ПРОБЛЕМА ПРИОБРЕТАТЕЛЬНОЙ ДАВНОСТИ КАК СПОСОБА ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Н.В.Михалева

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы приобретательной давности в качестве одного из способов возникновения права собственности на землю в России. Проводится анализ существующего механизма приобретения права собственности на землю в рамках указанного способа. Анализируются недостатки и перспективы правового регулирования приобретательной давности на землю.

Ключевые слова: право собственности, земельный участок, при- обретательная давность, проблемы, законопроект.

 

Несмотря на масштабные реформы, проводимые в последние годы в сфере земельного законодательства, все еще остаются нерешенными множество вопросов, среди которых особо выделяются вопросы, связанные с возникновением права собственности на земельные участки. Сложность и возникшие в связи с «дачной амнистией» в 2019 г., достаточно запутанная и длительная для рядового гражданина процедура закрепления права собственности на имеющиеся земельные участки, приводят к тому, что многие граждане, открыто и добросовестно владеющие землей на протяжении не одного десятка лет, фактически лишены возможности зарегистрировать свое право собственности на нее. В свете этого актуальным становится вопрос о рассмотрении при- обретательной давности в качестве способа приобретения права собственности на землю.

Как известно ст. 234 Гражданского кодекса РФ предусматривает возможность приобретения гражданином или юридическим лицом права собственности в отношении недвижимого имущества (к которому также относятся и земельные участки) в случае, если владение и пользование этим имуществом осуществлялось добросовестно, открыто и непрерывно на протяжении 15 лет. При этом необходимо помнить, что в ГК РФ содержится лишь общая норма, в целом закрепляющая такое основание приобретения права собственности, как приобретательная давность. Именно поэтому применять названную норму закона к земельным правоотношениям в том виде, в каком она применяется в отношении других объектов недвижимости, нельзя.

Как закрепляется в ст. 9 Конституции РФ , земля «может находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности». В ситуации с земельными участками, специальная норма, содержащаяся в ч. 1 ст. 16 Земельного кодекса РФ , устанавливает, что в том случае, если земля не находится в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований, то она признается государственной собственностью. Иными словами из приведенной выше нормы следует то, что в Российской Федерации нет «ничейной» земли. Если не установлено иное вся земля признается на праве собственности за государством. Именно за счет этого положения ЗК РФ и возникает практическая невозможность реализации применения механизма приобретения права собственности на земельные участки по такому основанию как приобретательная давность.

Вопросы приобретения права собственности на землю регулируются на сегодняшний день гл. V и V.I ЗК РФ. Исходя из положений норм названных глав, следует, что возникновение права собственности в силу приобретательной давности на земли, находящиеся в государственной либо муниципальной собственности, исключено. Право собственности на такие земли может возникнуть только по специальным основаниям, закрепленным в названных главах ЗК РФ. Исходя из изложенного можно с уверенностью сказать, что сегодня в нашей стране по такому основанию, как приобретательная давность, можно приобрести право собственности лишь на те земли, которые являются частными.

Однако это видится возможным лишь теоретически. Нельзя представить себе ни одного собственника земельного участка, который на протяжении 15 лет не интересовался бы его судьбой, будь то земля сельскохозяйственного, промышленного или иного другого назначения. Кроме того, ежегодно улучшающаяся ситуация с земельным надзором (контролем) со стороны уполномоченных органов также не оставляет никаких шансов на приобретение земли по данному основанию.

Рассматривая вопрос приобретательной давности на землю, помимо теоретических аспектов, необходимо проанализировать и практические. Так в п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разрешающим и разъясняющим на практике ряд вопросов, связанных с приоб- ретательной давностью, обращается особое внимание на необходимость установления давности и добросовестности владения. При этом отдельно подчеркивается, что лицо, заявляющее о признании за ним права собственности на основании приобретательной давности, обязательно должно быть уверено в том, что у него есть законные основания владения недвижимостью. На практике это означает две ситуации. Первая – лицо должно доказать, что в отношении него уполномоченными органами когда-либо принималось решение о предоставлении земельного участка на каком-либо праве. Вторая – лицо может предъявить договор купли-продажи земельного участка. К сожалению, иногда встречается крайне грубая ошибка, заключающаяся в передаче земельного участка собственником другому лицу без надлежащего оформления перехода права собственности. При этом деньги продавец получает, а соответствующая регистрация перехода права не проводится и формально именно продавец будет являться собственником земли. Иными словами – у лица должны быть хоть какие-то документальные подтверждения того, что оно предполагало законность своего владения землей. Насколько эти документальные подтверждения будут достаточными для признания права собственности, разумеется, решает суд, но в данной ситуации важен сам факт того, что лицо могло на основании предъявленных документов, сделать вывод о законности своего владения.

Как следует из проанализированной нами судебной практики, суды всегда критично относятся к отсутствию среди доказательств по делу документов, которые могли бы быть расценены как основания того, что лицо предполагало законность своего владения земельным участком. В случаях, когда никаких документов суду не предоставлялось, всегда следовало однозначное решение суда – отказ в удовлетворении исковых требований относительно признания права собственности на земельный участок в силу приобретательной давности.

Необходимо отметить и то, что против лиц, обращающихся в суды для признания права собственности на земельные участки в силу при- обретательной давности, выступает тот факт, что они нарушают один из основных принципов земельного права – принцип платности пользования землей, закрепленный в п. 7 ст. 1 и ст. 65 ЗК РФ. Устанавливается, что в качестве формы платы за землю можно рассматривать земельный налог и арендную плату. В данном случае лица, пытающиеся доказать наличие у них права собственности на земельный участок, не могут подтвердить суду факт исполнения ими принципа платности, поскольку не могут быть рассмотрены в качестве налогоплательщиков по земельному налогу. Согласно ст. 388 Налогового кодекса РФ к налогоплательщикам земельного налога могут быть отнесены «только организации и физические лица, обладающие земельными участками, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения», а также управляющие компании, если речь идет о земельных участках составляющих имущество паевого инвестиционного фонда.

Невозможным является и рассмотрение земельных участков в качестве бесхозяйного имущества, поскольку все рассуждения будут неизменно приводить к норме ст. 16 ЗК РФ.

Таким образом, действующее законодательство Российской Федерации полностью исключает признание права собственности в силу приобретательной давности на земельные участки, не находящиеся в частной собственности, а положения ст. 234 ГК РФ на данные правоотношения распространяться не могут, поскольку в этом случае должны применяться нормы специального характера, содержащиеся в ЗК РФ.

Однако нужно отметить тот факт, что в конце 2018 г. Председателем Правительства РФ Д.А. Медведевым были озвучены перспективы совершенствования земельного законодательства в части разработки норм о приобретательной давности на земельные участки . Очередное масштабное изменение земельного законодательства будет проведено в соответствии с п. 6 разд. II Плана мероприятий по совершенствованию правового регулирования земельных отношений , а также п. 12 и 13 разд. II Плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2019 г .

Планируется, что при соблюдении всех установленных в законе условий физическое лицо сможет получить земельный участок в собственность. Соответствующая законодательная деятельность уже началась. 26 апреля 2019 г. был дан старт законопроекту № 02/04/04-19/ 00090989 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях приведения их в соответствие с Гражданским кодексом Российской Федерации в части совершенствования порядка применения приобретательной давности в качестве основания для возникновения права собственности на недвижимые вещи». На сегодняшний день, на Федеральном портале обсуждения проектов нормативных правовых актов , указывается, что уже проведено публичное обсуждение о подготовке проекта нормативного правового акта. При этом нужно отметить тот факт, что Минэкономразвития России в целом положительно высказывается о его перспективах.

Таким образом, можно сделать вывод, что в скором времени данный законопроект пройдет все необходимые в данном случае процедуры и вопросы относительно приобретательной давности на землю будут наконец-то решены. Предполагается, что соответствующий Законопроект будет рассмотрен Государственной Думой РФ на осенней сессии 2019 г.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК

1. Конституция Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. 04.08.2014. № 31. Ст. 4398.
2. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136- ФЗ // Собрание законодательства РФ. 29.10.2001. № 44. Ст. 4147.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 07.08.2000. № 32. Ст. 3340.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (ч. 1) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 05.12.1994. № 32. Ст. 3301.
5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 2935-р // Собрание законодательства РФ. 07.01.2019. № 1. Ст. 77.
6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2018 г. № 2413-р // Собрание законодательства РФ. 12.11.2018. № 46. Ст. 7112.
7. https://rg.ru/2018/11/08/
8. https://regulatio№ .gov.ru/ (дата обращения 10.05.2019).

Источник: Научно-информационный журнал “Вестник Международного юридического института” № 2 (69) 2019

Просмотров: 1318

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

code