ЗАЩИТА ПРАВ ГРАЖДАН ПРИ ОКАЗАНИИ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ

А.С.Братченко

Аннотация. Статья посвящена исследованию предоставления медицинских услуг и гражданско-правовой ответственности за правонарушения в данной сфере. Автор приходит к выводу об отсутствии серьезных недостатков в механизме гражданско-правовой защиты прав граждан при оказании им медицинских услуг и о целесообразности расширения публично-правовой ответственности медицинских организаций и медицинских работников.

Ключевые слова: медицинские услуги, защита прав, гражданско- правовая ответственность.

 

Медицинские работники – категория лиц с особой ответственностью, которая находит свое отражение как в моральных, так и в правовых нормах. В ч. 1 ст. 71 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» изложена клятва, даваемая лицами, завершившими освоение образовательной программы высшего медицинского образования, при получении документа об образовании и о квалификации; в числе прочего будущий врач клянется «быть всегда готовым оказать медицинскую помощь» . К сожалению, медицинский персонал не всегда соблюдает вышеуказанное обещание; в каких-то случаях последствий неоказания помощи больному или некачественного оказания такой помощи удается избежать, а в каких-то – причиняется вред жизни и здоровью.

Так, в одной из больниц Башкирии медицинские работники использовали для установки шины пожилой пациентке с переломом доску от старой деревянной швабры. Внучка пенсионерки сообщила, что швабру сломали тут же, в коридоре больницы – был слышен треск . Известны случаи, когда пациентов отказываются принимать якобы в силу их «привязки» к другому медицинскому учреждению. В случае наступления общественно опасных последствий в виде средней тяжести вреда здоровью, тяжкого вреда здоровью пациента либо его смерти наступает уголовная ответственность в соответствии со ст. 124 УК РФ; в остальных случаях публичное право ответственности для медицинских работников и медицинских организаций (по отношению к которым теоретически применима административная ответственность) не предусматривает, если не считать частных случаев – незаконного занятия народной медициной, нарушения законодательства о донорстве и законодательства в сфере охраны здоровья при проведении искусственного прерывания беременности.

Впрочем, не так давно Минздрав России подготовил законопроект о введении штрафов за несоответствие оказываемой медицинской помощи клиническим рекомендациям. Если медучреждение не создаст условия, которые обеспечат соответствие оказываемой медицинской помощи критериям оценки качества, это может повлечь предупреждение или наложение административного штрафа. Для должностных лиц он может достигать 20 тыс. рублей, для юридических – 70 тыс. руб- лей . Однако пока подобного рода нормы в российском законодательстве не действуют.

Следовательно, актуальными являются вопросы гражданско- правовой ответственности в сфере оказания медицинских услуг. Ряд практически значимых тонкостей присутствует при защите прав потребителей в рамках оказания им платных медицинских услуг (на договорной основе).

Согласно п. 1 ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги .

Как отмечает Х.А. Расаева, исполнитель предоставляет платные медицинские услуги, качество которых должно соответствовать условиям договора, а при отсутствии в договоре условий об их качестве – требованиям, предъявляемым к услугам соответствующего вида .

Согласно ст. 783 и 723 (п. 1) ГК РФ, ст. 29 Закона о защите прав потребителей, исполнитель может безвозмездно устранить недостатки в разумный срок либо соразмерно уменьшить установленную за работу цену (думается, применительно к медицинским услугам второе положение не будет применяться, если причинен вред здоровью либо иной ущерб).

Среди наиболее актуальных для потребителей защищающих свои права, обязанностей медицинских работников (ст. 73 Закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ») можно выделить следующие:

– осуществление своей деятельности в соответствии с законодательством РФ, принципами медицинской этики и деонтологии.

– оказание медицинской помощи в соответствии со своей квалификацией, должностными инструкциями, служебными и должностными обязанностями;

– соблюдение врачебной тайны.

Как гласит п. 6 Постановления Правительства РФ от 4 октября 2012 г. № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг», при заключении договора потребителю (заказчику) предоставляется в доступной форме информация о возможности получения соответствующих видов и объемов медицинской помощи без взимания платы в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Исполнитель обязан предоставить посредством размещения на сайте медицинской организации в информационно-телекоммуникационной сети интернет, а также на информационных стендах (стойках) медицинской организации информацию, содержащую сведения, предусмотренные п. 11 обозначенного ранее Постановления Правительства РФ (сведения об организации или индивидуальном предпринимателе, имеющейся лицензии, перечне оказываемых услуг и ценах на них, медицинских работниках, режиме работы организации, контактных данных компетентных органов государственной власти). Ряд других данных исполнитель обязан предоставить по требованию потребителя.

Кроме того, до заключения договора исполнитель в письменной форме уведомляет потребителя (заказчика) о том, что несоблюдение указаний (рекомендаций) исполнителя (медицинского работника, предоставляющего платную медицинскую услугу), в том числе назначенного режима лечения, могут снизить качество предоставляемой платной медицинской услуги, повлечь за собой невозможность ее завершения в срок или отрицательно сказаться на состоянии здоровья потребителя .

Важно отметить, что за непредоставление указанных сведений исполнитель несет ответственность в соответствии со ст. и 12, 13, 14 и 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» (возмещение убытков и морального вреда) .

В случае если при предоставлении платных медицинских услуг требуется предоставление на возмездной основе дополнительных медицинских услуг, не предусмотренных договором, исполнитель обязан предупредить об этом потребителя (заказчика). Без согласия потребителя (заказчика) исполнитель не вправе предоставлять дополнительные медицинские услуги на возмездной основе.

Необходимо также иметь в виду, что в соответствии с ч. 2 ст. 16 Закона «О защите прав потребителей» запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг).

Другой немаловажный момент состоит в том, что если потребуется предоставление дополнительных медицинских услуг по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни потребителя при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострениях хронических заболеваний, то такие медицинские услуги оказываются без взимания платы.

Отметим, что медицинские организации (медицинские работники) не всегда добросовестно исполняют свои обязанности, предусмотренные договором и законом. Приведем пример из судебной практики по Смоленской области. М.М. Фроловой была оказана медицинская помощь (пломбирование зуба). По договору на оказание платных стоматологических услуг Фролова произвела оплату за данное лечение в сумме 847 рублей 24 копейки. Впоследствии установленная пломба неоднократно выпадала, и ей в данной поликлинике несколько раз уже бесплатно вновь пломбировали этот же зуб; впоследствии, по словам Фроловой, врач рекомендовал его удалить, что не нашло в суде подтверждения (то есть отказ от оказания медицинской помощи не зафиксирован). В этой связи Промышленный районный суд г. Смоленск решил взыскать с больницы ущерб в размере произведенной Фроловой оплаты за лечение, а в компенсации морального вреда – отказать .

Гражданско-правовая ответственность может являться единственным средством установления хотя бы в какой-то мере справедливости даже в тех случаях, когда фактически имеет место преступное деяние медицинского работника. Так, С.И. Грабельникова пояснила, что в помещении ГБУЗ «Стародубская ЦРБ» скончалась ее мать; это стало следствием ненадлежащего исполнения своих функциональных обязанностей заведующим хирургическим отделением А.Е. Сидориным и врачом-ординатором хирургического отделения государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Стародубская центральная районная больница» Л.П. Спиридоновой. Однако уголовное дело в отношении вышеуказанных лиц было прекращено по основанию, предусмотренному п. 3 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, – в связи с истечением сроков давности уголовного преследования. В порядке гражданского судопроизводства с медицинской организации была взыскана компенсация морального вреда .

Анализ судебной практики показывает, что серьезных затруднений в части судебной защиты своих прав у истцов не возникало, а значит, Закон о защите прав потребителей и специальное законодательство и подзаконное нормотворчество в сфере защиты прав граждан при оказании ими медицинских услуг работает. Вместе с тем, видится необходимым расширение ответственности медицинских организаций и медицинских работников перед государством и обществом в целом (административная и уголовная ответственность), так как сфера здравоохранения представляет для населения особую ценность. Такой подход поспособствовал бы меньшему количеству правонарушений (в том числе гражданско-правовых деликтов) и более высокому качеству оказываемой медицинской помощи. В частности, видится заслуживающей поддержки инициатива Минздрава о введении штрафов за несоответствие оказываемой медицинской помощи клиническим рекомендациям.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. http://www.rosbalt.ru/russia/2019/02/15/1764274.html
2. https://tass.ru/obschestvo/6185323
3. Расаева Х.А. Правовое положение медицинских организаций по законодательству РФ: Автореф. дисс. … к.ю.н.: 12.00.03 / Расаева Хе- ди Адмановна. – М., 2013.

Источник: Научно-информационный журнал “Вестник Международного юридического института” № 2 (69) 2019

Просмотров: 1076

No votes yet.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code