Типичная обстановка и способы совершения разбойных нападений на водителей автотранспортных средств

О.П.Бердникова

В статье рассматриваются некоторые элементы криминалистической характеристики разбойных нападений, совершенных на водителей автотранспортных средств, определяются типичные места и время, а также характерные способы совершения данного вида преступления, такие как «перехват», «захват», «комбинированный способ».

Ключевые слова: место и время совершения преступления; способы совершения разбоя; разбойные нападения; автотранспортные средства.

 

В настоящее время, несмотря на увеличение роста числа преступлений экономической направленности и преступлений, совершаемых с помощью информационно-коммуникационных технологий, весомое место занимают корыстно-насильственные преступления, что подтверждается статистическими данными. Из обзора «О состоянии преступности в Российской Федерации за 2017 год» видно, что половину всех зарегистрированных преступлений (52,3 %) составляют хищения чужого имущества, совершенные путем кражи, мошенничества, грабежа и разбоя .

Генеральная прокуратура Российской Федерации опубликовала статистику самых распространенных преступлений в России за 2017 г., согласно которой по стране зафиксировано грабежей — 54 тыс., разбойных нападений — 8,5 тыс.

Увеличение числа открытых хищений автотранспорта связано со стремительными темпами автомобилизации российских граждан. Спрос на автомобили растет и у недобросовестных граждан, желающих приобрести дорогостоящую автотехнику по ценам значительно ниже рыночных. Многие организованные группы кражам предпочитают грабежи и разбои, поскольку при этом уменьшается риск нарушения целостности автомобиля, нет необходимости преодолевать противоугонные устройства и приобретать типовые ключи для него.

Для качественного и всестороннего выяснения всех обстоятельств совершенного разбойного нападения на водителя автотранспортного средства необходимо максимально исследовать каждый элемент криминалистической характеристики данного преступления.

Остановимся на таких важных элементах криминалистической характеристики разбойных нападений на водителей автотранспортных средств, как обстановка совершения преступлений, которая включает место, время и способы совершения разбоев. Данные элементы имеют корреляционные связи, т. к. способ совершения разбойного нападения напрямую зависит от его времени и места.

Рассматриваемую группу преступлений составляют уголовно наказуемые действия, направленные на непосредственное завладение автомобилем и (или) имуществом граждан, находящихся в транспортных средствах. Ими могут быть не только водители, но и другие граждане, присутствующие в момент нападения в автомобиле либо ставшие непосредственными очевидцами преступления, вследствие чего также подвергшиеся разбойному нападению.

Типичные места нападений — это, как правило, открытые участки местности (автодороги, стоянки автотранспорта, заправочные станции, стоянки автомобилей, парковки возле торговых комплексов и другие, где водитель может совершить остановку транспортного средства). Момент нападения выбирается с учетом малолюдности и отсутствия возможных очевидцев.

Разбои в отношении водителей автотранспортных средств осуществляются в разное время суток, в зависимости от выбранного места. В ранние утренние часы, а также в вечернее и ночное время нападения совершаются на водителей-дальнобойщиков, отдыхающих на неохраняемых парковках, и водителей легкового транспорта, припарковавшихся на ночь вдоль автотрасс, в том числе на водителей такси. Днем нападения чаще происходят на автостоянках при большом скоплении машин, когда преступники могут остаться незамеченными для окружающих.

Способы совершения разбойных нападений отличаются по сравнению с грабежами большей дерзостью, а нередко сопровождаются причинением тяжкого или средней тяжести вреда здоровью и даже убийствами потерпевших, кроме того, они, как правило, совершаются организованными преступными группами и бандами1.

В качестве примера приведем «банду GTA», условно названную так в публикациях, по аналогии с наименованием серии компьютерных игр Grand Theft Auto (в пер. с англ. — угон автомобиля), где игровой процесс часто сопровождается убийствами и ограблениями водителей. В 2014 г. в СМИ появилась информация, что на трассе М4 «Дон» в Московской области неизвестные по ночам разбрасывают по проезжей части шипы-ловушки и другие острые предметы, а затем расстреливают водителей и пассажиров автомобилей, остановившихся из-за проколов колес.

Предположительно, первое нападение на трассе с таким «почерком» произошло 3 мая 2014 г. на 84-м километре трассы — тогда преступники расстреляли из двух пистолетов 64-летнего А. Л. и его 62-летнюю супругу Т. При этом из их автомобиля Kia Ceed пропал только планшетный компьютер.

Всего, как сообщали СМИ, до конца августа 2014 г. на дорогах Москвы, Московской и Калужской областей были убиты 17 человек. При этом еще двое водителей, подвергшихся нападению, выжили, с их слов были составлены фотороботы убийц2.

Данный пример показывает всю жестокость и общественную опасность совершенных преступлений. В целях эффективного расследования и установления всех виновных лиц необходимо знать способы совершения разбойных нападений на водителей автотранспортных средств. В криминалистической литературе обоснованно отмечается важность всестороннего исследования данного элемента криминалистической характеристики.

1 См.: Криминалистическая методика: учеб. пособие для академического бакалавриата / под. ред. Л.Я. Драпкина. М., 2015. С. 103.
2 Официальный сайт ТАСС [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://tass.ru/info.

Приведем определение способа, данное Г. Г. Зуйковым: «.система взаимообусловленных подвижно детерминированных действий, направленных на подготовку, совершение и сокрытие преступления, связанных с использованием соответствующих орудий и средств, а также времени, места и других способствующих обстоятельств, объективной обстановки совершения преступления» .

В большинстве случаев совершению преступлений предшествует тщательная подготовка, которая предполагает выбор участка местности и времени, наиболее подходящих для нападения. Основополагающим является место, а потерпевшими становятся случайно оказавшиеся там в выбранный момент люди. Если же потерпевший выбирается заранее, то место и время нападения определяются исходя из графика его передвижения.

При подготовке к совершению преступления подбираются автотранспортные средства, на которых преступники предполагают доехать до места нападения и (или) скрыться с места после его совершения, а также необходимые технические средства связи, маскировочные элементы и орудия для осуществления разбойного нападения.

Преступники, готовясь к совершению нападения, нередко заранее готовят себе алиби (например, покупают билеты в кинотеатры или другие зрелищные мероприятия и в случае задержания предъявляют билеты). Такие ухищрения затрудняют изобличение преступника .

Необходимо отметить, что при совершении данных преступлений организованными группами и бандами используется огнестрельное и холодное оружие. После совершения нападений от него не избавляются, т. к. данные преступления носят серийный характер. В связи с этим в целях обнаружения огнестрельного и холодного оружия, а также предметов, представляющих интерес по уголовному делу, важно после задержания преступной группы незамедлительно проводить обыски по месту жительства и работы ее участников.

Важно также подчеркнуть, что применение холодного и огнестрельного оружия характерно для разбойных нападений, совершаемых именно на автотрассах, что обусловлено их удаленностью от крупных населенных пунктов и, как следствие, малой вероятностью пресечения посягательств правоохранительными органами и очевидцами происходящего преступления.

Моменту непосредственного нападения предшествует контакт между преступниками и потерпевшими. Преступники останавливают транспорт на автотрассе или в пределах города, затем просят подвезти куда-нибудь или следуют за автотранспортом до его остановки в наиболее подходящем для совершения нападения месте.

Рассмотрим характерные способы совершения разбойных нападений на водителей автотранспортных средств.

Первый способ обозначим как «перехват»: преступники останавливают автомобиль с помощью своего или угнанного транспортного средства, например, под видом сотрудников полиции или того, что автомобиль сломался и им необходима помощь. Также они могут «голосовать» на дороге и просить подвезти за определенную плату. Существуют и насильственные способы остановки транспортного средства: блокировка проезда с помощью машины или других средств, в том числе поваленных деревьев или крупных камней; применение огнестрельного оружия; выставление так называемых «лапок», которые прокалывают колеса у автомобилей.

После того как автотранспорт остановлен, преступники осуществляют следующие действия:

а) водителя и пассажиров, находящихся в машине, выводят с применением физической силы или психологического давления и уже возле машины высказывают требования по передаче ценного имущества либо самого автомобиля;

б) не требуют от водителя и пассажиров покинуть автомобиль, а высказывают требования по передаче имущества в машине, при этом угрожая им причинением вреда, опасного для жизни и здоровья, либо применяя физическую силу.

Данные способы нападения на первоначальном этапе расследования можно определить по следующим признакам:

1) при осмотре места происшествия обнаружен автомобиль с явными признаками повреждения, в том числе от огнестрельного оружия (проколотые колеса, следы от пуль и т. п.); присутствуют следы борьбы, вещество бурого цвета (предположительно крови);

2) важной составляющей являются идеальные следы — это показания потерпевших и возможных очевидцев разбойного нападения. В данном случае необходимо подробно допросить обо всех внешних приметах нападавших (внешность преступники, как правило, маскируют, а на автомобилях часто используют фальшивые номера) .

Второй способ нападения, условно называемый «захват», отличается от первого тем, что преступники под видом пассажиров, находясь в салоне автомобиля, совершают нападение на водителя и предъявляют ему требование передать ценности или управление автомобилем. Этот способ нередко влечет за собой убийство водителя. Так, по уголовному делу о разбойном нападении на гр. Л. двое неустановленных лиц в ночное время остановили автомобиль гр. Л. и попросили подвезти до определенного места. По пути следования один из пассажиров накинул удавку на шею гр. Л. и попытался его задушить. Гр. Л сумел вырваться и выбежать из автомобиля. Впоследствии подозреваемые были задержаны и опознаны гр. Л.

Третий способ нападения на водителей можно определить как комбинированный, который сочетает в себе признаки двух первых способов. Для него характерно то, что преступная группа состоит из двух подгрупп: первая находится в салоне автотранспорта под видом пассажиров, а другая — вне салона может сопровождать автотранспорт на своем автомобиле или поджидать в условленном месте. Задача находящихся в салоне автотранспорта — не вызывая подозрения у водителя, заставить его остановиться в безлюдном месте, где поджидает другая часть соучастников, после чего совершается нападение на водителя .

Необходимо отметить, что подавляющее большинство нападений на автотрассах совершается способом «перехвата».

Действия по сокрытию грабежа или разбоя в зависимости от времени их совершения классифицируются следующим образом:

1. Выполняемые на этапе подготовки:

а) маскировка или изменение преступниками своей внешности (использование масок, париков, грима, очков и т. п.) — действия, обусловленные необходимостью непосредственного контакта преступников с потерпевшими, осуществляются во избежание их опознания;

б) создание ложного алиби — с этой целью члены организованной группы прибегают к помощи близких родственников (жена, братья, сестры), чтобы последние в ходе следствия подтвердили ложный факт их нахождения в заранее определенном месте. Чаще всего родственники догадываются об их незаконной деятельности, но заранее введены в заблуждение относительно конкретных ее фактов.

2. Выполняемые во время совершения преступления: использование вымышленных кличек, прозвищ, имен, ложной информации для потерпевших, оставление на месте совершения преступления ложных документов, удостоверений, паспортов и др.

3. Выполняемые после совершения преступления: уничтожение или сокрытие орудий преступления, оружия, одежды, средств маскировки, использование для быстрого ухода с места преступления транспортных средств, быстрый сбыт имущества, его перемещение в безопасное место.

Разбойные нападения, совершенные организованными группами или бандой преступников, имеющих высокий уровень антисоциальной направленности, в основном носят серийный характер. Особенности и повышенная опасность данных преступлений требуют создания специализированных следственно-оперативных групп в целях качественного и быстрого раскрытия и расследования уголовных дел и во избежание совершения новых преступных эпизодов и появления следующих жертв.

Библиографический список

1. Виноградова О. П. Способ совершения и сокрытия преступления как элемент криминалистической характеристики разбойных нападений на водителей автотранспорта / О. П. Виноградова // Криминалистика и судебно-экспертная деятельность: теория и практика: материалы V Всерос. науч.-практ. конф. (19 мая 2017 г.). — Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2017. — С. 50-55.
2. Гадаборшев М. О. Способы и механизм совершения грабежей и разбойных нападений на автотрассах / М. О. Гадаборшев // Теория и практика общественного развития. — 2006. — № 1. — С. 18-20.
3. Долинин В. Н. Тактические особенности производства первоначальных следственных действий при расследовании грабежей и разбойных нападений на водителей автотехнических средств / В. Н. Долинин // Правоохранительные органы: теория и практика. — 2015. — № 2.
4. Зуйков Г. Г. Криминалистическое учение о способе совершения преступления: дис. … д-ра юрид. наук / Г. Г. Зуйков. — М., 1970.
5. Зуйков Г. Г. Поиск по признакам способов совершения преступлений / Г. Г. Зуйков. — М., 1970.
6. Зуйков Г. Г. Установление способа совершения преступления / Г. Г. Зуйков. — М., 1970.
7. Криминалистическая методика: учеб. пособие для академического бакалавриата / под. ред. Л. Я. Драпкина. — М.: Юрайт, 2015.
8. Мкртчан Г. Е. Типичный механизм разбойных нападений и убийств водителей автотранспортных средств / Г. Е. Мкртчан // Российский следователь. — 2012. — № 17.

Научно-практический журнал «Вестник Уральского юридического института МВД России» № 3, 2018

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

code