1.1. Особенности формирования показаний свидетелей

ГЛАВА 1. Допрос свидетелей и потерпевших

1.1. Особенности формирования показаний свидетелей

Отражение в сознании человека события преступления и иных обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела, а также последующее воспроизведение их на допросе – процесс формирования показаний. Процесс формирования показаний у свидетелей и потерпевших подчинен общему правилу порядка формирования показаний и имеет три стадии:

– восприятие информации;

– запоминание и сохранение информации;

– воспроизведение информации.

На каждой стадии на свидетелей и потерпевших воздействуют объективные и субъективные факторы, влияющие на протекание этих стадий. Воздействие этих факторов определяет качество показаний, так как каждая из них содержит возможность утраты и искажения информации.

Восприятие – это психический процесс отражения предметов и явлений окружающего мира во всей совокупности их свойств и признаков, действующих на органы чувств в данный момент.

К объективным факторам, влияющим на полноту и качество восприятия, можно отнести:

– неожиданность и кратковременность воспринимаемого явления. В короткий отрезок времени невозможно мобилизовать все органы чувств на восприятие всех деталей происходящего со­бытия. Восприняв какую-то часть события на слух и не воспри­няв его зрительно, свидетель и потерпевший, нередко бессозна­тельно восполнят возникшие пробелы восприятия субъектив­ными представлениями о том, как могло с их точки зрения проте­кать это событие;

– неблагоприятные погодные условия, препятствующие восприятию события преступления (дождь, туман, снег, метель и т. д.);

– особенности освещения, сильный шум;

– обстановку помещения или местности, в которой происходит воспринимаемое событие (нормальному восприятию мешают какие-либо предметы; четкость восприятия речи зависит от акустических особенностей помещений и т. д.);

– слишком большой объем воспринимаемой информации;

– применение преступником маскирующих средств происходящего.

Полноте восприятия способствуют следующие субъективные факторы:

– нормальное психофизиологическое состояние органов чувств;

– сосредоточенность и направленность внимания на определенный
объект или явление (целенаправленное произвольное организованное
восприятие позволяет отразить событие наиболее полно и качественно);

– интерес к воспринимаемому событию, явлению;

– навыки по организованному восприятию, которые имеются у потерпевшего или свидетеля (формируются в результате жизненного опыта и профессиональной деятельности);

– наличие у воспринимающего специальных знаний о воспринимаемом событии, объекте.

К субъективным факторам, которые препятствуют качественному восприятию, относятся:

– дефекты органов чувств либо их болезненное состояние (дальтонизм, монохромное зрение, глухота и т. д.);

– индивидуальные особенности восприятия конкретного человека,
сформированные на основе общих свойств и закономерностей процесса
восприятия:

а) предметность восприятия – способность отражать объекты и явления реального мира не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов. Все, что че­ловек воспринимает, он воспринимает как фигуру (предмет) на фоне. Предметность проявляется в выделении воспринимаемого предмета из фона;

б) целостность восприятия – особенность восприятия, заклю­чающаяся в отражении объектов в совокупности их свойств. В процессе восприятия образ воспринимаемого предмета может быть полностью не дан в готовом виде (например, тыльная часть вещи),а как бы мысленно достраивается до некоторой целостной формы. Целостность восприятия проявляется так же в зритель­ных иллюзиях.1 Часто свидетели и потерпев­шие, не воспринимавшие какой-либо объект во всей совокупно­сти общих и частных признаков, достраивают его, используя обобщенный образ представления об этом объекте, сформиро­вавшийся у них;

в) осмысленность восприятия (категориальность) – осмыс­лить восприятие – значит осознать предмет, который оно ото­бражает. Осмысление предмета завершается на­зыванием его словом-понятием, т. е. отнесением к определенной группе, классу предметов. Единство и взаимопроник­новение чувственного и логического составляют существенную черту человеческого восприятия. Поэтому при недостатке ин­формации об объекте свидетели и потерпевшие стремятся допол­нить недостающие элементы воспринятого объекта, что обычно приводит к возникновению ложных суждений. Поэтому у свиде­телей и потерпевших следует выяснять, на чем основаны их суж­дения о различных признаках воспринятого объекта, а не только то, что они видели или слышали;

г)    избирательность восприятия – из огромного числа воздей­ствий лишь некоторые выделяются с большей отчетливостью и осознанностью, чем все остальные. Избирательность зависит, с одной сто­роны, от интересов, в значительной степени от установок лично­сти, потребностей, знаний, а с другой, обусловлена особенно­стями самого предмета восприятия, его «броскостью», контраст­ностью и пр.;

д) константность восприятия (от лат. constants – постоянный, устойчивый) – относительная устойчивость перцептивных при­знаков предмета при изменении условий восприятия (освещенно­сти, удаленности, угла зрения, формы, величины и т. п.). Мы уда­ляемся от предметов или приближаемся к ним – в нашем воспри­ятии они не изменяются в размерах. Константность восприятия – это во многом проявление прошлого опыта;

– неудовлетворительное физиологическое состояние (состояние
алкогольного или наркотического опьянения, соматическое заболевание и т. д.);

– эмоциональное состояние потерпевшего и свидетеля. Состояние страха, испытываемое потерпевшим в момент преступления, сужает сознание и снижает полноту и точность восприятия реальности.

Некоторые специфические закономерности проявляются у большинства людей при восприятии времени и пространства.

Восприятие времени – это отражение длительности, скорости и последовательности явлений действительности.

Восприятие продолжительности событий в значительной мере определяется:

– характером переживаний и эмоциональным состоянием субъекта. Небольшие отрезки вре­мени, как правило, переоцениваются, а длительные, наоборот, преуменьшаются. Так как при расследовании преступлений обычно важны и минуты, то следует учесть, что отрезки времени менее пяти минут кажутся более длительными, чем были на са­мом деле;

– характером деятельности, которую человек в данный мо­мент выполняет, мотивацией, установок и ожиданий приятных или неприятных событий. Если человек занят активной деятель­ностью, особенно если эта деятельность связана с удовлетворе­нием его личных потребностей, то время, затраченное на это, воспринимается более коротким, чем было на самом деле;

– возрастом свидетеля и потерпевшего. Для людей пожилого возраста время течет быстрее, чем для детей.

Таким образом, представления о продолжительности времени связаны главным образом с впечатлением о последовательности отдельных частей того или иного события, явления, следующих одно за другим. Поэтому свидетель и потерпевший, отвечая на вопрос о времени, в течение которого происходило событие, должен представить его в виде своеобразной суммы, слагаемые которой – начало события, промежуточные факты, конец собы­тия. Более точно оценить время события позволяет прием, когда потерпевшему и свидетелю предлагают воспроизвести те дейст­вия, которые он осуществлял в тот момент, когда происходило событие.

Восприятие пространства – отражение пространственных форм вещей, их величины, формы, расположения относительно друг друга и направления.

С определенными трудностями связано восприятие расстоя­ния до наблюдаемого объекта. Наиболее верно оценивается рас­стояние в пределах полукилометра, а вообще большие расстояния в показаниях недооце­ниваются. При восприятии пространства у свидетелей и потерпевших могут возникать перечисленные выше иллюзии (например, хо­рошо освещенные, яркие предметы на темном фоне кажутся рас­положенными ближе).

Следующий этап формирования показаний – запоминание и сохранение информации. Память – это познавательный психический процесс, посредством которого происходит накопление, сохранение и последующее воспроизведение человеком информации, в том и числе и показаний. В 20-25 лет развитие памяти находится на оптимальном уровне, затем происходит ослабление некоторых ее параметров. У лиц злоупотребляющих алкоголем и употребляющих наркотики зачастую имеются дефекты памяти. У отдельных людей встречаются устойчивые нарушения памяти:

– амнезия – провалы памяти, обусловленные черепно-мозговыми травмами или воздействием медицинских препаратов;

– контаминация (смешение) – ошибочное воспроизведение материала, заключающееся в неверном объединении воспоминаниях о событиях в реальности между собой не связанных;

– конфабуляция – полный или частичный вымысел отождествленный с действительностью.

В соответствии с ассоциативной теорией памяти предметы и явления окружающего мира запечатлеваются и воспроизводятся не изолированно друг от друга, а в связи друг с другом, т. е. «группами или рядами». Воспроизведение одних из них влечет за собой воспроизводство других, что обусловливается реальными объективными связями предметов и явлений. Под воздействием объектов действительности в коре головного мозга возникают временные нервные связи, служащие физиологической основой запоминания и воспроизведения. В психологии эти связи рас­сматривались как ассоциации.

Выделяют следующие виды ассоциаций:

– ассоциации по смежности – являются отражением простран­ственно-временных отношений предметов и явлений;

– ассоциации по сходству – являются отражением сходства предметов или явлений окружающей действительности;

– ассоциации по контрасту – являются отражением противопо­ложности в окружающих человека предметах или яв­лениях;

– ассоциации по каузальности – являются отражением при­чинно-следственных отношений предметов и явлений.2

Запоминание бывает непреднамеренным (непроизвольным) и преднамеренным (произвольным). Преднамеренное запоминание носит избирательный характер, т. е. запоминает человек только то, что хочет удержать в памяти для каких-то целей. Избиратель­ный характер носит и непреднамеренное запоминание, но в более узком объеме, т.е. запоминается то, что из воспринятого обратило на себя внимание, возбудило какой-то интерес (скажи, на что ты обращаешь свое внимание, и я скажу, кто ты):

а) сила раздражи­теля (сильный звук, яркий свет);

б) новизна, необычность раз­дражителя;

в) подвижность предмета, а также начало или пре­кращение действия раздражителя.

Преднамеренное запоминание более устойчиво, оно особенно прочно, если человек запоминает осмысленно и использует для лучшего запоминания осмысленные повторения (воспоминания) воспринятого, которые укрепляют образовавшиеся временные нервные связи.

Для запоминания значение имеют виды памяти. Различают следующие виды памяти:

– моторная (или двигательная), т. е. память на то, что связано с движением. Например, лучше запоминается то, что написано своей рукой.

– образная (наглядно-образная) – память на наглядные пред­ставления, воспринимаемые органами чувств (зрительная память, слуховая).

– словесно-логическая, т. е. память на понятия, содержание разговоров, числа, написанное и т. д.

– эмоциональная память, т. е. память на то, что связано с пе­режитыми чувствами, эмоциями (страхом, радостью, отчаянием, волнением, восторгом и т. д.).

Любому человеку присущи все виды памяти, но наиболее развиты чаще всего лишь один или несколько. Наиболее распро­страненным типом памяти является смешанный тип – зрительно-двигательный.

На качество запоминания влияют следующие факторы:

– время, истекшее с момента восприятия (чем ближе восприятие и
запоминание к припоминанию, тем, по общему правилу, точнее и полнее
воспринятое может быть воспроизведено);

– сила впечатления (чем ярче оно было, тем лучше оно запомнится);

– состояние организма (человек уставший, поглощенный своими мыслями, больной хуже запоминает, чем здоровый, так как хуже может сосредоточиться на происходящем);

– темперамент человека (лучше запоминают люди медлительные,
спокойные);

– возраст (старые люди быстро забывают происходящее с ними в
настоящее время, дети же быстро забывают в силу не развитости
мыслительных процессов).

Следующий этап формирования воспроизведение информации – актуализация ранее воспринятого на допросе. Допрашиваемые в основном пользуются воспоминанием – видом воспроизведения заключающемся в извлечении из долговременной памяти событий прошлого.

Вызов свидетеля и потерпевшего к следователю обычно способствует припомина­нию определенных обстоятельств еще до допроса. Субъект мысленно обращается к событиям прошлого, перебирает их в памяти, пытаясь, если ему известна причина вызова, определить, какие конкретно факты интересуют следователя. На этой стадии формирования показаний так же, как и при восприятии, возможно неосознанное восполнение некоторой части пробелов в воспоминаниях, что создает серьезную угрозу достоверности показаний. Недостающие пробелы памяти заполняются образами представления о предметах, объектах, явлениях. Поэтому надо выяснить, не беседовал ли с кем-нибудь допраши­ваемый о причинах его вызова к следо­вателю, какие слухи, мнения окру­жающих могли оказать влияние на содержание показа­ний.

Воспроизведению показаний на допросе может помешать волнение, вызванное необычной для допрашиваемого обстановкой и процедурой допроса. При допросе нужно иметь в виду, что слишком сильное желание припомнить воспринятое может затруднить воспроизведение вследствие появляющегося процесса торможения, вызванного переутомлением нервных клеток коры головного мозга. В этих случаях желательно перейти к выяснению других обстоятельств, побеседовать на нейтральные темы. Отвлечение внимания по­могает снять торможение и тогда то, что надо припомнить, как бы само всплывет в памяти.

Существенные искажения информации возможны также при передаче, приеме, переработке и ее процессуальном закреплении. Словесное описание явлений и само явление не могут полностью совпадать: одни и те же слова, фразы в устах различных людей могут иметь различный смысл.Особенно это характерно для малолетних свидетелей и потерпевших, у которых понятийный аппарат еще не сформирован. Поспешность, невнимательность следователя может помешать ему правильно уяснить, запомнить и передать в протоколе сообщенные на допросе сведения. Следователь может оказывать допрашиваемому лексическую помощь (например, предложить допрашиваемому несколько понятий, из которых тот выберет наиболее по его мнению подходящие).

Таким образом, на стадиях восприятия, запоминания и сохранения и воспроизведения показаний на свидетеля и потерпевшего воздействуют объективные и субъективные факторы, которые влияют на их качество, обусловливая утрату информации о событии. Данное явление получило название добросовестного заблуждения допрашиваемого, т. е. неумышленного сообщения на допросе информации, не соответствующей действительности. Преодолению добросовестного заблуждения способствует знание следователем закономерностей процесса формирования показаний, учет индивидуальных особенностей личности допрашиваемого, учет уже установленных по делу обстоятельств и владение приемами по его преодолению.

__________

1 Иллюзии восприятия (лат. illusere – обманывать) – искаженное отражение реаль­ности, носящее устойчивый характер. Иллюзии восприятия – это феномен восприятия, существующий только в голове человека и не соответствующий какому-либо реаль­ному явлению или объекту. Наибольшее их число наблюдается в области зрения. Зрительные иллюзии многообразны: 1) белые предметы кажутся больше; 2) переоценка вертикальных линий по сравнению с горизонтальными при их действительном равенстве; 3) воспринимаемая величина фигуры зави­сима от окружения. Кружок кажется большим среди маленьких и меньшим среди больших кружков; 4) перенесение свойств целой фигуры на ее отдельные части; 5) искажение направления линий под влиянием других линий фона; 6) хаотическое перемещение объективно неподвиж­ного источника света, наблюдаемого в полной темноте;7) кажущееся движение неподвижного объекта в сто­рону, противоположную движению окружающего фона; 8) из двух предметов рав­ного веса, но разных размеров меньший кажется тяжелее.

2 Указанные ассоциативные связи и закономерности запоминания и сохранения информации положены в основу приемов, помогающих допрашиваемому вспомнить забытые фактические данные.

Содержание (учебное пособие)

ГЛАВА 1. Допрос свидетелей и потерпевших
1.1. Особенности формирования показаний свидетелей
1.2. Тактика допроса свидетелей и потерпевших

ГЛАВА 2. Тактика допроса подозреваемого и обвиняемого
2.1. Характеристика преддопросных ситуаций и подготовка к допросу
2.2. Тактика допроса подозреваемого в простых следственных ситуациях
2.3. Тактика допроса подозреваемого, отрицающего причастность к совершению преступления
2.4. Тактика допроса обвиняемого

ГЛАВА 3. Тактика иных видов допроса и очной ставки
3.1 Тактика иных видов допроса
3.2. Тактика очной ставки
3.3. Особенности допроса с участием переводчика

Просмотров: 238

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

code