1.2. Тактика допроса свидетелей и потерпевших

Показания свидетелей и потерпевших являются одним из наиболее распространенных источников получения данных, имеющих значение для дела. Свидетелем является любое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для расследования и разрешения уголовного дела, и которое вызвано для дачи показаний (ч. 1 ст. 56 УПК РФ). Исключение составляют следующие лица:

1) судья, присяжный заседатель – об обстоятельствах уголовного дела, которые стали им известны в связи с участием в производстве по данному уголовному делу;

2) адвокат, защитник подозреваемого, обвиняемого – об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с обращением к нему за юридической помощью или в связи с ее оказанием;

3) адвокат – об обстоятельствах, которые стали ему известны в связи с оказанием юридической помощи;

4) священнослужитель – об обстоятельствах, ставших ему известными из исповеди;

5) член Совета Федерации, депутат Государственной Думы без их согласия – об обстоятельствах, которые стали им известны в связи с осуществлением ими своих полномочий (ч. 3 ст. 56 УПК РФ).

Тактика допроса свидетелей зависит от их ин­дивидуальных особенностей, отношения к расследуемому собы­тию и подозреваемому (обвиняемому).

Такой подход дает возможность с учетом полноты и правдивости их показа­ний выделить следующие группы свидетелей:

· свидетели-очевидцы преступления (допрашиваются по поводу обстановки, обстоятельств, участников преступления, а также об обстоятельствах предшествующих преступлению и последующих за ним);

· свидетели родственники, знакомые, соседи и сослуживцы потерпевшего или подозреваемого (обвиняемого) (в основном допрашиваются о качествах личности потерпевшего и подозреваемого (обвиняемого) и взаимоотношениях между ними;

· свидетели, получившее информацию из сообщений других лиц или иных источников (допрашиваются обо всех известных им обстоятельствах касающихся расследования).1

Из перечисленных групп свидетелей наиболее склоны к даче ложных показаний родственники и близкие знакомые подозреваемого (обвиняемого).

Эффективность и качество проведения допроса во многом оп­ределяется хорошо продуманными подготовительными мероприятиями следователя. Проведение допроса без подготовки приводит к нежелательным последствиям: не обеспечивает возможности получения от свидетелей и потерпевших полной и достоверной информации.

Подготовка к допросу свидетеля и потерпевшего состоит из совокупности заблаговременно продуманных и применяемых следователем организационных тактических приемов и решения конкретного круга вопросов в целях достижения результативного проведения данного следственного действия. В целях обеспечения результатов допроса следователю необходимо использовать следующие организационные действия:

· тщательное, всестороннее изучение материалов дела имеющихся кмоменту проведения допроса;

· определение цели, предмета, задач допроса;

· установление конкретного времени, места проведения этого
следственного действия, а также способа вызова свидетеля и потерпевшего;

· изучение личности допрашиваемого;

· подготовка вещественных и иных доказательств, которые необходимо предъявить в ходе допроса;

· решение вопроса о приглашении специалиста (например, педагога
(психолога) при допросе несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля);

· получение консультации (в случае необходимости) специалистов по вопросам их профиля, являющимся предметом допроса;

· выбор и возможность использования тактических приемов в
отношении конкретного свидетеля и потерпевшего.

Изучение материалов уголовного дела к моменту допроса по­терпевшего и свидетеля предполагает внимательное исследова­ние следователем имеющихся постановлений, протоколов, заяв­лений и объяснений, анализ и оценку фактических данных, со­держащихся в этих процессуальных документах. В процессе изу­чения материалов следова­тель тщательно проверяет объяснения и показания, которые давал допрашиваемый в ходе предыдущих допросов, если он был ранее допрошен по обстоятельствам дела; определяет предмет допроса, т. е. совокупность обстоятельств и фактов, подлежащих выяснению. Хорошее знание следователем материалов дела, свободная ориентировка в деталях, событиях, именах (а не ознакомление с ними в ходе допроса), как правило, вызывают у свидетеля и потерпевшего предположение, что сле­дователю многое по делу уже известно, что имеет немалое такти­ческое значение.

Немаловажное значение в организации допроса свидетеля и потерпевшего занимает изучение его личности. Помимо данных, необходимых для тактики его допроса, следователю требуется выяснить, способен ли он дать достоверные показания по важ­ным для дела обстоятельствам, насколько он развит, к чему он имеет склонность и т. д. Особенно тщательным с этих позиций должно быть изучение личности свидетелей и потерпевших по делам о тяжких преступлениях, поскольку качество их показаний оказывает существенное влияние на эффективность первоначаль­ного этапа расследования. Зная общие особенности психологии людей, следователь должен помнить о том, что у каждого от­дельного индивида они выражены по – разному. Поэтому следо­вателю надо выяснить индивидуальные свойства личности свиде­теля и потерпевшего в каждом конкретном случае. Важные све­дения могут быть получены от друзей допрашиваемого, его сосе­дей, сослуживцев, а также из других источников. Особенно важно столь тщательное знакомство с личностью свидетеля и по­терпевшего, если он дает ложные показания по известным ему обстоятельствам дела. Поэтому подробное знакомство с лично­стью допрашиваемого просто необходимо, для того чтобы следо­ватель имел возможность для определения тактических приемов проведения допроса.

Необходимо отметить, что большая часть свидетелей допрашивается без объемного изучения личности, так как у следователя для этого просто нет возможности. В таких ситуациях повышается умение следователя за короткий промежуток времени общения со свидетелем до допроса попытаться сформировать представление о человеке. Надо использовать процесс заполнения анкетной части протокола допроса,выясняя этапы жизни свидетеля, его отношение к событию и участникам. Эта часть общения носит характер беседы, в ходе которой следователь наблюдает за поведением свидетеля, пытаясь создать представление о личности.

Привлекая к участию в допросе специалиста, следователь ис­пользует его знания при подготовке к допросу. Специалист помо­гает определить объем и содержание вопросов к потерпевшему и свидетелю, а также может оказать помощь в формулировании этих вопросов. Обязательное требование, которым следователь должен руководствоваться при выборе пси­холога и педагога, это знание возрастных особенностей психики допрашиваемого. Особенно важно это при допросе малолетних свидетелей. С помощью специалиста-психолога следователь мо­жет при подготовке определить и тактические аспекты допроса. На основе анализа личности совместно устанавливаются способы психологического воздействия на допрашиваемого.

Небезразлично для свиде­теля и потерпевшего, где он будет сидеть по отношению к следо­вателю. Наиболее удачное расположение при допросе свидетелей и потерпевших – у стола напротив. Во время допроса необходимо предотвратить нахождение в кабинете посторонних лиц, отвле­кающие телефонные звонки и т. д., все это не способствует дове­рительному общению и мешает установлению психологического контакта с допрашиваемым.

Подготовка к проведению допроса свидетеля и потерпевшего завер­шается составлением письменного плана допроса с обяза­тельным указанием предмета допроса, обстоятельств, по которым необходимо получить информацию. Кроме обстоятельств, под­лежащих выяснению, в плане допроса необходимо отразить по­следовательность их выяснения, постановку вопросов, их редак­цию и последовательность постановки. План составляется обычно в случаях объемного и сложного допроса.

Допрос свидетелей и потерпевших чаще всего проходит в бесконфликтной ситуации (так как интересы следователя и допрашиваемогосовпадают, т. е.нет сопротивления, противодействия).

Следовательно, основная тактическая задача следователя заключается в том, чтобы выяснить и зафиксировать показания свидетеля и потерпевшего в полном объеме с последующей возможностью их конкретизации и проверки с помощью доказательств, полученных из других источников.

Применение тактических приемов связано непосредственно со стадиями допроса.

На первой, вводной, части допроса следователь узнает от допрашиваемого анкетные данные (фамилию, имя, отчество, год рождения, состав семьи и т. д.) и разъясняет свидетелю и потерпевшему их права и обязанности. Разъяснение необходимо проводить доброжелательным тоном, в конце объяснения необходимо переспросить допрашиваемого, понятна ли ему суть сказанного.За отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний свидетель и потерпевший несут ответственность в соответствии со статьями 307 и 308 Уголовного кодекса Российской Федерации (ст. 42, 56 УПК РФ).

Безусловно, всесторонне изучить перед допросом интеллект, особенности характера, морально-волевые качества всех свидетелей и потерпевших следователь не может.Во-первых, это физически невозможно, так как в производстве следователя находится несколько десятков уголовных дел, а, следовательно,количество потерпевших и свидетелей довольно велико. Во-вторых, качественное изучение личности предполагает личное общение, а следователь зачастую встречается с потерпевшим и свидетелем впервые именно на допросе. Поэтому дополнительные данные о психике свидетелей и потерпевших следователь получает на этом этапе допроса. И только тогда он окончательно определяется с тактикой производства допроса.

Перед тем, как приступить к допросу, следователь должен суметь разъяснить всю серьезность предстоящего допроса, а также обязательно сообщить допрашиваемому, будут ли применяться средства видео- или звукозаписи.

Вторая стадия допроса – установление психологического кон­такта, т. е. создание условий, которые способствуют общению следователя с допрашиваемым.Обычно на этой стадии задаются незначительные для существа дела вопросы. Речь идет об учебе, труде, жизни допрашиваемого, на этой стадии допустимы разговоры даже о погоде, спорте и любых иных вещах интересных допрашиваемому. На этом этапе, в ходе простого обмена информацией определяются такие параметры беседы, как ее темп, ритм, уровень напряженности и т.д.

Часто следователю приходится выводить людей из состояния глубокой депрессии и только после этого преступать к допросу. Это в первую очередь относится к потерпевшим, которые пережили физическое насилие и могут находиться в угнетенном состоянии. Следователь обязан уметь увидеть такое состояние допрашиваемого, определить его причины и устранить их. Если потерпевший находится в шоковом состоянии и не способен давать показания, допрос необходимо отложить пока его психическое состояние не нормализуется.

Глубина наступившего контакта обычно связана с тем, на ка­ком уровне он осуществляется. Первый уровень – контакт дина­мический. Это темп, ритм и уровень напряженности. Этот уро­вень контакта связан с такими особенностями нервной системы, как сила темперамента, подвижность, уравновешенность.

Второй уровень контакта на допросе это уровень аргумента­ции. Давно известно, что одни и те же аргументы по-разному воздействуют на различных людей. Следователь выбирает их, учитывая возраст допрашиваемого, его интеллект, жизненный опыт, тип высшей нервной деятельности.

Наконец, третий уровень – это уровень социально-психоло­гических отношений, который связан с ролевыми позициями допрашиваемого.

Если следователь хочет добиться успеха, то он должен пла­нировать темп, ритм, продолжительность, уровень напряженно­сти, способы снятия излишнего психологического напряжения с учетом особенностей личности свидетеля и потерпевшего. Это значит, что при допросе сильных и подвижных типов темп, ритм и напряженность допроса могут быть несколько ускорены, ввод­ная часть может быть сокращена до необходимого минимума, пе­реход от одной темы к другой может осуществляться без предва­рительной подготовки.

При допросе сильных, уравновешенных, инертных типов следует учитывать такие динамические характеристики, как мед­лительность в сочетании с силой нервных процессов: у такого че­ловека сравнительно долгий период «втягивания». При этом, учитывая определенную медлительность мысленных процессов, необходимо больше времени уделять вводной части допроса и стадии, на которой непосредственно и происходит установление психологического контакта.

Особого подхода требуют при допросе слабые типы. Следует помнить, что одной из характерных реакций этого типа на раз­личные жизненные трудности является склонность к охранитель­ному торможению. При неправильно выбранном темпе и ритме допроса у свидетеля может возникнуть состояние вялости и апа­тии. Одним из свойств слабого и неуравновешенного типа явля­ется тревожность. У тревожных людей сравнительно легче вы­звать отрицательные эмоции, их легче испугать, у них легче вы­звать неудовлетворение.

После установления психологического контакта следует перейти к стадии свободного рассказа. Свободный рассказ происходит в хронологическом порядке.

Допрашиваемый должен дать подробные показания по всем обстоятельствам, подлежащим доказыванию по делу. Следователь должен определить последовательность изложения потерпевшим и свидетелем обстоятельств дела во время свободного рассказа. Без необходимости не прерывает допрашиваемого, не торопит его, не высказывает свое мнение о показаниях.

Тактические приемы, используемые при допросе, должны быть логичны, увязаны между собой, служить достижению одной цели. В бесконфликтных ситуациях тактических приемов, применяемых непосредственно на допросе свидетелей и потерпевших, обычно немного, ведь допрашиваемый не препятствует установлению истины, и основное их предназначение – помочь допрашиваемому в припоминании, детализации тех или иных сведений об освещаемом им событии.

К числу приемов допроса свидетеля и потерпевшего в бесконфликтной ситуации можно отнести:

1) повторный допрос потерпевших по ограниченному кругу обстоятельств. При повторном воспроизведении показаний допрашиваемый может вспомнить упущенные или забытые им при первом допросе факты.Психологически это объясняется явлением реминисценции. Реминисценция в психологии (лат. reminiscentia – воспоминание) – отсроченное воспроизведение ранее воспринятого, казавшегося забытым;

2) детализация показаний позволяет шаг за шагом проследить ход события, проверить, как они происходили. Данный прием исключает опасность пропустить обстоятельства, имеющие значение для дела, помогает выявить наличие у допрашиваемого добросовестного заблуждения;

3) тактические приемы, направленные на оказание помощи допрашиваемому, для восстановления в памяти забытого и уточнение показаний.

Следователю необходимо убедиться, что потерпевший и свидетель твердо уверены в существовании определенного обстоятельства. С этой целью возможно проведение подробного допроса с применением тактических приемов, основанных на оживление ассоциативных связей по смежности, сходности, контрастности и каузальности.

Под ассоциациями по смежности имеются в виду смежность по времени, если человеку надо вспомнить, например, как он провел один из прошлых вечеров, то он старается припомнить, что он делал каждым вечером в определенный промежуток времени. Ассоциации в пространстве помогают припомнить забытое при виде какого-либо предмета, связанного с забытым. Например, вид обстановки места происшествия напоминает о событиях, происходивших в ней.

Благодаря ассоциации по сходству припоминаются похожие события или объекты, если возникает или человеку становится известна аналогичная ситуация. Так вспоминаются нужные предметы, фамилии, названия, особенности внешности преступника.

Ассоциации по контрасту помогают припоминанию благодаря противопоставлению. Так, вид человека очень высокого роста напоминает человека очень низкого роста, темный цвет напоминает о светлом и т. д.

Также припоминанию способствуют причинно-следственные ассоциации (каузальные), когда какое-то явление, предмет вспоминаются как следствие определенных причин или причина определенных следствий.

Однако ассоциациями надо пользоваться умело и очень осторожно, чтобы невольно не внести изменения в содержания показаний. Для этого вопрос вместе с включаемой в него информацией должны приобретать для допрашиваемого характер своего рода логической задачи, необходимые данные для ее решения находятся за пределами информирующих элементов вопроса, только тогда ключом к решению такой задачи может явиться лишь действительное знание допрашиваемым определенных, важных для дела обстоятельств.

Допрос свидетелей и потерпевших в бесконфликтной ситуа­ции происходит при установленном психологическом контакте, поэтому чаще всего психологическое напряжение отсутствует. Однако в процессе допроса следователю необходимо все-таки применять соответствующий контроль и своевременную, адек­ватную корректировку своего поведения, которое позволяет не допустить возникновения и осложнения нежелательных ситуа­ций, отрицательно сказывающихся на желании свидетеля и по­терпевшего вступать в откровенный, конструктивный диалог и давать правдивые показания. Поэтому следователь должен:

а) быть объективным, лояльным, внимательным, корректным, веж­ливым, сдержанным;

б) не допускать грубости, оскорбительных выражений или оскорбительного тона, нетерпеливости, раздра­жительности, вспыльчивости, пренебрежения к допрашиваемому, высокомерия, самолюбия. Серьезно относиться к показаниям допрашиваемого независимо от кажущейся степени их важно­сти.

Если свидетель и потерпевший отклонится от основной линии повествования, то в таких случаях следователю необхо­димо в ходе свободного рассказа задать направляющие вопросы с целью возвратить допрашиваемого к основной линии повество­вания.

Для бесконфликтного допроса также характерна вопросно-ответная стадия, которая будет состоять из вопросов следователя и ответов на них потерпевшего и свидетеля. Не­смотря на бесконфликтную ситуацию допроса, позиция допра­шиваемого может иметь характерные психологические колеба­ния. В таком случае необходимо применить тактику постановки вопросов, требующих положительных ответов. Это успокаивает, снимает напряжение потерпевшего и свидетеля, вводит разговор в нужное русло. При этом нужно поддерживать контакт, не под­рывая его конфронтационными вопросами.

Бесконфликтная ситуация допроса не гарантирует полной откровенности, так как свидетель и потерпевший могут добросовестно заблуждаться, стремиться скрыть свои неблаговидные поступки и поведение. Поэтому следователю необходимо в ходе вопросно-ответной стадии задать потерпевшему и свидетелю вопросы:

1) дополняющие, направленные на выяснение обстоятельств, не освещенных в ходе свободного рассказа;

2) уточняющие, задачей которых является уточнение отдельных фактов
или событий, интересующих следователя, и которые направленны на конкретизацию тех или иных обстоятельств;

3) детализирующие (конкретизирующие), целью которых является
детализация сообщаемых сведений, что впоследствии облегчает проверку и
оценку;

4) напоминающие, в задачу которых входит выяснение фактов или
событий, по той или иной причине забытых или упущенных;

5) контрольные вопросы, которые позволят проверить и убедиться в
правдивости данных показаний потерпевших и свидетелей.

Следует помнить, что свидетели и потерпевшие могут давать и ложные показания. Ложные показания свидетелей и потерпевших – это умышленное искажение сведений об обстоятельствах, устанавливаемых в ходе допроса. Принято выделять следующие виды ложных показаний:

1) показания, полностью состоящие из вымысла;

2) показания, частично содержащие ложные утверждения, которые прикрывают правду, скрываемую допрашиваемым, либо являются дополнением к ней;

3) пассивная ложь (умалчивание) – не сообщение, сокрытие интересующих следователя обстоятельств).

Мотивами ложных показаний свидетелей и потерпевших являются:

1) желание скрыть интимные стороны своей жизни (чувство стыда)(например, при совершении половых преступлений);

2) боязнь оказаться разоблаченным в совершении каких-либо неблаговидных поступков и получить за это моральное наказание, нравственное осуждение.

Способы нейтрализации:

а) установление психологического контакта;

б) устранение эмоционального и смыслового барьера, проявление сопереживания и понимания психического состояния допрашиваемого;

в) снятие эмоциональной напряженности (во время первых контактов следует проявлять сдержанность в моральной оценке поведения свидетеля и потерпевшего);

г) раскрытие гражданской значимости добросовестной позиции в ситуации нерешительности допраши­ваемого (использование метода убеждения).

3) опасение быть отвергнутым личностно значимой для него группой(человеком) из-за допущенного по отношению к кому-либо из ее членов«предательства»;

4) явная или скрытая неприязнь к следователю, правоохранительным органам.

Способы нейтрализации: следует учитывать, что таким лицам присущ низкий уровень правосознания, обусловленный недостатками направленности личности. С ними тщетно говорить о гражданской значимости добросовестной позиции. Преодолеть эти мотивы можно только путем раскрытия личностного смысла правдивых показаний, используя близкие для мировоззрения таких лиц аргументы.

5) оговор других граждан из мести, зависти и т. д.;

6) материальная заинтересованность.

Способы нейтрализации: основной упор следует делать на то, что эти действия образуют состав преступления, и лица, их совершающие, подлежат уголовной ответственности.

7) боязнь мести со стороны подозреваемого (обвиняемого) и их соучастников, оставшихся на свободе.

Способы нейтрализации:

а) отказаться от фиксации в материалах уго­ловного дела адресов и телефонов допрашиваемого (домашних и служебных), а также места его работы;

б) предложить пригла­шенному в качестве свидетеля или потерпевшего дать объясне­ния сначала не в форме допроса, а в порядке опроса. В случае достаточной информированности и потенциальной доказательно­сти его объяснений склонить его к даче показаний с составле­нием протокола до­проса, но с отражением установочных данных о нем не в бланке протокола, а в отдельном документе, заверяе­мом следователем и допрашиваемым и приобщаемом к делу в за­печатанном конверте;

в) предложить допрашиваемому дать пока­зания под псевдонимом. При согласии на это присвоить ему оп­ределенный псевдоним, составить соответствующий акт в при­сутствии опрашиваемого и двух понятых, у которых отобрать подписки о неразглашении данного обстоятельства;

г) обещать свидетелю заочное оглашение его показаний в суде и по догово­ренности с судом сдержать обещание.

Следователь до допроса или в ходе его должен предположить или выявить существование одной или нескольких перечисленных причин, по которым свидетель может давать заведомо ложные показания. Допрос в таких случаях будет более детальным. Для получения правдивых показаний применяются те же приемы, что и при допросе подозреваемого (обвиняемого) дающего ложные показания.

После составления протокола тактической целью следователя является закрепление психологического контакта с допрашиваемым, для того чтобы использовать его при дальнейших встречах с ними, при производстве других следственных действий.

Тактику допроса свидетелей и потерпевших можно представить в виде алгоритма.

Общий алгоритм допроса свидетелей и потерпевших

1. Начальная стадия допроса.

1.1. Представиться, объяснить цель вызова.

1.2. Удостовериться в личности допрашиваемого.

1.3. Разъяснить допрашиваемому его процессуальные права и обязанности (в том числе предупредить об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний и за дачу ложных показаний, о чем сделать отметку в протоколе, заверенную подписью свидетеля или потерпевшего).

1.4. Выяснить все необходимые сведения о личности допрашиваемого и о его взаимоотношениях с другими лицами, проходящими по делу. Если необходимо, сделать это в подробной, детальной форме.

1.5. Использовать полученные сведения (п.1.4) для изучения свойств личности допрашиваемого и выяснения его настроения и намерений.

1.6. Сделать прогноз ситуации, которая сложится при продолжении допроса: будет она бесконфликтной или конфликтной (отказ от дачи показаний, дача ложных показаний).

1.7. Если складывается бесконфликтная ситуация, то перейти ко второй стадии допроса.

1.8. Если ситуация конфликтная, то действовать так, как рекомендуется в п. 3.1.3.

1.9. Если действия, перечисленные в п. 3.1.3. не приводят к разрешению конфликта, то применять тактический прием деление темы свободного рассказа, то есть предложить дать показания лишь по одному факту (эпизоду), наиболее расследованному, чтобы убедительно показать доп­рашиваемому бесперспективность дачи ложных показаний.

1.10. Если все меры разрешения конфликта и предотвращения дачи ложных показаний оказались безуспешными, то перейти ко второй стадии допроса.

2. Стадия свободного рассказа.

2.1. Поставить вопрос в самой общей форме с таким расчетом, чтобы дать допрашиваемому возможность свободно, без какого-либо влияния со стороны, изложить все, что ему известно по делу и что он считает нужным показать.

2.2. Фиксировать свободный рассказ не только в памяти, но и записывая в протокол или на фонограмму либо делая записи фамилий, дат, цифровых данных и т.п. Способ фиксации зависит от ситуации и возможностей следователя.

2.3. После фиксации свободного рассказа в протоколе перейти к третьей стадии допроса.

3. Вопросно-ответная стадия допроса (предназначена для решения указанных ниже задач, количество которых и последовательность решения варьируются).

3.1. Задача восполнения пробелов в свободном рассказе.

3.1.1. Если пробелы объясняются тем, что допрашиваемый не придал значения каким-либо обстоятельствам дела, задать ему дополнительные вопросы о них.

3.1.2. Если пробелы объясняются тем, что допрашиваемый забыл какие-либо обстоятельства дела, то применить тактические приемы с целью восстановления в памяти забытых обстоятельств.

3.1.3. Если пробелы объясняются тем, что допрашиваемый умышленно умолчал о каких-либо обстоятельствах дела, то необходимо:

3.1.3.1. Правильно понять причины и мотивы умышленного умолчания об определенных обстоятельствах.

3.1.3.2. Воздействуя на разум и чувства допрашиваемого, реализовать программу разрядки конфликтной ситуации, т.е. нейтрализовать действие мотивов умышленного умолчания.

3.2. Задача уточнения неопределенных, неточных высказываний допрашиваемого, непонятных слов (профессионализмов, диалектизмов, жаргонизмов и т.п.), а также таких выражений, которые представляют собой выводы, мнения, оценки фактов.

3.3. Задача получения контрольных данных для оценки и проверки показаний допрашиваемого.

3.3.1. Применить тактический прием детализации полученных показаний.

3.3.2. Оценить полученные результаты. Если будут обнаружены противоречия между полученными детальными показаниями и ранее данными показаниями этого же допрашиваемого, сделать предположение о причинах противоречий.

3.3.3. Если нет достаточных оснований считать, что причина противоречий – дача ложных показаний, не применять таких приемов, которые могут выглядеть как попытка изобличения во лжи. Предложить допрашиваемому ответить, какими причинами эти противоречия объясняются. При этом стараться сохранить бесконфликтность ситуации, укрепить психологический контакт.

3.3.4. Если есть основания считать, что противоречия результат дачи ложных показаний, то поступать так, как рекомендуется в п.3.4.

3.3.5. Для проверки и оценки достоверности показаний применить тактические приемы, предназначенные для выяснения особенностей процессов восприятия допрашиваемого, запоминания, сохранения и памяти, воспроизведения событий.

3.3.5.1. Выяснить физические, физиологические и прочие особенности субъекта восприятия.

3.3.5.2. Выяснить условия восприятия.

3.3.5.3. Выяснить особенности соотношения «объект и фон восприятия» (какие именно объекты и детали воспринимались, что было фоном).

3.3.6. Оценить полученные результаты и степень достоверности показаний.

3.4. Задача изобличения в даче ложных показаний с целью получения правдивых показаний (только при полной уверенности в даче именно ложных показаний).

3.4.1. Изобличение с использованием противоречий в показаниях допрашиваемого производить, применяя элемент внезапности, на том же допросе, на котором получены противоречивые показания. Пока допрашиваемый сам не обнаружил противоречий в своих показаниях и не подготовил продуманное ложное объяснение, необходимо:

3.4.1.1. Переспросить о сказанном, чтобы исключить возможность ссылки на оговорку.

3.4.1.2. Применять тактические приемы изобличения в даче ложных показаний с использованием их противоречий.

3.4.1.3. Зафиксировать и оценить полученные ответы. Если необходимо, продолжить детализацию показаний.

3.4.2. Изобличение имеющимися в деле доказательствами (в отличие от п. 3.4.1) производить в специально выбранное время, не обязательно в ходе данного допроса.

3.4.2.1. Если есть возможность, собрать в дополнение к имеющимся изобличающим доказательствам другие, подтверждающие точность данных ранее показаний.

3.4.2.2. Перед предъявлением доказательства получить от допрашиваемого показания об обстоятельствах, к которым относится данное доказательство, чтобы исключить возможность ложных объяснений по поводу предъявленного доказательства.

3.4.2.3. Если доказательств несколько, предъявлять их в течение одного допроса по одному, начиная с менее важных и оставив для завершения допроса наиболее веские.

3.4.2.4. Предъявляя доказательство, разъяснять его криминалистическое значение. Предъявляя показания других лиц, не раскрывать содержание их показаний сразу в полном объеме.

3.4.2.5. При предъявлении каждого доказательства предлагать дать объяснения и фиксировать их. После удостоверения правильности записи в протоколе подписью допрашиваемого продолжать допрос в соответствии с планом.

3.4.2.6. При признании факта дачи ложных показаний сразу же предложить дать правдивые показания, зафиксировать их и удостоверить подписью допрашиваемого.

3.4.2.7. Последующие показания расценивать как новый «свободный рассказ» и действовать, как указано в п.3.3.

3.5. Использование других приемов допроса, применяемых при допросе подозреваемого (обвиняемого), дающего ложные показания.

4. Заключительная стадия допроса.

4.1. Завершив детальный допрос, ознакомить допрашиваемого с текстом протокола допроса таким способом, каким он пожелает, не ограничивая его во времени.

4.2. Предложить допрашиваемому сделать поправки, пояснения или дополнения к тексту протокола, если он считает это необходимым.

4.3. Если допрашиваемый требует внесения в протокол поправок или дополнений, выполнить его требования.

4.4. Если внесенные в протокол поправки и дополнения привели к возникновению противоречий или новых, не известных ранее обстоятельств, вернуться к стадии детального допроса и разрешить эти про­тиворечия.

4.5. Если допрашиваемый признает, что его показания записаны правильно, сделать об этом запись в протоколе и дать его подписать.

Таким образом, в ходе допроса свидетелей и потерпевших (на всех стадиях) необходимо использовать следующие научно-практические рекомендации:

· установление психологического контакта, устранение эмоционального и смыслового барьера, проявление сопереживания и понимания психического состояния допрашиваемого.

· постановка личностно значимых вопросов, вовлекающих в беседу,
снятие эмоциональной напряженности, формирование мыслительной задачи.

· раскрытие гражданской значимости добросовестной позиции в
ситуации нерешительности допрашиваемого.

· оказание мнемической помощи: возбуждение ассоциаций по
каузальности (причинно-следственных), временной и пространственной
смежности, сходству и контрасту.

____________
1 У всех свидетелей выясняется источник их осведомленности о предмете допроса. Если свидетель получил информацию от других лиц, то эти лица обязательно должны быть допрошены.

Содержание (учебное пособие)

ГЛАВА 1. Допрос свидетелей и потерпевших
1.1. Особенности формирования показаний свидетелей
1.2. Тактика допроса свидетелей и потерпевших

ГЛАВА 2. Тактика допроса подозреваемого и обвиняемого
2.1. Характеристика преддопросных ситуаций и подготовка к допросу
2.2. Тактика допроса подозреваемого в простых следственных ситуациях
2.3. Тактика допроса подозреваемого, отрицающего причастность к совершению преступления
2.4. Тактика допроса обвиняемого

ГЛАВА 3. Тактика иных видов допроса и очной ставки
3.1 Тактика иных видов допроса
3.2. Тактика очной ставки
3.3. Особенности допроса с участием переводчика

Просмотров: 3133

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

code