ПРАВО И ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ИННОВАЦИЙ

С.В.Рыбак
Е.А.Филимонова

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы использования в российском обществе информационных технологий, анализируется право на информацию. Аргументируется актуальность информационного права как науки, отрасли и учебной дисциплины. Авторы обращают внимание на необходимость повышения эффективности государственного управления в информационной сфере.

Ключевые слова: информация, информационные технологии, информационно- технологические инновации, право на информацию, информационное общество, информационное право, государственное управление.

 

Афоризм «Кто владеет информацией, тот владеет миром», принадлежащий основателю огромной банковской династии Н.М. Ротшильду, известен практически каждому из нас. Действительно, подчеркнутая им значимость информации в бизнесе, в равной степени сегодня можно отнести не только к экономической, но и другим сферам деятельности человечества, поскольку владение определенной информацией предоставляет огромное преимущество перед другими людьми, позволяет использовать ее в своих целях для решения различных задач.

В настоящее время насчитывается около 200 государств, каждое из которых пытается установить правила свободной реализации права человека на информацию.

Всеобщая декларация прав человека 1948 г. (статья 19), Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. (статьи 18 -19), Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. (статьи 9 – 0), Конституция Российской Федерации 1993 г. (ст. 29), Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 18.03.2019) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Федеральный закон) являются основными документами, регламентирующими рассматриваемое право. Однако не подлежит защите, исходя из указанных правовых положений, заведомо ложная информация. Фактически разновидностью такой заведомо ложной информации можно считать и запрещенные ч. 2 ст. 29 Конституции РФ пропаганду или агитацию, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, пропаганду социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

Установленные ограничения свободы слова взаимосвязаны и обусловлены другими нормами Конституции РФ (в частности, ч. 3 ст. 17, ч. 3 ст. 55), устанавливающими, что «осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц» и «права и свободы граждан могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». Аналогичные ограничения доступа информации установлены в ст. 9 Федерального закона.

Таким образом, задача любого государства – это не только провозгласить право на информацию, но и обеспечить с помощью различных организационно-правовых средств свободную его реализацию, защиту, оградить от «вредной» информации. К сожалению, в современном мире информация не только решает главную задачу, т.е. предоставляет знания, но и может стать товаром и даже оружием.

Затрагивая вопрос о становлении информационного права как самостоятельной отрасли права, следует заметить, что продиктованные самой жизнью, сформировавшиеся в обществе определенные общественные отношения, потребовали соответствующего правового регулирования, став предметом данной отрасли права и законодательства [1].

Каждое государство, провозгласившее себя как правовое, демократическое государство с социально ориентированной экономикой, должно позаботиться об информационном потенциале, информационном ресурсе. Высокие интеллектуальные технологии в сфере информатизации превращаются в сильный фактор, активно влияющий на развитие человечества, дают обществу и государству безграничные возможности в получении и использовании информации [2].

Развитие сложных информационных технологий, расширение сферы правовой информатизации, потребность в регулировании информационных процессов – это основные факторы, которые обусловили появление информационного права.

Поскольку данная отрасль права является молодой, имеют место проблемы как теоретического, так практического характера, которые требуют разрешения. Информационно-технологические инновации требуют в первую очередь специалистов в этой области. Поэтому важно введение дисциплины «Информационное право» в учебные планы по направлениям подготовки «Юриспруденция», «Государственное и муниципальное управление». Следует обеспечить государственный аппарат необходимыми знаниями с целью предоставления качественных государственных и муниципальных услуг на благо населения страны.

Напомним, что проблему неполноты получаемой индивидом информации и необходимости защиты сведений впервые обозначил в конце 50-х годов один из основоположников кибернетики Н. Виннер. Он определил информацию как «обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему и приспособления к нему наших чувств. Процесс получения и использования информации является процессом нашего приспособления к случайностям внешней среды и нашей жизнедеятельности в этой среде» [3, с. 31].

Информация, которую человек извлекает из окружающей среды, отображает своим сознанием, превращается в идеальную социальную информацию, которая и становится объектом правового регулирования.

Идеальная социальная информация – это воспринятое содержание сообщения относительно того или иного факта, передаваемое индивидом (группой таковых) в вербальной или любой другой знаковой либо образной форме другому индивиду (группе таковых) [2].

В литературе отмечается, что идеальная социальная информация должна обладать такими юридическими свойствами, как: физическая неотчуждаемость (информацию невозможно отделить от материального носителя), обособленность (информация для включения в гражданский оборот используется в виде символов, знаков), двуедин- ство информации и носителя, распространяемость (тиражируемость), организационная форма информации – документ, экземплярность [4].

Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», регулирующий отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации; применении информационных технологий; обеспечении защиты информации, закрепляет в ст. 2 легальное определение информации: «информация – сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления». Итак, к сведениям можно отнести любые объекты социальной жизни (факты, явления, лица, предметы, процессы и т. д.).

Согласно ст. 8 Федерального закона граждане (физические лица) и организации (юридические лица) (далее – организации) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных федеральными законами. Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы. Организация имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления информации, непосредственно касающейся прав и обязанностей этой организации, а также информации, необходимой в связи с взаимодействием с указанными органами при осуществлении этой организацией своей уставной деятельности.

Не может быть ограничен доступ к:

1) нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления;

2) информации о состоянии окружающей среды;

3) информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну);

4) информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией;

5) иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами.

Государственное управление в информационной сфере – это специфический вид социального управления, деятельность органов государственной власти (в широком смысле) либо органов исполнительной власти (в узком смысле) посредством реализации своих властных полномочий, направленная на выработку и реализацию государственной политики, нормативно-правовое регулирование общественных отношений в информационной сфере, охрану и защиту информации, в том числе в связи с ее оборотом и обработкой в различных социальных системах.
Федеральным органом исполнительной власти, который занимается выработкой и реализацией государственной политики и нормативно-правовым регулированием в таких сферах, как:

– сфера информационных технологий (включая использование информационных
технологий при формировании государственных информационных ресурсов и
обеспечение доступа к ним),

– сфера электросвязи (включая использование и конверсию радиочастотного спектра) и почтовой связи,

– сфера массовых коммуникаций и СМИ, в том числе электронных (включая развитие сети Интернет, систем телевизионного (в том числе цифрового) вещания и радиовещания и новых технологий в этих областях),

– сфера печати, издательской и полиграфической деятельности,

– сфера обработки персональных данных,
является Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 313 (ред. от 29.03.2019) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество» (далее – Программа) ответственным исполнителем Программы назначено именно Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

В Программе поставлены цели, задачи и определены приоритетные направления развития информационного общества в Российской Федерации.

Цель – повышение качества жизни и работы граждан, улучшение условий деятельности организаций, развитие экономического потенциала страны на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий.

К числу установленных задач отнесены: обеспечение качественными и доступными услугами связи и доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; развитие информационной среды и обеспечение равного доступа граждан к медиасреде; предупреждение угроз в информационном обществе, обеспечение информационной безопасности на основе отечественных разработок при передаче, обработке и хранении данных, гарантирующей защиту интересов личности, бизнеса и государства; обеспечение за счет использования информационно-телекоммуникационных технологий реализации в электронной форме полномочий государственных (муниципальных) органов власти, в том числе полномочий по предоставлению гражданам и организациям государственных (муниципальных) и иных социально значимых услуг (исполнению функций), а также повышение качества государственного управления и оперативности взаимодействия органов государственной (муниципальной) власти, граждан и организаций.

Сегодня государство вступило в III этап реализации рассматриваемой Программы (2019 – 2024 гг.).

Деятельность Правительства Российской Федерации в период до 2024 года будет в первую очередь направлена на достижение национальных целей развития Российской Федерации, установленных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

Для достижения этих целей разработан федеральный проект «Цифровое государственное управление», который, с одной стороны, позволит осуществить окончательный переход на электронное взаимодействие граждан и организаций с государством (перевод в удобную электронную форму большинства услуг, оказываемых населению), с другой стороны, органы государственной власти и органы местного самоуправления получат в распоряжение эффективные механизмы автоматизации своей деятельности, а также межведомственного информационного взаимодействия.

Реализация федерального проекта «Цифровое государственное управление» в частности предполагает:

– обеспечение предоставления государственных и негосударственных услуг и сервисов в цифровом виде в соответствии с прогрессирующими потребностями современного общества в условиях становления цифровой экономики;

– обеспечение цифровой трансформации органов государственной власти и органов местного самоуправления, направленной на повышение качества осуществления возложенных на них функций, уменьшения издержек при их осуществлении, создание системы управления данными, в том числе сбора, хранения, обработки и распространения данных;

– обеспечение эксплуатации и развития инфраструктуры электронного правительства и др.

Таким образом, сегодня информация рассматривается как особый ресурс и объект государственного управления, как средство управляющего воздействия на социальные процессы и как результат деятельности органов власти. Повышение эффективности государственного управления в информационной сфере, совершенствование информационной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления зависит во многом от качества законодательства и нормативно-методических документов, а также от методов и подходов к обработке данных. Так, например, следует заметить, что некоторые положения Концепции информатизации Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденной Приказом Минюста России от 21.01.2000 № 10, необходимо актуализировать и скорректировать, чтобы они отвечали потребностям общества и государства и нормативным требованиям по безопасности информации. Методологическим основанием обеспечения информационного суверенитета государства в современных условиях во многом является закрепленный в Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы, утвержденной Указом Президента от 09.05.2017 № 203, алгоритм создания условий для формирования в Российской Федерации гражданского общества, основанного на знаниях, качественных и достоверных сведениях [5].

Литература

1. Алексеева М. В., Смоленский М. Б. Информационное право: Учебник. Сер. Бакалавриат. М., 2019. 166 с.
2. Ковалева Н. Н. Информационное право России: учебное пособие. М., 2008. 359 с.
3. Виннер Н. Кибернетика и общество. М., 1958.
4. Копылов В. А. Информационное право: Учебник. М., 2002. С. 49 – 51.
5. Алексеева М. В., Линкин В. Н. Особенности стратегии государственного управления в сфере развития информационного общества // Северо-Кавказский юридический вестник. 2018. № 1. С. 76 – 80.

Научно-практический журнал «Северо-Кавказский юридический вестник», 2019, № 2

Просмотров: 1384

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

code