К вопросу о понятии и признаках административной ответственности

О.А.Кожевников, доктор юридических наук

Данная статья посвящена рассмотрению понятия и основных признаков административной ответственности. На основе обобщения положений законодательства об административных правонарушениях выведен авторский вариант понятия административной ответственности и обоснована необходимость нормативного закрепления понятия административной ответственности в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях.

Ключевые слова: юридическая ответственность; административная ответственность; административное правонарушение; административное наказание; законодательство об административных правонарушениях; материальные и процессуальные нормы.

 

Действующие в России различные юридически обязательные правила – нормы права – в конечном итоге имеют своей целью обеспечение законности, правопорядка в определенных сферах деятельности, затрагивающих интересы всех или большинства граждан, а также организаций (объединений) независимо от их организационной подчиненности и формы собственности. В качестве примера можно привести нормы административного права, определяющие правила поведения в общественных местах, правила дорожного движения и пользования различными видами транспорта, правила охраны труда и техники безопасности, правила торговли, санитарные, ветеринарные и противопожарные правила, правила охоты, рыбной ловли, правила воинского учета, пограничного режима, налоговые, таможенные правила, правила, действующие в сфере охраны здоровья населения, окружающей среды, природопользования, охраны памятников истории и культуры и т. д.

Соблюдение вышеуказанных норм (правил), безусловно, соответствует интересам граждан, общества и государства, а их нарушение приводит к вредным и общественно опасным последствиям. Одна из существенных особенностей обязательных правил в сфере государственного управления состоит в том, что они защищаются административными нормами, а их нарушение квалифицируется в качестве административного правонарушения, влекущего наступление административной ответственности.

Вместе с тем если основные признаки и юридическая характеристика административного правонарушения находят свое прямое отражение в ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях , то сформулированного официального (легального) определения административной ответственности в законодательстве об административных правонарушениях до настоящего времени не представлено. Это способствует тому, что указанный вид ответственности разными авторами определяется по-своему, при этом признаки (характеристики) административной ответственности у всех имеющихся определений в целом схожи. Постараемся раскрыть основные из них.

1. Административная ответственность представляет собой вид юридической ответственности. В современной теории права принято выделять два подхода к понятию юридической ответственности. Первый подход заключается в том, что юридическая ответственность – это некая обязанность правонарушителя претерпевать установленные нормами права меры принуждения и воздействия. Второй подход, исходящий из провозглашения верховенства прав и свобод человека, рассматривает юридическую ответственность как границы (меру) государственного принуждения по отношению к правонарушителю. В обоих случаях совершенно очевидно, что за свои деяния правонарушитель отвечает перед законом и этим юридическая ответственность отличается от моральной, где основным мерилом оценки поведения являются стыд и совесть человека, а также его представление о добре и зле.

2. Административная ответственность определяется и основана на нормах административного права, находящихся в КоАП РФ и законах субъектов РФ об административных правонарушениях. Указанный вывод исходит из положений ст. 1.1 КоАП РФ, устанавливающей, что законодательство об административных правонарушениях состоит из данного Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. Указанный признак очень важен, поскольку на практике достаточно часто путают административную ответственность с похожими видами ответственности такими, например, как отзыв лицензии у юридического лица. Нормы, определяющие институт административной ответственности, по своей характеристике могут быть как материальными, так и процессуальными, при этой классификации вне зависимости от их принадлежности к тому или иному виду, соблюдение указанных норм является обязательным признаком законности при привлечении лиц к административной ответственности.

3. Административная ответственность наступает исключительно за совершение физическим, юридическим или должностным лицом административного правонарушения. Административная ответственность и административное правонарушение – два взаимосвязанных элемента, при этом необходимо отметить, что первичным из них является административное правонарушение. В связи с чем говорить о применении административной ответственности можно лишь в том случае, когда доказано наличие совершенного определенным субъектом административного правонарушения и при этом отсутствуют обстоятельства, которые в соответствии с положениями КоАП РФ освобождают лицо, совершившее административное правонарушение, от административного наказания. Иное бы свидетельствовало о нарушении принципов законности, презумпции невиновности, объективности и полноты при применении административной ответственности, которые являются основополагающими в производстве по делам об административных правонарушениях.

4. Применение строго уполномоченным кругом лиц. Необходимо отметить, что обозначенный круг лиц в законодательстве об административных правонарушениях разделяется на две группы. Так, ст. 28.3 и 28.4 КоАП РФ устанавливают исчерпывающий перечень лиц, уполномоченных составлять протоколы (прокуроры – постановления) об административном правонарушении. Составление протокола об административном правонарушении неуполномоченным лицом является существенным нарушением процессуальных требований, установленных КоАП РФ. Такой протокол не может являться доказательством совершения административного правонарушения и служить основанием для привлечения лица, в отношении которого он составлен, к административной ответственности.

Вторая группа уполномоченных лиц представлена в гл. 23 КоАП РФ, содержащей перечень лиц, которым предоставлено право рассматривать дела об административных правонарушениях и, соответственно, при их доказанности привлекать виновных лиц к административной ответственности. Судебная практика однозначно исходит из того, что рассмотрение дела об административном правонарушении и привлечение лица к административной ответственности неуполномоченным лицом влечет безусловную отмену постановления о назначении административного наказания.

Особое внимание на указанные перечни лиц следует обращать и в тех случаях, когда один и тот же состав административного правонарушения вправе фиксировать и рассматривать не одно строго установленное должностное лицо или комиссия, а группа должностных лиц, в том числе и судьи. В таких случаях очень важно знать границы компетенции каждого из обозначенных в законодательстве об административных правонарушениях лиц, уполномоченных на рассмотрение дел об административных правонарушениях.

5. Административная ответственность наступает в виде одного или нескольких административных наказаний. Перечень видов административных наказаний, закрепленный в ст. 3.2 КоАП РФ, является исчерпывающим. Перечисленные виды административных наказаний подразделяются на основные и дополнительные. За одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание из перечня наказаний, указанных в санкции применяемой статьи КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административной ответственности. Если санкция применяемой статьи предусматривает обязательное назначение основного и дополнительного административных наказаний, но при этом одно из них не может быть назначено лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, назначается только то из административных наказаний, которое может быть назначено указанному лицу. В целях соблюдения законности при привлечении лиц к административной ответственности следует обращать внимание на возможность назначения административных наказаний ниже низшего предела в определенных случаях, а также невозможности применения отдельных видов наказаний к определенным группам субъектов (военнослужащим, сотрудникам правоохранительных органов, инвалидам, беременным женщинам и др.).

6. Привлечение к административной ответственности возможно только с соблюдением установленных процедур. В соответствии со ст. 1.6 КоАП РФ никто не может быть привлечен к административной ответственности и подвергнут административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. В связи с этим при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также жалоб на постановления о назначении административных наказаний всегда следует обращать внимание на то, соблюден ли установленный законодательством об административных правонарушениях порядок привлечения к ответственности. В этой связи, несмотря на сложившуюся практику, в том числе и Верховного Суда РФ, представляются дискуссионными с точки зрения соблюдения положений ст. 1.6 КоАП РФ нормы п. 4 ч. 1 ст. 30.7 названного правового акта в части права лица, рассматривающего жалобу на постановление по делу об административном правонарушении, вынести решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело только в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Указанное положение законодательства дает необоснованный приоритет нормам процессуального характера над нормами материального характера и, на наш взгляд, может и способствует в отдельных случаях проявлению коррупционной составляющей при рассмотрении дел об административных правонарушениях.

Вышеуказанные признаки являются базовыми для определения понятия административной ответственности в условиях отсутствия нормативного закрепления упомянутой дискреции. Совокупность указанных признаков позволяет вывести следующее определение административной ответственности: «Административная ответственность – это вид юридической ответственности, предусмотренный нормами административного права, наступающий за совершение виновным лицом административного правонарушения, применяется уполномоченными органами и должностными лицами в виде административных наказаний с обязательным соблюдением нормативно установленных процедур».

Не претендуя на «истину в последней инстанции», тем не менее полагаем, что понятие административной ответственности по аналогии с административным правонарушением должно найти свое конкретное нормативное выражение в норме КоАП РФ, однако для этого должна быть соответствующая воля и желание федерального законодателя.

Библиографический список

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 31 декабря 2017 г.) [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». – URL: http://www.consultant.ru.

Научно-практический журнал “Вестник Уральского юридического института МВД России” № 1, 2018

Просмотров: 0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

code