Система социального кредита в Китайской Народной Республике в зеркале криминологии

С.А.Буткевич

Исследованы вопросы создания системы социального кредита в Китайской Народной Республике. Через призму криминологической науки рассмотрена рейтинговая оценка поведения и образа жизни граждан и деятельности юридических лиц. Проведен анализ возможностей и перспектив использования данных инноваций в системе предупреждения преступлений.

Ключевые слова: кредит доверия; криминологическая превенция преступлений; предупреждение девиаций в обществе; система социального кредита; социальный рейтинг населения.

 

Третья декада XXI в. в Китайской Народной Республике (далее – КНР) должна быть ознаменована завершением экспериментальных апробаций и началом функционирования уникальной в контексте правоохранительных потенций структуры – системы социального кредита.

Поэтапное развертывание государственной системы рейтинговой оценки в отдельных регионах и сферах общественных отношений в Китае началось в конце 2000-х гг., и в перспективе будет основываться на обширной информационной сети, включающей кредитные истории граждан и юридических лиц и кредитную инфраструктуру, в том числе кредитную информацию и систему кредитных услуг. Ключевые задачи системы – создание пространства всеобщего доверия, формирование в обществе культуры честности, культивирование совестливости и воспитание традиционных добродетелей. Их реализация должна достигаться вследствие использования мер поощрения и содействия законопослушному поведению и препятствования возможным девиациям благодаря стимулирующим рычагам и механизмам, пропаганде и просвещению по вопросам честности, искренности, доверия и самодисциплины. Отметим, что речь не идет о кредитных отношениях в классическом понимании, на наш взгляд, целесообразнее использовать такую категорию, как кредит общественного доверия, уровень которого в создаваемой балльно-рейтинго- вой системе оценивания напрямую связан с поведением и образом жизни конкретного гражданина либо деятельности юридического лица.

Соответственно, цель и задачи статьи – изучение создаваемой в КНР системы социального кредита в контексте эвентуальности и перспектив использования ее аналогов, отдельных элементов или некоторых возможностей в российской системе предупреждения преступлений.

Планируется, что в результате функционирования системы социального кредита в социуме императивно изменится менталитет, актуализируется принцип честности (искренность государственных служащих, коммерческая порядочность, социальная нравственность, судебная справедливость) и возрастет уровень общественного доверия в масштабах всей страны. Ожидаемый конечный результат – укрепление общественной искренности и социальной удовлетворенности, стимулирование взаимного доверия в социуме и сокращение общественных противоречий как необходимые требования для поступательного развития механизмов социального управления и построения гармоничного социалистического общества . С 2020 г. соответствующие мероприятия будут проводиться в следующих направлениях:

1. Укрепление системы управления честностью и просвещение среди государственных служащих. Предполагается создание «досье честности государственного служащего», в котором будут аккумулироваться: личная кредитная информация; записи «о честности и чистоте в государственных делах»; результаты ежегодных оценок (аттестации, заслушивания, отчеты); материалы дисциплинарной практики и служебных проверок. Кроме того, предусматриваются: просвещение с целью развития честности, соблюдения норм права и норм морали; изучение законодательства; составление кодекса честности гражданских служащих; нормативное регулирование укрепления искренности государственных служащих и т. д.

2. Всестороннее продвижение коммерческой честности как фундамент системы социального кредита и основное условие поддержания эффективных коммерческих отношений, улучшающих рыночную среду. Указанная мера должна стать гарантией устойчивого развития коммерческих субъектов и продуктивного осуществления всех видов финансовой, хозяйственной и экономической деятельности.

Реализация задач в этой области распространяется на сферу производства, финансы, ценообразование, строительство, государственные закупки, тендеры и аукционы, логистику, транспорт и транспортную инфраструктуру, электронную коммерцию, статистику, посреднические услуги, рекламу и т. п. Например, кредитное строительство в области налогообложения предполагает внедрение внутриотраслевых механизмов обмена данными, верификацию и использование информации о налогоплательщиках, всех видов коммерческих данных, сведений об активах и собственности. Вместе с тем применение индивидуального рейтингового оценивания сопровождается дифференцированной оценкой кредита доверия для наказания (усиление налогового бремени, фискальной нагрузки и т. п.) либо поощрения (налоговые льготы, вычеты и т. п.) налогоплательщиков.

3. Комплексное продвижение идеи социальной честности как идеологемы построения системы социального кредита. Благодаря этому можно будет создать гармоничные и доброжелательные межличностные отношения, стимулировать прогресс общества и государства, обеспечить социальную гармонию, стабильность, мир и порядок в течение длительного периода. Кредитное строительство на данном направлении охватывает сферы здравоохранения, гигиены и контроля рождаемости; социального обеспечения, труда и занятости; образования и научных исследований; культуры, спорта и туризма; интеллектуальной собственности; охраны окружающей среды и энергосбережения; деятельности общественных объединений; использования интернет-сервисов и оказания онлайн-услуг.

Так, приоритетом в системе социального кредита в сфере образования и науки определено усиление просвещения по поводу честности кадров. В частности, органы студенческого самоуправления, родительские комитеты и другие институты гражданского общества должны осуществлять надзор за реализацией политики честности среди научно-педагогического состава. Как следствие, педагоги должны стать образцом добродетели для других, в том числе воспитывая искренность у обучаемых, формируя у них хорошие и полезные привычки и закладывая в подростковом возрасте базис для повышения доверия в обществе. В то же время система социального кредита в данном секторе подразумевает оценивание не только постоянного, но и переменного состава. Например, на уровень социального рейтинга студентов и слушателей будут влиять посещаемость занятий, результаты текущей успеваемости, промежуточных и итоговых аттестаций, научной деятельности и т. п. Существенно снизят кредит общественного доверия, повлияют на уровень стипендии и последующее трудоустройство обучающихся неликвидированные академические задолженности и плагиат в письменных работах. А у администрации и педагогических работников на рейтинг окажут влияние несоблюдение авторских прав в научно-исследовательской работе, подделка документов, нарушения на экзаменах и в работе приемных комиссий.

Что касается информационно-телекоммуникационной сферы, то к приоритетным задачам общества и государства отнесено продуцирование идей: онлайн- честности; управления и использования интернет- ресурсов в соответствии с законодательством; постепенного отказа от использования вымышленных или недостоверных персональных данных в киберпро- странстве; совершенствования гарантий при формировании и продвижении онлайн-кредитования и управления; обнародования данных о персональном рейтинге граждан и юридических лиц. Также предусматривается формирование черных списков лиц, причастных к онлайн-мошенничеству, клевете, нарушениям прав и интересов других лиц в виртуальном пространстве и прочим кибернарушениям.

4. Укрепление авторитета органов юстиции и правопорядка, включая:

– соблюдение справедливости в судопроизводстве – повышение уровня информатизации судебных процессов, обеспечение взаимодействия и укрепление взаимосвязей всех уровней судебной системы, открытость информации по судебным решениям и правоприменению;

– усиление авторитета прокуратуры – обеспечение открытости в деятельности прокуроров, привлечение и учет мнения общественности, снижение бюрократических барьеров, синхронизация механизмов контроля и ответственности, предупреждение должностной преступности;

– укрепление доверия к сфере обеспечения общественной безопасности – правоприменение с участием общественности, гласность и открытость нормотворчества, регулярное информирование населения о результатах правоохранительной деятельности;

– укрепление доверия к судебно-административ- ной системе – повышение уровня стандартизации и институционализации управления учреждениями исполнения наказаний и реабилитационными центрами для наркозависимых, обеспечение открытости и доступности информации в этой сфере, оказание юридической помощи населению;

– кредитное строительство среди сотрудников и работников правоохранительных органов – стандартизация работы правоохранителей, сокращение правоохранительного администрирования, неукоснительное соблюдение принципов законности и неотвратимости наказания, повышение научной обоснованности форм и методов правоохранительной деятельности, усиление контрольно-надзорных механизмов за работой правоохранителей («надзор стимулирует справедливость, правосудие и доверие» ).

Очевидно, что абсолютное большинство элементов системы социального кредита будет функционировать автоматизированно, в том числе благодаря прорывным технологиям, ультрасовременному информационно-техническому обеспечению и нестандартным подходам к развитию государственной системы превенции девиаций в обществе. В первую очередь это относится к сбору, обработке, систематизации, анализу, комбинированию и обобщению информации из различных источников, практически исключая человеческий фактор. Помимо баз данных государственных органов, муниципалитетов и финансовых институтов, уже сегодня система социального кредита в тестовом режиме использует информацию коммерческих организаций о приобретаемых товарах и услугах (техногиганты «Alibaba Group», «Tencent» и т. п. ), интернет-провайдеров о трафике абонентов, отзывы о работе юридических лиц и, безусловно, фото-, аудио- и видеофайлы, загружаемые с камер наблюдения. В начале 2018 г. количество последних составляло свыше 170 млн, а к концу 2020 г. число камер с функцией идентификации личности (платформы «Face++» и «Brain++») планируется довести до 400 млн. Благодаря этому появится возможность идентифицировать граждан в течение нескольких секунд с вероятностью более чем 90 % .

Несомненно, учет кредитных историй членов общества – краеугольный камень в вопросах построения, функционирования и использования системы социального кредита, используемой для поощрения лиц с высоким социальным рейтингом и наказания дискредитировавших себя граждан и юридических лиц. Ее информационное сопровождение и техническое обеспечение предполагают:

1) создание отраслевых кредитных информационных систем в таких сферах, как торговля, налогообложение, ценообразование, экспорт, импорт, безопасность производства, охрана окружающей среды, пищевая промышленность, здравоохранение, логистика, транспортная инфраструктура, интеллектуальная собственность, инноватика, образование, наука, социальное обеспечение и другие. При этом все уполномоченные субъекты обязаны: систематизировать и стандартизировать полученную информацию и процедуры ее применения; хранить кредитную информацию в электронном виде; размещать информацию в общегосударственном банке данных и обеспечивать межведомственное взаимодействие в этой сфере; опубликовывать кредитную информацию в соответствующей области;

2) создание локальных вычислительных систем, благодаря которым уполномоченные субъекты на всех уровнях и во всех сферах общественных отношений регистрируют, систематизируют и интегрируют полученную кредитную информацию, формируют платформу для ее обмена и обеспечивают возможности для изучения и использования таких сведений всеми членами общества и государством (обнародование и общий доступ);

3) создание систем кредитных проверок. В этих целях уполномоченные органы должны собирать, упорядочивать, хранить, обрабатывать и проверять достоверность кредитной информации. Кроме того, они обязаны: внедрять инновации в сфере обслуживания кредитных услуг; устанавливать, совершенствовать и выполнять правила для предотвращения внутренних рисков, конфликтов интересов; обеспечивать защиту баз данных и кибербезопасность информационных систем; оперативно, доступно и эффективно оказывать пользователям услуги в сфере использования кредитной информации, расширяя сферы применения кредитных отчетов.

На наш взгляд, на этом этапе особое внимание должно уделяться мотивированию и стимулированию активности реальных и потенциальных субъектов предоставления кредитной информации, прежде всего представителей бизнеса и неправительственных организаций. Вне сомнений, это сделает данные кредитных досье граждан и юридических лиц более объективными, комплектными и достоверными;

4) создание единых платформ кредитных проверок в сфере финансов (банковский сектор, рынки ценных бумаг и страхования, операции с иностранной валютой и т. п.);

5) содействие обмену и распространению кредитной информации. Это достигается благодаря использованию потенций существующих кредитных информационных систем и инфраструктуры, установлению взаимосвязи и интерактивности таких систем и, в конечном итоге, созданию единой кредитной информационной сети, охватывающей все без исключения информационные темы, категории кредитной информации и регионы страны. При этом она должна обеспечивать конфиденциальность персональных данных, точность используемых сведений и своевременность их внесения, упорядочение и иерархическое управление информацией, конкретизацию прав и обязанностей уполномоченных субъектов.

Несмотря на то, что в 2015 г. по экспертным оценкам г. Москва занимал 2-е место по количеству камер наружного наблюдения на душу населения среди мегаполисов мира , говорить о существенных сдвигах в комплексном информационно-технологическом обеспечении системы предупреждения преступлений в Российской Федерации пока не приходится. Бесспорно, делаются определенные шаги по разработке, внедрению и использованию инноваций в превенции конкретных видов девиаций и отдельных преступлений. Так, в июле 2018 г. глава Минпросве- щения России О. Васильева анонсировала внедрение систем видеоидентификации в образовательные учреждения среднего образования . Кроме того, сфера применения айтрекинга (окулографии) из медицины, нейромаркетинговых исследований, кадровой работы и других постепенно смещается и в правоохранительную деятельность. В частности, с целью противодействия коррупции Следственный комитет России считает целесообразным проводить ежегодные проверки государственных служащих на полиграфе с использованием указанной технологии . А с 2017 г. появляется все больше нормотворческих инициатив, касающихся введения обязательной идентификации пользователей социальных сетей и онлайн-игр. Однако разработка и применение подобных новелл, как правило, осуществляются автономно, точечно и разбалансированно, что не позволяет системно и комплексно нивелировать и устранять детерминанты преступности, предвосхищая преступления и пресекая саму возможность их совершения.

Именно поэтому в постоянном фокусе внимания должны находиться не только модернизация правоохранительной сферы, но и трансформация индивидуальной и общественной форм сознания в вопросах законопослушного поведения, в том числе благодаря применению государством «сверхмягкой» силы. Анализируя вопросы формирования и привития принципов честности и добропорядочности, популяризации культуры искренности как необходимые условия обеспечения дисциплинированности членов общества в КНР, их нравственного развития и построения системы ключевых социалистических ценностей, можно выделить следующие направления работы в этой сфере:

1) популяризация воспитания честности, под которой подразумеваются: воспитание гражданских добродетелей во всех сферах просветительской и образовательной деятельности; развитие нравственности, морали, служебного этикета и профессиональной этики, сочетая хорошие традиции и полезные инновации; пропаганда и просвещение, агитационная работа в области патриотизма, искренности, дружбы, доверия, вежливости и уважения к труду; формирование общенациональной идеи «отношение к честности и искренности как к норме жизни, а к утрате доверия – как к постыдному явлению»;

2) укрепление культуры искренности – формирование ценностных ориентиров и целей благодаря использованию массмедиа и интернет-ресурсов («члены общества должны иметь примеры, на которых можно учиться, и цели, которым необходимо следовать, а честность и доверительность – стать осознанным делом всего социума»); проведение публичных мероприятий по соответствующим тематикам (Международный день защиты прав потребителей, День внимания к оцениванию доверия, Неделя пропаганды честной торговли, Месяц качества, Месяц безопасного производства и другие); организация специальных кампаний в виктимных отраслях и проблемных сферах жизнедеятельности общества и государства;

3) ускорение подготовки квалифицированных специалистов в этой сфере (высшее образование, переподготовка и повышение квалификации); создание научной специальности «управление кредитами», проведение научных исследований в области теории кредитования, управления кредитами, кредитной политики, технологий и стандартов;

4) форсирование профессиональной подготовки по программам кредитного менеджмента и специализированного оценивания.

Полагаем, что по достижении указанных целей и при реализации задекларированных задач в КНР существенно сократится число совершаемых противоправных деяний и девиантных проявлений, но не по причине их «нерентабельности» или боязни санкций, вводимых помимо иных видов юридической ответственности. По нашему мнению, в эталонной модели это должно произойти вследствие кардинального изменения установок подсознания граждан и укрепления морально-нравственных ориентиров, преодоления и последующей сублимации девиаций у вик- тимных категорий населения и в проблемных сферах общественных отношений.

Несколько абстрагируясь от ограничений и запретов для «нерукопожатных» лиц (запрет на прохождение государственной службы, отказ в социальном обеспечении, повышенное внимание при прохождении таможенного досмотра и т. п.), остановимся на мерах содействия, поддержки и поощрения просоци- ального поведения. Так, планом строительства системы социального кредита предусмотрено совершенствование следующих компонентов (со смещением акцентов на методы поощрения):

1) создание механизмов стимулирования доверия и наказания за его утрату – укрепление системы вознаграждений и мотиваций; расширение комплекса мер поощрений и влияния пропаганды в этой области; усиление ограничений и наказаний для дискредитировавших себя лиц – от внутриотраслевого информирования, публичной критики и осуждения, внесения в черные списки до полного вывода из общественных отношений во всех секторах; проверка кредитных историй на всех этапах жизнедеятельности граждан и деятельности юридических лиц; формирование комплекса средств социального сдерживания посредством морального осуждения и порицания девиаций конкретных лиц (с учетом мониторинга общественного мнения). А главная идея межрегионального взаимодействия и межведомственного сотрудничества в этой сфере – обеспечение действия принципа «те, кто поддерживает доверие, получают выгоду во всех областях, а те, кто его утрачивает, – сталкиваются с трудностями на каждом шагу»;

2) обеспечение и совершенствование правовых, нормативных и регулятивных основ для системы социального кредита;

3) стимулирование и стандартизация рынков кредитных услуг в частности и индустрии кредитного рейтинга в целом. Интересно отметить, что данный этап подразумевает не только развитие местных рейтинговых органов, но и выход системы социального кредита на международные площадки. Также не остались без внимания требования к самим контролирующим и оценивающим субъектам: они должны не только устанавливать нормы поведения, вводить стандарты, укреплять систему управления, совершенствовать сдерживающие механизмы, повышать качество оказания услуг и т. п., но и осуществлять свою деятельность открыто, гласно, справедливо и непредвзято. Их сотрудники обязаны быть дисциплинированными, укреплять авторитет таких органов, придерживаться соответствующих поведенческих норм и профессиональных стандартов;

4) защита прав и интересов субъектов кредитной информации, в том числе благодаря системам административного надзора, секторальной самодисциплины и общественного надзора, привлечению к этой работе общественности и средств массовой информации. Вместе с тем предполагается развитие механизмов автокоррекции и активного самообновления социальных стимулов и мотиваций, поддержки членов общества, которые стали на путь исправления и начали работу по восстановлению утраченного доверия. Здесь же предусмотрена разработка: института ответственности за фальсификацию кредитной информации, разглашение государственной или коммерческой тайны, нарушение личной неприкосновенности органами, оказывающими кредитные услуги; порядка рассмотрения обращений граждан и судопроизводства по вопросам, связанным с кредитной информацией;

5) перманентное совершенствование системы управления безопасностью кредитной информации, необходимое для снижения рисков, сокращения вызовов и ликвидации угроз кибербезопасности.

Резюмируя вышесказанное, отметим, что мы целиком и полностью поддерживаем необходимость применения методов поощрения правомерного поведения граждан в системе мер криминологической превенции (помимо убеждения и принуждения). Но использование этих методов должно быть не обязанностью, а правом государства. Так, в России вследствие установления льготного периода оплаты административного штрафа за нарушение ПДД, системные нарушители считают 250 рублей (50 % от суммы штрафа, предусмотренного ч. 2 ст. 12.9 КоАП) своеобразным тарифом за превышение скоростного режима. То есть в данном случае государство поощряет не только социально ответственное поведение автонарушителей, но и непроизвольно дальнейшее несоблюдение ПДД. Несколько другим путем решили пойти власти Королевства Швеции, установив в начале 2010-х гг. в качестве эксперимента на нескольких дорогах камеры, фиксирующие скорость транспортных средств. Нарушители скоростного режима получали письма со штрафами, а законопослушные водители – с благодарностью и предложением принять участие в лотерее, в которую они включались автоматически. Примечательно, что призовой фонд лотереи формировался из части средств от уплаты штрафов за превышение скорости. «Лотерея камер контроля скорости» позволила в короткие сроки снизить среднюю скорость на аварийных участках на 22 %, поэтому Национальное общество по безопасности дорожного движения распространило действие эксперимента на территорию всего Королевства .

Сегодня оценить или спрогнозировать эффективность системы социального кредита в КНР пока не представляется возможным. Во-первых, это связано с тем, что она или ее отдельные элементы функционируют в тестовом режиме или на экспериментальных площадках . Во-вторых, критерии, индикаторы и прочие показатели, по которым будут оцениваться поведение, образ жизни граждан и деятельность юридических лиц, еще не разглашаются. Как следствие, ожидаемое функционирование системы социального кредита уже активно критикуется в западных масс-медиа как неизбежно влекущее нарушение основоположных прав и свобод граждан и законных интересов общества. Но при внимательном изучении программных документов КНР можно увидеть, что в них красной нитью проходит идея сделать токсичной жизнедеятельность и ареалы членов социума, которые не желают вести законопослушный образ жизни. В то же время декларируются всемерное содействие и поддержка во всех сферах общественных отношений граждан и юридических лиц, не допускающих противоправного поведения и других девиаций, а также одобрение и поощрение такого выбора. Однако выводы о необходимости слепого перенятия китайских нововведений опрометчивы .

Таким образом, последствия научно-технического прогресса диктуют необходимость совершенствования приемов и способов предупреждения модернизирующейся преступности. Но вместе с инновационно-технологическим развитием правоохранительной сферы должны эволюционировать методология и методики деятельности органов безопасности и правопорядка, формироваться и укрепляться в общественном сознании культура правомерного поведения, стойкое неприятие социумом идей асоциального образа жизни и совершения противоправных деяний. Безусловно, речь не должна идти о создании и использовании системы безвариантных, жестко регламентированных и тотально контролируемых государством деяний граждан и юридических лиц, а также немедленно пресекаемых и наказываемых альтернативных моделей поведения. В противном случае это, несомненно, значительно снизит уровень преступности, но вместе с этим приведет к образованию высокотехнологичной модели тоталитарного государства, превращению крупнейшего в истории и мире проекта социальной инженерии в цифровую диктатуру.

Библиографический список

1. Данилин П. Н. История развития и перспективы внедрения системы социального кредита (рейтинга) в Китайской Народной Республике и Российской Федерации / П. Н. Данилин, И. Ю. Хилько // Евразийский юридический журнал. – 2018. – № 8 (123). – С. 48-50.
2. Ринчинов А. Б. Перспективы внедрения системы социального кредита в Китае, опыт Ханчжоу / А. Б. Ринчинов // Социально-политическая ситуация накануне XIX съезда КПК: материалы научной конференции. – Москва, 2017. – С. 348-357.
3. Цырендоржиева Д. Ш. Проблема социальной гармонии и социальной справедливости в условиях модернизации китайского общества / Д. Ш. Цырен- доржиева, О. Б. Бальчиндоржиева // Культурное пространство Восточной Сибири и Монголии: традиции и инновации межкультурного взаимодействия: материалы VI Международной научно-практической конференции. – Улан-Удэ, 2015. – С. 46-52.
4. Шанин В. Л. Система социального доверия как способ морального оздоровления общества / В. Л. Шанин // Четвертая промышленная революция: реалии и современные войны. Х юбилейные Санкт-Петербургские социологические чтения: материалы Международной научной конференции. – Санкт-Петербург, 2018. – С. 888-891.

Научно-практический журнал “Вестник Уральского юридического института МВД России” № 1, 2019

Просмотров: 0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

code