К ВОПРОСУ О ПРОБЛЕМАХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА ЗА БЕЗОПАСНОСТЬЮ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

В.В.АФОНИН

Федеральный государственный надзор за безопасностью дорожного движения является важным средством в обеспечении безопасности на дорогах страны. В свою очередь, эффективность этой деятельности зависит от положительного результата реализации на практике требований и положений действующих нормативных правовых актов, регламентирующих регулирование общественных отношений в области дорожного движения. В связи с этим представляется актуальным рассмотреть основные проблемы теории и практики применения государственных мер по надзору за безопасностью дорожного движения, которые на сегодняшний день не позволяют получить должный результат в указанной сфере.

Ключевые слова: Федеральный государственный надзор за безопасностью дорожного движения, дорожное движение, обеспечение безопасности дорожного движения, Госавтоинспекция.

 

Автомобилизация населения развивается стремительным темпом, однако уровень правовой культуры и правосознания граждан остается на довольно низком уровне, в связи с чем количество дорожно-транспортных происшествий до сих пор остается на довольно большим. На сегодняшний день аварийность на дорогах отнесена к числу основных угроз безопасности государства. Учитывая масштабы проблемы безопасности дорожного движения на современном этапе, нельзя не согласиться с тем, что повысить эффективность существующей системы обеспечения безопасности дорожного движения можно лишь при комплексном взаимодействии всех органов государственной власти и общественности нашей страны, что неслучайно отмечено в Стратегии безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018-2024 годы .

Во многом проблемы обеспечения безопасности дорожного движения вытекают из ряда существующих на сегодняшний день недостатков в законодательстве, регулирующем деятельность Госавтоинспекции, что, в свою очередь, порождает серьезные проблемы осуществления полномочий ее сотрудниками в их практической деятельности [1].
Так, одной из проблем является зачастую имеющая место сложность терминов и юридических конструкций, которые используются в законодательных, подзаконных и ведомственных актах, регулирующих сферу дорожного движения. А ведь основной задачей законодательства является обеспечение простого, четкого и однозначного понимания нормы, регулирующей ту или иную сферу. В области обеспечения безопасности дорожного движения это обстоятельство играет важную роль: множество нормативно-правовых актов, регулирующих данную сферу общественных отношений, предназначены для широкого круга лиц, многие из которых не имеют специального образования.

Необходимо отметить, что спектр правоотношений, связанных с дорожным движением, весьма широк, а затрагиваемые интересы субъектов этих правоотношений относятся практически ко всем отраслям права. В связи с этим регулирование сферы дорожного движения осуществляется нормативно-правовыми актами на всех уровнях — от международного до ведомственного, что за-
частую приводит к разногласиям в трактовке юридических фактов и правовых норм, появлению их коллизий. Отсутствие единообразия в понимании норм, которыми оперируют и должностное лицо, осуществляющее надзор, и лицо, обязанное исполнять установленные правила, приводит нередко к проблемам коммуникативного и правоприменительного характера, порождает недоверие к представителю власти. При этом стоит отметить, что сотрудники Госавтоинспекции должны при выполнении своих повседневных обязанностей в рамках предоставленных им полномочий руководствоваться не только ведомственными нормативно-правовыми актами, но и законодательством высшей юридической силы.

Немаловажным является вопрос о взаимодействии сотрудников Госавтоинспекции с отдельными категориями участников дорожного движения. Одной из довольно действенных форм взаимодействия инспекторов и граждан является участие последних в совместных с дорожно-патрульной службой нарядах. Это одна из прогрессивных форм контроля за деятельностью сотрудников ДПС со стороны общества. Такая совместная работа способствует значительному повышению результатов деятельности нарядов, обеспечивает достаточную свидетельскую базу, психологическую и физическую поддержку действиям инспекторов дорожно-патрульной службы.

Взаимодействие сотрудника Госавтоинспекции с участниками дорожного движения предполагает контакт двух субъектов. При этом гражданин должен рассматриваться не как пассивная сторона воздействия, а как активная. Для более эффективной деятельности сотрудник обязан уметь оказывать правильное и квалифицированное воздействие на гражданина. В данной ситуации под психологическим воздействием необходимо понимать деятельность сотрудника дорожно-патрульной службы по воздействию на некоторые аспекты психики участников дорожного движения в целях совершенствования правосознания граждан, побуждения желания оказывать содействие в повышении уровня безопасности дорожного движения. Следует отметить, что воздействие сотрудника Госавтоинспекции на участника дорожного движения имеет ряд специфических особенностей, например, та- ких:а)оновозникаетзачастуювусловияхдорож- ного движения либо в случае возникновения дорожно-транспортного происшествия (далее — ДТП); б) чаще всего воздействие носит характер, регламентированный нормативно- правовыми актами, однако детально прописать в них все возникающие на практике ситуации невозможно; в) из-за отсутствия необходимого уровня психологической подготовки общение между двумя субъектами такого воздействия нередко приобретает межличностный характер, что приводит к возникновению конфликтов и нестандартных ситуаций.

Государственный надзор за безопасностью дорожного движения является особой деятельностью, ориентированной на предостережение, обнаружение и пресечение отступлений от требований, установленных федеральными законами и изданными в соответствии с ними нормативно-правовыми актами. Государственный надзор рассматриваемого вида осуществляется также на основе законов, нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации, принятых уполномоченными законодательными органами власти, а также различными ведомствами. Главное из числа последних — Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД) — контролирует исполнение всеми лицами правил, норм, стандартов, других требований нормативно-правовых актов в сфере обеспечения безопасности дорожного движения с целью предупреждения ДТП, выявления причин их возникновения, а также уменьшения тяжести их последствий. Отличительной чертой надзора является то, что данная деятельность является исполнительно-распорядительной. Это работа уполномоченных на осуществление такого надзора органов и их должностных лиц. Состоит она в непрерывном и регулярном контроле за исполнением принятых правил для предотвращения ДТП и устранения причин их возникновения. Указанная деятельность является одной из важнейших функций государственной власти в силу значимости общественного вреда, наносимого допускаемыми участниками отношений в сфере дорожного движения нарушениями правил, которые обеспечивают безопасность на дорогах.

Рассматривая вопросы, связанные с надзорной деятельностью, отметим, что, как было уже упомянуто выше, теоретические проблемы в сфере осуществления надзора за безопасностью дорожного движения негативным образом влияют на практическую составляющую этой сферы общественных отношений. Совершенствование законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения позволит решить многие из существующих сегодня проблем, возникающих у сотрудников Госавтоинспекции при выполнении ими полномочий по осуществлению федерального государственного надзора за безопасностью дорожного движения.

Анализ правоприменительной практики показывает, что у должностных лиц, осуществляющих надзор за безопасностью дорожного движения, часто возникают проблемы при реализации такой административной процедуры, как остановка транспортного средства. Административный регламент исполнения МВД России государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения содержит перечень оснований остановки транспортного средства. К числу предусмотренных регламентом оснований следует отнести ситуацию, когда сотрудник Госавтоинспекции установил визуально или зафиксировал при помощи технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения. В процессе правоприменительной деятельности нередко возникают случаи, когда сотрудник добросовестно полагает, что используемое им техническое средство осуществляет автоматическую фиксацию нарушений, а в действительности оно не работает, что обусловлено недостатками материально-технического обеспечения деятельности Госавтоинспекции. В данном случае исполненную административную процедуру нельзя признать безосновательной. Проблема охватывает и те ситуации, когда визуально сотрудник Госавтоинспекции может установить только лишь признаки состава административного правонарушения, а не сам факт его совершения. Например, управление транспортным средством со стеклами, светопропускание которых не соответствует предъявляемым техническим регламентом требованиям. Сотрудник, увидев на транспортном средстве стекла черного цвета, осуществляет административную процедуру по остановке этого транспортного средства. Однако в процессе выяснения обстоятельств может быть установлено, что состав административного правонарушения отсутствует (водитель транспортного средства снял затемняющую пленку или светопропускание находится на грани допустимого). В данном случае также нельзя признать административную процедуру безосновательной.

Тем не менее необходимо подчеркнуть, что в работе сотрудников Госавтоинспекции нередко возникают ситуации, которые не регламентированы на законодательном уровне, в связи с чем у указанных должностных лиц возникают проблемы с оценкой таких ситуаций и выбором правомерных действий. Например, в процессе правоприменительной деятельности сотрудник в целях предотвращения или пресечения нарушения правил дорожного движения принял меры к остановке транспортного средства. Водитель же, выполнив требование сотрудника об остановке, окно или дверь транспортного средства не открыл, документы, удостоверяющие личность, подтверждающие право на управление транспортным средством и на само транспортное средство, не предъявил, общаться с сотрудником Госавтоинспекции отказался. Несмотря на то, что в действиях правонарушителя (помимо нарушения правил дорожного движения) усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ, порядок действий сотрудника в данной ситуации не предусмотрен законодательством Российской Федерации. В такой ситуации сотруднику Госавтоинспекции приходится ждать, когда водитель начнет общение, поскольку вскрывать машину или осуществлять какие-либо другие аналогичные действия ему запрещено, ввиду того что его действия будут квалифицированы как превышение служебных полномочий. Рассмотренный пробел в законодательстве часто используется водителями транспортных средств, которые пытаются избежать административного наказания (например, если такой водитель находится в состоянии опьянения) [2].

Анализ правоприменительной практики показывает, что во многих регионах страны у сотрудников Госавтоинспекции возникают сложности при доказывании совершения того или иного правонарушения как самому лицу, его совершившему, так и нередко в судебных органах. В связи с этим сотрудникам, уполномоченным на исполнение данной функции, необходимо совершенствовать свои практические навыки, быть предельно внимательными и грамотными при составлении административных материалов, при собирании доказательной базы на то или иное правонарушение [3].

В свою очередь, гражданам необходимо повышать уровень своей правовой культуры и объем знаний в юридической сфере. К сожалению, приходится констатировать, что большой проблемой остается недоверие граждан органам государственной власти в лице сотрудников Госавтоинспекции. Поэтому следует серьезно работать над созданием имиджа сотрудников органов внутренних дел, для того чтобы население относилось к ним без неоправданного предубеждения.

Итак, очевидно, что в повседневной правоприменительной деятельности сотрудников, уполномоченных на исполнение рассматриваемой функции по надзору за безопасностью дорожного движения, возникает немало проблемных ситуаций [4, с. 87]. Многие из них связаны с несовершенством законодательства в указанной сфере. В современной жизненной обстановке, характеризующейся высокой интенсивностью дорожного движения, в которое вовлечены огромные массы людей и колоссальное количество транспортных средств, деятельность по обеспечению безопасности дорожного движения, предупреждению ДТП и снижению тяжести их последствий является очень многоплановой и многообразной. Поэтому особую важность приобретает вопрос о государственном надзоре в сфере дорожного движения. Считаем, что устранение существующих проблем позволит повысить эффективность осуществления государственного надзора за безопасностью дорожного движения, что приведет к повышению уровня безопасности, уменьшению аварийности, снижению смертность на дорогах страны.

Библиографический список:

1. Егоров Г.Г. Проблемы обеспечения дорожной безопасности сотрудниками дорожно- постовых служб ГИБДД России // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2016. № 2 (109). С. 183-189.
2. Павлова Е. А. Проблемы исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения. Проблемы правового регулирования ответственности водителей // Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики. Материалы XII Международной научно-практической конференции: в 4-х т. Тольятти: Волжский университет им. В.Н. Татищева, 2015. С. 108-111.
3. Афонина Е.Г., Елагин А.Г. К вопросу об основных формах и методах осуществления административной деятельности полиции по предупреждению детского дорожно- транспортного травматизма // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2017. № 4 (50). С. 27-29.
4. Кирюхин В.В. Административно-правовые меры по профилактике правонарушений и охране несовершеннолетних в деятельности полиции дореволюционной России // Труды Академии управления МВД России. 2016. № 2 (38). С. 87-90.

Источник: Научно-теоретический журнал «Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России». № 3 (57) 2019.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

code