ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ КОРРУПЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ ИРАК

Омар Хусхияр, Мохаммед Али

Аннотация. Данная статья посвящена исследованию причин и условий возникновения и существования административной коррупции в Республике Ирак. Автор исследует политические, правовые, экономические, социальные и административные причины и условия, порождающие административную коррупцию, факторы, обеспечивающие ее жизнеспособность, формулирует вывод о том, что противодействие этому опасному феномену требует совместных усилий органов исполнительной, законодательной и судебной власти, которые, при поддержке населения, должны обеспечить блокирование и устранение причин, порождающих административную коррупцию.

Ключевые слова: государство, право, безопасность, коррупция, причины, противодействие.

 

Устойчивое развитие любой страны, и Республика Ирак не представляет исключение, напрямую зависит от того, насколько эффективно органы государственной власти способны обеспечить условия для последовательного роста экономики, устранить факторы, порождающие социальное напряжение, ограничить воздействие на бизнес криминальных явлений, в числе которых следует особо выделить коррупцию [1]. Ключевой угрозой безопасности экономического, социального и политического развития современного Ирака, по мнению автора, является административная коррупция, представляющая собой совокупность незаконных действий, совершаемых государственным служащим с целью получения выгоды для себя или других лиц, что наносит ущерб общественным и частным интересам.

Коррупция разрушает экономику и финансовые ресурсы государства, подрывает его престиж и репутацию в мировом сообществе, угрожает соблюдению прав человека, закрепленных в Конституции Республики Ирак 2005 года, в которой особо подчеркивается необходимость соблюдения экономических, политических, финансовых и других интересов, важность защиты конституционных прав от любых нарушений, включая борьбу с коррупцией и ее последствия.

Коррупция не имеет конкретной политической идентичности или характера. Она существует как в странах с тоталитарным режимом, так и в странах с демократической системой. Однако недемократические режимы являются более благодатной и плодородной почвой для административной коррупции, чем демократические.

Причины административной коррупции варьируются от одного общества к другому в зависимости от существующих культур и ценностей. Поскольку административная коррупция представляет собой явление, которое осуждается всеми гражданами, каждый должен бороться с ним, избавляться от него и защищать общество от его негативных последствий. Для того, чтобы этот процесс был эффективным и всеобъемлющим, необходимо четко представлять причины, которые привели к возникновению и распространению этого явления.

Причины административной коррупции исследователями, специализирующимися в этой области, делятся на несколько групп в соответствии с их взглядами.

Исследование феномена коррупции показывает, что она связана со степенью экономического и социального развития общества. Поэтому коррупция более активно распространяется в развивающихся странах и странах, которые переходят от одной политической и экономической системы к другой. Согласно этой точке зрения, слабость ресурсов страны и низкая заработная плата приводят к коррупции, особенно среди работников и высокопоставленных должностных лиц, в то время как нестабильность, ликвидность, а также введение крупных активов на продажу являются основной причиной коррупции в странах с переходной экономикой. Активы частного сектора экономики имеют стимулы для коррупции. Продажа крупных компаний государственного сектора представляет большие возможности для коррупции. Чиновники в этом процессе обычно имеют широкие полномочия, что создает условия для коррупции и незаконной прибыли.

По нашему мнению, основные причины административной коррупции можно представить в виде следующих блоков.

1. Причины политического характера.

К ним относятся общие отклонения, связанные с правилами управления в государстве, включая отсутствие свобод и демократической системы, а также информационный вакуум, недостаточный контроль и не налаженные отношения между администрацией и общественностью.

В основе политических причин лежит отсутствие стабильной и эффективной политической системы, основанной на постоянно действующей демократической конституции, в которой закреплен принцип разделения властей [2, с. 262].

Слабость высшей политической власти является причиной слабости компетентных регулирующих органов (полиции, прокуратуры, суда) в выявлении коррупции и неэффективности этой деятельности, что снижает вероятность попадания коррупционеров в руки правосудия [3, с. 23]. Данные проблемы характерны для многих стран, в том числе и для Российской Федерации [4].

Политическое вмешательство в деятельность судебной системы путем запугивания судей, манипулирования судебными назначениями или использования других средств, угрожают независимости судебной власти и усиливают коррупцию.

К числу причин политического характера следует отнести отсутствие демократической практики и свободы участия граждан в управлении государственными делами [5, с. 8], а также отсутствие политической осведомленности и незнание механизмов и административных систем при осуществлении власти, что связано с фактором опыта и эффективности управления государством [6, с. 273].

2. Причины правового характера.

Правовые причины, играющие существенную роль в распространении административной коррупции, обусловлены искажением законов и нормативных актов вследствие их двусмысленности или противоречивости, что приводит к отклонению от закона сотрудников правоохранительных органов, стремящихся незаконно получить материальную выгоду, нарушая при этом законные права и интересы граждан.

Эти причины порождают правовой вакуум, чем пользуются коррупционеры при незаконном присвоении государственных средств, взяточничестве и сговоре. Правовые причины являются следствием противоречия законов на уровне центра и на уровне регионов [7, с. 28].

Снижение престижа закона в обществе происходит, в частности, из-за спойлеров (преждевременного опубликования информации), которые и представляют собой нарушение закона. Это ведет к утрате доверия значительной части граждан к престижу закона, увеличивает разрыв недоверия между обществом и государственными институтами. Сюда же следует отнести множественность законов, непоследовательность и несогласованность механизмов, предназначенных для борьбы с административной коррупцией, что ведет к усилению этого явления, а не к его искоренению.

Негативную роль играют юридические исключения, которые дают возможность служащему уклоняться от исполнения закона или же толковать его по-своему, нарушая интересы граждан [8, p. 117].

3. Экономические причины.

Экономические причины являются основными причинами распространения административной коррупции, поскольку эти причины имеют прямое отношение к жизни граждан. Им можно дать определение как импровизированной экономической политики и плохого распределения богатства, ресурсов и доходов, или бремени правительства без должного контроля со стороны органов власти [9, с. 311].

Экономические причины порождены отсутствием эффективных комплексных инвестиционных планов, принятых государством, слабостью материального уровня правительственной функции и неадекватностью действующей системы материальных и моральных стимулов. Эти причины усугубляются бюрократизмом служащих, полагающих, что они – инструмент господства, а не государственный механизм служения обществу. В итоге нарушается справедливое распределение богатства между людьми, из-за чего средства концентрируются у небольшой группы людей. Это приводит к росту классового разделения: богатый класс становится богаче, а бедный класс – беднее [10, с. 72].

4. Социальные причины.

Эти причины обусловлены совокупностью влияний и обстоятельств, которые окружают действующего субъекта, и заставляют его проявлять антиобщественное поведение [11, с. 120].

К числу наиболее важных социальных причин, приводящих к распространению коррупции, можно отнести:

– Последствия войны и связанное с этим нигилистическое поведение в обществе, распространение нищеты, невежества и несправедливости, а также отсутствие культуры общественной честности, что приводит к господству преступного поведения и безнравственности [12, с. 12]. Не вызывает сомнения, что большинство проблем, порожденных кризисом культуры, разрешить силовым путем невозможно. Эффективность их решения будет во многом зависеть от того, как государство и общество сумеют восстановить культурное пространство, устранив тем самым значительную часть причин и условий, детерминирующих коррупцию [13].

– Разрыв между городскими ценностями сообщества, с одной стороны и правилами официальной работы, принятыми в административных органах государства, которые часто заимствованы из иностранных систем, и отличны от национальных ценностей. Как следствие, возникает административная коррупция внутри органов, являясь защитной реакцией на противоречие официальных правил работы системе ценностей общества [14, p. 39]. Безусловно, зарубежный опыт противодействия коррупции уникален и заслуживает пристального изучения с целью заимствования и перенесения на местную почву антикоррупционных стратегий, показавших высокую эффективность. Однако антикоррупционные нововведения должны учитывать реально существующие условия и традиции, чтобы он были поддержаны населением [15].

– Низкая правовая грамотность населения, считающего, что оплата за выполнение работы – это не взятка, а вознаграждение, подарок или гонорар [16, с. 75].

5. Административные причины.

Эти причины обусловлены отсутствием гласности, «прозрачности» в административной работе при принятии решений органами власти, избыточностью административных функций; низкой эффективностью внутреннего и внешнего контроля за деятельностью органов управления, их должностных лиц; несовершенством механизмов прямой и обратной связи между гражданами и органами власти [17].

Негативную роль играет то, что число чиновников, работающих в государственном административном аппарате, несоразмерно с нагрузкой на них. Часть служащих пришла на службу, используя коррупционные механизмы (взятки, родственные и дружеские связи и др.). Многие чиновники не имеют должной подготовки, отличаются некомпетентностью, боятся брать на себя ответственность за решения, которые должны принимать самостоятельно по долгу службы.

Пренебрежение ошибками государственных должностных лиц, а также неспособность принять надлежащие юридические меры в случае совершения правонарушений объясняются слабостью уполномоченных должностных лиц органов власти, по роду службы обязанных обеспечивать надзор и контроль. Негативно сказывается отсутствие образцов для подражания в управлении и руководстве [18, с. 58].

К числу административных причин, порождающих коррупцию, следует отнести эксплуатацию административного влияния, означающую практику несправедливости по отношению к рабочим и служащим в государственных учреждениях и нарушение их законных прав, гарантированных действующим законодательством.

Подводя итог вышеизложенному, следует отметить, что нет никаких сомнений в том, что административная коррупция является опасным явлением, угрожающим национальной безопасности любого государства. Выявление, предупреждение и пресечение административной коррупции требует совместных усилий органов исполнительной, законодательной и судебной власти, прежде всего, правоохранительных органов, которые в своей работе должны обеспечить блокирование и устранение изложенных выше причин и факторов, порождающих административную коррупцию.

Литература

1. Воронцов С.А., Ляхов В.П. О дисциплинарной, административной и гражданско- правовой ответственности государственных и муниципальных служащих за коррупционные правонарушения // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2015. № 4 (59). С. 54 – 61.
2. Абделькадер Абдель Хафиз Шейхлы Аль-Васата. Предотвращение и контроль управления». Арабский журнал исследований безопасности. 2007. № 19.
3. Мурси Хиджази. Социальные издержки коррупции. Журнал арабского будущего. № 266. Бейрут: Центр исследований арабского единства, 2001.
4. Воронцов С.А. О факторах, снижающих эффективность оперативно-розыскного противодействия коррупции // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2014. № 6 (49). С. 110 – 114.
5. Имара Тарека Абдель Азиза. Административная коррупция и методы лечения. Багдад: Иракский центр исследований, 2006.
6. Мустафа Камель аль-Сайед. Факторы и политические последствия. Коррупция и надлежащее управление в арабских странах, 2005.
7. Абдул Салам Башир Альдвейби. Негативные аспекты феномена коррупции. Центр высших исследований и исследований Зеленая книга. № 21, 2005.
8. Махмоод Мохаммед Муабира. Административная коррупция и ее трактовка в исламском шариате. Сравнительное исследование административного права. Издание 1. Amman: Dar Al-Thaqafa Publishing and Distribution, 2011.
9. Самир Аббас, Сабих Нури. Административная и финансовая коррупция в Ираке: проявления причин и методов лечения, факты и исследования. Первая научная конференция Комиссии по неподкупности, 2008.
10. Салем Мохаммед Аббуд. Феномен административной и финансовой коррупции. Стратегический вход в контроль. I 2, Багдад: Дом доктора административных и экономических наук и других наук, 2011.
11. Билал Амин Зайнуддин. Феномен административной коррупции в арабских странах и сравнительное законодательство. Т. 2. Александрия: Университетский дом мысли, 2012.
12. Подготовка комитета Общественной комиссии по неподкупности. Годовой отчет Общественной комиссии по неподкупности за 2005 г. Багдад, 2005.
13. Воронцов С.А. Формирование угроз безопасности Российской Федерации как следствие кризиса культуры // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2013. № 5 (72). С. 111 – 115.
14. Мехди Хасан Зувилиф, Сулейман Ахмед Лози. Административное развитие и развивающиеся страны. Издание I. Amman: Dar Majdlawi Publishing and Distribution, 1993.
15. Воронцов С.А. Об использовании в противодействии коррупции в России основных принципов зарубежных антикоррупционных технологий, показавших высокую эффективность // Юристъ – Правоведъ. 2011. № 1. С. 88 – 94.
16. Ибрагим бин Салех бин Хамад аль-Рауджи. Меры по предупреждению взяточничества в исламском праве. Магистерская работа, представленная Наифской академии наук безопасности. Эр-Рияд. 2003.
17. Воронцов С.А., Понеделков А.В., Зырянов С.Г. Индикаторы коррупционной деятельности в системе государственной власти и местного самоуправления РФ // Социум и власть. 2017. № 1 (63). С. 30 – 37.
18. Арджван Мохсен Саид Закария. Влияние раскрытия информации между внешним аудитором и внутренним аудитором на уменьшение явления административной коррупции и прикладных исследований Германии в выборке исследований экономических единиц, представленной Совету Высшего института бухгалтерского учета и финансов. Университет Багдада. 2011.

Источник: Научно-практический журнал «Северо-Кавказский юридический вестник». 2019. № 3

Просмотров: 6

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

code