Меры предупреждения дефектов механизма гражданско-правового регулирования

И.П.Кожокарь

В работе изложена методология исследования мер предупреждения дефектов механизма гражданско-правового регулирования, а также дана характеристика основных способов предупреждения негативных тенденций правового регулирования гражданских отношений.

Ключевые слова: дефекты; гражданско-правовое регулирование; механизм; противоречия; коллизии; меры предупреждения.

 

Дефектность механизма гражданско-правового регулирования (далее — МГПР) — сложная, многоаспектная проблема не только правового, но и социального характера. Отсюда следует, что формирование системы борьбы с ней — трудная задача, нуждающаяся в предварительной теоретической разработке.

Правильно избранная методология правового исследования позволяет сочетать различные методы познания, учитывая достоинства и недостатки каждого . В методологическую основу построения теоретической модели системы мер предупреждения дефектов МГПР должны быть положены такие методы научного познания, как диалектика, правовое моделирование, методы системного анализа и сравнительного правоведения.

Гражданско-правовая дефектолизация и меры ее предупреждения представляют собой сложную, многогранную и взаимодействующую систему, эффективность которой зависит от множества факторов, имеющих различную природу и взаимозависимости. На сегодняшний день выявлены некоторые предупредительные меры в этой сфере, однако должна быть разработана теоретическая модель системы таких мер. Правовое моделирование становится одним из важнейших методов познания правовой действительности, позволяющих получить и уточнить характеристики явления и способы их взаимодействия. Подобный подход даст возможность не только сформировать перечень таких мер, но и показать связь между ними и их целевую направленность на профилактику и предотвращение гражданско-правовых дефектов. Теоретическая модель позволит сформулировать научное представление об оптимальной системе мер предупреждения дефектов МГПР и условиях его эффективной (бездефектной) работы. Теоретическая модель представляет собой полученную в результате абстрагирования и идеализации систему мер предупреждения гражданско-правовых дефектов, обладающих необходимой целенаправленностью, включающих общие и специальные мероприятия, в том числе предложения о решении неотложных вопросов, которые ставит происходящая модернизация гражданского законодательства и права.

Диалектическая логика предполагает исследование правового явления в его динамике, развитии, взаимодействии всех его элементов между собой и с внешними факторами. Дефектность механизма гражданско-правового регулирования — это не простая совокупность дефектов отдельных элементов этого механизма, а их органическая, взаимодействующая совокупность. Это означает, что между элементами МГПР и их дефектами существуют диалектическое единство и связь. Кроме того, таким же образом корреспондируют условия, причины и сами дефекты. Система мер предупреждения дефектов должна отражать диалектическую связь «причины дефектов МГПР — дефектность МГПР». Важно также учитывать, что эта связь находится внутри более широкой диалектической связи «причины правовых отклонений — правовые отклонения». Сами правовые отклонения могут выступать в качестве причин правовых дефектов, что ведет к необходимости включения в систему мер их предупреждения общих мероприятий, направленных на повышение политического, социального, культурного уровня жизни участников гражданских правоотношений.

Как дефекты МГПР в целом требуют системного подхода в их исследовании, учитывающего их обусловливание законодательным дисбалансом , так и меры их предупреждения нуждаются в системном анализе.

Системный подход к разработке мер предупреждения дефектов МГПР предполагает выявление, обоснование и использование всего спектра средств и способов предупредительной деятельности, которыми располагают государство и общество. Такой подход обусловлен и разнообразием дефектов МГПР и их причин. Он включает всякого рода направления предупредительной деятельности различных государственных органов и общественных структур. При этом каждое из направлений предполагает системный подход как необходимое условие противодействия гражданско-правовой дефектолизации в целом. При предупреждении появления правовых дефектов важно учитывать политические, экономико-социальные, духовно-нравственные, информационно-технические, образовательные, правовые и другие факторы и, как следствие, сочетание общих и специальных предупредительных мер. Использование системного метода исследования предупредительной деятельности вызвано также и тем, что дефектолизация в праве является межотраслевой и междисциплинарной проблемой, в решение которой вносят вклад как все правовые науки, так и смежные отрасли знаний (психология, педагогика, социология и т. д.).

Сравнительно-правовой анализ позволяет учитывать прогрессивный опыт зарубежных стран в предупреждении дефектов МГПР, особенно в части возможности рецепции отдельных правовых институтов для предупреждения пробелов гражданско-правового регулирования.

Политические меры заключаются в формировании такого управления государством и обществом, при котором обеспечивались бы баланс публичных и частных интересов, справедливое распределение общественных благ, политические и гражданские права и свободы участников гражданских отношений, стабильная политическая обстановка. Предсказуемость действий органов власти способна эффективно противостоять заключению недействительных сделок (мнимых, притворных, кабальных и иных). Государство должно обеспечивать постоянный диалог с обществом, в том числе и в сфере реформирования и модернизации гражданского законодательства с целью предупреждения возможных, особенно аксиологических и содержательных, дефектов.

Не случайно рост количества дефектных гражданско-правовых норм, отношений и юридических фактов связан с серьезными ошибками политико- социального управления в постсоветский период. В частности, политическое реформирование не учитывало социальные, психологические, нравственные последствия, не обеспечило преемственности развития российского общества. Передел собственности, разграбление национальных богатств, невиданный рост экономической преступности, дикий, нецивилизованный рынок, коррумпированность власти, зародившееся и продолжающееся тотальное лоббирование принятия законов, необходимых не всему обществу, а конкретным лицам, привели к значительному росту дефектолизации гражданского законодательства и гражданских отношений.

Политика бывает демографическая, социальная, научная, молодежная, внутренняя, внешняя и т. п. Однако наибольшее значение для предупреждения правовых дефектов (в том числе гражданско-правовых) имеет правовая политика, связанная «с необходимостью постоянного усовершенствования права, правового регулирования, с потребностью целенаправленно изменять правовую систему и определять вектор правового развития общества» . Правовая политика призвана влиять на правовое развитие, правовую систему, правовую организацию и жизнь общества. Справедливы слова О. Ю. Рыбакова о том, что «современное российское общество испытывает потребность в планомерной, научно выверенной, результативной, направленной на гармонизацию отношений индивида, общества, государства правовой политике» .

Г. Ф. Шершеневич писал, что сущность правовой политики раскрывается через «три последовательных момента: 1) сознание неудовлетворенности действующего правопорядка в его целом и частях, 2) постановка идеала как цели, в направлении которой должно быть произведено преобразование права, 3) изыскание соответствующих мер для перехода от существующего к желательному» .

В этом отношении правовая политика является материальным источником (истоком) права .

«Правовая политика» как методологическая и теоретическая категория недавно стала предметом философско-правовых и теоретико-правовых исследований. Однако уже очевидны направления ее научного познания: цели, средства, приоритеты, результаты, виды, сферы, эффективность правовой политики. Представляется обоснованным на уровне абстрагирования и идеализации самостоятельное рассмотрение правовой политики в сфере публичного права и правовой политики в сфере частного права. При этом в правовых разработках очевиден приоритет правовой политики в сфере публичного права. В частности, наиболее глубокие научные исследования посвящены уголовно-правовой и административно-правовой политике. Вместе с тем, по справедливому замечанию С. С. Алексеева, именно «высокое, достойное частное право» следует признать одним из трех приоритетов российской правовой политики наряду с приоритетом прав человека и верховенством правосудия .

Одним из первых проблематику правовой политики в сфере частного права обозначил В. А. Рыбаков, отметив, что она непоследовательна и противоречива, характеризуется серьезными дефектами в виде несогласованности, противоречивости законодательных актов, влекущих нестабильность гражданских правоотношений .

На наш взгляд, назрела необходимость в принятии программного (планового) документа, содержащего основные направления гражданско-правовой политики государства, включающего приоритеты и задачи в соответствующей сфере правотворческой, праворе- ализационной, интерпретационной, доктринальной, судебной, прокурорской, нотариальной, правообуча- ющей8 и других видов правовой политики. Подобные документы могут быть приняты и в отдельных сферах частного права, например, в сфере защиты предпринимательства.

Безусловно, Концепция развития гражданского законодательства является центральным элементом современной гражданско-правовой политики, на что уже обращалось внимание в научной литературе10. Для формирования бездефектного МГПР и, как следствие, предупреждения появления гражданско- правовых дефектов важно определиться с текущей, ближайшей и перспективной целями правовой политики, с тактикой и стратегией развития гражданского законодательства и правоотношений.

В теории права сформулированы основные приоритеты государственной правовой политики, к числу которых относят построение правового государства и гражданского общества, гарантированность прав и свобод, совершенствование правореализационной практики, обеспечение баланса между интересами индивидуума, общества и государства . Разработаны и функции правовой политики: гносеологическая, оценочная, организационная, контрольная, правооб- разующая, депозитарная12. Названы принципы правовой политики (народовластие, федерализм, разделение властей, законность, гуманизм) . Однако эти направления и функции нуждаются в преломлении к отраслевым плоскостям правового регулирования. Кроме того, важно определение направлений правовой политики в отдельных гражданско-правовых сферах.

Вопрос о гражданско-правовой политике (и разработке соответствующих направлений) гораздо шире проблем бездефектного МГПР и выходит за рамки данной статьи. Отметим, что постановка и формулировка конкретных ориентиров, желаемых результатов, предполагаемых изменений и их сроков в частноправовой сфере крайне важна для предупреждения дефектов МГПР. Например, правотворческая политика направлена на выстраивание «непротиворечивого, внутренне единого, согласованного, последовательного правотворческого процесса, для внесения в него системности и юридической точности» . Она структурирует и оптимизирует правотворческую деятельность, делает ее эффективной. Отсутствие такой политики приводит к правотворческим ошибкам, лежащим в основе многих дефектов МГПР (пробелов, коллизий, неопределенностей, дублирования, нормативной избыточности и т. п.). Когда будут приняты законы «О реквизиции», «О национализации» (прямые отсылки к которым содержатся в Гражданском кодексе Российской Федерации (далее — ГК РФ) , раздел ГК РФ «Вещное право»? На эти и другие актуальные вопросы гражданского законотворчества и призваны ответить основные направления гражданско-правовой политики.

Гражданско-правовая политика способна противостоять и юридической инфляции в частноправовой сфере, вызываемой неуемным и необоснованным правотворчеством, получившим в обществе наименование «бешеный принтер». Обесценивание нормативно-правового массива за счет его избыточности, ненужности и коллизионности является благотворной средой для появления дефектов. Политико-правовые меры, направленные на снижение юридической инфляции, обладают большим превентивным потенциалом в сфере гражданско-правовой дефектологии.

Стоит также отметить, что в гражданско-правовой политике следует выделять три основных уровня: концептуально-идеологический, институциональный и деятельностный , последовательная реализация которых также предупреждает появление дефектов МГПР. К сожалению, нарушения этой последовательности часто приводят к возникновению дефектов, особенно когда деятельность по изменению законодательства предшествует формированию идеи такого изменения и их обеспечивающих институтов.

Социально-экономические меры — это меры по повышению качества жизни, благосостояния всех членов общества в целом. Безусловно, реальные экономические возможности оплатить услуги юриста, адвоката, нотариуса способны стать надежным щитом противодействия появлению дефектных сделок, решений собраний, правоотношений. Усиление квалификации сотрудников нормотворческих органов, повышение оплаты труда непосредственных авторов нормативных текстов, широкие возможности заказывать и оплачивать юридико-техническую экспертизу законопроектов, внедрение технических средств, правовых программ во многом способствовали бы снятию нормотворческих дефектов.

Программы социального развития всегда должны быть направлены на обеспечение бездефектного поведения участников гражданских отношений. Прежде всего, такие меры должны предприниматься в отношении конкретных малых социальных групп и отдельных граждан, которые нуждаются в особой социальной поддержке со стороны государства и общества. У таких лиц всегда должна быть возможность обратиться за бесплатной юридической помощью, чтобы не стать участником дефектного правоотношения или не создать дефектный юридический факт. В. Ф. Яковлев неоднократно обращал внимание на важность оказания правовой помощи «населению, особенно малоимущим гражданам и обездоленным сиротам, инвалидам, ветеранам» .

Среди социальных мер можно выделить и медицинские меры, которые для предупреждения гражданско-правовых дефектов применяются только в части противодействия дефектолизации субъектов гражданских правоотношений. Своевременное выявление и лечение лиц, страдающих алкоголизмом, наркоманией, игроманией, психическими расстройствами, способно уменьшить количество ограниченно дееспособных, адееспособных, недееспособных граждан.

Духовно-нравственные меры связаны с повышением общего уровня правового образования и культуры, с ведением большой праворазъяснительной работы, правовой пропаганды. Большим профилактическим потенциалом обладает повышение уровня как профессионального, так и обыденного правосознания. Все лица, вовлеченные в законотворческий процесс (от субъектов правотворческой инициативы до депутатов), должны обладать необходимыми знаниями и навыками юридической техники, понимать системность законодательства, связи между отдельными элементами механизма правового регулирования.

В предупреждении дефектных правоотношений и юридических фактов большое значение имеют педагогические меры, направленные на воспитание людей, способных к правовой саморефлексии, знающих свои основные права и порядок их защиты, способных самостоятельно противостоять вовлечению в дефектные гражданские правоотношения. Кроме того, правовое воспитание должно быть направлено не только на формирование правосознания, но и на превращение его в правовые убеждения, служащие основой для правомерного, в том числе бездефектного собственного поведения1. Правовое воспитание обеспечивает усвоение определенного объема правовых знаний, формирование правового мировоззрения и познавательной активности в сфере права, развитие потребности обновлять и пополнять свои знания о праве.

В последние годы большое значение в предупреждении дефектов правового регулирования играют андрагогические меры, направленные на правовое образование взрослых, включая повышение их квалификации, а также приобретение дополнительной юридической профессии2.

Гражданско-правовое просвещение должно быть главным образом направлено на воспитание у граждан уважения к личности другого гражданина, его частной жизни, личных неимущественных прав, собственности, а также добросовестного соблюдения своих гражданско-правовых обязанностей.

Организационные меры направлены на улучшение организации правотворческой и правореализаци- онной работы, повышение ее качества и эффективности. Количество юридико-технических ошибок, допускаемых в актах гражданского законодательства, свидетельствует о серьезных проблемах в организации правотворческого процесса. Работа над текстами нормативно-правовых актов не скоординирована, многие статьи-новеллы ГК РФ, очевидно, готовятся разными авторами, использующими свой собственный, не согласованный с другими авторами категориальный аппарат, что приводит не только к несогласованности гражданско-правовых норм, но и к их неопределенности, противоречивости, колли- зионности. Большая организационная работа должна проводиться и на уровне стратегического и тактического гражданско-правового планирования, предусматривающего необходимость, важность и своевременность принятия тех или иных правовых норм и законов.

Принятие надлежащих организационных мер исключает поспешность в подготовке нормативных актов. Российский законодатель, действительно, должен начать «менее поспешно и более взвешенно продумывать законопроекты, проводить глубокую ОРВ , расширять практику независимой экономической и иной политико-правовой экспертизы законопроектов» . Поспешное принятие законов зачастую приводит к возникновению множества разнообразных дефектов, в том числе к правовой неопре- деленности .

Организация систем регистрации прав на имущество, кадастрового учета недвижимого имущества способна своевременно реагировать на появление дефектных объектов гражданских прав и дефектных правоотношений. Согласно ст. 8.1 ГК РФ государственная регистрация прав на имущество осуществляется уполномоченным в соответствии с законом органом на основе принципов проверки законности регистрации, публичности и достоверности государственного реестра. Так, органы регистрации прав на недвижимое имущество проверяют законность совершаемой сделки с таким имуществом и способны своевременно пресечь совершение сделки, которая по ряду причин в последующем может быть признана недействительной, влекущей дефектность правоотношения.

Организация эффективного взаимодействия между государственными органами и другими субъектами правоохранительной и правозащитной деятельности (например, нотариусами, общественными организациями, образовательными центрами) также противостоит дефектолизации гражданских отношений. Например, В. Ф. Яковлев обратил внимание на эффективность взаимодействия нотариата и органов государственной регистрации прав, противостоящего появлению правовых дефектов в сфере оборота недвижимого имущества: «Во всех странах континентальной Европы используется и то и другое: нотариальное удостоверение, и нотариальное сопровождение, и государственная регистрация. И вместе эти два института работают очень хорошо… обеспечивают то, что называется правовой безопасностью в сфере оборота недвижимости, правовой безопасности для всех участников вот этого оборота…»1. В научной литературе предлагаются и иные пути организации взаимодействия нотариата и регистрирующих органов2.

В 2014 г. между Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и Федеральной нотариальной палатой было заключено соглашение о сотрудничестве3, предметом которого явилось взаимодействие сторон по вопросам государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, осуществляемой на основании документов, удостоверенных в нотариальном порядке, и получения необходимых сведений о проведенной государственной регистрации прав на недвижимое имущество для совершения нотариальных действий (в том числе оформления наследства). Одной из целей такого взаимодействия является предотвращение таких дефектных гражданских юридических фактов, как заключение недействительных сделок.

К числу организационных мер следует отнести и проведение административной реформы4, направленной, в частности, на обеспечение контроля за законностью принимаемых актов и решений, затрагивающих гражданские права.

Организационные меры способствуют внутренней координации деятельности в сфере борьбы с дефектами МГПР в сочетании с созданием благоприятных условий для деятельности общественных институтов и органов государственной власти.

Информационно-технические меры — это меры по обеспечению актуальной и полной правовой информацией всех участников правотворческого и право- реализационного процессов, а также разработка специальных компьютерных программ, способных своевременно реагировать на появление дефектных правовых норм и правоотношений.

Большую роль в профилактике дефектологизации играют компьютерные справочные правовые системы («КонсультантПлюс», «Гарант», «Юрист» и другие), которые призваны предоставлять максимально исчерпывающую информацию по правовому вопросу, поддерживать актуальность изменений в законодательстве, устанавливать связи между правовыми документами, предотвращать принятие ошибочного правового решения, способного привести к дефектам правового регулирования .

Современные технические средства содействуют оптимизации правового материала, способны оперативно выявлять противоречия, коллизии, дублирование в нем. Отрадно, что эти базы данных содержат и законопроекты, которые любое лицо может сопоставить с действующими нормативными актами и выявить потенциально возможный дефект.

Цифровой мир дает практически безграничные возможности для актуализации различных направлений предупреждения правовых дефектов.

Электронные словари, глоссарии правовых терминов представляют собой действенный барьер дефектности гражданско-правовой терминосистемы, содействуют правильному и четкому формированию понятийных рядов гражданского права и законодательства.

Также, например, предлагается создать единую базу, содержащую нормативные перечни по тематическим критериям, в том числе межотраслевые перечни по объектам прав . Подобные базы могут формироваться и по другим темам, например по субъектам правоотношений, по нормативным дефинициям, статьям-глоссариям, по системам отсылочных и бланкетных норм. Особую ценность для предупредительной деятельности могут иметь подобные межотраслевые базы, при помощи которых можно предупреждать дефекты связей элементов МГПР .

В 2012 г. Президент РФ поручил Правительству РФ сформировать систему раскрытия информации о разрабатываемых проектах нормативных правовых актов, результатах их общественного обсуждения, в частности создание единого ресурса в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения такой информации и ее последующего публичного обсуждения .

Это поручение было выполнено, и в настоящее время информация о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения размещается на официальном сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»1.

Согласно п. 3.1 Положения о законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации по решению Комиссии Правительства РФ по законопроектной деятельности законопроекты, разработанные в соответствии с планом законопроектной деятельности Правительства, а также в соответствии с поручениями Председателя Правительства РФ или заместителей Председателя Правительства РФ, затрагивающие основные направления государственной политики в области социально-экономического развития Российской Федерации, могут быть вынесены на общественное обсуждение с использованием сети «Интернет»2.

Следует также поддержать концепцию создания национального электронного архива законодательства России, предложенную В. Б. Исаевым, который может быть использован не только «для изучения истории правового регулирования, сравнительных правовых исследований, в кодификации законодательства и проработке различных версий правовой реформы»3, но и для профилактики и предупреждения правовых дефектов, особенно коллизий, пробелов, противоречий.

Представляется обоснованной также разработка электронного журнала — банка данных правотворческих дефектов, в котором следует указывать адрес дефекта, текст нормативного акта, содержащего дефект, описание существа дефекта, указания лица, его обнаружившего4.

Информационно-технические меры в цифровую эпоху приобретают особое значение в предупреждении появления дефектов МГПР и их спектр будет объективно расширяться.

Нормативно-правовые меры — совокупность правовых норм, специально направленных на предупреждение дефектолизации общественных отношений, в том числе в частноправовой сфере.
Прежде всего, подчеркнем необходимость принятия Федерального закона «О нормативно-правовых актах», действие которого направлено на предупреждение появления дефектов нормативной подсистемы МГПР и подсистемы связей между элементами МГПР (в части разрешения коллизий). Проект этого закона был внесен в Государственную Думу Федерального Собрания РФ еще в 1996 г. и принят в первом чтении, однако 12 мая 2004 г. было принято решение отклонить законопроект и снять с его дальнейшего рассмо- трения .

О важности принятия этого закона как эффективного механизма предупреждения нормативных дефектов пишут специалисты как по теории права , так и по правовой дефектологии .

Значение закона о нормативно-правовых актах заключается, прежде всего, в обязательности его соблюдения авторами законопроектов, его положения должны стать тем единым знаменателем, к которому по форме и юридико-техническому содержанию должны быть сведены все законотворческие инициативы. Это немаловажно, особенно в ситуации интенсивного изменения гражданского законодательства: ежегодно принимаются десятки актов, содержащих нормы гражданского права.

В настоящее время имеется законопроект № 421465-6 «Об основах профилактики правонарушений в Российской Федерации». Несмотря на то что этот закон касается профилактики уголовных и административных правонарушений , отдельные профилактические меры и формы, предусмотренные в нем, могут опосредованно использоваться и для профилактики дефектолизации гражданских отношений (правовое просвещение и правовое информирование граждан, профилактические беседы, социальная адаптация, социальная реабилитация и другие).

Кроме того, на наш взгляд, и цивилистический понятийный оборот нуждается в терминах «профилактика дефектов» и «профилактика гражданских правонарушений» и в нормативном закреплении мер такой профилактики. В частности, в разд. II проекта концепции совершенствования общих положений ГК РФ прямо указывалось, что «законодательно следует предусмотреть меры профилактики правонарушений — специальные требования к доверенностям на распоряжение зарегистрированными правами, предотвращающие подделки; оповещение правообладателя о предстоящем исключении его из реестра и др.». На наш взгляд, эти меры содействуют и профилактике дефектов гражданских правоотношений.

Например, нотариальная форма доверенности на распоряжение зарегистрированными правами, ведение нотариусами реестра доверенностей, правило, согласно которому об отмене доверенности может быть сделана публикация в официальном издании, в котором содержатся сведения о банкротстве, значительно снижают уровень дефектолизации гражданских правоотношений.

Например, такая профилактическая мера, как оповещение правообладателя о предстоящем исключении его из реестра, пока не нашла своего нормативного закрепления. Подобное правило содержится в институте юридических лиц. Так, согласно п. 4 ст. 51 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных законом о государственной регистрации юридических лиц, уполномоченный государственный орган обязан заблаговременно сообщить заинтересованным лицам о предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица и о предстоящем включении данных в единый государственный реестр юридических лиц. Эта норма становится эффективной мерой предотвращения появления дефектных гражданских правоотношений и их субъектов.

Представляется важной мерой предупреждения дефектов разработка нормативной основы дефектоскопического правового мониторинга проектов нормативно-правовых актов. Правовой мониторинг направлен на оценку качества правовых норм и эффективности их деятельности.

Однако, как правило, в контексте правового мониторинга упоминаются уже действующие нормативно-правовые нормы и акты: мониторинг права — это систематическая комплексная деятельность органов власти, научного сообщества, институтов гражданского общества и общественных организаций по оценке, анализу, обобщению и прогнозу состояния законодательства и практики его применения2. Безусловно, деятельность по выявлению дефектов (ошибок) уже действующих актов необходима и важна, однако ее результатом становится констатация уже имеющегося дефекта и в идеале — его устранение или преодоление.

Профилактический дефектоскопический правовой мониторинг должен выявлять существующие потребности в нормативно-правовом регулировании общественных отношений (для предотвращения, прежде всего, аксиологических и смысловых дефектов), а также предотвращать юридико-технические дефекты, содержащиеся в законопроектах.

Ведет работу Центр мониторинга законодательства и правоприменительной практики (Центр мониторинга права) при Совете Федерации Федерального Собрания РФ , который оказывает содействие в законопроектной деятельности Совета Федерации, анализирует результаты законодательной деятельности на федеральном и региональном уровнях, а также разрабатывает предложения по совершенствованию законодательной деятельности и законодательного процесса. Однако одного такого центра явно недостаточно в ситуации возрастающей дефектолизации нормативно-правового материала и правовых отношений.

Прогностические меры. Прогнозирование или разработка прогноза — это «специальное научное исследование конкретных перспектив развития какого- либо явления», которое находится во взаимосвязи с планированием, программированием, проектированием, управлением . Прогнозирование опирается на тенденции и закономерности развития явления, представляет собой одну из форм научного предвидения в социальной сфере .

Любая наука, помимо объяснительной и описательной (нарративной) функций, выполняет и прогностические функции. Однако следует отметить, что цивилистическое прогнозирование как научное направление не получило серьезного развития, что самым негативным образом сказывается на системе предупреждения дефектов МГПР. Цивилистическая прогностика должна быть направлена на научное предвидение основных изменений в общественных отношениях в гражданско-правовой сфере и последствий таких изменений, эффективности гражданско- правовых норм, а также появления новых возможных или увеличение (усиление) старых дефектов МГПР на основании предшествующих тенденций и закономерностей.

Цель такого прогнозирования — установление негативных тенденций и закономерностей в сфере гражданско-правовой дефектолизации и формирование на этой основе способов и методов изменения данных тенденций и закономерностей в позитивном направлении. Прогнозирование дефектов должно предварять разработку концепций совершенствования гражданского законодательства и перспективное планирование направлений гражданско-правовой политики. Прогнозирование призвано формулировать научные предпосылки принятия правотворческих решений. Прогноз появления дефектов МГПР не предполагает непосредственного воздействия на имеющиеся дефекты, он способен лишь показать возможные варианты дефектологизации отдельных элементов МГПР, которые можно пресечь до их появления в нормативных актах и реальных гражданских отношениях. Например, цивилистическая прогностика способна предвидеть возникновение новых сфер гражданских отношений, нуждающихся в оперативном правовом регулировании, для предотвращения появления аксиологических и смысловых дефектов, пробелов, противоречий в правовом регулировании.

Система мер предупреждения дефектов МГПР должна соответствовать современным реалиям общественного, экономического развития, а также потребностям правотворческой и правоприменительной практики, иметь реалистичные цели; отвечать критерию конкретности и обоснованности; обеспечиваться механизмом контроля; быть гибкой и готовой к корректировке и дополнению в ходе реализации.

Целью мер по предупреждению дефектов МГПР является предварительно научно определенный результат, на достижение которого в совокупности направлены меры. Результатом эффективной реализации мер предупредительной деятельности в рассматриваемой сфере будет предотвращение, сокращение и устранение причин, способствующих появлению дефектов МГПР.

Наряду с уже известными общими мерами предупреждения правовых дефектов (политическими, экономическими, социальными, духовно-нравственными, организационными, информационными) предлагаются: право-политические меры (разработка основных направлений гражданско-правовой политики как программного (планового) документа); создание банка данных правотворческих дефектов в частноправовой сфере; внедрение профилактического дефектоскопического правового мониторинга проектов гражданско-правовых актов; развитие ци- вилистической прогностики как научного направления с целью установления негативных тенденций и закономерностей в сфере гражданско-правовой де- фектолизации и формирование на этой основе способов и методов изменения этих тенденций и закономерностей в позитивном направлении.

Библиографический список

1. Алексеев С. С. Основы правовой политики в России: курс лекций / С. С. Алексеев. — Екатеринбург; Москва, 1995. — С. 72.
2. Бакулина Л. Т. Уровни реализации правовой политики в сфере частного права / Л. Т. Бакулина // Российская правовая политика: курс лекций / под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. — Москва, 2003. — С. 67-75.
3. Баранов В. М. Мониторинг дефектности нормативных правовых актов / В. М. Баранов, М. А. Мушин- ский // Вестник Нижегородской академии МВД России. — 2011. — № 1 (14). — С. 84.
4. Белоусов С. А. К вопросу о системном подходе в исследовании дефектов российского законодательства / С. А. Белоусов // Правовая политика и правовая жизнь. — 2015. — № 4. — С. 18-22.
5. Белоусов С. А. Юридическая инфляция как форма проявления законодательного дисбаланса / С. А. Белоусов // Правовая политика и правовая жизнь. — 2015. — № 2. — С. 16-22.
6. Большой энциклопедический словарь / гл. ред. A. М. Прохоров. — Москва, 1998. — С. 963.
7. Васильков Д. С. Законодательные основы профилактики правонарушений / Д. С. Васильков // Законность. — 2013. — № 5. — С. 37-40.
8. Горшунов Д. Н. Концептуальное развитие современного российского частного права / Д. Н. Горшунов // Российская правовая политика в сфере частного права / отв. ред. А. В. Малько, Д. Н. Горшунов. — Москва, 2011. — С. 25-33.
9. Жеребцов А. Н. Правовая политика как источник права / А. Н. Жеребцов // Источники права: проблемы теории и практики: материалы конференции / отв. ред. В. М. Сырых. — Москва, 2008. — С. 215-217.
10. Жильцов М. А. Дефекты трудового права и способы их преодоления / М. А. Жильцов. — Екатеринбург, 2010. — С. 261.
11. Исаков В. Б. Концепция создания Национального электронного архива законодательства России /
B. Б. Исаков. — URL: http://www.hist.msu.ru/Association/ HAC/aik/resource.htm.
12. Исаков Н. В. Правотворческая политика: общетеоретический аспект / Н. В. Исаков, А. П. Мазуренко. — Москва; Минеральные Воды, 2005. — С. 27-28.
13. Казанцев С. Я. Компьютерные справочные правовые системы в юридической практике / С. Я. Казанцев, О. Э. Згадзай // Проблемы юридической техники: сборник статей / под ред. В. М. Баранова. Нижний Новгород, 2000. — С. 256-264.
14. Карапетов А. Г. Свобода договора и ее пределы: в 2 т. / А. Г. Карапетов, А. И. Савельев. — Т. 1: Теоретические, исторические и политико-правовые основания принципа свободы договора и его ограничений. — Москва, 2012. — С. 446.
15. Коробова А. П. Приоритеты правовой политики / А. П. Коробова // Российская правовая политика: курс лекций / под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. — Москва, 2003. — С. 97-111.
16. Корявяковский Д. Г. Влияние западноевропейских педагогических идей на становление и эволюцию юридической педагогики и образования в России / Д. Г. Корявяковский // Государство и право. — 2016. — № 2. — С. 103-106.
17. Костенко М. А. Правовое прогнозирование как инструмент правотворческой политики / М. А. Ко- стенко // Правотворческая политика в современной России: сборник научных трудов / под общ. ред. А. В. Малько, Н. В. Исакова, А. П. Мазуренко. — Саратов; Минеральные Воды, 2009. — С. 168-173.
18. Кузнецова О. А. Методы научного исследования в цивилистических диссертациях / О. А. Кузнецова // Вестник Пермского университета. Юридические науки. — 2014. — № 4 (26). — С. 254-270.
19. Латыев А. Н. К вопросу о соотношении нотариата и государственной регистрации / А. Н. Латыев // Проблемы регистрации прав, фиксации и удостоверения юридических фактов гражданского права: сборник статей / отв. ред. М. А. Рожкова. — Москва, 2013. — С. 161-172.
20. Лебедев А. Ускорить профилактику правонарушений / А. Лебедев // Эж-Юрист. — 2016. — № 12.
21. Левитан К. М. Юридическая педагогика: учебник / К. М. Левитан. — Москва, 2011. — С. 20.
22. Малько А. В. К вопросу о концепции правотворческой политики в современной России / А. В. Малько, А. П. Мазуренко, В. В. Нырков // Правовая политика и правовая жизнь. — 2015. — № 2. — С. 10.
23. Малько А. В. Правовая политика как категория XXI века / А. В. Малько // Государство и право. — 2012. — № 11. — С. 5.
24. Малько А. В. Формы реализации и виды правовой политики // Российская правовая политика: курс лекций / под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. — Москва, 2003. — С. 132-146.
25. Манакова Р. П. О межотраслевом применении частноправовых понятий / Р. П. Манакова // Вестник Томского государственного университета. Сер. Право. — 2015. — № 4 (18). — С. 114-121.
26. Матузов Н. И. Общая концепция и основные приоритеты российской правовой политики / Н. И. Матузов // Правовая политика и правовая жизнь. — 2000. — С. 27-43.
27. Морозова С. А. Методика преподавания права в школе / С. А. Морозова. — Москва, 2010. — С. 20-21.
28. Овчинников А. И. Правовая политика России в условиях глобализации / А. И. Овчинников, В. А. Хва- леев // Правотворческая политика в современной России: сборник научных трудов / под общ. ред. А. В. Малько, Н. В. Исакова, А. П. Мазуренко. — Саратов; Минеральные Воды, 2009. — С. 95.
29. Панченко В. Ю. О методологическом значении категории «правовая политика» / В. Ю. Панченко, А. А. Петров // Правовая политика и правовая жизнь. — 2013. — № 1. — С. 8-12.
30. Погребной И. М. Определенность права: динамика европейской теории и практики / И. М. Погребной // Генетические закономерности права: сборник научных трудов. — Минск, 2013. — С. 353.
31. Пузиков Р. В. Правовая политика России в сфере частного права: критический анализ / Р. В. Пузиков // Российская правовая политика: курс лекций / под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. — Москва, 2003. — С. 128-137.
32. Решетов Ю. С. Взаимодействие политики и частного права / Ю. С. Решетов // Российская правовая политика в сфере частного права / отв. ред. А. В. Малько, Д. Н. Горшунов. — Москва, 2011. — С. 15-24.
33. Рыбаков В. А. О приоритете правовой политики в сфере частного права / В. А. Рыбаков // Правоведение. — 1998. — № 1. — С. 151-152.
34. Рыбаков О. Ю. Правовая политика и современность / О. Ю. Рыбаков // Актуальные проблемы истории государства и права, политических и правовых учений: сборник материалов круглого стола в СГЮА (г. Саратов, 14 мая 2012 г.) / под ред. О. Ю. Рыбакова. — Москва, 2012. — С. 15.
35. Сухова Н. И. Правовая политика: функциональный аспект / Н. И. Сухова // Правовая политика и правовая жизнь. — 2015. — № 3. — С. 12.
36. Тихомиров Ю. А. Закон о нормативных правовых актах — актуальная повестка дня / Ю. А. Тихомиров, Т. Н. Рахманина, А. Г. Хабибулин // Журнал российского права. — 2006. — № 5. — С. 88-93.
37. Тихомиров Ю. А. Об организации и проведении правового мониторинга / Ю. А. Тихомиров, А. В. Павлушкин, Д. Б. Горохов и др. // Журнал российского права. — 2010. — № 6. — С. 125-129.
38. Тужилова-Орданская Е. М. Правовая защита предпринимательства как межотраслевой принцип / Е. М. Тужилова-Орданская // Роль и значение юридической науки в развитии общества: сборник материалов круглого стола (г. Москва, 11 декабря 2015 г.) / отв. ред. А. В. Барков, Л. А. Петручак, Ю. С. Харитонова. — Москва, 2016. — С. 91-94.
39. Цыбулевская О. И. К вопросу о методологических основаниях правовых исследований / О. И. Цыбулевская // Правовая политика и правовая жизнь. — 2016. — № 1. — С. 135-137.
40. Черепанов В. А. О проекте федерального закона «О нормативных правовых актах в Российской Федерации» / В. А. Черепанов // Журнал российского права. — 2014. — № 3. — С. 105-111.
41. Шершеневич Г. Ф. Общая теория права: в 4 т. / Г. Ф. Шершеневич. — Москва, 1911. — Т. 4. — С. 28.
42. Юшкина С. Ф. Основные пути преодоления дефектов формулирования и реализации законодательных перечней / С. Ф. Юшкина // Вестник Нижегородской академии МВД России. — 2012. — № 20. — С. 216.
43. Яковлев В. Ф. Интервью / В. Ф. Яковлев // Консультант. — 2005. — № 17.
44. Яковлев В. Ф. Интервью / В. Ф. Яковлев // Российская газета. — 2012. — 22 февраля.
45. Яковлев В. Ф. О правовой системе современной России / В. Ф. Яковлев // Правовое государство: вопросы формирования. — Москва, 2012. — С. 218.

Научно-практический журнал «Вестник Уральского юридического института МВД России» № 4, 2018

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

code