Сравнительный анализ законодательства зарубежных стран по противодействию молодежной преступности

И.Е.Сулейманова

Актуализируется проблема привлечения несовершеннолетних к уголовной ответственности по законодательству зарубежных стран, условно входящих в романо-германскую (Испания, Германия, Франция, Дания) и англосаксонскую (Англия, США) системы права. В статье делается вывод о том, что подход к определению возраста субъекта преступления в законодательстве исследуемых стран неодинаков. Отмечается единообразие в уголовной политике указанных государств, которая направлена на применение к несовершеннолетним разнообразных мер воспитательного характера.

Ключевые слова: сравнительное правоведение; законодательство; преступность; несовершеннолетний; ответственность.

 

Значительное внимание сравнительному правоведению в отечественном уголовном праве уделялось еще в послереволюционный период. Например, Н. С. Таганцев в курсе лекций по русскому уголовному праву применял сравнительный метод при исследовании любого правового института . О том, что сравнительное изучение уголовного права должно занимать видное место в содержании науки, говорил и видный криминолог С. В. Познышев . Соглашаясь в целом с позицией указанного автора, полагаем, что предупреждение молодежной преступности требует новых подходов с учетом компаративного анализа законодательства зарубежных стран.

Анализируя уголовное законодательство зарубежных стран по противодействию молодежной преступности, следует обратить внимание на специфику уголовно-правовых институтов каждого из них, их обусловленность национальными традициями и особенностями политического устройства. Вместе с тем стоит отметить и тот факт, что уголовное право определенных стран, как и правовые системы, в целом по ряду параметров сближаются друг с другом и имеют общие историко-правовые корни.

На сегодняшний день в теории уголовного права с большой долей условности выделяют: романо-германскую (Италия, Испания, Португалия, Германия, Франция, Швеция, Норвегия, Дания, Япония, Россия), англосаксонскую (Англия, США, Индия, Пакистан, Канада, Австралия), социалистическую (Китай, КНДР, Куба, Польша, Северная Корея, Вьетнам, Венгрия, Румыния) и мусульманскую (Саудовская Аравия, Пакистан, Иран) системы права.

Анализ законодательства большинства указанных стран показал, что практически во всех странах мира уголовно-правовой режим несовершеннолетних правонарушителей отличается от уголовно-правового режима взрослых правонарушителей. Рассмотрим законодательство, регламентирующее уголовную ответственность несовершеннолетних, некоторых зарубежных стран, входящих в романо-германскую и англосаксонскую системы права.

Например, в Испании ответственность несовершеннолетних за преступное поведение наступает в соответствии с Законом 5/2000 от 12 января 2000 г. Согласно названному закону к уголовной ответственности привлекаются дети в возрасте от 14 до 18 лет. Лица старше 18 лет привлекаются к уголовной ответственности в соответствии с Уголовным кодексом Испании .

Поскольку уголовная ответственность несовершеннолетних наступает в соответствии с Законом 5/2000 от 12 января 2000 г. , специальных статей об уголовной ответственности несовершеннолетних в Уголовном кодексе Испании не содержится.

Аналогичный подход к обеспечению прав несовершеннолетних прослеживается и в уголовном законодательстве Франции. УК Франции не предусматривает норм об ответственности несовершеннолетних правонарушителей. Данные положения отражены в Ордонансе № 45-174 от 2 февраля 1945 г. о несовершеннолетних правонарушителях . Ордонанс устанавливает специальный правовой режим ответственности, в основе которого лежит презумпция уголовной ответственности несовершеннолетних в зависимости от их возраста.

Первая возрастная группа объединяет несовершеннолетних правонарушителей, не достигших 10 лет. В соответствии со ст. 2 Ордонанса к лицам данной группы не могут быть назначены воспитательные санкции и уголовные наказания, а применяются лишь меры безопасности.

Вторая группа включает несовершеннолетних в возрасте от 10 до 13 лет, которым могут быть назначены не только меры безопасности, но и воспитательные санкции, указанные в ст. 15-1 Ордонанса. Например, к таким санкциям относятся: конфискация предмета, принадлежащего несовершеннолетнему и служившего для совершения преступного деяния либо полученного в результате его совершения, мера помощи или возмещения в отношении потерпевшего или в интересах какого-либо коллектива, если потерпевшая сторона дает свое согласие на применение данной меры и т. п.

Третья группа включает несовершеннолетних правонарушителей в возрасте от тринадцати до шестнадцати лет, которым могут быть назначены меры безопасности либо воспитательные меры. В перечень данных мер входят: передача родителям, опекуну, лицу, которое присматривает за несовершеннолетним, или лицу, заслуживающему доверия; помещение в медицинское или медико-педагогическое учреждение; помещение в государственное или частное учреждение по воспитанию или профессиональному обучению; помещение в государственное воспитательное учреждение с надзором или в учреждение воспитательной коррекции.

Четвертая группа состоит из подростков от шестнадцати до восемнадцати лет, к которым применяются: меры безопасности, воспитательные санкции, сокращенное наказание либо обычное наказание, предусмотренное санкцией соответствующей статьи .

Уголовный кодекс Германии7, так же как и УК Франции и Испании, не предусматривает норм об ответственности несовершеннолетних правонарушителей. Положения, регламентирующие вопросы наказания детей, предусмотрены в Законе об отправлении правосудия по делам несовершеннолетних от 4 августа 1953 г.8 Положения названного закона распространяются на подростков, достигших ко времени совершения преступного деяния 14 лет, но не достигших 18 лет, а также на молодых лиц, достигших ко времени совершения преступления 18 лет, но не достигших 21 года. В соответствии с § 5 Закона о правосудии несовершеннолетних для несовершеннолетних преступников предусмотрены воспитательные, исправительные и, в исключительных случаях, меры наказания.

Меры воспитательного характера направлены на развитие личностных качеств ребенка, они могут быть полезны не только для его будущей жизни, но и для общества в целом. Согласно § 10 Закона о правосудии несовершеннолетних к таким мерам относятся: принятие участия в занятиях по соблюдению правил дорожного движения; принятие участия в курсе социальной тренировки с целью развития у несовершеннолетнего чувства ответственности, способности решения конфликтов мирным путем; передача обязанности о заботе и надзоре определенного лица помощнику, представляющему интересы подсудимого; отработка рабочих часов с целью проявления интереса к труду.

Исправительные меры относятся к более строгим мерам. В соответствии с § 13 Закона о правосудии несовершеннолетних такими мерами признаются: предупреждение, возложение обязанностей и назначение ареста. Возложение обязанностей может заключаться в возмещении нанесенного несовершеннолетним ущерба, извинении перед потерпевшим, уплате денежных средств в адрес благотворительного учреждения либо отработке рабочих часов. Арест для несовершеннолетних имеет три вида: на время досуга, кратковременный (от 2 до 4 дней) и длительный (от 1 до 4 недель).

Наказания для подростков представляют собой лишение свободы и размещение их в исправительных домах для несовершеннолетних (§ 17 абз. 1 Закона о правосудии несовершеннолетних). Минимальный срок наказания составляет 6 месяцев, а максимальный — 5 лет (§ 18 абз. 1 Закона о правосудии несовершеннолетних). Вместе с тем если несовершеннолетний совершает преступление, за которое согласно общему уголовному праву назначается максимальный срок лишения свободы более, чем на 10 лет, то для несовершеннолетних этот срок составляет 10 лет .

Изложенное позволяет выделить некоторые общие особенности привлечения несовершеннолетних лиц к уголовной ответственности в Испании, Франции и ФРГ:

1) защита прав, свобод и законных интересов молодых правонарушителей при назначении им наказания обеспечивается уголовно-правовыми нормами, отраженными в специальных законах об отправлении правосудия в отношении несовершеннолетних. На наш взгляд, опыт законодательства указанных стран относительно существования отдельной системы отправления правосудия в отношении молодежи мог бы быть преемственным для отечественного уголовного права. Вопрос о необходимости создания ювенальной юстиции для несовершеннолетних неоднократно поднимался отечественными учеными, однако существенных сдвижек в данном направлении не произошло;

2) уголовная политика указанных стран направлена на воспитание несовершеннолетних правонарушителей, а не на их устрашение. Именно поэтому наказания, связанные с изоляцией от общества, применяются к подрастающему поколению в исключительных случаях. Представленный подход к наказанию несовершеннолетних нам видится верным. Полагаем, что в отечественном законодательстве одним из направлений в противодействии молодежной преступности должно стать широкое применение мер перевоспитания молодых правонарушителей и сведение к минимуму назначения наказаний, связанных с изоляцией их от общества.

В Дании уголовная ответственность несовершеннолетних регламентируется Уголовным кодексом Дании . По уголовному законодательству Дании несовершеннолетие лица, совершившего преступление, признается смягчающим наказуемое деяние, наказание может быть уменьшено, если ко времени совершения такого деяния преступник не достиг возраста 18 лет, и полное наказание в случае его применения могло бы расцениваться излишним или вредным в силу молодого возраста». Кроме того, в статье отмечается, что максимальный срок тюремного заключения не может превышать восьми лет.

Уголовное законодательство Дании в сфере назначения наказаний несовершеннолетним является более гуманным, чем российское уголовное законодательство, поскольку максимальный срок лишения свободы для несовершеннолетних правонарушителей не превышает восьми лет. В отечественном законодательстве максимальный срок лишения свободы для несовершеннолетних составляет десять лет (ч. 6 ст. 88 УК РФ). Поскольку эффективность наказания состоит не в его суровости, а в его неотвратимости, полагаем целесообразным снизить максимальный срок лишения свободы молодых лиц, учитывая положительный опыт Дании.

Не менее интересным для исследования представляется уголовное законодательство стран, входящих в англосаксонскую систему права. В отличие от уголовного законодательства Испании, Германии, Франции и Дании, в США отсутствует единая общенациональная уголовно-правовая система, что обуславливается особенностями американского федерализма. На территории каждого штата действует право данного штата, но при определенных условиях вступает в действие и федеральное право.

Вопрос о наказаниях несовершеннолетних в уголовном законодательстве США является неоднозначным. Первую группу составляют лица, не достигшие семилетнего возраста. Данная категория лиц, в соответствии с нормами общего права, не привлекается к уголовной ответственности. Вторая группа включает лиц в возрасте от 7 до 14 лет, которые признаются «неспособными» совершить преступление. Вместе с тем данная презумпция может быть опровергнута доказательством того, что лицо осознавало характер и степень общественной опасности преступного деяния. И последнюю группу составляют лица, достигшие 14 лет, которые привлекаются к уголовной ответственности в полном объеме.

Правила привлечения несовершеннолетних по общему праву действуют лишь в немногих штатах. Например, в УК Колорадо и в УК Луизианы установлен 10-летний возраст для привлечения лица к уголовной ответственности, в УК Джорджии и Иллинойса — 13-летний возраст . Однако в большинстве штатов, в соответствии с положениями уголовных кодексов, к ответственности могут быть привлечены только лица, достигшие 14 лет.

Стоит отметить, что наиболее строгим наказанием, которое применяется к подросткам в США, является лишение свободы на небольшие сроки, которое они отбывают в специальных учреждениях для несовершеннолетних правонарушителей.

Подводя итог исследованию американского уголовного законодательства об ответственности несовершеннолетних за противоправную преступную деятельность, отметим следующее:

1) защита интересов несовершеннолетних обеспечивается нормами уголовного законодательства штатов в различном объеме, и это, на наш взгляд, обуславливается особенностями американского федерализма;

2) вопрос о наказаниях детей в уголовном законодательстве США является неоднозначным, поскольку из трех возрастных групп несовершеннолетних, которые выделяются в законодательстве штатов, к уголовной ответственности могут быть привлечены дети от 7 до 14 лет (при определенных условиях) и дети, достигшие 14 лет (в полном объеме).

На наш взгляд, положение о привлечении детей к уголовной ответственности в возрасте от 7 до 14 лет является спорным. Думается, что в указанном возрасте ребенок вряд ли может осознавать характер и степень общественной опасности совершенного им деяния. Поэтому подход российского законодателя к решению данного вопроса представляется верным.

Правовая система Англии по-прежнему остается некодифицированной, а статутное и прецедентное право являются основными регуляторами общественных отношений.

Вопросы об уголовной ответственности несовершеннолетних в Англии регламентируются законами о детях и подростках 1933 г., 1963 г., 1969 г., о полномочиях уголовных судов 1973 г., о магистратских судах 1980 г., об уголовной юстиции 1988 г., о преступлении и ином нарушении порядка 1998 г.

В соответствии с названными законами в Англии выделяется три группы несовершеннолетних: дети в возрасте до 10 лет, дети от 10 до 14 лет и несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет. На детей в возрасте до 10 лет распространяется презумпция о том, что в указанном возрасте они не могут быть уголовно дееспособными. По общему праву дети в возрасте от 10 до 14 лет также считаются уголовно недееспособными, однако судебная практика и доктрина уголовного права Англии исходит из того, что ребенок в возрасте от 10 до 14 лет может быть обвинен в совершении преступления .

В Законе о детях 1908 г. впервые встречаются положения о том, что к несовершеннолетнему следует применять особые меры, отличные от наказания. В развитие указанного закона в 1988 г. был принят Закон об уголовной юстиции , заменивший лишение свободы несовершеннолетних в возрасте от 15 до 21 года на помещение в учреждение для молодых преступников с максимальным сроком нахождения в данном учреждении до одного года. Похожие учреждения предусматривались и для детей в возрасте до 10 лет, совершивших убийство, а также для детей старше 14 лет, совершивших преступление, за которое взрослым назначается наказание в виде тюремного заключения на 14 лет и выше.

В соответствии с Законом о полномочиях уголовных судов 2000 г. в английском законодательстве до сих пор сохраняется возможность применения пожизненного тюремного заключения к несовершеннолетним в возрасте до 21 года. Однако в целом уголовная политика Англии направлена на применение к несовершеннолетним мер воспитательного, а не карательного характера. В связи с чем в Англии довольно широко применяются наказания, не связанные с ограничением свободы.

Наказания, не связанные с ограничением свободы несовершеннолетних, предусматриваются Законом о преступлении и ином нарушении порядка 1998 г. Согласно положениям названного закона к несовершеннолетним могут применяться такие меры, как возмещение вреда потерпевшему, установление «плана действий» несовершеннолетнего, а также тщательный надзор со стороны родителей или опекунов. Возмещение вреда потерпевшему осуществляется только с согласия самого потерпевшего. Приказ «о плане действий» несовершеннолетних состоит в контроле за поведением подростков, вставших на преступный путь. А в целях обеспечения более внимательного отношения родителей или опекунов к своим детям, предусматривается возложение на них обязанностей по осуществлению тщательного контроля за детьми в течение одного года. Кроме того, на родителей может быть возложена и обязанность посещения специальных курсов, направленных на получение новых знаний по воспитанию ребенка.

В отечественном уголовном законодательстве перечень мер, которые применяются к несовершеннолетним, несколько шире, чем в уголовном законодательстве Англии. Согласно ст. 90 УК РФ на несовершеннолетних могут быть возложены: предупреждение, передача под надзор родителей либо специализированного органа, возложение обязанности по заглаживанию причиненного вреда, ограничение досуга и установление определенных требований к нормам поведения несовершеннолетнего. Представляется, что подход российского законодателя по данному вопросу был бы полезен для законодательства большинства зарубежных стран.

Исходя из подробного анализа уголовного законодательства зарубежных стран в сфере противодействия молодежной преступности, подчеркнем, что преемственным для России мог бы стать опыт уголовного законодательства Дании в сфере назначения наказания несовершеннолетним в виде лишения свободы, а также стран ФРГ, Испании и Франции, согласно которому к несовершеннолетним правонарушителям применяются разнообразные меры воспитательного воздействия.

Библиографический список

1. Козочкин И. Д. Уголовное право США: успехи и проблемы реформирования / И. Д. Козочкин. — СПб.: Юридический центр Пресс, 2007.
2. Познышев С. В. Основные начала науки уголовного права / С. В. Познышев. — М.: Издание А. А. Карцева, 1912.
5 См.: Уголовное право зарубежных стран. Общая и Особенная части: учеб. / под ред. И. Д. Козочкина. С. 37.
3. Таганцев Н. С. Русское уголовное право. Лекции. Част общая: в 2 т. / Н. С. Таганцев. — М.: Наука, 1994. — Т. 1.
4. Уголовное законодательство зарубежных стран (Англии, США, Франции, Германии, Японии): сборник законодательных материалов / под ред. И. Д. Козочкина. — М.: Зерцало, 1999.
5. Уголовное право зарубежных государств. Общая часть: учеб. пособие / под. ред. И. Д. Козочкина. — М.: Омега-Л, Институт международного права и экономики им. А. С. Грибоедова, 2003.
6. Уголовное право зарубежных стран. Общая и Особенная части: учеб. / под ред. И. Д. Козочкина. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Волтерс Клувер, 2010.

Научно-практический журнал «Вестник Уральского юридического института МВД России» № 1, 2018

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

code