Некоторые аспекты уголовно-правовых и криминологических возможностей по предупреждению незаконной миграции в России

Н.Р.Асмандиярова

В статье раскрываются вопросы предупреждения незаконной миграции в России уголовно-правовыми и криминологическими средствами. Особое внимание уделено уголовно-правовым мерам по выявлению и предупреждению фактов незаконной выдачи паспорта гражданина Российской Федерации. Криминологические ресурсы предлагается направить на устранение, уменьшение или нейтрализацию причинного комплекса незаконной миграции.

Ключевые слова: незаконная миграция; мигрант; миграционная преступность; незаконная выдача паспорта гражданина Российской Федерации; предупреждение.

 

В силу экономических и социальных факторов Российская Федерация обладает миграционной привлекательностью, особенно для сопредельных государств. Большой миграционный приток за последние два десятилетия восстановил в определенной части естественную убыль населения и теперь является дополнительным источником трудовых ресурсов для российской экономики.

В направленные в Россию общие миграционные потоки вливаются разные категории мигрантов: экономические (трудовые) мигранты, члены воссоединяющихся семей, беженцы и нелегальные мигранты. По степени общественной опасности причиняемых негативных последствий для принимающей мигрантов стороны последняя категория наиболее проблематична.

Незаконная миграция – это негативное явление, включающее в себя наряду с незаконным въездом мигрантов на территорию России, их выездом с территории России, транзитным проездом через территорию России, незаконным пребыванием (проживанием) иностранных граждан или лиц без гражданства на территории России также и преступность мигрантов, реализуемую на территории России.

Вопросы предупреждения незаконной миграции решаются различными ресурсами, имеющимися в государстве: политическими, экономическими, социальными и т. д. В данной статье мы постараемся рассмотреть некоторые уголовно-правовые и криминологические возможности по ее предупреждению.

К уголовно-правовым мерам предупреждения незаконной миграции относится применение норм уголовного законодательства Российской Федерации, предусматривающих ответственность за совершение мигрантами общеуголовных преступлений (в частности, индикаторных составов, таких как кража (ст. 158 УК РФ), грабеж (ст. 161 УК РФ), разбой (ст. 162 УК РФ), преступления, связанные с незаконным оборотом нар – котиков (ст. 228, 229.1 УК РФ и другие), нанесение телесных повреждений различной степени тяжести (ст. 111, 112, 115 УК РФ)), а также норм Уголовного кодекса Российской Федерации, непосредственно связанных с незаконной миграцией. Это такие составы, как: ст. 322 УК РФ «Незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации», ст. 322.1 УК РФ «Организация незаконной миграции», ст. 322.2 УК РФ «Фиктивная регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации и фиктивная регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации», ст. 322.3 УК РФ «Фиктивная постановка на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в Российской Федерации», ст. 292.1 УК РФ «Незаконная выдача паспорта гражданина Российской Федерации, а равно внесение заведомо ложных сведений в документы, повлекшее незаконное приобретение гражданства Российской Федерации».

Учитывая значимость каждой указанной нормы, тем не менее рассмотрим обстоятельства, которые привели к включению в Уголовный кодекс РФ ст. 292.1, введенной Федеральным законом от 8 апреля 2008 г. № 43-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» .

Вопрос о необходимости выявления фактов незаконной выдачи российских паспортов обозначился еще во время массового возвращения наших соотечественников на родину, в конце 1990-х и в начале 2000-х гг. Этот период характеризовался тем, что по приезде в Россию из бывших союзных республик мигранты, многие из которых являлись уроженцами России, имели на руках по два паспорта. Один паспорт – гражданина СССР и второй – гражданина государства, вновь образовавшегося после распада Советского Союза (Узбекистана, Таджикистана, Кыргызстана, Армении, Азербайджана и т. д.). Оставался неурегулированным и неотработанным вопрос проверки наличия или отсутствия иностранного гражданства у данного мигранта. Были не единичные случаи, когда на территории России мигрант регистрировался по месту пребывания или по месту жительства, предъявляя паспорт гражданина СССР, оформлял российское гражданство, а затем получал российский паспорт. И, как следствие, члены семьи «нового гражданина России» имели возможность приобрести и приобретали российское гражданство на основании принадлежности к российскому гражданству этого лица, приходящегося им родителем, супругом, братом или сестрой. При этом данные лица (мигранты) имели на руках паспорт иностранного государства, который не был предъявлен российской стороне. Фактически до настоящего времени на территории России остаются лица, имеющие одновременно паспорта гражданина России и гражданина одного из иностранных государств ближнего зарубежья, с которым не подписывался договор о двойном гражданстве. И проблема выявления этих фактов и устранения их негативных последствий, а именно определения законности выдачи паспорта гражданина Российской Федерации, до сих пор не решена.

Единственным основанием для получения паспорта гражданина Российской Федерации является наличие у лица российского гражданства. Оно может быть подтверждено или приобретено в соответствии с российским законодательством. Вопрос проверки законности приобретения или подтверждения его наличия решается при предъявлении лицом документов, подтверждающих факт наличия российского гражданства. Это может быть вкладыш в свидетельство о рождении ребенка с указанием соответствующей статьи Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» ; справка о приобретении гражданства Российской Федерации, полученная в миграционной службе на территории России, куда подавались документы на приобретение гражданства, либо из российского посольства, где оформлялось гражданство; а также подтверждение постоянного проживания лица на территории России на 6 февраля 1992 г. – день вступления в силу ранее действовавшего Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 г. № 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации» (это может быть карточка «прописки» или штамп в паспорте о регистрации по месту жительства на указанную дату, а также судебное решение по данному факту и т. д.).

Описанную проверку можно производить в настоящее время в процессе выдачи паспортов взамен утраченных, испорченных, по достижении возраста 20 или 45 лет, в связи с изменениями установочных данных и т. д. Это позволит выявить факты незаконной выдачи паспорта гражданина Российской Федерации, допущенные ранее, и предупредить незаконную выдачу паспорта гражданина Российской Федерации впервые, что в целом будет способствовать предупреждению незаконной миграции в России.

При обращении к вопросу эффективности применения данной нормы Уголовного кодекса Российской Федерации выявляются проблемы разграничения ст. 292.1 УК РФ от смежных составов: ст. 292 УК РФ «Служебный подлог» и ст. 293 УК РФ «Халатность», схожих по конструкции и содержанию в определенных частях.

Как показывает практика, также одной из сложных проблем в правоприменительной деятельности выступает разграничение преступлений, предусмотренных ч. 1 и ч. 2 ст. 292.1 УК РФ, между собой.

Статья 292.1 УК РФ «Незаконная выдача паспорта гражданина Российской Федерации, а равно внесение заведомо ложных сведений в документы, повлекшее незаконное приобретение гражданства Российской Федерации» включает две части, принципиальное отличие которых друг от друга состоит в форме вины совершаемых преступных деяний. Первая часть предусматривает умышленную форму, вторая – неосторожную форму вины в виде небрежности. По содержанию и конструкции ч. 1 ст. 292.1 УК РФ является специальной нормой по отношению к составу преступления, предусмотренного ст. 292 «Служебный подлог» УК РФ, а ч. 2 – по отношению к ст. 293 «Халатность» УК РФ. Выражаем согласие с предложением М. А. Беловой, согласно которому с целью изменения избыточного характера Уголовного кодекса РФ целесообразно включить содержание ч. 1 ст. 292.1 УК РФ в ч. 1 ст. 292 УК РФ «Служебный подлог», а основные положения ч. 2 ст. 292.1 УК РФ – в ч. 1 ст. 293 УК РФ «Халатность» .

Также в теории и на практике возникает вопрос об ответственности второй стороны рассматриваемого преступления, которая получает паспорт гражданина Российской Федерации или приобретает гражданство Российской Федерации. В данном случае в российском уголовном праве подобные ситуации зачастую разрешены путем установления ответственности для обеих сторон соответствующей криминальной «сделки». Считаем возможным привлечение виновного в подобных ситуациях к уголовной ответственности за соучастие в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 292.1 УК РФ. Однако соучастие в совершении преступления по ч. 2 ст. 292.1 УК РФ невозможно ввиду его неосторожного характера .

В рамках данной статьи мы намерено остановились более подробно на изучении одного состава преступления, планируя в будущем рассмотреть возможности других составов, предусматривающих уголовную ответственность за преступления, связанные с незаконной миграцией, и имея цель – охватить криминологический аспект исследуемой проблематики.

Уголовно-правовые меры предупреждения незаконной миграции, как правило, применяются уже после совершения мигрантами или российскими гражданами преступлений в сфере миграции. Они оказывают при этом опосредованное влияние на окружающих в плане удержания их от совершения подобных преступлений.

Обращаясь к криминологическим мерам предупреждения незаконной миграции, целесообразно разделить их на общие социальные и специальные меры. Они, в свою очередь, предназначены оказать влияние на ситуацию, обстановку, личность мигранта с целью недопущения совершения им какого-либо преступления.

К общим социальным мерам предупреждения незаконной миграции относятся:

1. Меры по содействию адаптации и интеграции мигрантов в России.

Мигранты по приезде на территорию России сталкиваются с множеством проблем, которые могут обусловить совершение ими преступлений. Эти трудности связаны с возникновением разногласий и непонимания с местным населением по причине разного менталитета. Сложность ситуации мигранта также обусловлена необходимостью поиска жилья, работы в чужом городе, где отсутствуют отлаженные социальные связи с близкими, родными, друзьями и знакомыми. Незнание российского законодательства нередко влечет за собой со стороны мигранта или в отношении него совершение как минимум правонарушения.

Для решения обозначенных вопросов целесообразно использовать возможности национальных диаспор, наиболее распространенными функциями которых являются: культивирование национальных традиций и обычаев, поддержание, развитие и укрепление духовной культуры, поддержка культурных связей с исторической родиной, сохранение языка . Помочь мигранту адаптироваться к новым условиям жизни могут также земляческие сообщества и другие общественные формирования, официально зарегистрированные на территории России. При этом возникает необходимость контроля и проверки функционирования рассматриваемых организаций для исключения возможности занятия ими преступной деятельностью, экстремистской и террористической направленности в том числе. Являясь «неофициальными посольствами» на территории иностранного государства, в нашем случае России, национальные сообщества имеют перспективу стать эффективным субъектом по оказанию помощи мигранту, что в большей степени будет содействовать снижению уровня преступности со стороны мигрантов.

2. Меры по формированию конструктивного взаимодействия между мигрантами и принимающей стороной.

Для реализации данной меры целесообразно отработать механизм функционирования миграционных центров на территории как отправляющей стороны, так и принимающей, т. е. в России. На сторону исхода мигранта возлагаются подбор, подготовка соответствующей специализации, квалификации работников (трудовых мигрантов) и распределение их для направления в определенный регион России, нуждающийся в таких кадрах. Российские миграционные центры, контактируя с центрами стран – поставщиков мигрантов, соответственно, информируют их о наличии, востребованности, количестве квот, вакансий в определенных российских регионах. Также миграционные центры в России занимаются оказанием помощи уже приехавшим мигрантам по прохождению курсов изучения русского языка, истории России, российского законодательства для сдачи в последующем экзамена, необходимого для оформления разрешения на временное проживание или вида на жительство в России иностранного гражданина. Эксперты предлагают это обучение проводить на территории исхода мигранта, поскольку время на освоение русского языка, являющегося иностранным для мигранта, по прибытии в Россию недостаточно в силу ограниченности по срокам – один месяц.

В этом направлении уже есть определенные наработки. С 2015 г. такие центры с положительным опытом открылись в Республике Таджикистан и Кыргызстане, поэтому с государственными органами этих республик были заключены соглашения о взаимодействии в сфере миграции.

В апреле 2019 г. президенты России и Республики Таджикистан Владимир Путин и Эмомали Рахмон подписали межведомственное соглашение о наборе граждан республики для осуществления временной трудовой деятельности на территории России. В странах уже заработали центры приема заявок от желающих приехать на заработки в Санкт-Петербург. С ними проводят собеседования, проверяют документы и квалификацию. Тех, кто прошел отбор, приглашают на работу петербургские предприниматели. Крупнейшие работодатели, заинтересованные в сотрудниках из Республики Таджикистан – строительные и транспортные компании. За 5 месяцев работы центров организованного набора (с 15 апреля по 14 сентября 2019 г.) чиновники планируют трудоустроить на эти предприятия минимум 1000 человек. По предварительным расчетам, это принесет Санкт-Петербургу доход суммой от 19,8 миллиона рублей. Речь идет о подоходном налоге, который каждый из будущих трудовых мигрантов заплатит в городскую казну, если проработает в течение полугода. Такой механизм орг- набора нацелен на противодействие нелегальной миграции. Государственные власти Санкт-Петербурга намерены привлекать только тех трудовых мигрантов, которые действительно востребованы экономикой города .

3. Совершенствование системы привлечения временных трудовых мигрантов и выявления потребности в иностранной рабочей силе.

Для осуществления обозначенной меры необходимо регулярно проводить мониторинг миграционной ситуации в конкретном регионе и по стране в целом, выявлять потребности регионов в определенных трудовых ресурсах, изучать опыт создания и работы миграционных центров для использования и при решении вопросов по устранению имеющихся недостатков.

В плане изучения и использования методики, опыта и полученных результатов представляет интерес проведение мониторинга общественного мнения о миграционной ситуации в столице России и актуальных проблемах миграционных процессов с участием населения города и экспертов в этой области . Результаты экспертных слушаний проходят в ГУ МВД России по г. Москве, где эксперты дают оценки и высказывают замечания, которые затем учитываются при планировании, организации, реализации мероприятий по регулированию миграционных процессов в регионе.

Для повышения качества миграционной статистики необходим государственный заказ на серьезные экономические исследования в области трудовой миграции.

4. Совершенствование и дифференциация порядка въезда и пребывания на территории России различных категорий мигрантов, а также системы выдачи разрешительных документов для осуществления трудовой деятельности и т. д.

На основании официальных данных в России ежегодно оформляется около 140 тысяч разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства. Из них около 30 % высококвалифицированным и квалифицированным специалистам и 70 % – низкоквалифицированным кадрам .

Миграционное законодательство может предлагать определенным категориям мигрантов вполне либеральные правила въезда, пребывания и трудоустройства, если это соответствует интересам страны. Такими льготами, например, обладают граждане Кыргызстана, которые освобождены от оформления разрешения на трудовую деятельность в России и т. д.

Отраслями, где большей частью сконцентрированы мигранты, являются строительство, сфера услуг, коммунальное хозяйство. Опыт показывает, что профессиональная и языковая подготовка потенциальных мигрантов в странах происхождения часто не соответствует требованиям российских работодателей. Целесообразно наладить подготовку рабочих кадров из числа мигрантов в России на основе существующих и создание новых образовательных организаций системы среднего профессионального обучения. Это обеспечило бы необходимый уровень профессиональной и одновременно языковой подготовки. Обучение должно проводиться на кредитной основе с условием последующей отработки суммы кредита в России. Когда в дальнейшем граждане стран СНГ, получившие профессиональное образование в России, вернутся в свои страны, их профессиональный опыт и квалификация будут работать на развитие этих стран и тем самым повышать устойчивость экономического развития всего региона.

Программа в области профессиональной подготовки мигрантов должна быть сориентирована на формирование системы среднего специального профессионального обучения мигрантов как в России, так и в странах происхождения, с учетом квалификационного спроса на российском рынке труда, и усиление межгосударственного взаимодействия в сфере профориентации мигрантов в регионе .

Следует учитывать, что проведение миграционной политики для достижения конкретных результатов требует определенных государственных затрат (административные и технические расходы, содержание кадрового аппарата, подготовка / переподготовка кадров для миграционных служб; для стимулирования конкретных внутренних и транснациональных потоков мигрантов – покрытие их расходов на переезд и обустройство, субсидии, обеспечение социальной поддержки; для восполнения дефицита кадров на российском рынке труда – участие в профессиональном обучении / переобучении мигрантов и т. д.). И государство должно пойти на эти расходы, поскольку, как доказано многими исследованиями, доходы, которые получает принимающая страна от мигрантов, существенно превышают затрачиваемые на них средства .

Специальные меры предупреждения незаконной миграции осуществляют, как правило, специальные субъекты, основные из которых – органы внутренних дел (далее – ОВД). Специализированными субъектами в структуре ОВД являются подразделения по вопросам миграции. К специальным мерам предупреждения незаконной миграции относятся:

1) выявление причин, обуславливающих преступность мигрантов, оказание на них нейтрализующего, уменьшающего, устраняющего воздействия. Указанные детерминанты выявляются сотрудниками подразделений по вопросам миграции в ходе организации и участия в оперативно-профилактических операциях и мероприятиях по предупреждению и пресечению правонарушений в сфере миграции;

2) выявление и оказание профилактического воздействия на мигрантов, склонных к совершению преступлений, в том числе ранее совершавших преступления, с целью предупреждения совершения ими повторного преступления. Данная мера реализуется при осуществлении сотрудниками подразделений по вопросам миграции государственного контроля (надзора) в сфере миграции, в том числе за пребыванием и проживанием иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, соблюдением правил привлечения работодателями и заказчиками работ (услуг) иностранных работников в Российскую Федерацию и использования их труда, осуществлением трудовой деятельности иностранных работников;

3) выявление и оказание виктимологического воздействия на мигрантов, характеризующихся виктимным поведением. Рассматриваемая категория населения – мигрант – характеризуется высокой степенью виктимности, т. е. уязвимостью. В силу наименьшей защищенности в правовом поле, а также в связи с проблемами трудоустройства, поиска жилья, возникновением конфликтных ситуаций с местными жителями мигрант нередко становится жертвой противоправного посягательства. Правовое информирование, помощь в поиске работы, наличие места проживания, ознакомление и уважение особенностей культуры, истории страны приезда мигрантов будут направлены на снижение степени их виктимности;

4) создание единого централизованного банка данных, содержащего информацию о преступности мигрантов. Для этого целесообразно разработать систему показателей, всесторонне характеризующих данную преступность и включающих:

– преступность мигрантов с учетом отдельных регионов, отраслей и объектов, мест ее наибольшей концентрации, периодов ее наибольшей активизации;

– преступников-мигрантов с выделением различных контингентов, требующих дифференцированного профилактического подхода;

– обстоятельства, способствующие преступности мигрантов;

– состояние правоохранительной и иной деятельности по предупреждению такого рода преступности.

Сформированная база данных на мигрантов, совершивших преступления на территории России, позволит сократить сроки и ресурсы, направленные на определение круга лиц, причастных к совершению преступлений, установление их вероятного местонахождения, а также будет выступать объектом профилактической отработки в целях предупреждения рецидивной преступности.

Подводя итоги проведенного исследования, резюмируем, что эффективному решению вопросов предупреждения незаконной миграции в России будет способствовать своевременное применение комплекса уголовно-правовых и криминологических мер воздействия, часть из которых мы постарались обозначить в данной статье.

Библиографический список

1. Белова М. А. Незаконная выдача иностранному гражданину или лицу без гражданства паспорта гражданина Российской Федерации или внесение заведомо ложных сведений в документы, повлекшее незаконное приобретение гражданства Российской Федерации: уголовно-правовой аспект: дис. … канд. юрид. наук [Электронный ресурс] / М. А. Белова. – Москва: Российский университет дружбы народов, 2011. – URL: https://www.dissercat.com/content/ nezakonnaya-vydacha-inostrannomu-grazhdaninu-ili- litsu-bez-grazhdanstva-pasporta-grazhdanina.
2. Бондарев С. П. Вопросы квалификации незаконной выдачи паспорта гражданина Российской Федерации, а равно внесения заведомо ложных сведений в документы, повлекшего незаконное приобретение гражданства Российской Федерации / С. П. Бондарев // Вестник Краснодарского университета МВД России. – 2016. – № 1 (31). – С. 53-57.
3. Завьялов А. В. Адаптация мигрантов в городской среде: новые условия жизни в старых городах [Электронный ресурс] / А. В. Завьялов // Урбанистика. – 2018. – № 3. – С. 1-11. – URL: https://nbpublish. com/library_read_article.php?id=26043.
4. Ивахнюк И. В. Предложения к миграционной стратегии России до 2035 г. // Внешняя политика и безопасность [Электронный ресурс] / И. В. Ивахнюк. – Москва: Центр стратегических разработок, 2017. – URL:file:///D:/2%20сем%20военное%20время%20 2018-2019/Предложения%20по%20совершенствованию%20миграционной%20стратегии%20до%20 2035%20г%20Migration-Strategy-RU-web-1.pdf.
5. Криминология: учебник для вузов / под общ. ред. А. И. Долговой. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва: НОРМА: ИНФРА-М, 2017.
6. Мониторинг общественного мнения о миграционной ситуации в столице и актуальных проблемах миграционных процессов: информационно-аналитический отчет о результатах социологического исследования [Электронный ресурс] // К Государственному контакту № 42-ГК/17 от 12 сентября 2017 г. – Москва: ООО «НИИ Социологии», 2017. – URL: https://www. mos.ru/upload/documents/files/3128/Migr17.pdf.
7. Чернышова-Мельник М. Организованная миграция: фирмы Петербурга набирают кадры в Таджикистане [Электронный ресурс] / М. Черны- шова-Мельник. – URL: https://tj.sputniknews.ru/ migration/20190524/1028983631/rabota-migranty- saint-petersburg-tajikistan.html (дата обращения: 20 мая 2019 г.).

Научно-практический журнал “Вестник Уральского юридического института МВД России” № 3(23), 2019

Просмотров: 0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

code