Об освобождении от взыскания исполнительского сбора. Административное дело № 2а-5484/2019

Административное дело. Гл. 22 КАС РФ

54RS0010-01-2019-00579-75

Дело № 2а-5484/2019

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

об освобождении от взыскания исполнительского сбора
08 октября 2019 года

Центральный районный суд г. Новосибирска в составе:

судьи С.Л, Малахова,

при секретаре Е.А. Кириченко

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску мэрии г. Новосибирска об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

у с т а н о в и л:

Мэрия г. Новосибирска обратилась в суд с административным иском, просит освободить административного истца от взыскания исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя Отдела по исполнению особых производств УФССП Росси по Новосибирской области от 28.08.2019, вынесенное в рамках исполнительного производства № 29474/19/54043-ИП о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 рублей, в связи с тем, что требования, указанные в исполнительном листе объективно не могут в установленный судебным приставом-исполнителем срок, поскольку для заключения муниципальных контрактов на приобретение жилых помещений для предоставления данной категории предусмотрено процедура открытых аукционов, проведение которых превышает установленных срок для добровольного исполнения.

Стороны, заинтересованные лица в судебное заседание не явились, извещены.

Руководствуясь положениями части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, в соответствии с которым неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной, суд принимает решение о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц.

Исследовав собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований при этом исходя из следующего.

Согласно части 3 статьи 363 Кодекса административного судопроизводства РФ, если порядок разрешения судом вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства и в силу закона подлежащих рассмотрению судом, не установлен в настоящей главе (в частности, об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от его взыскания), эти вопросы разрешаются по правилам, установленным частью 2 статьи 358 названного Кодекса.

Должник вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размере или освобождении от взыскания исполнительского сбора (часть 6 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока на добровольное исполнение судебного акта (часть 2 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в абзаце 1 пункта 78 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 “О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства”, по смыслу части 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

В силу части 7 статьи 112 указанного Федерального закона суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства.

Как следует из пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса РФ, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в абзаце 2 пункта 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 “О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства”, лица, не являющиеся субъектами предпринимательской деятельности, могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

Таким образом, суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора в случае, если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру лежащей на нем обязанности и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа.

Судебным разбирательством установлено, что вступившим в законную силу 22.01.2019 решением Центрального районного суда г. Новосибирска от 22.10.2019 удовлетворены требования И.В., а именно, на мэрию г. Новосибирска возложена обязанность предоставить истцу благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, общей площадью не менее 30 кв.м. за счет средств областного бюджета Новосибирской области.

06.08.20919 судебным приставом-исполнителем Отдела по ИОИП УФССП России по Новосибирской области возбуждено исполнительное производство № 29469/19/54043-ИП в отношении должника мэрии г. Новосибирска на предмет исполнения вышеуказанного решения суда.

Пунктом 2 постановления судебный пристав-исполнитель установил срок для добровольного исполнения пять дней.

28.08.2019 судебным приставом-исполнителем Отдела по ИОИП УФССП России по Новосибирской области вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 рублей, в связи с неисполнением в срок, установленный для добровольного исполнения, решения суда.

На момент рассмотрения спора квартира взыскателю не передана.

Судом установлено, что мэрия г. Новосибирска, наделенная государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с законодательством Российской Федерации детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, из предусмотренных на 2019 на осуществление данных полномочий получила 43531300 рублей из средств бюджета Новосибирской области.

Судом установлено, что мэрия г. Новосибирска, наделена государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с законодательством Российской Федерации детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа.

На осуществление данных полномочий мэрия получила субвенции из областного бюджета в сумме 43531300 рублей, и них: 5789500 рублей – в января 2019 года; 29797 00 рублей в марта 2019 года; 7944800 рублей в мае 2019 года; в августе 2019 года – 8071000 рублей.

В силу пункта 3 статьи 20 ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

В соответствии с Федеральным законом от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” с 01 января 2014 года приобретение жилых помещений возможно только путем открытых аукционов в электронной форме.

Во исполнение данного Федерального закона управлением по Жилищным вопросам мэрии г. Новосибирска объявлялись электронные аукционы на приобретение благоустроенных однокомнатных квартир для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в количестве 61 аукциона, однако 33 аукциона признаны несостоявшимися в связи с отсутствием заявок от участников закупок.

При этом, как следует из обоснования начальной (максимальной) цены контракта, заказчик устанавливал цену контракта нормативным методом исходя из стоимости 1 кв.м. общей площади жилого помещения, установленной приказом Минстроя России от 01 апреля 2019 года № 197/пр.

По результатам конкурсных процедур заключено 8 контрактов на приобретение 8 квартир в объектах долевого участия (срок передачи жилых помещений до 20 декабря 2019 года) на общую сумму 12091728 рублей. 19 сентября 2019 года объявлено 8 аукционов, а 26 сентября 2019 года и 27.09.2019 объявлено еще 12 аукционов на приобретение благоустроенных однокомнатных квартир для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Установленные в ходе рассмотрения данного дела обстоятельства свидетельствуют о том, что мэрией г. Новосибирска приняты необходимые и возможные меры для исполнения требований исполнительного документа, и её вина в несвоевременном их исполнении не установлена.

При этом представление мэрией г. Новосибирска доказательств того, что исполнение исполнительного документа оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, не требовалось, поскольку неисполнение мэрией исполнительного документа не связано с осуществлением предпринимательской деятельности.

Указанные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии противоправного виновного бездействия должника. Так как исполнительский сбор является мерой штрафного характера, то предполагает виновные действия должника по неисполнению требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, которых судом, с учетом исследованных обстоятельств по делу, не выявлено.

При таких обстоятельствах, заявленные требования об освобождении от исполнительского сбора подлежат удовлетворению.

На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статей 363, 358 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

о п р е д е л и л:

Заявление мэрии г. Новосибирска – удовлетворить.

Освободить мэрию г. Новосибирска от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 рублей в рамках исполнительного производства № 29469/19/54043-ИП.

Разъяснить сторонам, что настоящее определение может быть обжаловано ими в течение 15 дней в Новосибирский областной суд путем подачи частной жалобы через суд вынесший решение.

Судья С.Л.Малахов

 

Просмотров: 1285

No votes yet.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code