Проблема ложных сообщений в полицию и пути ее решения

А.В.Андреев
И.А.Андреева

В данной статье рассматривается одна из проблем полиции, а именно ложные сообщения операторам «02», а также пути ее решения. Помимо того, что ложные вызовы затрудняют оперативность реагирования на действительно важные вызовы, они также влекут дополнительные расходы из бюджета. В статье представлены предложения по совершенствованию административного законодательства.

Ключевые слова: территориальный орган МВД России; незамедлительная помощь полиции; ложный вызов; бюджет; проблема; законодательство; штраф.

 

Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.

Полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств .

Число обращений в органы МВД России неуклонно растет. Наибольшая нагрузка приходится на дежурную часть по телефону «02» и «112» — это первое подразделение территориального органа МВД России, куда обращаются люди со своими проблемами и бедами. Впечатления граждан о работе полиции в большей части складываются от того, как на их обращения реагируют сотрудники дежурной смены. Именно они являются зеркалом не только своего подразделения, а всех органов внутренних дел .

В настоящее время к дежурным частям территориальных органов МВД России предъявляются особые, повышенные требования, так как они становятся одним из важнейших инструментов реагирования на складывающуюся оперативную обстановку. Несомненно, что это реагирование должно быть своевременным и слаженным, что достигается обеспечением координации и взаимодействия всех отраслевых служб и структурных подразделений. Здесь не должно быть места формальностям. Основные критерии оценки работы дежурных частей — это соблюдение законности, организационное обеспечение раскрытия преступлений по «горячим следам», оперативное обеспечение руководства силами и средствами, участвующими в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности .

Время реагирования постов и экипажей зависит от следующих факторов:

1) оперативности в работе диспетчерской службы (скорость обработки поступившего вызова диспетчером, оптимальный выбор ближайшего свободного и подходящего по профилю экипажа);

2) расстояния от места нахождения экипажа до заявителя;

3) дорожной ситуации и выбора оптимального маршрута;

4) квалификации водителя экипажа.

Наиболее значимыми из этого списка являются первые два пункта. Иными словами, многое зависит от наличия в момент поступления экстренного вызова свободного, подходящего по профилю (ППС, ДПС или ОВО) и находящегося в разумной близости от места происшествия экипажа.

Именно здесь кроется основная и в настоящее время практически неразрешимая проблема: население, пользуясь возможностью свободно вызывать полицию, прибегает к ее услугам, по некоторым данным, как минимум, в 50 % случаев, которые никаким образом не требуют действительно вызова экипажа (например, плохое самочувствие или незначительная травма, ссора с родственниками), заменяя таким образом необходимость посещения отдела полиции или участкового уполномоченного полиции.

Как заявляют диспетчера «02», взрослые люди сами зачастую не понимают, для чего работает служба «02», и звонят даже тогда, когда в этом нет необходимости. Есть ряд граждан, которые звонят каждый день. Их адреса наизусть знают все смены дежурных частей. Так, например один из граждан в течение вечера сделал более 40 звонков, сообщая сотрудникам о том, что в данный момент показывают по телевизору.

Ряд граждан сознательно преувеличивают степень опасности, чтобы, по их словам, увеличить скорость реагирования экипажей. Так, например, гражданка, к дочери которой по поводу высокой температуры долго, по ее словам, не приезжала «скорая», сообщила о том, что ей нанесено ножевое ранение.

Большое количество заведомо ложных вызовов связано с легкомысленным поведением самих граждан. Только приехав на место, сотрудники полиции могут разобраться в ситуации. В нередких случаях в полицию звонят люди с психическими отклонениями, а также лица в алкогольном или нар — котическом опьянении.

В выходные и праздничные дни, в вечернее время (период наибольшей нагрузки на операторов «02») ложные звонки и выезд по ним создают дополнительную нагрузку для полиции.

И, тем не менее, экипажи выезжают и реагируют, так как никто не может дать стопроцентной гарантии, что сообщение ложное. В крупных городах машина ППС проезжает за день около 100 километров. Это примерно 15-20 выездов за смену. Можно представить, какую нагрузку в моральном и физическом плане испытывает сотрудник полиции .

С одной стороны, ложные сообщения загружают экипажи непрофильной работой и снижают плотность постов и экипажей в населенном пункте, с другой — расслабляют сотрудников, несущих службу, которые вместо оказания действительно профильной помощи занимаются оказанием помощи профилактического характера, проведением бесед.

Помимо вызовов полиции, при которых заявитель сознательно или по неведению пользовался услугами службы «02» или «112», несмотря на то что ситуация недостаточно критична, большую проблему создают также ложные вызовы. Понятие «ложный вызов» охватывает случаи, когда заявителя не оказалось на месте; по данному адресу полицию не вызывали; не найден адрес, указанный при вызове; по прибытии полиции заявитель отказался от помощи, вызов отменен.

На ложные звонки с сообщением о происшествии часто привлекаются несколько оперативных служб: пожарные, полиция, скорая медицинская помощь и др. Каждый такой выезд обходится бюджету в значительные суммы: эвакуируются люди, мобилизуются бригады СМП, перекрываются подъездные пути, задейству- ются полицейские патрули, бригады взрывотехников и кинологов с собаками, отменяются или задерживаются железнодорожные и авиарейсы.

Вызов СМП, полиции или пожарных, а в некоторых ситуациях — всех их вместе из хулиганских побуждений карается законом. Так, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за ложный вызов СМП: «Статья 19.13. Заведомо ложный вызов специализированных служб. Заведомо ложный вызов пожарной охраны, полиции, скорой медицинской помощи или иных специализированных служб — влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей» .

Однако на практике, поскольку штраф за ложный вызов специализированных служб составляет незначительную сумму, далеко не все ситуации ложного вызова рассматриваются в суде.

Кроме того, доказать умысел заявителя на совершение заведомо ложного вызова зачастую не представляется возможным, поскольку, как утверждает заявитель, ему «показалось», что происходит правонарушение, и он добросовестно заблуждался.

В большинстве стран мира эта проблема решается использованием соответствующих финансовых инструментов. Так, например, если после приезда бригады скорой медицинской помощи выяснится, что при приеме вызова диспетчеру была сообщена неверная информация, пациент или его родственники оплатят не штраф, а стоимость работы бригады (в Германии — примерно 500-600 евро). В России средняя стоимость выезда группы немедленного реагирования (ГНР) в составе трех полицейских и двух кинологов оценивается в сумму примерно около 100 тысяч рублей.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за заведомо ложное показание свидетеля, пояснение специалиста, заключение эксперта или заведомо неправильный перевод (ст. 17.9), а также за заведомо ложный вызов специализированных служб (ст. 19.13).

Вместе с тем само заведомо ложное сообщение об административном правонарушении напрямую нормами КоАП РФ не охватывается.

Нам представляется целесообразным дополнить законы субъектов, например Закон ХМАО — ЮГРЫ от 11 июня 2010 г. № 102-0З «Об административных правонарушениях», статьей следующего содержания:
«10.1. Заведомо ложный вызов пожарной охраны, полиции, скорой медицинской помощи или иных специализированных служб, а также заведомо ложное сообщение об административном правонарушении.

1. Заведомо ложный вызов пожарной охраны, полиции, скорой медицинской помощи или иных специализированных служб, а также заведомо ложное сообщение об административном правонарушении — влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.

2. Совершение этого деяния неоднократно, то есть лицом, подвергнутым административному наказанию за аналогичное деяние, в период, когда такое лицо считается подвергнутым административному наказанию, — влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей».

Данный состав должен быть отнесен к правонарушениям против порядка управления, поскольку функционирование специализированных служб организуется органами государственного управления и органами местного самоуправления и финансируется за счет соответствующего бюджета.

Библиографический список

Толдиев А. Б. Какой должна быть современная дежурная часть органов внутренних дел? / А. Б. Толдиев // Юридическая наука и правоохранительная практика. — 2014. — № 3 (29). — С. 127-132.

Научно-практический журнал «Вестник Уральского юридического института МВД России» № 2, 2018

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

code