О совершенствовании международного уголовно-процессуального механизма розыска лиц, совершивших коррупционные преступления

А.А.Матчанов, доктор юридических наук

В данной статье рассмотрены проблемы международно-правового регулирования механизма розыска лиц, совершивших коррупционные преступления, особенности сотрудничества, координации совместных действий государств между собой и с международными организациями, осуществляющими борьбу с коррупцией. На основе проведенного исследования делается вывод о необходимости совершенствования уголовно-процессуального механизма розыска лиц, совершивших коррупционные преступления.

Ключевые слова: международный розыск; коррупционные преступления; технология розыска; правоохранительные органы государства; международное сотрудничество.

 

В современном мире преступность выходит за границы отдельного государства и приобретает транснациональный характер. Это относится и к коррупционным преступлениям, противодействие которым затрагивает интересы практически всех стран. Одной из имеющихся проблем является розыск лиц, совершивших коррупционные преступления, которые в своем большинстве скрываются за пределами государства, где преступление было совершено. Для их розыска, задержания и последующей экстрадиции необходим механизм международного сотрудничества и взаимодействия субъектов розыска как на национальном, так и на межгосударственном уровне.

Согласно уголовно-процессуальному и оперативно-розыскному законодательству сотрудники уголовного розыска осуществляют непосредственный розыск и задержание преступников, объявленных в международный розыск. По мнению Д. Э. Каримовой, в действующем Уголовно-процессуальном кодексе Узбекистана не урегулирован оптимальный процессуальный механизм взаимодействия следователя с подразделениями уголовного розыска, «имеются лишь задатки данного механизма, но сам процессуальный порядок взаимодействия не отвечает современным требованиям» .

Оптимизация процедуры международного розыска лиц, совершивших коррупционные преступления, их задержания и последующей экстрадиции настоятельно требует совершенствования механизма с точки зрения организации сотрудничества (взаимодействия) стран в данной сфере. На наш взгляд, этот процесс необходимо совершенствовать в двух основных направлениях: нормативно-правовом регулировании механизма внутригосударственного розыска лиц, объявленных в международный розыск, и координации деятельности соответствующих международных организаций и национальных органов, ответственных за результаты розыска.

Успех каждой страны и всего мирового сообщества суверенных государств в противодействии коррупции слагается из общего количества уголовных дел, завершившихся успешным розыском и привлечением преступников к уголовной ответственности. При умышленном уклонении преступников от расследования посредством укрытия в других странах возникает необходимость сотрудничества государств в осуществлении международного розыска виновных в коррупции лиц и решении вопроса об их экстрадиции. Д. Ш. Умарханова в целях обеспечения неотвратимости ответственности за совершение транснациональных преступлений (в том числе и коррупционных) предлагает принять Типовой договор ООН «О создании оперативно-следственных групп», «регулирующий отношения по обмену оперативной информацией для розыска преступников, сбора или поиска доказательств, совместных действий уполномоченных органов государств» .

В Узбекистане розыск лиц, совершивших коррупционные преступления, регулируется разделом 14 «Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства» Уголовно-процессуальном кодексе Узбекистана (ст. 592-609), а также в многосторонних и двусторонних договорах. Разновидностью последнего варианта является межгосударственный розыск, который осуществляется в пределах СНГ (стран ближнего зарубежья), в то время как международный розыск осуществляется на территориях других государств (стран дальнего зарубежья).

Таким специальным международным актом, непосредственно регулирующим сотрудничество в организации розыска лиц, совершивших преступления, является утвержденный в мае 2011 г. Договор государств – участников Содружества Независимых Государств (далее – СНГ) о межгосударственном ро- зыске . Кроме этого, имеются и другие, универсальные международные документы, которые имеют отношение к розыску и выдаче лиц, совершивших преступления: «Типовой договор о выдаче»; «Типовой договор о взаимной помощи в области уголовного правосудия» и др.

Относительно правового регулирования межгосударственного и международного розыска В. П. Илларионов и И. В. Путова указывают, что данный вид розыска, кроме национального законодательства, основывается на источниках международного права, а именно на международных договорах .

Указанные договоры стран СНГ направлены на осуществление эффективного взаимодействия компетентных правоохранительных органов стран содружества. Относительно этого С. Е. Еркенов отмечает, что они содействуют осуществлению «межгосударственного розыска участников преступных сообществ, лиц, совершивших наиболее опасные преступления и скрывающихся от уголовного преследования» .

В процессе межгосударственного, международного розыска лиц, совершивших коррупционные преступления, реализуется комплекс уголовно-процессуальных, международных правовых, организационных, оперативно-розыскных, информационно-криминалистических и иных мероприятий. Особую роль в розыскном процессе занимают международные организации уголовной полиции, такие как Интерпол, Европол, Америкапол и некоторые другие, координирующие, систематизирующие международный розыск лиц, совершивших преступления коррупционной направленности.

По официальным данным, сотрудничество стран СНГ в борьбе с организованной преступностью, в том числе в розыске лиц, совершивших преступления, связанные с проявлениями коррупции, в последние годы было плодотворным. Правоохранительные органы планируют раскрыть больше преступлений путем активного международного сотрудничества.

На наш взгляд, в настоящее время необходимо разработать эффективный механизм международного сотрудничества в обнаружении, задержании и экстрадиции лиц, объявленных в международный (межгосударственный) розыск. В этом отношении организация данного вида розыска предполагает совершенствование правового основания посредством разработки единого многостороннего договора о международном розыске лиц, совершивших преступления, по примеру аналогичного договора стран Содружества Независимых Государств о межгосударственном розыске, о котором уже шла речь ранее.

По своей сути международный и межгосударственный договор являются однородными, различающимися в основном по территориальному признаку. Относительно этого А. В. Дунаева отмечает, что «межгосударственный розыск – это разновидность международного розыска, который осуществляется теми же мероприятиями, средствами и с той же целью, но на территории двух государств по инициативе правоохранительных органов одного из указанных государств» . Принятие подобного договора в рамках мирового сообщества или организации Интерпол оказало бы существенное влияние на эффективность сотрудничества в налаживании международного розыска лиц, совершивших преступления.

Н. Г. Гасымов, анализируя причины, способствовавшие возникновению международного розыска, выделяет из них две главные: 1) проявление и активный рост транснациональной преступности; 2) общепризнанный принцип в сфере сотрудничества государств в борьбе с преступностью – уважение национального суверенитета стран-участниц, согласно которому правоохранительные органы одного государства не могут действовать на территории другого . С этим мнением можно согласиться, прибавив к этому необходимость создания эффективного комплексного правоприменительного механизма розыска лиц, совершивших преступления.

В этом отношении можно привести мнение И. В. Путовой, определяющей, что «международный розыск преступников в современных условиях развития и интенсификации международных связей является одним из важнейших направлений сотрудничества государств.» . Полагаем, что настало время для восприятия международного розыска как явления комплексного, многогранного, включающего в себя технологический процесс национального уголовно- процессуального, криминалистического, оперативно-розыскного законодательства и международного права.

Вышеуказанные мнения заслуживают внимания, но, на наш взгляд, их необходимо скорректировать, внеся уточнение о том, что розыскной механизм связан с особенностями объектов розыска – лицами, совершившими определенный вид преступления и объявленными в межгосударственный или международный розыск. Мы считаем, что под этими видами розыска следует понимать деятельность соответствующих правоохранительных структур государств- участников, наделенных полномочиями осуществления комплексных розыскных, оперативно-розыскных и международно-организационных мероприятий по имеющемуся требованию страны – инициатора розыска на территории стран-участниц при оформлении соответствующих документов о задержании скрывающегося и заключении под стражу или иной мере пресечения.

Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать вывод, что международный розыск лиц, совершивших коррупционные преступления, в том числе и розыск, проводимый в рамках Интерпола, межгосударственный розыск, осуществляемый в странах СНГ, в недостаточной степени отвечает предъявляемым требованиям, необходимо совершенствование уголовно-процессуального порядка, криминалистической тактики в условиях новых реалий научно-технического прогресса, инновационных технологий, оказывающих существенное влияние на оптимизацию механизма международного розыска скрывающихся преступников.

Библиографический список

1. Гасымов Н. Г. Международный розыск: вопросы теории и практики: автореф. дис. … д-ра юрид. наук / Н. Г. Гасымов. – Москва, 2005. – 49 с.
2. Дунаева А. В. О понятиях межгосударственного и международного видов розыска / А. В. Дунаева // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2013. – № 1. – С. 85.
3. Еркенов С. Е. Взаимодействие правоохранительных органов стран СНГ при раскрытии и расследовании транснациональных преступлений: автореф. дис. … д-ра юрид. наук / С. Е. Еркенов. – Москва, 2000. – 48 с.
4. Илларионов В. П. Правовые и организационно-методические аспекты международного розыска преступников: учебное пособие / В. П. Илларионов, И. В. Путова. – Москва: Книжный мир, 1999. – 94 с.
5. Каримова Д. Э. Совершенствование взаимодействия следователя органов внутренних дел с подразделениями уголовного розыска: автореф. дис д-ра филос. наук / Д. Э. Каримова. – Ташкент, 2018. – 54 с.
6. Путова И. В. Международный розыск преступников: правовые, организационные, оперативно-тактические аспекты: автореф. дис. … канд. юрид. наук / И. В. Путова. – Москва, 2001. – 23 с.
7. Умарханова Д. Ш. Совершенствование механизма международного сотрудничества по уголовным делам: автореф. дис. … д-ра юрид. наук / Д. Ш. Умарханова. – Ташкент, 2018. – 78 с.

Научно-практический журнал “Вестник Уральского юридического института МВД России” № 4 (24), 2019

Просмотров: 19

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

code