ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ АБХАЗИЯ

В.В.Бжания
П.И.Квачева, доктор юридических наук, профессор

Аннотация. Вследствие провозглашения независимости Республики Абхазия, закрепления ее конституционно-правового статуса как самостоятельного государства, актуальным вопросом становится состояние современной государственно-правовой системы данного государства. Правовая система отражает созданные и закрепленные в нормативных правовых актах государственные институты власти во взаимосвязи с институтами гражданского общества, а также правовой статус человека и гражданина, призваны в свою очередь обеспечить стабильность и перспективу развития государственности Абхазии и достойный уровень жизни граждан Республики. Система законодательства требует особого внимания и детальной проработки, поскольку Республика Абхазия встала на путь формирования различных институтов как единой эффективно действующей системы государственной власти, обеспеченной верховенством права и закона.

В данной научной статье проведено исследование законодательства Республики Абхазия, а также рассмотрены тенденции дальнейшего его развития.

Ключевые слова: Республика Абхазия, государство, Конституция, закон, Президент, Парламент, государственно-правовая система, верховенство права, законодательство, общество, государственная власть, нормативно-правовой акт.

 

Историко-правовой предпосылкой становления государственно-правовой системы Республики Абхазия является распад СССР и в последующем война между Республикой Грузия и Республикой Абхазия в период с 1992 по 1993 гг. Политико-правовые процессы конца 1980-х гг., связанные с дезинтеграцией государства СССР, привели к возможности осуществления оформления суверенных политических образований в качестве субъектов союзного государства. Однако, кроме 15 новых субъектов международного права на территории бывшего СССР возникли другие образования, претендующие на независимость.

Становление Абхазской государственности вызвало лакуну в анализе ее оформляющейся правовой системы. И первым фундаментальным за последние два десятилетия по проведенному анализу остается монографическое и, одновременно, учебное издание профессора И. Н. Барцица «Государственное (конституционное) право Республики Абхазия», вышедшее в 2-х томах в 2009 г., которое заняло особое место в оценке юристов, политологов, исследующих постсоветское пространство с позиций развития институтов государства и права [1]. Помимо этого проблемам развития абхазской государственности и ее правовой системы уделяли внимание Квачева П. И., Петрова С. В., Багдасарян С. Д., Камкия Ф. Г. [2, с. 41 – 47; 3, с. 171 – 186; 4, с. 56 – 65] и др.

Республика Абхазия, являясь частью политических и правовых традиций СССР, до 1931 г. обладавшая статусом союзной республики, низведенным позже до автономного политического образования, 25 августа 1990 г. Верховным Советом Абхазской АССР приняла Декларацию «О государственном суверенитете Абхазской Советской Социалистической Республики» , одновременно утвердив Постановление «О правовых гарантиях защиты государственности Абхазии» . Правовым основанием для этого послужил принятый 3 апреля 1990 г. Закон СССР «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР» .

Республика Абхазия являлась частью не только политического пространства советского государства, но и неотъемлемым элементом социалистической правовой системы. Вследствие этого главным моментом в период становления новой правовой системы становится активное правотворчество.
Республика Абхазия относится к государствам с континентальной (романо-германской) правовой системой, характеризующейся верховенством закона как источника права. Во главе всех нормативно-правовых актов стоит Конституция, как акт прямого действия, имеющий высшую юридическую силу, которому не должны противоречить иные законы и правовые акты. Далее следуют конституционные законы и законы, дающие более детальную правовую регламентацию поведения в той или иной сфере жизнедеятельности общества.

Общественное развитие Абхазии традиционно склонно к участию в общественно- политических процессах, что обусловлено, как отмечалось ранее, спецификой социально- политического развития с длительным сохранением традиционных устоев, преобладанием обычного права в общественных отношениях. Поэтому в научных и политических кругах Абхазии все чаще затрагиваются вопросы необходимости укрепления политического потенциала Парламента, самостоятельности судебной власти и органов местного самоуправления, совершенствования вертикали власти и укрепления институтов гражданского общества [4, с. 61].

Становление и утверждение конституционно-правовой модели общества и государства представляют собой сложный и длительный процесс, что отражает история развития государственности абхазского народа. На этом пути решаются такие важные задачи, как формирование институтов государства, становление его суверенитета, создание собственного государственного аппарата управления и принуждения (системы органов государственной власти) и органов местного самоуправления [5, с. 55].

26 ноября 1994 г. Верховный Совет Республики Абхазия принял первую Конституцию Республики Абхазия, которая закрепила оформление суверенного государства, политические и правовые задачи по становлению правового демократического государства. Этот документ стал основанием для конституционной реформы в будущем.

3 октября 1999 г. в Республике Абхазия был проведен всенародный референдум об отношении граждан к действующей Конституции. По его результатам 12 октября 1999 г. был принят Акт «О государственной независимости Республики Абхазия», который подтвердил действующие нормы Конституции. Выраженная в данном акте воля народа (97,7 % проголосовавших граждан Республики Абхазия одобрили Конституцию 1994 г.), демонстрирует решимость и дальше строить суверенное, демократическое правовое государство – субъект международного права, и добиваться его признания международным сообществом [6].

Ст. 1 Конституции Республики Абхазия гласит: Республика Абхазия (Апсны) – суверенное, демократическое, правовое государство, исторически утвердившееся по праву народа на свободное самоопределение. В ст. 2 установлено, что народовластие – основа государственной власти в Республики Абхазия. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Республики Абхазия является ее народ – граждане Республики Абхазия .

В Конституции Республики Абхазия также определено, что Республика Абхазия признает и гарантирует основные права и свободы человека и гражданина, нашедшие свое закрепление в международно-правовых актах: Всеобщей декларации прав человека 1948 г. , Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. , Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г. и других общепризнанных международно-правовых актах.

С принятием Конституции 26 ноября 1994 г. начался процесс становления современного законодательства Республики Абхазия. В соответствии с Конституцией законодательная власть принадлежит Народному Собранию – Парламенту Республики Абхазия; исполнительную власть возглавляет Президент Республики Абхазия, который формирует Кабинет Министров (Правительство) Республики Абхазия; судебная ветвь власти осуществляется посредством конституционного, гражданского, уголовного и административного судопроизводства, иными словами – только судом .

В целях развития органов власти и наделения их соответствующими полномочиями с 2005 г. начинается работа над реформированием Конституции Республики Абхазия.

В результате конституционной реформы принят Конституционный закон «О судебной власти и новом порядке внесения поправок и пересмотре Конституции Республики Абхазия». Этот закон определяет судебную систему, систему Прокуратуры Республики Абхазия и процедуру внесения поправок в основной закон государства – Конституцию Республики Абхазия. В контексте Конституционной реформы проведена судебная реформа, принят Закон «О судебной власти» определяющий порядок формирования судебной власти и судебной системы Республики Абхазия.

Конституция Республики Абхазия, являясь основой для развития современного абхазского государства, закрепила существующие на тот момент государственно – правовые реалии, оказала и оказывает существенное влияние на происходящее в стране политические и экономические процессы.

Законодательный процесс, как известно, должен соответствовать определенным принципам: научности, законности, профессионализма, демократизма, а также отражать открытый и публичный характер законодательного процесса [1].

Так, с 1994 г. по настоящее время был принят комплекс законов, регулирующих избирательную систему, т.е. законы, связанные с выборами Президента, Парламента, органов местного самоуправления, законы в сфере правоохранительной системы и судебной власти, налогообложения, бюджетной и банковской систем. Эти законы направлены на более детальную регламентацию порядка формирования и работы органов власти и управления.

Помимо этого, был принят ряд кодифицированных актов – Уголовный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс, Гражданский кодекс Республики Абхазия (I, II, и III части), Гражданский процессуальный кодекс, Воздушный кодекс, Таможенный кодекс, Трудовой кодекс, Арбитражный процессуальный кодекс, Земельный кодекс и др. Прослеживается четкое разделение отраслей абхазского права на отрасли материального и процессуального права.

Помимо кодифицированных актов, приняты законы, регулирующие различные сферы жизнедеятельности государства и общества: «О гражданстве», «О международных договорах Республики Абхазия», «О всеобщей воинской обязанности», «Об обороне», «О безопасности», «О континентальном шельфе и исключительной экономической зоне», «О средствах массовой информации», «О противодействии коррупции», «О Контрольной палате», «О всенародном голосовании (референдуме)», «О Государственной границе».

Правовая система Республики Абхазия, с одной стороны, исторически взаимодействует с российской правовой системой, а с другой – развивается в рамках континентальной системы права, но с влиянием обычного права и неинституциональных форм политической жизни, характерных для традиционных политических систем (сходы граждан). В этих условиях прослеживается своеобразная парадигма, когда традиция и мораль являются доминирующим источником для правоприменительной практики [3, с. 63]. Следовательно, весьма важным является исследование пути развития правовой системы Республики Абхазия [4, с. 174].

Проведем сравнительный анализ частного и публичного права в Республике Абхазия и в Российской Федерации на примере двух основных отраслей права – гражданского и уголовного.

Гражданское право. В Республике Абхазия, как и в Российской Федерации, гражданское законодательство состоит из Гражданского кодекса Республики Абхазия (далее – ГК РА) , состоящего из трех частей, в то время как Гражданский кодекс Российской Федерации (далее – ГК РФ) состоит из четырех частей. Гражданское законодательство Республики Абхазия состоит из ГК РА, иных законов и подзаконных актов, принятых в соответствии с ГК РА. Гражданские правоотношения строятся на основании таких принципов, как автономия воли сторон, равенство сторон по отношению друг к другу, неприкосновенность собственности, свобода договора, а гражданские права могут быть ограничены лишь на основании конституционного закона, в случае, если это необходимо для защиты государства и общества в целом. Структура ГК РА отражает по ряду направлений сходство со структурой ГК РФ, что проявляется в схожести некоторых положений, понятий.

Так, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения свои имуществом, что составляет содержание права собственности на имущество, который может по своему усмотрению совершать любые, не запрещенные законом, действия в отношении этого имущества (продавать, сдавать в аренду, дарить, обменять, выбросить и т.п.). Собственник несет бремя ответственности по содержанию имущества, находящегося в его собственности, а также по риску случайной его гибели или повреждения. В Республике Абхазия равным образом признаются частная, государственная (республиканская и муниципальная) и иные формы собственности.

Уголовное право. Из анализа уголовного законодательства Республики Абхазия и Российской Федерации прослеживается сходство основных положений Общей и Особенной частей, например, базовые принципы, понятие преступления, основание уголовной ответственности, понятие и цели наказания и др. Кодифицированные акты двух стран в некоторой части одинаковы. И в Абхазии, и в России единственным источником уголовного права являются, соответственно: Уголовный кодекс Республики Абхазия (далее – УК РА) и Уголовный кодекс Российской Федерации (далее – УК РФ) что регламентировано ст. 1 УК РА и ст. 1 УК РФ . Принцип законности подразумевает определение преступности деяния, его наказуемости и иных уголовно-правовых последствий только уголовным законом. Ни при каких обстоятельствах не допускается аналогия уголовного закона. Принцип равенства граждан перед законом устанавливает, что все лица, совершившие преступления, равны перед законом независимо от пола, расы, национальности, языка и других обстоятельств. Принцип вины понимается в уголовной ответственности лица только за те совершенные преступления, в отношении которых установлена его вина. Принцип справедливости трактуется тем, что меры наказания, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны соответствовать характеру и степени общественной опасности, обстоятельствам его совершения, а также личности виновного. Законодательно получила свое закрепление правовая презумпция: никто не может нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление. Принцип гуманизма означает обеспечение безопасности человека уголовным законодательством.

Аналогичным образом определяются и нормы процессуального законодательства (Уголовного процессуального кодекса Республики Абхазия и Гражданского процессуального кодекса Республики Абхазия).

Под преступлением понимается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК под угрозой наказания.

Тем не менее, имеются отличительные положения. Так, например, в системе наказаний УК РА присутствуют такие меры уголовного наказания, как конфискация имущества и содержание в дисциплинарном батальоне. В УК РФ в 2003 г. конфискация имущества была исключена из системы наказаний российского уголовного права, а в 2006 г. была включена как иная мера уголовно-правового характера. Абхазский законодатель, возможно, видит свой потенциал в конфискации имущества в борьбе с преступностью, что обусловило оставление этого вида наказания в УК РА.

Следует также заметить, что санкции статьи 224 и 224 Уголовного кодекса Республики Абхазия – «Незаконное производство, переработка, изготовление, приобретение, хранение, перевозка, пересылка с целью сбыта, а равно сбыт нар – котических средств, психотропных веществ или их аналогов», «Незаконные ввоз в Республику Абхазия, вывоз из Республики Абхазия или перевозка транзитом нар – котических средств, психотропных веществ или их аналогов», предусматривают усиление ответственности за особо квалифицированный состав данного преступления, вплоть до пожизненного лишения свободы или смертной казни, с конфискацией имущества.

Сравнительный анализ уголовно-правовых норм об ответственности за преступления против здоровья населения Российской Федерации и Республики Абхазия показал, что в Уголовном кодексе Республики Абхазия меры ответственности за рассматриваемые преступления являются более жесткими.

После признания Российской Федерацией суверенитета и независимости Республики Абхазия 26 августа 2008 г. законодательство Республики Абхазия стало базой для заключения межгосударственных отношений со странами, признавшими суверенитет и независимость Республики Абхазия. Особенно актуальными стали межгосударственные договоры, заключенные с главным стратегическим партнером – Российской Федерацией.

Признание независимости Абхазии субъектами международного права гарантировало национальную безопасность Республики Абхазия. Основополагающими документами межгосударственного характера стали Договор «О дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Абхазия от 2008 года» и Договор между Республикой Абхазия и Российской Федерации «О союзничестве и стратегическом партнерстве от 2014 года». В первых статьях указанных договоров установлено, что Договаривающиеся Стороны строят свои отношения, основываясь на принципах взаимного уважения государственного суверенитета и территориальной целостности1, .
В развитие указанных документов подписаны десятки межправительственных и межведомственных соглашений, основу подписанных межведомственных соглашений составляют соглашения оборонного и социально-экономического характера.

Следует отметить, что в соответствии с ч. 1 ст. 5 Закона «О международных договорах Республики Абхазия»: «ратифицированные международные договоры Республики Абхазия являются составной частью правовой системы Республики Абхазия» .

Таким образом, следует отметить тот факт, что процесс развития законодательства в настоящее время направлен не только на развитие национального законодательства: этот процесс вбирает в себя и нормы межгосударственных соглашений. Международные договоры – существенный элемент стабильности международного правопорядка и отношений Республики Абхазия с зарубежными странами. К примеру, только за первый год работы действующего шестого созыва Парламента, ратифицировано семь двусторонних соглашений между Республикой Абхазия и Российской Федерацией в различных сферах жизнедеятельности государства и общества.

В современных условиях государственно-правовую систему Республики Абхазия можно считать сформировавшейся системой. По некоторым направлениям в сфере безопасности и социально-экономического развития, путём заключения соответствующих соглашений на принципах равноправия, наблюдается взаимодействие с правовой системой Российской Федерации, что необходимо для достижения главной цели – построения суверенного правового демократического государства.

В соответствии с вышеизложенным Парламенту Республики Абхазия предстоит долгая законотворческая работа, направленная на развитие отраслей права, детализацию институтов права. Думается, это, прежде всего, связано с необходимостью в будущем интегрироваться в международное пространство в качестве суверенного субъекта, интегрироваться в международные экономические процессы, которые происходят как на постсоветском пространстве, так и в Евразийском экономическом союзе.

Литература

1. Барциц И.Н. Государственное (конституционное) право Республики Абхазия в системе предпосылок и элементов современной абхазской государственности // Государство и право. 2010. № 11. С. 45 – 55.
2. Багдасарян С.Д., Петрова С.В., Бжания В.В. Государственно-правовое устройство Республики Абхазия в историко-правовом дискурсе // Северо-Кавказский юридический вестник. 2018. № 3. С. 41 – 47.
3. Квачева П.И., Петрова С.В. Политико-правовой статус непризнанного государства в современном мире: историко-правовой аспект (на примере Республики Абхазия) // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2017. № 1 (35). С. 56 – 65.
4. Камкия Ф.Г. К вопросу об особенностях правовой системы Абхазии // Вестник РУДН. Серия: Юридические науки. 2014. № 2. С. 171 – 186.
5. Барциц И.Н. Государственное (конституционное) право Республики Абхазия: монография: в 2-х томах. Т. 2. Конституционно-правовой статус человека и гражданина. Система государственной власти и местного самоуправления / Барциц И.Н. М.: изд-во РАГС, 2009. 412 с.
6. Акт «О государственной независимости Республики Абхазия 1999 года» [Электронный ресурс] // Конституция Абхазии. XX век / Сост.: Т. А. Шанава, С. З. Возба; ред. В. А. Чирикба. Абхазский ин-т гуманитарных исследований им. И. Д. Гулиа. Сухум: Дом печати, 2015. С. 187 – 188.

Источник: Научно-практический журнал «Северо-Кавказский юридический вестник». 2019. № 3

Просмотров: 9125

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

code