УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ: ОПЫТ СРАВНИТЕЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Е.А.ПИКИНА

В статье представлен результат сравнительного исследования зарубежной управленческой деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения (США, Франция, Израиль). Наиболее перспективным для внедрения в России видится положительный опыт по преподаванию в рамках начального обучения детей предмета «Безопасное поведение на дороге», созданию профильных федеральных комиссий, занимающихся специальными направлениями обеспечения безопасности дорожного движения, внедрению балльной системы учета нарушений правил дорожного движения, привлечению к обеспечению безопасности дорожного движения в том или ином регионе сотрудников полиции из других регионов. Делается вывод о том, что использование прогрессивного положительного опыта зарубежных стран, применение некоторых наиболее эффективных его элементов будет способствовать улучшению ситуации на дорогах России.

Ключевые слова: безопасность дорожного движения, правила дорожного движения, автомобильная дорога, правонарушения в области дорожного движения, ГИБДД, Европейская дорожная полиция, дорожная автоинспекция Израиля.

 

Тенденции эволюции социума, экономики, современных технологий за последние десятилетия качественно трансформировали дорожное движение по всему миру и существенно подняли уровень требований к обеспечению безопасности в данной сфере. В последнее время проблематика административно-правового регулирования управленческой деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения активно исследуется отечественными учеными , однако положительный опыт развитых зарубежных государств и возможности его использования в России изучены не достаточно.

В Соединенных Штатах Америки не существует единого законодательства, регламентирующего вопросы управления обеспечением безопасности дорожного движения. В самом общем плане они прописаны в Своде законов США, а более подробно изложены в правилах дорожного движения отдельных штатов, инструкциях Министерства транспорта и других ведомств. Практические вопросы обеспечения безопасности на дорогах находятся в исключительной компетенции полиции. В ее задачи входит осуществление всего комплекса мер по предотвращению и ликвидации последствий дорожно- транспортных происшествий, соблюдению правил дорожного движения, а также проведению превентивных разъяснительных мероприятий с участниками дорожного движения.

Следует отметить, что эта управленческая деятельность осуществляется строго в границах соответствующего штата, муниципального образования либо отдельной дорожной зоны. К примеру, в случае дорожно-транспортного происшествия в городской, застроенной части Вашингтона на место аварии выезжает муниципальная полиция. Если же это парковая зона, находящаяся практически в городской черте, – специальная полиция парков. При выезде из города на магистралях эти функции выполняет полицейская служба скоростных дорог. Полицейские различных юрисдикций не имеют права вмешиваться в действия своих коллег, а в некоторых штатах полицейским машинам даже запрещено пересекать границы соседнего штата.

В США не существует единых правил дорожного движения. Сходные в целом с общепринятыми в мире, они тем не менее различаются в зависимости от особенностей законодательства тех или иных штатов по многим параметрам. Прежде всего – по разрешенной скорости движения на скоростных дорогах и в населенных пунктах. Специфические правила и скоростной режим предусмотрены внутри национальных парков, лесов и территорий индейских поселений.

Не имеется в США аналогичной ГИБДД МВД России структуры федерального уровня, в чьи обязанности входили бы общий контроль за безопасностью дорожного движения и межведомственная координация. В части, касающейся скоростных дорог, данными вопросами занимается Федеральная администрация по скоростным дорогам (Federal Highway Administration). Это – структурное подразделение Министерства транспорта, в компетенцию которого входят все аспекты поддержания в соответствующем состоянии автомагистралей федерального значения (а они протянулись примерно на 200 тысяч миль). Администрация разрабатывает и осуществляет комплекс мер по оптимальной организации дорожного движения на скоростных дорогах, внедрению современных технологий, в том числе в сферах обеспечения безопасности движения и охраны окружающей среды. Под ее эгидой в настоящее время реализуются две основные программы: по обновлению дорог федерального значения, пролегающих через национальные парки и леса, а также программа помощи региональным и местным властям. Бюджет администрации складывается в основном из отчислений от федеральных и местных налогов на бензин и автотранспорт . Некоторые задачи по решению проблем управления обеспечением безопасности на скоростных дорогах занимаются также Национальная администрация по безопасности движения на скоростных магистралях (National Highway Traffic Safety Administration) и Федеральная администрация безопасности автотранспорта (Federal Motor Carrier Safety Administration). Федеральное управление автомобильных дорог США было создано в Министерстве транспорта в 2000 году в соответствии с законом «Об усилении безопасности автотранспортных средств» 1999 года. Основная его задача – предотвращать гибель и травмы, связанные с коммерческими транспортными средствами. Деятельность этой структуры способствует обеспечению безопасности при эксплуатации автотранспортных средств путем строгого соблюдения правил безопасности, совершенствования информационных систем безопасности и технологий коммерческого транспорта, укрепления коммерческого автомобильного оборудования и эксплуатационных стандартов, повышения осведомленности водителей транспортных средств о безопасности .

Стоит упомянуть о действующей в рамках Министерства транспорта США Национальной комиссии по безопасности на скоростных дорогах (National Highway Safety Advisory Committee). Комиссия является совещательным органом, объединяя руководителей вышеупомянутых администраций и более тридцати назначаемых президентом представителей властей штатов, общественных организаций и профессиональных ассоциаций, так или иначе связанных с данной проблематикой. Собирается комиссия в среднем один раз в год, в ее полномочия входят рассмотрение всего комплекса вопросов, связанных с безопасностью дорожного движения, и подготовка для Министра транспорта рекомендаций по ее укреплению.

Рассмотрим государственное управление в сфере обеспечения безопасности дорожного движения во Франции. В этой стране целенаправленная государственная политика по управлению в рассматриваемой сфере ведется с 1972 года, когда в Министерстве транспорта было назначено специальное должностное лицо, в обязанности которого вошла координация управленческой деятельности соответствующих государственных органов. Данный чиновник имел аппарат технических советников, позже это должностное лицо возглавило созданный решением кабинета министров Франции Межведомственный комитет по обеспечению безопасности дорожного движения, к компетенции которого была отнесена деятельность по анализу состояния аварийности и выработке управленческих мер по повышению безопасности дорожного движения.

В 1982 году в структуре Министерства транспорта и инфраструктуры Франции было создано Управление безопасности дорожного движения, в 90-е года его структура изменилась. В настоящее время Межведомственный комитет по обеспечению безопасности дорожного движения возглавляет премьер-министр Франции, а сам комитет имеет в большей степени политическое значение. К компетенции данного органа относятся разработка государственной политики в области управления обеспечением безопасности дорожного движения и утверждение поправок в законодательство, подготовленных подразделениями Управления безопасности дорожного движения Министерства транспорта и инфраструктуры. Повестка дня заседаний Межведомственного ко- митетатакжеразрабатываетсяуказанным управлением, а утверждается кабинетом министров.

В дополнение к Межведомственному комитету в 2000 году был создан Национальный совет по обеспечению безопасности дорожного движения (Le Comite national de la securite routiere) , фактически выполняющий функции «парламента» в рамках реализации государственной управленческой политики в соответствующей области. В состав совета входят представители автопроизводителей, потребителей транспортных услуг, общественных и других заинтересованных объединений (например Национальная ассоциация жертв дорожно-транспортных происшествий). Председатель совета не является государственным служащим, хотя назначается премьер-министром. Данный орган предназначен для одобрения принимаемых Межведомственным комитетом по обеспечению безопасности дорожного движения управленческих решений и инициирования рассмотрения новых актуальных вопросов.

В реализации государственной политики в области управления обеспечением безопасности дорожного движения во Франции значительная роль отводится местным органам исполнительной власти (префектурам). Глава префектуры (префект) назначает должностное лицо, в компетенции которого находится реализация государственной политики в области управления обеспечением безопасности дорожного движения на местном уровне, а также разработка и реализация соответствующих региональных программ, формируемых в зависимости от конкретных потребностей и условий. Деятельность по регистрации транспортных средств, приему экзаменов на получение права на управление транспортными средствами, выдаче водительских удостоверений на подведомственной территории также осуществляется префектурами.

Создание системы государственного управления в области обеспечения безопасности дорожного движения позволило добиться значительных результатов. Так, в 1972 году, когда система начала формироваться, на дорогах Франции ежегодно погибало около 17 тысяч человек, а к концу 2002 года удалось снизить этот показатель вдвое. При этом за рассматриваемый период количество транспортных средств вдвое увеличилось. Между тем, несмотря на активную позицию государства в области обеспечения безопасности дорожного движения, остается нерешенным ряд проблем. Основной причиной аварийности во Франции являются ошибки водителей, сопутствующими факторами – недостатки в состоянии дорог и дорожной инфраструктуры, а также неисправность транспортных средств.

Примером реализации направления государственной политики по профилактике нарушений законодательства в области дорожного движения стало введение во Франции балльной системы учета нарушений правил дорожного движения. Одновременно большое внимание во Франции уделяется воспитанию несовершеннолетних в духе уважения к правилам дорожного движения. Так, программа начального обучения детей в возрасте от 6 до 12 лет предусматривает изучение специального предмета по безопасному поведению на дороге. В период обучения в колледже (12-16 лет) также проходит обучение по аналогичному предмету и сдаются два экзамена, первый из которых – в 12 лет – является обязательным. Второй экзамен – в 15 лет – сдавать необязательно. Но после успешной сдачи этого экзамена учащийся получает право на управление мопедом, которое можно реализовать после прохождения стажировки.

Еще одно направление французской политики в области повышения уровня безопасности дорожного движения состоит в ужесточении медицинских критериев допуска водителей к участию в дорожном движении.

В качестве положительного опыта Евросоюза отметим то, что, помимо французских полицейских, безопасность дорожного движения в стране осуществляется дополнительно Европейской дорожной полицией (организация TISPOL была создана силами дорожной полиции Европы с целью обеспечения безопасности дорожного движения и правопорядка на дорогах) , к кругу задач которой относится сокращение числа людей, погибающих и получающих серьезные ранения на дорогах в Евросоюзе и общая минимизация аварийности и тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий к 2020 году на 50% [1, с. 78]. Сотрудники полицейских подразделений разных стран Европы осуществляют оперативно- превентивную деятельность на произвольной территориальной единице Европейского Союза. Привлечение к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения полиции не просто из иного региона государства, а из другой страны позволяет минимизировать вероятность коррупционных действий (или бездействия) в любом проявлении и достигнуть предельно позитивного эффекта от такого рода транснациональной полицейской кооперации.

И, наконец, уделим внимание государственному управлению и государственной полити-
ке в области обеспечения безопасности дорожного движения в Израиле. Департамент дорожной полиции Израиля тесно сотрудничает с Министерством транспорта этой страны. Кооперация выражается прежде всего в решении проблем по оснащению государственных дорог, их строительству и ремонту. Финансирование вышеперечисленных работ идет за счет бюджета Министерства транспорта. На муниципальном уровне совместная работа дорожной полиции и муниципалитетов организована следующим образом: в каждом из них существует комиссия по проблемам транспорта и дорожного движения. Обязательно членом этой комиссии является работник дорожной полиции. При проведении работ на дорогах, их оснащении дорожными знаками, камерами слежения участие дорожной полиции обязательно. Оплата такого рода работ осуществляется за счет бюджета муниципалитета.

Департамент дорожного движения полиции Израиля отвечает за контроль, руководство, координирование и надзор за деятельностью системы дорожного движения в стране, а также за определение общей политики этой системы. В задачи департамента входит регулирование дорожного движения и сокращение числа дорожных катастроф путем их расследования и привлечения правонарушителей к ответственности. Департамент состоит из нескольких подразделений: отдел планирования и развития; отдел дорожного движения; центральная полицейская автоинспекция; сектор оперативных дорожных мероприятий; центральный отдел расследований по фактам мошенничества в связи с дорожными катастрофами; отдел безопасности движения.

Система дорожного движения израильской полиции осуществляет контроль над выполнением правил дорожного движения, регулированием и направлением потока дорожного движения, расследованием дорожных катастроф, привлечением правонарушителей к ответственности, обучением и информированием по тематике правила дорожного движения в школах и других учреждениях.

Система дорожного движения Израиля основана на трех основных органах:

1. Стратегический орган – отвечает за усовершенствование работы системы дорожного движения путем подготовки и обучения полицейских (сотрудников дорожной автоинспекции), совершенствование рабочих процессов, разработку технических средств контроля и проведение методических исследований на темы, связанные с транспортным движением.

2. Профессиональный орган – отвечает за профессиональное руководство системой дорожного движения, контролирует выполнение законодательных актов в области транспортного движения, ведает исками в транспортной сфере, занимается расследованием дорожных катастроф и ведает вопросами путевой инженерии. Профессиональный орган предоставляет специальные услуги муниципальным и междугородним отделам дорожного движения.

3. Оперативный орган (Центральная полицейская автоинспекция Израиля) – отвечает за контроль выполнения правил дорожного движения, регулирование и направление междугороднего дорожного потока. В сотрудничестве с городскими транспортными службами организует и проводит различные мероприятия, направленные на пресечение транспортных правонарушений. В Оперативном органе создана служба, которая контролирует работу патрульных машин полицейской автоинспекции.

Работа сотрудников дорожной автоинспекции Израиля осуществляется в рамках специальных отрядов, действующих при различных полицейских ведомствах, на полицейских участках, в полицейских округах и территориальных зонах. В систему входят тысячи добровольцев, объединенных в дорожные отряды и выполняющих задания в сфере дорожного движения. Основная работа добровольцев заключается в регулировании и направлении дорожного потока, присутствии на местах и контроле исполнения правил дорожного движения водителями. Полицейские и добровольцы выполняют текущую работу и организуют специальные мероприятия, например, контролируют соблюдение правил дорожного движения водителями транспортных средств определенной категории (грузовых машин, двухколесного транспорта) или общественного транспорта (автобусов и такси), контролируют движение транспорта в ночное время.

Как и во многих других странах, ведущих борьбу за безопасность на дорогах, в Израиле действует система начисления штрафных баллов, целью которой является выявление тех водителей, которые совершают наиболее тяжелые транспортные правонарушения или чаще других водителей нарушают правила дорожного движения. Новая система начисления штрафных баллов предполагает обязательное соответствие тяжести правонарушения размера штрафа и количества баллов; при этом многие правонарушения исключены из этой системы – главным образом те, которые считаются легкими; отсутствует возможность для аннулирования баллов с помощью корректирующего средства; имеется возможность расширения корректирующего средства и адаптации его к водителю в зависимости от того, какие им совершены правонарушения.

Как и в прошлом, многие в Израиле видят в системе штрафных баллов способ наказания, хотя это далеко от истины. Как уже говорилось выше, целью системы является не наказание водителей, а перевоспитание правонарушителей. Контроль за действием и управлением системой штрафных баллов осуществляется Министерством транспорта без участия полиции. Любое обращение, касающееся штрафных баллов, следует направлять непосредственно в это министерство.

В заключение отметим, что в последнее время решение проблем обеспечения безопасности дорожного движения является одним из приоритетных направлений государственного управления в России. В последние годы происходит стремительная автомобилизация населения при недостаточном уровне культуры и правосознания участников дорожного движения, что приводит к огромному количеству дорожно-транспортных происшествий, в которых ежегодно погибают и получают увечья люди. Безопасность дорожного движения как важнейший элемент обеспечения безопасности граждан нуждается в совершенствовании нормативно-правовой регламентации и постоянном контроле, поскольку эта сфера остается одной из самых проблемных. Анализ же положительного опыта зарубежных стран, заимствование наиболее прогрессивных его элементов, безусловно, будет способствовать улучшению ситуации на дорогах нашей страны.

Библиографический список:

1. Затолокин А. А., Гирко А.О. Сравнительный анализ подходов к обеспечению безопасности дорожного движения (на примере ФРГ, США, России) // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2015. № 1 (27). С. 77-80.

Источник: Научно-теоретический журнал “Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России”. № 3 (57) 2019.

Просмотров: 0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

code