ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИ РАСКРЫТИИ И РАССЛЕДОВАНИИ КВАРТИРНЫХ КРАЖ

В.Н.АВДЕЕВ
Р.Г.НОРЕЙКО

В статье дается общая характеристика организации взаимодействия при раскрытии и расследовании квартирных краж: определяются задачи, на решение которых направлено взаимодействие, дается перечень субъектов организации такового и перечисляются их полномочия в ходе осуществления данной деятельности. Определяются причины, снижающие эффективность решения стоящих в рамках указанной деятельности задач. Отмечается, что эффективная и качественная реализация рассмотренных авторами форм взаимодействия способна значительно повысить качество раскрытия и расследования квартирных краж.

Ключевые слова: Взаимодействие, задачи взаимодействия, субъекты организации взаимодействия, формы взаимодействия, следователь, руководитель следственного органа, начальник территориального органа, начальник полиции, начальник подразделения уголовного розыска.

 

Среди всех зарегистрированных в России преступлений около и более половины (2016 год — 47,3%, 2017 год — 52,3%, 2018 год — 51,7%) составляют хищения чужого имущества, совершенные путем кражи, мошенничества, грабежа и разбоя. В 2018 году зарегистрировано 756,4 тысячи краж (2016 год — 871,1 тысячи, 2017 год — 788,5 тысячи), из них с незаконным проникновением в жилище — 52,1 тысячи (2016 год — 69,1 тысячи, 2017 год — 60,4 тысячи). То есть каждое тридцать восьмое преступление из числа зарегистрированных в 2018 году — это квартирная кража (2016 год — каждое тридцать первое, 2017 год — каждое тридцать третье) . По данным Информационного центра УМВД России по Калининградской области в 2017 году зарегистрировано 8367 краж (в 2016 году — 6038), из них квартирных краж — 590 (годом ранее — 487). В 2018 году зарегистрировано 6147 краж, в том числе 527 квартирных.

В то же время есть основания отметить, что следственные и оперативные подразделения органов внутренних дел, осуществляющие борьбу с данным видом преступлений, не обеспечивают в должной мере качественного уровня их раскрытия и расследования. Так, раскрывается лишь каждая вторая квартирная кража (2017 год — 50,1%, 2018 год — 50,8%) . В УМВД России по Калининградской области в 2017 году из 590 квартирных краж было раскрыто 247 (годом ранее 196 из 487), а в 2018 году — 267 из 527 .

Одну из причин такого положения дел многие авторы, посвящающие свои работы данной проблеме, видят в недостаточном уровне согласованности деятельности следователей органов внутренних дел, сотрудников уголовного розыска и иных подразделений полиции. На страницах юридической и специальной литературы такая согласованная деятельность получила название «взаимодействие» [1, с. 491; 2, с. 68; 3, с. 72; 4, с. 179]. Выражается недостаток взаимодействия в первую очередь в следующем:

— отсутствует должное оперативное сопровождение;

— действия оперативных сотрудников по отработке лиц (в том числе ранее судимых за аналогичные преступления) на причастность к преступлению, а также мест скупок похищенного имущества носят формальный характер;

— раскрытие квартирных краж «по горячим следам» организуется не ненадлежащим образом;

— жилой сектор в районе места совершения квартирной кражи отрабатывается слабо;

— в ходе работы с очевидцами не всегда составляются композиционные портреты преступников, не всегда предъявляются фототеки ранее судимых;

— объяснения очевидцев преступления в значительной части не содержат информации, имеющей значение для раскрытия и расследования преступления;

— близлежащие дома, магазины, предприятия и учреждения не осматриваются на предмет нахождения видеокамер;

— при осмотре индивидуального жилого фонда не обследуется придомовая территория, что приводит к утрате следов преступления и вещественных доказательств; и т.д.

Взаимодействие призвано обеспечить оптимальное сочетание процессуальных полномочий следователя с полномочиями полиции с сфере оперативно-разыскной, процессуальной, административной и экспертно-крими- налистической деятельности. При этом такая деятельность должна быть направлена на решение следующих задач:

1) защита прав и законных интересов лиц, потерпевших от квартирных краж;

2) защита личности от незаконного и необоснованного обвинения в совершении квартирных краж, ограничения ее прав и свобод;

3) обеспечение согласованного выполнения следственных действий, оперативно-разыскных, организационных и иных мероприятий в ходе проверки сообщений о квартирных кражах и расследовании соответствующих преступлений;

4) оптимальное сочетание сил, средств и методов при раскрытии и расследовании квартирных краж;

5) обеспечение своевременного изобличения и привлечения к ответственности лиц, совершивших квартирные кражи;

6) полное, объективное и всестороннее расследование квартирных краж;

7) обеспечение розыска скрывшихся подозреваемых и обвиняемых;

8) эффективное осуществление мероприятий по обеспечению гражданского иска, конфискации имущества и иных имущественных взысканий.

В качестве положительного примера решения указанных выше задач можно привести уголовное дело № 110003/17, возбужденное 3 января 2017 года в СО МО МВД «Гусевский » в отношении неустановленного лица по признакам состава преступления, предусмотренного п. «а» ч. 3 ст. 158 УК РФ. В ходе согласованной деятельности следователя и сотрудников уголовного розыска по проведению оперативно-разыскных мероприятий и следственных действий в совершении данного преступления был изобличен гражданин К При этом благодаря сочетанию оперативной и следственной работы удалось также изобличить его в совершении еще 8 краж чужого имущества, в том числе 4 квартирных краж. Вина К. была доказана в полном объеме, 30 марта 2017 года уголовное дело с обвинительным заключением направлено в суд.

Еще один пример. В ходе проведения оперативно-разыскных мероприятий по уголовному делу № 11801270014000096, находившемуся в производстве следователя 2 отдела СУ УМВД России по г. Калининграду, предварительное следствие по которому было приостановлено в августе 2018 года, в совершении преступления был изобличен гражданин О. Затем благодаря согласованной деятельности сотрудников уголовного розыска и следователя удалось изобличить О. в совершении еще 24 краж чужого имущества из жилищ граждан. В результате после ознакомления с собранными материалами уголовное дело с обвинительным заключением 10 декабря 2018 года было направлено в суд по 25 эпизодам преступной деятельности.

Организация взаимодействия при раскрытии и расследовании квартирных краж выражается в воздействии субъектов на объекты взаимодействия путем упорядочения связей и отношений между ними с целью соединения их усилий и достижения единства в их работе при самостоятельном выполнении каждым своих обязанностей.

Субъектами организации соответствующего взаимодействия являются:

1. Следователь. Именно указанное должностное лицо несет персональную ответственность за расследование преступлений и берет на себя организующую роль в процессе взаимодействия. Следователь определяет необходимость и объем данной деятельности, учитывая складывающуюся следственную ситуацию, состояние процесса доследственной проверки и предварительного расследования, наличие доказательственной и иной информации. Следователь самостоятелен в выборе направления расследования и принятии различных решений. Исключение составляют лишь случаи, требующие получения судебного решения или согласия руководителя следственного органа (п. 3 ч. 2 ст. 38 УПК РФ). Следователь в качестве руководителя следственно-оперативной группы (далее — СОГ), наряду с производством следственных действий, уполномочен направлять расследование, осуществлять совместно с членами группы планирование, распределять между ними работу, осуществлять контроль и координацию их действий, изучать относящиеся к делу материалы оперативно-разыскной деятельности (далее — ОРД), при этом он несет персональную ответственность за надлежащее использование тех из них, которые предоставлены следствию в установленном порядке для реализации в досудебном производстве. О выполнении запланированных мероприятий и о результатах взаимодействия следователь докладывает руководителю следственного органа.

2. Руководитель следственного органа, являющийся по должности заместителем начальника территориального органа МВД России, в рамках организации взаимодействия:

— обеспечивает активную работу подчиненных следователей и их согласованную с оперативными сотрудниками деятельность по раскрытию квартирных краж, установлению места нахождения похищенного имущества, розыску скрывшихся подозреваемых и обвиняемых, а также качественную подготовку следователями поручений о производстве оперативно-разыскных мероприятий, отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте и производстве иных процессуальных действий;

— контролирует, используя свои процессуальные полномочия , своевременность выполнения следователем плановых мероприятий, касающихся раскрытия и расследования квартирных краж, и оказывает практическую помощь в организации данных мероприятий;

— проверяет обоснованность приостановления следствия и дает оценку фактам несвоевременности объявления скрывшихся лиц в розыск;

— контролирует порядок использования следователем предоставленных последнему результатов ОРД;

— совместно с начальником полиции (начальником подразделения уголовного розыска) ежеквартально анализирует результаты раскрытия и расследования квартирных краж, приостановления производства по ним и определяет меры для устранения имеющихся в организации расследования и ОРД недостатков.

3. Начальник полиции и находящийся в его подчинении начальник подразделения уголовного розыска в пределах имеющихся у них компетенций в ходе организации взаимодействия со следователем по раскрытию квартирных краж обеспечивают:

— активную работу подчиненных оперативных сотрудников в раскрытии преступлений, установлении места нахождения похищенного имущества, по розыску скрывшихся подозреваемых и обвиняемых;

— контроль за осуществлением оперативно- разыскных мероприятий, использованием оперативно-справочных, разыскных и криминалистических учетов, источников оперативной информации, а также своевременностью и качеством выполнения поручений следователя;

— качественное проведение ежедневных инструктажей сотрудников с доведением до них информации о совершенных квартирных кражах, похищенном имуществе и лицах, находящихся в розыске;

— ежеквартальный анализ (совместно с руководителем следственного органа) результатов раскрытия преступлений рассматриваемого вида с определением мер по устранению имеющихся в организации ОРД недостатков.

4. Начальник штаба обеспечивает выявление, обобщение и распространение положительного опыта взаимодействия, оценку его недостатков и разработку мероприятий, направленных на их устранение.

5. Начальник территориального органа МВД России:

— обеспечивает общую организацию согласованной деятельности следователя и оперативных сотрудников, привлечение дополнительных сил и средств для раскрытия квартирных краж, розыска совершивших их лиц и похищенного имущества;

— устанавливает сроки и формы контроля за деятельностью начальника полиции, руководителя следственного подразделения и начальника штаба по организации раскрытия и расследования квартирных краж, а также подчиненных подразделений и служб;

— принимает меры к организации работы СОГ и групп немедленного реагирования;

— контролирует незамедлительность реагирования дежурной части на сообщения о фактах квартирных краж, своевременность выездов дежурных СОГ на места происшествий, полноту их состава и оснащения для качественной работы;

— изучает материалы, собранные дежурной СОГ, дает указания относительно организации раскрытия квартирной кражи (без вмешательства в процессуальную деятельность следователя);

— осуществляет контроль своевременности и качества проведения неотложных следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий, давая при этом указания и поручения поискового характера (без вмешательства в процессуальную деятельность следователя);

— утверждает согласованные планы производства следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий;

— организует работу по предоставлению результатов ОРД следователю для использования в ходе доследствен- ной проверки и расследования;

— по нераскрытым квартирным кражам (расследуемое дело — ежемесячно, приостановленное — ежеквартально) проводит заслушивание отчетов начальников и сотрудников привлеченных к расследованию подразделений, дает оценку выявленным недостаткам, определяет и принимает меры по их устранению (без вмешательства в процессуальную деятельность следователя).

Подведение итогов и оценка результатов взаимодействия по раскрытию и расследованию квартирных краж должны проводиться ежеквартально.

6. Оперативный дежурный наделен целым рядом полномочий по организации взаимодействия при поступлении сообщения о квартирной краже. В частности, он осуществляет:

— выяснение у заявителя всех обстоятельств имеющей место квартирной кражи;

— направление на место происшествия наряда патрульно-постовой службы (группы немедленного реагирования) в целях его охраны, осуществления мер, направленных на розыск и задержание преступников, обнаружение похищенного имущества;

— информирование (ориентирование) заступивших на службу нарядов полиции, иных сил о преступлении, перечне украденного имущества и приметах преступников при их на наличии;

— регистрацию сообщения в книге учета сообщений о происшествиях;

— доклад начальнику органа внутренних дел и (или) его заместителю — начальнику полиции (начальнику уголовного розыска, ответственному по отделу) в целях организации ими первоначальных мероприятий, направленных на раскрытие преступления;

— информирование о преступлении курирующего это направление работы оперуполномоченного уголовного розыска;

— сбор дежурной СОГ и направление ее на место происшествия;

— информирование участкового уполномоченного полиции, в зоне ответственности которого совершена квартирная кража;

— поддержание связи с СОГ и корректировку на основе полученной информации ориентировок по органу внутренних дел и порядка несения службы нарядами;

— изучение и проверку после возвращения СОГ собранного материала и докладывает о результатах начальнику территориального органа.

При исследовании сущности и содержания взаимодействия при раскрытии и расследования квартирных краж большое значение имеет уяснение форм такового, то есть разновидностей и способов совместной деятельности. В данном случае нами поддерживается позиция о существовании процессуальных и организационных форм взаимодействия.

Процессуальные формы взаимодействия непосредственно определены в УПК РФ и Федеральном законе от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее — Закон об ОРД). Таковыми являются:

— поручения следователя о проведении оперативно-разыскных мероприятий (п. 4 ч. 2 ст. 38 и ч. 1 ст. 144 УПК РФ, п. 3 ч. 2 ст. 7 и п. 2 ст. 14 Закона об ОРД);

— поручения следователя о производстве отдельных следственных действий (п. 4 ч. 2 ст. 38 и ч. 1 ст. 152 УПК РФ);

— поручения следователя об исполнении постановлений о задержании, аресте, приводе и других процессуальных действий (п. 4 ч. 2 ст. 38, ст. 113 УПК РФ);

— производство следователем отдельных следственных и иных процессуальных действий с участием оперативных и иных сотрудников (п. 4 ч. 2 ст. 38, ч. 2 ст. 163 и ч. 7 ст. 164 УПК РФ);

— розыск скрывшегося подозреваемого, обвиняемого (п. 2 ч. 2 ст. 209, ст. 210 УПК РФ);

— принятие разыскных и оперативно-разыскных мер, направленных на установление лица, совершившего квартирную кражу, с уведомлением следователя о их результатах (ч. 4 ст. 157 УПК РФ, ст. 11 Закона об ОРД);

— предоставление результатов ОРД и их использование следователем: в качестве повода и основания для возбуждения уголовного дела; для подготовки и осуществления следственных и иных процессуальных действий; в ходе доказывания по уголовным делам (ст. 89 УПК РФ, ст. 11 Закона об ОРД).

Организационные (непроцессуальные) формы взаимодействия определяются в ведомственных нормативных актах. К числу таких форм относятся:

— работа следователя, сотрудников уголовного розыска и иных подразделений в составе дежурной и специализированной СОГ;

— совместный анализ результатов ОРД в целях определения их достаточности для принятия решения о возбуждении уголовного дела;

— согласованное планирование следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий, а также совместный анализ их результатов;

— совместные совещания;

— взаимный обмен информацией;

— оперативное сопровождение уголовного дела.

В завершение необходимо отметить, что эффективная и качественная реализация указанных выше форм взаимодействия способна значительно повысить качество раскрытия и расследования квартирных краж.

Библиографический список:

1. Аверьянова Т.В., Белкин Р.С., Корухов Ю.Г., Россинская Е.Р. Криминалистика: Учебник для вузов / Под ред. Р.С. Белкина. М.: НОРМА, 2001.
2. Предварительное следствие в органах внутренних дел: Учебник / Под ред. М.В. Мешкова. Ч. 1. М.: ДГСК МВД России, 2011.
3. Авдеев В.Н.. Кузьмина О.Л. Досудебное производство по уголовным делам: Учебное пособие. Калининград: КФ СПбУ МВД России, 2017.
4. Есина А.С. Дознание в органах внутренних дел: Учебник и практикум для вузов / А.С. Есина, Е.Н. Арестова, О.Е. Жамкова. М.: Юрайт, 2018.

Источник: Научно-теоретический журнал «Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России». № 3 (57) 2019.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

code