ПРАВОВАЯ ПРОБЛЕМА МУНИЦИПАЛЬНОГО СЛУЖАЩЕГО

Д.С.Киреева

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению такой правовой проблемы муниципального служащего, как его правовой статус. Правовой статус муниципального служащего представляет собой совокупность его прав, обязанностей, ограничения и запреты, связанные со службой и ответственность за выполнение своих функций. Основным элементом правового статуса являются гарантии, от которых зависит стимул и мотивация гражданского служащего для выполнения профессиональных обязанностей. Также гарантии влияют на карьеру муниципального служащего. Автором рассмотрены проблемы дефицита муниципальных служащих и предложены решения указанных проблем.

Ключевые слова: муниципальный служащий, правовой статус, права и обязанности, гарантии, дефицит кадров, карьерный рост, заработная плата, должностные обязанности, профессиональная деятельность.

 

Отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу граждан, прохождением и прекращением муниципальной службы, а также с определением правового статуса муниципальных служащих, регулируются Федеральным законом от 02.03.2007 № 25-ФЗ (последняя ред. от 27.12.2018) «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее – Закон о муниципальной службе) .

Согласно п. 1 ст. 2 указанного закона, муниципальная служба представляет собой «профессиональную деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта)». Такими гражданами, замещающими должности муниципальной службы, являются муниципальные служащие.

Понятие муниципального служащего закреплено в п. 1 ст. 10 Закона о муниципальной службе. Так, «муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с действующим законодательством, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета». Муниципальный служащий при исполнении своих должностных обязанностей является как бы связующим звеном в отношениях между гражданами и властью. От их желания работать, компетентности и профессионализма зависит реализация государственной и муниципальной социально-экономической политики, а также степень доверия населения к органам государственной власти. В этом и состоит актуальность изучаемой темы.

Законом о муниципальной службе также установлен правовой статус муниципального служащего, его права и обязанности. Помимо указанного закона статус муниципального служащего определен также рядом федеральных, региональных и муниципальных правовых актов.

Что же включает в себя понятие статуса муниципального служащего. Такие научные деятели, как Н.В. Малявкина, Е.С. Матвеева указывали, что правовой статус может рассматриваться через систему признанных и гарантированных государством, на законодательном уровне, прав, свобод и обязанностей, а также законных интересов. В свою очередь, статус муниципального служащего, то есть его положение, можно рассматривать как совокупность элементов в виде прав, обязанностей и ответственности, которая выражает установленные государством меры обязательного и возможного поведения лиц, имеющих должностные обязанности в области муниципальной деятельности .

Глава 3 Закона о муниципальной службе посвящена непосредственно правовому положению – статусу муниципального служащего и включает в себя такие правообразующие элементы статуса, как:

– основные права и обязанности муниципального служащего;

– ограничения и запреты, связанные с муниципальной службой;

– урегулирование конфликта интересов;

– требования к служебному поведению муниципальных служащих;

– представление сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Одним из ключевых элементов правового статуса муниципального служащего является ст. 23 Закона о муниципальной службе, так как определяет гарантии, которые предоставляются муниципальному служащему. От гарантий, которые предоставляются муниципальному служащему зависит во многом не только его деятельность, но и в целом деятельность органа местного самоуправления.

Эффективное исполнение муниципальным служащем должностных обязанностей, обеспечение правовой и социальной защищенности муниципальных служащих и членов их семей, а также противодействие коррупции – все это является целями предоставления гарантий муниципальному служащему.

Помимо федерального законодательства, дополнительные гарантии для муниципальных служащих могут устанавливаться законами субъектов и уставами муниципальных образований.

Так, например, Законом Республики Мордовия от 08.06.2007 № 48- ФЗ (ред. от 25.12.2017) «О регулировании отношений в сфере муниципальной службы» для муниципальных служащих предусмотрены дополнительные гарантии в виде дополнительных ежегодных оплачиваемых отпусков (ст. 8), и жилищных гарантий муниципальным служащим, например, на возмещение затрат за найм жилого помещения в соответствующем муниципальном районе при переезде, а также предоставление жилого помещения по договору социального найма для признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий муниципальных служащих (ст. 9.1).

Немаловажной проблемой стимулирования гарантий для муниципальных служащих является обеспечение возможности для развития карьеры. Успешная карьера муниципального служащего является показателем его профессионального развития и надлежащего исполнения должностных обязанностей .

Урегулированию проблемы карьерного роста и дефицита кадров на законодательном уровне уделено недостаточное внимание. Сейчас на местах мы можем заметить муниципальных служащих не той профессиональной направленности, несоответствие образования замещающим должностям. Это обусловлено тем, что присутствует проблема обучения муниципальных служащих и повышения уровня их квалификации.

В целях искоренения данной проблемы и увеличения кадрового резерва муниципальных служащих неоднократно осуществлялось внедрение Концепции формирования и использования резервов управленческих кадров в Российской Федерации (последняя одобрена Комиссией при Президенте Российской Федерации по вопросам государственной службы и резерва управленческих кадров, протокол от 29 ноября 2017 г. № 5) . При проведении исследований действия данной программы был сделан вывод, что в целом сформирована достаточная правовая база по данной деятельности. Однако, в то же время муниципальная служба продолжает испытывать нехватку кадров, а у муниципальных служащих отсутствуют перспективы карьерного роста.

Основными причинами такой проблемы может являться недостаточная мотивация муниципальных служащих, как профессиональная, так и материальная, низкая заработная плата, отсутствие стабильности в деятельности учреждений, вызванная частыми реорганизациями и сокращениями.

Решением данной проблемы может послужить реальное предоставление муниципальным служащим профессионального развития, повышения уровня квалификации посредством предоставления возможности обмена опытом муниципальных служащих как между субъектами, так и на международном уровне. Для этого необходимо увеличить финансирование, направленное непосредственно на обучение муниципальных служащих или на внедрение системы дистанционного повышения квалификации для муниципальных служащих.

Также отсутствует своевременная ротация кадров, что связано с низким уровнем заработной платы. Иными словами, молодому специалисту, закончившему соответствующее профессиональное высшее учреждение, из-за низкой заработной платы и отсутствия перспектив не захочется замещать должность муниципального служащего. Решение данной проблемы одно – сделать привлекательным должность муниципального служащего посредством увеличения заработной платы и предоставления возможностей для карьерного роста. Также, в целях адаптации муниципальных служащих, необходимо внедрить систему наставничества. С помощью этой системы молодому специалисту будет легче адаптироваться к работе и в коллективе.

Не стоит забывать и об определяющем элементе в структуре правового статуса муниципального служащего – его обязанностях, содержание которых определяется необходимым объемом его правомочий, а также правом муниципального служащего и предоставляемых ему гарантии, которые повышают уровень профессионализма муниципальной службы и снижают риски возникновения коррупции.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. О муниципальной службе в Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ : СПС КонсультантПлюс http://www.consultant.ru
2. Общая концепция формирования и использования резервов управленческих кадров в Российской Федерации: одобрена Комиссией при Президенте РФ по вопросам государственной службы и резерва
управленческих кадров. Протокол от 29.11.2017 № 5 // СПС КонсультантПлюс http://www.consultant.ru
3. О регулировании отношений в сфере муниципальной службы: закон Респ. Мордовия от 08.06.2007 № 48-З: принят Гос. собранием 5 июня 2007 г. // СПС КонсультантПлюс http://www.consultant.ru
4. Романенко Е.Ф. Правовое регулирование прав и обязанностей муниципального служащего: проблемы и пути решения / Е.Ф. Романенко // Право: современные тенденции: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). – Краснодар: Новация, 2018. // https://moluch.ru/conf/law/archive/283/13501/
5. Малявкина Н.В. Комплексная оценка эффективности правового статуса муниципального служащего / Н.В. Малявкина, Е.С. Матвеева // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2016. № 1.
6. Розанов М.А. Механизмы регулирования статуса муниципальных служащих / Молодой ученый. 2018. № 47. // https://moluch.ru/

Источник: Научно-информационный журнал “Вестник Международного юридического института” № 2 (69) 2019

Просмотров: 746

No votes yet.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code