Выявление фактов наличия у федеральных государственных гражданских служащих и членов их семей счетов в зарубежных банках за пределами Российской Федерации

А.Ю.Сыпачев

В статье автором проанализирован действующий порядок выявления фактов наличия у федеральных государственных гражданских служащих и членов их семей счетов в зарубежных банках за пределами Российской Федерации. Обозначены проблемы, возникающие в ходе выявления фактов наличия у федеральных государственных гражданских служащих и членов их семей счетов в зарубежных банках за пределами Российской Федерации, и предложены пути их решения.

Ключевые слова: Российская Федерация; государственные гражданские служащие; законодательство; ограничения и запреты; зарубежные банки; банковские счета.

 

Перечень должностей, на которые распространяется запрет на владение или пользование иностранными счетами, определяется Федеральным законом от 7 мая 2013 г. № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» .

В соответствии с вышеуказанным законом, данная категория лиц обязана в течение трех месяцев со дня вступления его в силу закрыть все свои счета и вклады, прекратить хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, находящихся за пределами Российской Федерации, либо досрочно прекратить свои полномочия, освободив занимаемую должность, или уволиться со службы.

Однако анализ результатов служебных проверок и материалов уголовных дел свидетельствует о фактах наличия у федеральных государственных гражданских служащих и членов их семей счетов в зарубежных банках за пределами Российской Федерации .

Так, за 2018 г. к юридической ответственности за совершение коррупционных правонарушений привлечено 1362 федеральных государственных служащих, из которых 1319 замещают должности федеральной государственной службы в территориальных органах, 43 — в центральных аппаратах федеральных органов исполнительной власти. При этом в территориальных органах к дисциплинарной ответственности привлечено 1274 федеральных государственных служащих, к административной — 41 федеральный государственный служащий, к уголовной — 4 федеральных государственных служащих .

Отчасти такое положение объясняется существованием многих нерешенных вопросов, касающихся организации выявления вышеуказанных фактов. Проблема усугубляется еще и тем, что в сфере противодействия коррупции в настоящее время не разработана цельная концепция организации данного вида деятельности, а имеющиеся научные разработки, как правило, касаются лишь вопросов о коррупционном поведении и противодействии должностным преступлениям .

Поэтому на основе проведенного анализа действующего порядка выявления фактов наличия у федеральных государственных гражданских служащих и членов их семей счетов в зарубежных банках за пределами Российской Федерации считаем возможным предложить следующий обобщенный авторский алгоритм действий по выявлению данных фактов, который, на наш взгляд, будет способствовать восполнению имеющегося пробела в концепции организации вышеуказанного вида деятельности и повышению эффективности работы структурных подразделений государственных органов Российской Федерации по профилактике коррупционных и иных правонарушений, в сфере выявления фактов наличия у федеральных государственных гражданских служащих и членов их семей счетов в зарубежных банках за пределами Российской Федерации.

Полагаем, что разработка плана выявления является важным шагом в указанном направлении. Например, иногда в первую очередь следует по-лучить информацию о движении денежных средств. В других случаях требуется проанализировать все финансовые потоки интересующих лиц.
Список действий всегда будет включать в себя три блока: первый блок связан с выявлением лиц, занимающихся коррупционными правонарушениями, второй — заключается в установлении всех их связей, а третий — предусматривает изучение движения их денежных средств. Следует помнить, что если нарушения таких должностных лиц имеют большой масштаб, то необходимо сосредоточиться на конкретном периоде времени .

На наш взгляд, при планировании следует учитывать следующие моменты:

1. Имущество, полученное в результате коррупции, может быть смешано с иным имуществом, не связанным с противоправным деянием.

2. Лица, совершающие коррупционные правонарушения, стараются не держать активы на открытых на их имена счетах. В таких случаях необходимо будет проверить имущество и банковские счета родственников или лиц, связанных с собственником, посредников или подставных лиц, а также различные корпоративные структуры.

3. Если активы и хранятся в банках, то часто для сокрытия истинного владельца используется цепочка юридических лиц. Учитывая этот фактор, необходимо определить активы, фактически принадлежащие интересующим лицам.

4. Кроме того, необходимо собрать следующую информацию:

— установочные данные самого лица (лиц), а также его ближайших родственников (супругов, детей, обоих родителей, братьев и сестер, их супругов);

— номера телефонов, адреса электронной почты, иные контакты лица (лиц) в сети «Интернет»;

— информацию о правах собственности на различные объекты недвижимости; судебные документы; налоговые документы; информацию о пересечении границ; декларации имущества и доходов; информацию о банках и банковских счетах.

После того как будут определены интересующие лица, следует получить информацию об их финансовых данных, которые могут охватывать все активы и обязательства, а также все доходы и расходы. Возможно, получить необходимые документы из таких источников информации, как:

— сеть «Интернет»;

— государственные органы;

— финансовые учреждения;

— агентства недвижимости;

— различные организации, связанные с интересующими лицами.

Как правило, следует вначале использовать самые простые методы выявления, а затем — более сложные .

В результате проведения проверки могут быть обнаружены данные, которые связывают интересующее нас лицо с его банковскими счетами.

Таким образом, можно констатировать тот факт, что открытые источники могут обеспечить получение интересующей нас информации, а также помочь при выявлении банковских счетов лица (лиц) .

Также будет полезна информация, поступившая от иных государственных органов:

1. По возможности следует получить копии документов по фактам пересечения интересующими лицами границы Российской Федерации.

2. Целесообразно получить копии таможенных деклараций.

3. Необходимо получить копии документов из ФНС России, относящихся к интересующим лицам.

4. Могут быть получены документы, подтверждающие право собственности на недвижимость и информацию об имеющемся автотранспорте.

5. Реестры актов гражданского состояния могут предоставить информацию о настоящих и предыдущих супругах, братьях и сестрах, родителях, бабушках и дедушках, прочих родственниках.
Затем целесообразно провести мониторинг банковских счетов (определив, какой конкретный банк должен предоставить информацию по указанному счету за указанный период времени) .

Далее, выделим виды финансовых документов, которые могут представлять интерес:

— документы по операциям с недвижимостью;

— денежные переводы (включая электронные), чеки, иная банковская корреспонденция;

— ипотечные документы, кредитные карты и информация о банковских ячейках;

— различные документы, содержащие информацию о движении денежных средств (выписки с банковских счетов, заключенные контракты и т. п.).

Полагаем, что они могут помочь в получении информации о финансовых потоках, что позволит проследить путь денежных средств в обратную сторону, чтобы подтвердить их законное происхождение или выяснить пункт их назначения.

Информация о дебетовых и кредитных счетах лица (лиц) помогает определить происхождение денежных средств, поступавших на счет, а также то, куда они были в дальнейшем переведены .

Для оценки происхождения и предназначения средств можно использовать следующие методы:

1. Получить информацию из банковских учреждений о денежном вкладе или расходный кассовый ордер, в котором указано лицо, поручающее осуществление операций.

2. Запросить у банковских учреждений информацию, касающуюся облигаций и того, каким образом они были помещены на счет.

3. Если средства помещены на счет посредством чека, возможно, следует обратиться к счету, с которого был выписан чек, и установить лицо, отдавшее указания об осуществлении операции.

4. Документы, относящиеся к покупке и продаже имущества, следует разграничить по суммам и датам сделок, данным покупателей и продавцов, источникам средств и методам расчетов.

Также необходимо изучить имущество, принадлежащее родственникам. Далее, собрать всю имеющуюся информацию в отдельный профиль для каждого банковского счета. Эту информацию можно сочетать с другими финансовыми данными, собранными в ходе проверки. Для этого можно воспользоваться стандартными компьютерными приложениями, позволяющими создавать таблицы.
Профиль счета может включать, к примеру, следующую информацию:

— наименование банковской организации, ее адрес;

— номер банковского счета;

— данные держателя счета и лиц, имеющих доверенность;

— даты открытия и закрытия счетов;

— валюта счетов;

— баланс счета на момент раскрытия информации и его годовой оборот.

Затем можно внести в таблицу следующие данные: активность по счетам за определенный период времени, дату, сумму и источник средств, а также пункт их назначения. Полагаем, что для того, чтобы сгруппировать и сверить денежные операции, необходимо сравнить и сопоставить даты, происхождение, назначение средств, данные держателей банковских счетов и банковские организации.

Так, например, один счет может показывать снятие суммы денежных средств, не давая информации о ее назначении, а другой может показывать последующее внесение на депозит. К примеру, в одном случае выяснилось, что служащий несколько раз внес на свои счета вклады в том же размере, что и платежи, которые якобы были выплачены подрядчикам .

Такой анализ, на наш взгляд, помогает лучше понять движение денежных средств и облегчает дальнейшее планирование.

Еще один способ — сравнение стоимости активов, принадлежащих интересующему лицу, с декларируемым доходом. Любой незадекларированный доход может иметь незаконное происхождение, и впоследствии нужно будет выявить его связь с противоправным деянием .

Надеемся, что представленный авторский алгоритм будет способствовать восполнению имеющегося пробела в концепции организации противодействия коррупции и повышению эффективности работы структурных подразделений государственных органов Российской Федерации по профилактике коррупционных и иных правонарушений, в сфере выявления фактов наличия у федеральных государственных гражданских служащих и членов их семей счетов в зарубежных банках за пределами Российской Федерации.

Также считаем необходимым внести изменения в Федерал ьный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» в части возможности предоставления Банком России сведений, составляющих банковскую тайну, полученных по запросу Генеральной прокуратуры РФ от иностранного банка, если указанные сведения запрашивались в целях соблюдения требований Федерального закона от 7 мая 2013 г. № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».

К сожалению, в рамках данной статьи можно охватить только одну сторону вышеуказанной проблемы. В частности, интересным представляется вопрос выявления фактов наличия у федеральных государственных гражданских служащих и членов их семей акций, долей в уставных капиталах предприятий, ценных бумаг и других финансовых активов за пределами Российской Федерации. Полагаем, обозначенный нами вопрос найдет отражение в работах других авторов.

Библиографический список

1. Абдул-Кадыров Ш. М. Организация прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции / Ш. М. Абдул-Кады- ров // Законность. — 2018. — № 1. — С. 10-12.
2. Авдийский В. И. Теневая экономика и экономическая безопасность государства: учебное пособие / В. И. Авдийский. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: ИНФРА-М, 2018.
3. Лисов В. В. Ограничения конституционных прав граждан, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации и ее прохождением: автореф. дис. … канд. юрид. наук / В. В. Лисов. — Саратов, 2015.
4. Покровский О. В. Система правового регулирования и средства противодействия коррупции на государственной гражданской службе / О. В. Покровский // Современное право. — 2018. — № 3. — С. 12-18.
5. Русецкий А. Е. Практика надзора за соблюдением государственными служащими законодательства о противодействии коррупции / А. Е. Русецкий // Законность. — 2016. — № 2. — С. 8-10.
6. Сенчагов В. К. Экономическая безопасность России. Общий курс: учебник / В. К. Сенчагов. — Москва: Бином, 2015. — 818 с.
7. Чалдаева Л. А. Финансы, денежное обращение и кредит: учебник для СПО / Л. А. Чалдаева. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва: Юрайт, 2017. — 381 с.
8. Черепанова Е. В. Противодействие коррупции в государственном управлении / Е. В. Черепанова // Журнал российского права. — 2017. — № 4. — С. 100-105.
9. Экономическая безопасность государства и регионов: учебник / В. В. Криворотов, А. В. Калина, Н. Д. Эриашвили. — Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. — 350 с.

Научно-практический журнал «Вестник Уральского юридического института МВД России» № 2(22), 2019

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

code