ОСОБЕННОСТИ ПОРЯДКА НАДЕЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ СУДЕЙ ПОЛНОМОЧИЯМИ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ИХ ПОЛНОМОЧИЙ

А.В.Куликов, доктор юридических наук, профессор, Заслуженный юрист Российской Федерации

Судейское сообщество выработало широкую практику по вопросам наделения федеральных судей полномочиями и прекращения их полномочий. Изучение современной практики Высшей квалификационной коллегии судей и региональных коллегий позволяет оценить проблемы, существующие в деятельности по назначению судей, а также разработать рекомендации по совершенствованию деятельности коллегий. Представленная статья является анализом международно- правовых актов и норм отечественного законодательства о порядке наделения федеральных судей полномочиями и прекращения их полномочий. Авторы проводят обобщение научных выводов о необходимости внесения изменений и дополнений в указанный порядок.

Ключевые слова: Правосудие, судья, квалификационная коллегия судей, высшая квалификационная коллегия судей, органы судейского сообщества, полномочия федерального судьи, наделения федерального судьи полномочиями, прекращения полномочий федерального судьи.

 

Система назначения федеральных судей — это порядок отбора тех достойных граждан России, кто подходит для исполнения одной из наиболее значимых общественных ролей — отправления правосудия в государстве и обществе . С этой целью органы судейского сообщества осуществляют полномочия по отбору кандидатов, их проверке и квалификационной аттестации, ходатайствуют о назначении на должность судьи, назначении действующих судей на вышестоящие должности и в ряде случаев о привлечении судей к ответственности. Важно, что данные решения принимаются созданными для этого органами судейского сообщества, ибо иное подрывало бы независимость судебной власти, влияло бы на ее авторитет и законность принимаемых решений.

В рамках сравнительно-правового анализа мы обратимся к международным документам, регулирующим вопросы статуса судей, отбора кандидатов на должность судьи. Европейская хартия о статуте судей включает в себя общие положения о порядке отбора и назначения судей; о несменяемости судьи; о продвижении по службе; об основаниях и порядке привлечения к ответственности за нарушение судьей одного из обязательств, определенных статутом; о праве на вознаграждение и социальное обеспечение с гарантиями покрытия социальных рисков, связанных с болезнью, материнством, недееспособностью, старостью и смертью; о праве на прекращение осуществления полномочий в связи с отставкой, физической непригодностью к службе по медицинским основаниям, достижением определенного возраста, окончанием законно установленного срока .

Действующий в Российской Федерации порядок формирования судейского корпуса в целом отражает принципы, заложенные в международных актах и рекомендациях, но в России нет единого законодательного акта, регулирующего процедуру отбора кандидатов на должность судьи и порядок их назначения. Вместо этого есть разрозненные отдельные нормы-положения, определяющие условия отбора, прохождения проверки, назначения на должность судей, прекращения их полномочий, которые содержатся в ряде федеральных законов и подзаконных актов. Кроме того, сформирована правоприменительная и судебная практика, касающаяся спорных вопросов назначения судей и прекращения полномочий судей в Российской Федерации. Сама процедура квалификационного отбора кандидатов на должность судьи и назначения судей является сложной и многоступенчатой. Прохождение этой процедуры и структура органов и должностных лиц, которые в ней задействованы, представлена нами на схеме 1.

Схема 1.
Процедура квалификационного отбора кандидатов на должность судьи и назначения судей, структура органов и должностных лиц, которые в ней задействованы.

Каждый этап прохождения квалификационного отбора является своеобразным «фильтром», который отсеивает часть кандидатов. На первом этапе кандидат, претендующий на судейскую должность, должен сдать квалификационный экзамен. Экзаменационные комиссии формируются при квалификационных коллегиях судей (далее — ККС) в субъектах Российской Федерации и Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации (далее — ВККС). Закон о статусе судей (ст. 5) определяет круг субъектов, сдающих квалификационный экзамен на должность судьи. Экзамен сдают лица, не являющиеся судьями, а также судьи, пребывающие в отставке свыше трех лет подряд. Однако от обязанности сдавать экзамен освобождены кандидаты, имеющие ученую степень кандидата юридических наук или доктора юридических наук и имеющие почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации», равно как и судьи, пребывающие в отставке, но привлекаемые к осуществлению правосудия.

На втором этапе при условии успешной сдачи квалификационного экзамена кандидат вправе обратиться в соответствующую квалификационную коллегию судей с заявлением о рекомендации его на вакантную должность судьи. Началом процедуры квалификационного отбора кандидатов на такую должность является публикация ККС или ВККС информации об открытии судейских вакансий. Разграничение полномочий ККС и ВККС в этой части установлено Федеральным законом «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации»: они зависят от уровня суда, на должность судьи в котором претендует кандидат. Согласно ст. 19 указанного закона ККС или ВККС организуют первичную проверку достоверности биографических и иных сведений, представленных кандидатами, они также могут запрашивать любые иные сведения в государственных учреждениях и органах, чтобы решить вопрос о возможности рекомендовать кандидата на должность .

Согласно ст. 17 Закона об органах судейского сообщества ВККС рассматривает заявления кандидатов на должности председателей, заместителей председателей федеральных судов (за исключением районных судов) и представляет Председателю Верховного Суда свои заключения . Кроме того, ВККС рассматривает предложения Председателя Верховного Суда, касающиеся представления Президенту Российской Федерации кандидатур судей Верховного Суда для назначения их на должности членов Президиума Верховного Суда, и представляет Председателю Верховного Суда свои заключения2. ВВКС формируется из 29 членов, избираемых тайным голосованием на четыре года на Съезде судей. ВККС состоит из 18 судей различных уровней, 10 представителей общественности (назначаемых Советом Федерации) и одного представителя Президента Российской Федерации.

Соответствующая коллегия судей организует проверку достоверности документов, представленных кандидатами. При необходимости обращается с требованием об их проверке в ком
петентные органы. Коллегия вправе поручить ее проведение председателю соответствующего или вышестоящего суда, а в отношении претендента на судейскую должность суда общей юрисдикции — Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации или входящим в его систему органам, что не исключает права коллегии провести дополнительную проверку [1].

На данном этапе, помимо результатов квалификационного экзамена, для прохождения кандидата на должность судьи имеет значение целый ряд факторов, он оцениваются с учетом различных параметров. К основным требованиям относятся: наличие юридического стажа, опыта практической работы в области юриспруденции, ученой степени, государственных и ведомственных наград. Если рассматривается кандидатура действующего судьи, то учитываются сведения за последние пять лет о количестве рассмотренных им дел, их качестве, количестве отмен его решений в вышестоящих судах, наличии фактов волокиты, пропуска сроков и т.д. Весьма показательно, что применяемые на практике дополнительные критерии, которые используются ККС и ВККС при оценке претендентов, не прописаны в законодательстве и не публикуются в открытом доступе. При этом данные критерии и результаты проверок используются при решении вопроса о рекомендации кандидата к назначению на судейскую должность (или отказе в рекомендации). На данном этапе квалификационного отбора большую роль как в отношении кандидатов, которые впервые назначаются на должность судьи, так и в отношении кандидатов — действующих судей играют председатели судов.

По результатам рассмотрения заявлений граждан, претендующих на должность судьи, проверки достоверности документов и сведений, квалификационного экзамена и анализа иных данных о претенденте ККС принимает решение о рекомендации одного или нескольких из них к рассмотрению в качестве кандидата на должность судьи с указанием в своем заключении мотивов принятого решения. Такое решение может быть принято на заседании, на котором присутствует более половины членов ККС, и оно считается принятым, если за него проголосовали более половины членов ККС, принимавших участие в заседании . Согласно ст. 26 Закона об органах судейского сообщества решение, принятое ККС, может быть обжаловано в судебном порядке либо в ВККС тем лицом, в отношении которого оно принято.

Если ККС рекомендует кандидата к назначению на должность судьи федерального суда, то ее рекомендация направляется председателем соответствующего суда в Комиссию при Президенте Российской Федерации по предварительному рассмотрению кандидатур на должности судей федеральных судов. Эта комиссия рассматривает кандидатуры на заседаниях, которые проводятся один раз в месяц. Предложения о представлении для назначения на должности федеральных судей направляются Президенту в течение одного месяца со дня проведения заседания. При рассмотрении документов комиссия имеет право запрашивать и получать необходимые материалы от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов федерации, а также от организаций и должностных лиц, в том числе от полномочных представителей Президента в федеральных округах. В связи с этим комиссия вправе увеличить срок рассмотрения документов, но не более чем на один месяц, в случае если она не получила необходимые материалы, запрошенные от органов государственной власти. Решение комиссии принимается простым большинством голосов ее членов, присутствующих на заседании .

Последним этапом процесса наделения кандидата полномочиями судьи является издание указа Президента Российской Федерации, который подлежит официальному опубликованию. В соответствии со ст. 6 Закона о статусе судей Президент в двухмесячный срок со дня получения необходимых материалов назначает судей федеральных судов, а кандидатов в судьи Верховного Суда Российской Федерации представляет для назначения Совету Федерации либо отклоняет представленные кандидатуры, о чем сообщается председателю Верховного Суда Российской Федерации.

Судья считается вступившим в должность с момента принесения им присяги, а при вступлении в должность судьи лица, ранее приносившего присягу, — со дня его назначения (избрания) на должность судьи.

Одна из проблем, проявляющихся в деятельности по назначению судей в Российской Федерации, связана с активным участием председателя суда в процедурах квалификационного отбора. Например, председатель представляет характеристику на кандидата, но закон не конкретизирует, какая именно информация должна быть отражена в такой характеристике. Практика показывает, что положительная или отрицательная характеристика может оказать решающее воздействие на принятие квалификационной коллегией решения о назначении. Поскольку требования к содержанию характеристики не конкретизированы, она может носить сугубо субъективный характер и быть основанной не на беспристрастной оценке профессиональных качеств кандидата, а на мнении председателя о личностных, моральных качествах будущего (или действующего) судьи, что не всегда характеризует кандидата с профессиональной точки зрения. Такое чрезмерное участие председателя суда в процессе назначения судей может обернуться его воздействием на этот процесс по принципу личных предпочтений и договоренностей и свести на нет индивидуальную независимость судей.

Далее, в случае согласия с решением ККС о рекомендации кандидата председатель суда направляет рекомендацию в вышеназванную комиссию при Президенте Российской Федерации. В противном случае председатель суда возвращает решение с мотивированным обоснованием причин своего несогласия для повторного рассмотрения кандидатуры в той же ККС. Чтобы преодолеть «вето» председателя суда при повторном рассмотрении, необходимо квалифицированное большинство в две трети голосов членов ККС, поданных за кандидата. Данное обстоятельство может стать непреодолимым препятствием для кандидата, который не был заранее «одобрен» председателем суда, но получил рекомендацию ККС.

Полномочия судьи согласно ст. 11 Закона о статусе судей прекращаются в последний день месяца, в котором он достигает предельного возраста пребывания в должности — 70 лет. Эта статья устанавливает такие основания прекращения полномочий, как: письменное заявление судьи об отставке; неспособность по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам осуществлять полномочия судьи; достижение судьей предельного возраста пребывания в должности судьи или истечение срока полномочий судьи, если они были ограничены определенным сроком; занятие деятельностью, не совместимой с должностью судьи. Возможность судебного обжалования прекращения полномочий по некоторым из этих оснований в настоящее время предусмотрена законодательством прямо и недвусмысленно .

Действующее законодательство также предусматривает возможность прекращений полномочий судьи в связи с привлечением его к дисциплинарной ответственности. Порядок привлечения судьи к дисциплинарной ответственности определен в ст. 12.1. Закона о статусе судей. В таблице 1 отражены виды дисциплинарных взысканий, применяемых к судьям, и дана их краткая характеристика.

Таблица 1.
Виды дисциплинарных взысканий, применяемых к судьям

Любой судья, за исключением судьи Конституционного Суда, может быть привлечен
к дисциплинарной ответственности за нарушение норм Закона о статусе судей и Кодекса судейской этики. Представление (либо обращение) председателя суда является поводом для привлечения судьи к дисциплинарной ответственности: в отношении председателя суда — представление председателя вышестоящего суда; в отношении заместителя председателя суда или судьи — представление председателя вышестоящего суда или председателя суда, в котором замещает должность данный судья; в отношении мирового судьи — представление председателя соответствующего районного или вышестоящего суда .

Кроме того, жалобы, сообщения, содержащие сведения о совершении судьей дисциплинарного проступка, могут представлять государственные органы, должностные лица, а также граждане. Информация, приводимая в жалобе, сообщении, проверяется ККС или ВККС, затем коллегией принимается решение по существу. Органы судейского сообщества также наделены правом внесения соответствующих представлений, при этом указанные органы действуют в соответствии с Законом об органах судейского сообщества и принимаемыми в соответствии с ним документами . Кроме того, необходимо отметить, что ст. 10 Закона об органах судейского сообщества дополнена положениями, предусматривающими право Совета судей Российской Федерации, а также Президиума Совета судей субъекта федерации проводить проверки и направлять в ККС обращения о наложении на судью дисциплинарного взыскания . Дисциплинарное взыскание в виде досрочного прекращения полномочий судьи может налагаться на судью в исключительных случаях . Дисциплинарные меры в отношении судей, в том числе решения о досрочном прекращении их полномочий, могут быть обжалованы в ВККС, а затем в судебный орган. Сегодня судебное рассмотрение решений ККС или ВККС производится либо судом соответствующего уровня, либо Дисциплинарной коллегией Верховного Суда . Подсудность такого рода споров зависит от вида вынесенного решения и от субъекта обращения за судебным пересмотром. Ст. 16 Закона «О статусе судей» установлено, что «судья … не может быть привлечен к какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое судом решение», а ч. 5 ст. 12.1 этого же закона, — что «дисциплинарное взыскание в виде досрочного прекращения полномочий судьи может налагаться на судью … в том числе за нарушение указанных положений при осуществлении правосудия» . Эти противоречивые положения породили практику, при которой председатель суда имеет возможность внести представление о привлечении судьи к дисциплинарной ответственности за сам факт отмены его приговора или решения судом вышестоящей инстанции. Отмена судебного акта становится основанием для лишения судьи статуса путем прекращения его полномочий квалификационными коллегиями судей, когда различие между неправосудным решением и неправомерным поведением судьи не проводится: правонарушение, совершение которого может быть поставлено судье в упрек, не отграничивается от судебной ошибки, которая не может быть поводом для привлечения к дисциплинарной ответственности. Сложившийся механизм дисциплинарной ответственности может использоваться как инструмент давления на конкретного судью со стороны руководства суда. Негативная оценка профессиональной деятельности судьи председателем суда становится основанием для наказания или досрочного прекращения его полномочий, а угроза возникновения такой ситуации сказывается на самостоятельности судьи в принятии решений. Отсутствие четких критериев привлечения к дисциплинарной ответственности, произвольность и избирательность запуска дисциплинарного разбирательства приводят к снижению инициативности судьи, к работе с постоянной оглядкой на руководство [2]. В условиях широкой дискреции при привлечении к дисциплинарной ответственности судья стремится избегать самостоятельных суждений по сложным вопросам.

На основании результатов проведенного нами анализа считаем необходимым:

— принятие единого законодательного акта, регулирующего процедуру отбора кандидатов на должность судьи;

— установление четких критериев и надлежащего порядка отбора, обеспечивающих селекцию наиболее квалифицированных кандидатов, что будет способствовать росту доверия общества к судебной власти и отправлению правосудия;

— изменение полномочий председателя суда по участию в процессе назначения судей, сведение к минимуму его возможностей влияния на этот процесс с целью повышения независимости органов судейского сообщества и прозрачности процедуры назначения судей;

— определение конкретных составов правонарушений, которые влекут дисциплинарную ответственность судьи в виде прекращения полномочий, а также изменение процедуры привлечения судьи к ответственности с целью нивелирования влияния председателя суда. ¦

Библиографический список:

1. Захаренко М.С. Органы судейского сообщества как неотъемлемый компонент судебной деятельности // Современное право. 2017. № 4. С. 122 — 126.
2. Пластилина Н. Прекращение полномочий судьи — вопрос спорный?! // Трудовое право. 2017. № 10. С. 17-30.

Источник: Научно-теоретический журнал «Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России». № 3 (57) 2019.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

code