогичны общему порядку, однако имеют свои особенности.

Во-первых, свидетели и потерпевшие, не достигшие 16 лет, не предупреждаются об уголовной ответственности за дачу ложных показаний или за отказ от показаний. Следователь лишь указывает данным лицам на необходимость говорить правду (ч. 2 ст. 191 УПК РФ).

Во-вторых, закреплено участие психолога или педагога (ранее – только педагога в ст. 191 УПК РФ). Их участие обязательно для лиц, не достигших шестнадцати лет или достигших этого возраста, но страдающих психическим расстройством или отстающих в психическом развитии. Однако неразрешенным осталось то, что законодательно не регламентированы требования, предъявляемые к педагогу или психологу. В п. 62 ст. 5 УПК РФ имеется только определение педагога. Также неочевидно, в какой из ситуаций следователю и дознавателю нужно привлекать психолога, а в какой – педагога. В науке также не имеется единой точки зрения по данному аспекту.

Так, Э. Б. Мельникова полагает, что более полезным будут специальные знания психолога, нежели педагога. Поскольку, по ее мнению, присутствие психолога поможет правильно сформулировать вопросы, тем самым обеспечив полноту допроса .

И напротив, И. А. Макаренко в своем диссертационном исследовании обосновывает необходимость привлечения педагога, но только в случаях совершения преступления несовершеннолетним с особым цинизмом . Третьим лицом, участвующим в допросе несовершеннолетних потерпевшего, свидетеля, подозреваемого и обвиняемого, является законный представитель. Однако в Комментариях к Уголовно- процессуальному кодексу Российской Федерации доктор юридических наук Б. Т. Безлепкин справедливо называет спорным положение, согласно которому при производстве следственных действий с участием свидетеля вправе присутствовать его законный представитель. Он обосновывает это следующими аргументами: в числе основных понятий, используемых в УПК РФ (ст. 5), законный представитель свидетеля вообще не упоминается, отсутствует он и в ряду участников уголовного судопроизводства, исчерпывающий перечень и процессуальное положение которых содержатся в разделе 2 УПК РФ; а также законный представитель допускается только к участию в уголовном процессе со стороны обвинения и защиты, тогда как свидетель к сторонам уголовного процесса не принадлежит. Вместе с тем участие законного представителя «способно свести к нулю объективные результаты следственного действия», потому что несовершеннолетний свидетель будет заискивать перед своим законным представителем, который приходится наиболее близким человеком свидетелю, не достигшему совершеннолетия .

Дополнительные средства обеспечения прав несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых заключаются в двойном представительстве прав несовершеннолетних во время допроса – обязательное участие защитника и законного представителя. Участие защитника необходимо даже в тех случаях, если несовершеннолетнее лицо достигло возраста совершеннолетия на момент рассмотрения дела в суде. Расходы на привлечение защитника берет на себя государство. И также если законный представитель участвует в качестве защитника, то все равно участие защитника обязательно (ст. 51 УПК РФ).

В-третьих, введена непрерывная продолжительность и максимальное время на производство следственных действий по возрастным категориям несовершеннолетних. Так, «в возрасте до семи лет они не могут продолжаться без перерыва более 30 минут, а в общей сложности – более одного часа, в возрасте от семи до четырнадцати лет – более одного часа, а в общей сложности – более двух часов, в возрасте старше четырнадцати лет – более двух часов, а в общей сложности – более четырех часов в день» (ч. 1 ст. 191 УПК РФ). В отношении несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых закреплен допрос продолжительностью без перерыва не более 2 часов, а в общей сложности – не более 4 часов в день (ч. 1 ст. 425 УПК РФ).

В-четвертых, установлено применение видеозаписи или киносъемки, за исключением случаев, когда несовершеннолетний и его законный представитель против этого возражают (п. 4 ст. 191 УПК РФ). Если съемка состоялась, диск с видеозаписью прикладывают к материалам уголовного дела, и при необходимости к нему можно обратиться позже, при рассмотрении дела в судебном заседании.

Тактические особенности обусловлены своеобразием психики и возраста несовершеннолетнего. Первостепенное значение имеет психологический контакт следователя с несовершеннолетним лицом во время допроса. Для детей дошкольного возраста рекомендуется задавать вопросы во время игры в удобной обстановке путем погружения в ситуацию. Так ребенку удастся восстановить события в памяти. Допрос не должен быть долгим. Поскольку дети легче воспринимают информацию через картинки, перед допросом можно попросить ребенка зарисовать все то, что он помнит о событии . Дети дошкольного возраста также отчетливо запоминают эмоциональные черты лица (злое, страшное, доброе). К детским показаниям следует относиться с осторожностью и оценивать их в совокупности с другими показаниями.

В статье П. В. Эдиловой подмечаются также психологические особенности в зависимости от тендерной принадлежности, установленные психологами и сотрудниками НИИ МВД России И. Е. Реуцкой и О. И. Бродченко. Их исследования показали, что мальчики легче ориентируются в пространстве, дают более четкие определения, излагают мысли четче, обладают более высокой степенью концентрации и внимания. Соответственно, от следователя требуется спрашивать их только по сути дела, говорить с ними кратко и прямо. Девушкам же свойственна большая степень субъективизма, впечатлительности, они говорят красочней, беглей, полагаются больше на интуицию, жесты и мимику .

Перед допросом подростка следователю целесообразней поговорить с ним на отвлеченные темы, узнать о его интересах, увлечениях. Сам допрос следует начинать со свободного рассказа. От следователя требуется говорить четко, неторопливо, уверенно, спокойно. В противном же случае подросток может почувствовать страх перед следователем и замкнуться в себе или же оговорить себя.

Для юношей и девушек от 15-17 лет допрос лучше проводить в официальной обстановке. Так подростки проникнутся чувством ответственности и скорее дадут правдивые показания. Допрос несовершеннолетних желательно проводить как можно раньше после произошедшего, поскольку эмоциональная жизнь подростка насыщена и яркие впечатления быстро сменяются одни другими. Подростки наиболее полно запоминают отдельные конкретные детали (номер машины, характерные приметы преступника). Подростки 17-18 лет могут быть допрошены с применением тактических приемов, используемых при применении допроса для взрослых.

Таким образом, исходя из вышесказанного, можно говорить о том, что законодательством в равной мере предусмотрены гарантии обеспечения прав несовершеннолетних всех категорий: потерпевшего, свидетеля, подозреваемого, обвиняемого и подсудимого. Особые требования к допросу лиц, не достигших совершеннолетия, обусловлены максимальной защитой их прав и интересов, исходя из личностных особенностей данной категории лиц (возраст, тип психики и уровень развития). Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в гл. 50 отражает требования международных стандартов – Минимальных стандартных правил ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) о повышенной защите несовершеннолетних. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 432-ФЭ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования прав потерпевших в уголовном судопроизводстве» закрепил более детальное регулирование допроса несовершеннолетних. Новеллы явились значительным шагом на пути создания ювенальных судов в нашей стране. Несмотря на отсутствие автономных ювенальных судов в Российской Федерации, имеются все предпосылки для их воссоздания, поскольку существовавшая с 1910-1918 гг. модель ювенальной юстиции оценивалась как эффективная.

Библиографический список

1. Безлепкин Б. Т. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Б. Т. Безлепкин. – 14-е изд., перераб. и доп. – Москва: Проспект, 2018.
2. Кузнецова С. В. Тактика допроса несовершеннолетних / С. В. Кузнецова, Т. С. Кобцова. – Москва: Экзамен, 2004.
3. Макаренко И. А. Система тактических приемов допросов несовершеннолетнего обвиняемого с учетом следственных ситуаций и психологических свойств допрашиваемого: дис. . канд. юрид. наук / И. А. Макаренко. – Уфа, 1998.
4. Мельникова Э. Б. Ювенальная юстиция. Проблемы уголовного права, уголовного процесса и криминологии: учебное пособие / Э. Б. Мельникова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва, 2001.
5. Эдилова П. В. Тактические особенности допроса несовершеннолетнего / П. В. Эдилова // Евразийская адвокатура. – 2018. – С. 29-33.

Научно-практический журнал “Вестник Уральского юридического института МВД России” № 4 (24), 2019

Просмотров: 16

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

code