О ПРАВОВЫХ ПОСЛЕДСТВИЯХ ВЫХОДА ВЕЛИКОБРИТАНИИ ИЗ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

Д.В.Галушко

Введение: одним из важнейших аспектов функционирования современных региональных международен ных организаций является институт членства государств. Для ЕС этот вопрос до недавнего времени рассматривался в контексте постоянного процесса развития европейской интеграции и расширения членского состава государств в данной международной организации. В 2016 г. в Великобритании был проведен референдум о выходе из ЕС. Его положительный результат дал начало процессу выхода данной страны из ЕС – Брекзиту. Последний породил ряд последствий, некоторые из которых будут проанализированы в рамках настоящей статьи. Цель: изучить и проанализировать правовые последствия выхода Великобритании из ЕС. Методы: в ходе исследования использовались как общенаучные методы познания, так и частноправовые методы (формально-юридический, историко-правовой). Результаты: обосновано, что Брекзит является уникальным случаем как в практике ЕС, так и в международной практике взаимодействия государств и международных организаций. Установлен ряд последствий данного процесса, выявление которых представляется чрезвычайно сложной задачей, поскольку они очень разнообразны и касаются совершенно различных сфер общественных отношений: мира, безопасности, экономики, миграции и т.д. Выводы: Брекзит становится процессом апробации совершенно новых механизмов и процедур, которые окажут значительное влияние как на международно-правовом, так и внутригосударственном уровнях. На сегодняшний день он требует тщательного юридического обеспечения, поскольку непосредственно затрагивает права и свободы, прежде всего, граждан с обеих сторон. Без надлежаще оформленного международного договора Брекзит может стать угрозой не только для экономической сферы, но для мира и безопасности в регионе.

Ключевые слова: Европейский союз, Великобритания, членство в ЕС, международные организации, Брекзит, Северная Ирландия, выход из ЕС.

 

Введение

Для Европейского Союза (далее – ЕС) долгое время одним из самых актуальных аспектов развития являлся институт членства государств в данном международном объединении. Особое место в этом отношении занимали вопросы расширения Союза – присоединения к нему новых государств- членов. Многие страны стремились и стремятся к членству в ЕС, а у некоторых на это уходят десятилетия [9, p. 132]. В дополнение к соответствующим положениям учредительных договоров ЕС были разработаны Копенгагенские критерии для государств, изъявивших желание присоединиться к Союзу [4].

Для выхода стран из ЕС Лиссабонским договором в Договоре о Европейском Союзе была закреплена специальная ст. 50 [6]. Первым государством, решившим применить нормы данной статьи, стала Великобритания. 23 июня 2016 г. граждане Соединенного Королевства создали уникальный прецедент в истории развития объединенных государств, отдав на общенациональном референдуме свои голоса за выход Великобритании из состава ЕС [18].

29 марта 2017 г. Великобритания официально начала процедуру прекращения членства в Союзе после более чем сорока лет тесного экономического, политического и правового сотрудничества между страной и данной международной организацией. Выход Соединенного Королевства из ЕС (далее – Брекзит1) получил огромный резонанс и разнообразные (достаточно противоречивые, а иногда и радикальные) оценки относительно причин, мотивов и последствий данного процесса.

Нормативная основа выхода государств из ЕС

Великобритания всегда занимала особое место в рамках ЕС, причем в самых различных отношениях: политическом, экономическом, правовом и географическом. Кроме того, Соединенное Королевство нередко выступало первопроходцем по многим вопросам функционирования ЕС. В частности, оно стало первой страной, которая присоединилась к Европейским Сообществам в 1973 г. наряду с Данией и Ирландией [2]. Именно в Великобритании впервые был проведен референдум по вопросу о том, оставаться ли в составе ЕС в 1975 г., причем практически сразу после присоединения. На референдуме 1975 г. 67,2 % избирателей проголосовали за то, чтобы остаться в Сообществе. Однако в конечном итоге Великобритания стала первой страной, инициировавшей выход из состава ЕС.

Следует отметить, что именно британский дипломат – лорд Джон Керр – стал автором ст. 50 Договора о Европейском Союзе. Однако он отмечал, что никто не рассчитывал на ее реальное применение, тем более в отношении Соединенного Королевства. Теоретически предполагалось, что данная норма может быть применена в случае государственного переворота в одной из стран-членов.

До подписания Лиссабонского договора такая возможность не была нормативно обеспеченной. Статья 50 Договора о Европейском Союзе предусматривает право государства-участника на выход из состава ЕС и его процедуру, однако не устанавливает никаких материально-правовых условий, при которых государство-участник будет способно применить это право [21]. В ней также не содержатся требования относительно обоснования причин решения о выходе или необходимости одобрения и акцепта другими государствами-участниками [21]. Кроме того, статья не обеспечивает установленных условий по выходу в соответствии с Венской конвенцией о праве международных договоров 1969 года [1]. Единственное требование, которое определяет ст. 50, – выход из состава организации должен происходить «в унисон с конституционно-правовыми предписаниями государства» [10]. Однако для Соединенного Королевства, не имеющего единой кодифицированной писаной конституции, такая диспозиция не является четкой и требует отдельных правовых процедур.

В свою очередь политические заявления обеих сторон указывают на некоторые различия во взглядах относительно условий будущей сделки: премьер-министр Тереза Мэй изначально отметила, что «первоочередной целью правительства после согласования нового глубокого и особого партнерства с Европейским Союзом является обеспечение бизнеса, публичного сектора и каждого в нашем государстве» [11]. Представители ЕС в качестве первоочередной задачи выделяют защиту прав и свобод граждан как ЕС, так и Соединенного Королевства. В любом случае Брекзит в дальнейшем может повлиять и на развитие Великобритании и ЕС, и на их положение на глобальной геополитической арене.

Характеристика отдельных последствий Брекзита

Одной из главных проблем Брекзита является заключение международного соглашения между ЕС и Великобританией относительно условий выхода, а также модели будущих взаимоотношений. Заключение такого договора затягивается, а изначальные сроки Брекзи- та постоянно переносятся: сначала дата выхода была назначена на 29 марта 2019 г., затем – 12 апреля, а после – 31 октября. Отметим, что на момент написания настоящей статьи на рассмотрении в британском Парламенте находился законопроект, позволяющий продлить срок для выхода Великобритании из ЕС и урегулирования всех связанных с этим формальностей до 31 января 2020 года [8]. Что касается самого международного договора о выходе, то Первый проект Соглашения о выходе был представлен в марте 2018 г., последняя на сегодняшний день опубликованная редакция датируется ноябрем 2018 года. [7] Однако до конца неизвестно, будет ли данное соглашение вообще заключено.

Сложности Брекзита также предопределены тем фактом, что единственная сухопутная граница проходит между Ирландией и Северной Ирландией. Долгое время она была предметом споров, основанных на ее государственной принадлежности. Кроме того, в отношении этой границы имел место межконфессиональный этнополитический конфликт [3]. Все вышеупомянутые проекты соглашений о выходе среди прочего включали специальный протокол по Ирландии и Северной Ирландии. В отношении перемещения лиц через границу предполагается отсутствие пограничного контроля. Между Великобританией и Ирландией действует Общее миграционное пространство (ОМП), которое фактически существует с момента отделения Ирландии и позволяет свободно перемещаться между территориями двух стран [18].

Функционирование ОМП Великобритании и Ирландии также было подтверждено правом ЕС. Амстердамский договор 1997 г. установил, что эти страны не входят в Шен- генскую систему открытых границ [16, р. 293]. Кроме того, особые отношения между ними в миграционной сфере были закреплены в специальном Протоколе к Амстердамскому договору, который установил, что оба государства могут «продолжать принимать меры между собой, касающиеся передвижения физических лиц между их территориями (Общее миграционное пространство)» [17]. В настоящее время положения, касающиеся ОМП закреплены в Протоколе № 20 «О применении некоторых аспектов статьи 26 Договора о функционировании Европейского Союза к Соединенному Королевству и Ирландии» к Договору о функционировании Европейского Союза [13].

Вопрос ОМП изначально являлся одним из приоритетных для правительств двух стран. Так, проблема сохранения ОМП была включена в План по выходу из ЕС, зафиксированный в специальной Белой книге [20]. В дополнение к договоренностям с ЕС 8 мая 2019 г. Правительства Великобритании и Ирландии подписали Меморандум о взаимопонимании, подтверждающий их приверженность существованию и развитию ОМП [15].

Важнейшее значение имеет реализация положений Англо-ирландского Белфастского соглашения 1998 г. (Соглашения Страстной Пятницы) [19], которое установило мир в Северной Ирландиии, прекратило конфликт в этом регионе. Протокол также подтверждал сохранение его реализации. Механизмы, установленные Соглашением, касаются самого широкого спектра вопросов: общих органов управления, единого рынка электроэнергии, так называемого сотрудничества Севера и Юга в сферах охраны окружающей среды, здравоохранения, сельского хозяйства, транспорта, образования и туризма, рыболовства, юстиции и безопасности и т. д. [3]

Изначально Белфастское соглашение было заключено при посредничестве ЕС. Роль ЕС в процессе урегулирования североирландского конфликта сложно переоценить. Поэтому изначально высказывались опасения относительно Брекзита, поскольку он может стать ударом по миру в Северной Ирладнии [5; 12]. Включение положений по Северной Ирландии в проект Договора о выходе, конечно же, является гарантией стабильности в регионе. Хотя это только начало, и проблема далека от окончательного решения.

Выводы

В целом Брекзит станет процессом апробации совершенно новых механизмов и процедур, которые окажут значительное влияние как на международно-правовом, так и внутригосударственном уровнях. На сегодняшний день Брекзит является в большей степени политическим процессом, нежели правовым. Он требует тщательного юридического обеспечения в виде заключения Соглашения о выходе и непосредственно затрагивает права и свободы граждан с обеих сторон.

Процесс выхода Великобритании из ЕС породил ряд международно-правовых и национально-правовых вопросов и последствий, отразившись как на функционировании самого Союза, так и в отношении будущих вопросов взаимоотношений Соединенного Королевства с ЕС и отдельными государствами-членами. Кроме того, без надлежаще оформленного договора Брекзит, как видится, может стать угрозой не только для экономической сферы будущих отношений, но и для мира и безопасности в регионе.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Брекзит (Britain + exit (англ. – выход)) – термин, который используется для сокращенного обозначения выхода Великобритании из состава ЕС.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Венская конвенция о праве международных договоров. Принята 23 мая 1969 года. – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: https:// www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/ law_treaties.shtml (дата обращения: 09.08.2019). – Загл. с экрана.
2. Галушко, Д. В. Вступление Ирландии в Европейские сообщества / Д. В. Галушко // Московский журнал международного права. – 2006. – N° 2. – С. 216-226.
3. Галушко, Д. В. Историко-правовые аспекты конфликта в Северной Ирландии / Д. В. Галушко // Историко-правовые проблемы: новый ракурс. – 2018. – J№ 1. – С. 73-80.
4. Accession Criteria (Copenhagen Criteria). – Electronic text data. – Mode of access: https://eur- lex.europa.eu/summary/glossary/accession_criteria_ copenhague.html?locale=en (date of access: 09.08. 2019). – Title from screen.
5. Cauvet, P. Theresa May’s Government and the Northern Ireland Issue : Brexit as the end of the consociational and postnational illusions / P. Cauvet // Observatoire de la societe britannique. – 2018. – №21-1. – P. 103-121.
6. Consolidated version of the Treaty on European Union. – Electronic text data. – Mode of access: https: //eur-lex. europa. eu/legal-content/EN/ TXT/?uri=CELEX: 12016M/TXT (date of access: 09.08.2019). – Title from screen.
7. Draft Agreement on the withdrawal of the United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland from the European Union and the European Atomic Energy Community, as agreed at negotiators’ level on 14 November 2018. – Electronic text data. – Mode of access: https: //ec. europa. eu/commission/sites/beta- political/files/draft_withdrawal_agreement_0.pdf (date of access: 09.08.2019). – Title from screen.
8. European Union (Withdrawal) Bill. – Electronic text data. – Mode of access: https://publications. parliament.uk/pa/bills/lbill/2017-2019/0202/18202.pdf (date of access: 09.08.2019). – Title from screen.
9. Hillion, C. Accession and withdrawal in the law of the European Union / C. Hillion // The Oxford Handbook of European Union Law. – Oxford : Oxford University Press, 2015. – P. 126-152.
10. Lazowski, A. Withdrawal from the European Union and alternatives to membership / A. Lazowski // European Law Review. – 2012. – № 37 (5). – P. 523-540.
11. Legislating for the United Kingdom’s withdrawal from the European Union. – Electronic text data. – Mode of access: https://www.gov.uk/government/publications/ the-repeal-bill-white-paper/legislating-for-the-united- kingdoms-withdrawal-from-the-european-union (date of access: 09.08.2019). – Title from screen.
12. McCrudden, C. The Good Friday Agreement, Brexit, and Right (A Royal Irish Academy – British Academy Brexit Briefing) / C. McCrudden. – Dublin ; London : Royal Irish Academy : British Academy, 2017.- 15 p.
13. McGuinness, T. The Common Travel Area, and the Special Status of Irish Citizens in UK Law / T. McGuinness, M. Gower. – Electronic text data. – Mode of access: URL: https://researchbriefings. parliament.uk/ResearchBriefing/Summary/CBP-7661 (date of access: 20.03.2019).
14. Meehan, E. Free Movement between Ireland and the UK: From the «Common Travel Area» to the Common Travel Area / E. Meehan. – Dublin : Policy Institute, 2000.- 112 p.
15. Memorandum of Understanding between the UK and Ireland on the Common Travel Area. – Electronic text data. – Mode of access: https:// www.gov.uk/government/publications/memorandum- of-understanding-between-the-uk-and-ireland-on-the- cta (date of access: 09.09.2019). – Title from screen.
16. O’Keeffe D. Legal Issues of the Amsterdam Treaty / D. O’Keeffe, P. Twomey. – Oxford : Hart, 1999.- 425 p.
17. Protocol on the application of certain aspects of Article 7a of the Treaty establishing the European Community to the United Kingdom and to Ireland. – Electronic text data. – Mode of access: http:// www.europarl. europa. eu/topics/treaty/pdf/amst- en.pdf (date of access: 09.08.2019). – Title from screen.
18. Results and turnout at the EU referendum. – Electronic text data. – Mode of access: https:// www.electoralcommission.org.uk/who-we-are-and- what-we-do/elections-and-referendums/past- elections-and-referendums/eu-referendum/results- and-turnout-eu-referendum (date of access: 09.08.2019). – Title from screen.
19. The Belfast Agreement. – Electronic text data. – Mode of access: https://www.gov.uk/ government/publications/the-belfast-agreement (date of access: 09.08.2019). – Title from screen.
20. The United Kingdom’s exit from and new partnership with the European Union. – Electronic text data. – Mode of access: https://assets.publishing. service.gov.uk/government/uploads/system/uploads/ attachment_data/file/589191/The_United_Kingdoms_ exit_from_and_partnership_with_the_EU_Web.pdf (date of access: 09.08.2019). – Title from screen.
21. Wyrozumsk, A. Article 50: Voluntary withdrawal from the Union / A. Wyrozumsk // The Treaty on the European Union (TEU): a commentary. – Berlin ; Heidelberg : Springer-Verlag, 2013. – P. 1384-1418.

Галушко Д. В. О правовых последствиях выхода Великобритании из Европейского Союза // Legal Concept = Правовая парадигма. – 2019. – Т. 18, № 4. – С. 140-145.

Просмотров: 0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

code