О ПОНЯТИИ И ПРИЗНАКАХ КОРПОРАТИВНЫХ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Е.В.Келарева

Аннотация

Данная статья посвящена критическому анализу сущностных характеристик корпоративных коммерческих организаций, действующего нормативно-правового подхода к понятию корпорации и ее ключевым признакам. Автором предпринята попытка выделения основных признаков корпоративных коммерческих организаций, отличающих их от прочих разновидностей коммерческих юридических лиц, и переосмысления подхода к законодательному определению соответствующего понятия. Кроме того, обращается внимание на особенности института корпоративной собственности в условиях реформирования гражданского законодательства и формирования высшего органа корпорации.

Ключевые слова: корпорация, корпоративные права, коммерческая корпоративная организация, корпоративные отношения, корпоративное право, корпоративная собственность, членство, права участника, право собственности, признаки корпорации.

 

При научно-теоретическом и практическом исследовании промежуточных итогов реформирования гражданского законодательства можно констатировать тот факт, что некоторые изменения оставляют большое количество вопросов к законодателю. Одной из важнейших составляющих такого реформирования является изменение законодательного подхода к корпоративным правоотношениям: так, корпоративные отношения теперь являются неотъемлемой составляющей предмета гражданско-правового регулирования . Однако, как будет показано в дальнейшем, системность изменений, имплемен- тированных в Гражданский кодекс РФ (далее – ГК РФ), а также глубинное понимание сущности корпораций в условиях современной экономической ситуации отсутствуют.

Не утрачивает по сей день своей актуальности известная цитата В. А. Белова: «Подобно тому, как до недавнего времени существовали неизведанные земли, подобно тому, как до сих пор существуют «белые пятна» в научной картине реального (физического) мира или «темные века» в истории, точно также есть и цивилистическая tabula rasa – чистая доска, пустые страницы, содержащие текст, подлежащий «проявке» и «расшифровке». Одной из них является страница, содержащая один лишь интригующий заголовок – «Корпоративные правоотношения» [1, с. 163].

Корпоративные организации – это разновидность коммерческих организаций, возникшая в российском праве вместе с делением юридических лиц на корпоративные и унитарные. Несмотря на то, что повышенное внимание к корпорациям в Российской Федерации уделяется сравнительно недавно, зарубежному праву этот институт известен еще со времен существования «Английской Ост-Индской компании» (1600 г.), «Голландской Ост-Индской компании» (1602 г.) и иных акционерных обществ эпохи Нового времени. История возникновения и развития института корпоративных организаций уходит своими корнями в эпоху Нового Времени. Страны Европы уделяли значительно больше внимания развитию правовых институтов, которые позволяли юридически оформлять объединения капиталов, в связи с чем правовые основы деятельности корпоративных организаций отличаются хорошей юридической техникой.

В Российской Федерации историю развития корпораций принято отсчитывать со времен создания в Константинополе во время правления Елизаветы I Российской торгующей компании (1757 г.) – исторически одной из первых акционерных компаний в Российской империи. В то же время свое распространение акционерные компании получили лишь после утверждения Николаем I 6 декабря 1836 г. «Положения о компаниях на акциях», направленного на поддержку предпринимательства и конкуренции в сфере торговой деятельности и движения капиталов. Как известно, советский период характеризовался национализацией имущества, поэтому своего развития институты акционерных компаний и иных корпоративных организаций так и не получили.

В настоящее время в целях усовершенствования системы гражданско-правового законодательства был принят Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. № 302-Ф3 «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», закрепивший новое деление юридических лиц на корпоративные и унитарные организации (в зависимости от наличия у их участников вещных прав на имущество или корпоративных прав).

В ст. 65.1 ГК РФ указывается, что корпоративными организациями являются юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган, а также дается (определен) перечень корпоративных организаций в зависимости от их организационно-правовых форм. Таким образом, из анализа данной статьи следуют выводы:

– законодатель рассматривает права участия и членства в корпорации как равнозначные;

– корпорации присущи два основных признака: наличие у участников права участия (членства) и формирование высшего органа корпорации.

Но насколько обоснованной является такая позиция? И насколько в действительности данное определение отражает сущность корпоративной организации?

В юридической литературе отсутствует единство мнений, касающихся сущности корпоративных организаций и их отличительных признаков. С учетом анализа различных точек зрения в юридической литературе и исследования существа корпоративных отношений мы постараемся определить основные признаки корпоративных организаций. При этом не следует выделять в качестве основных те признаки корпорации, которые присущи всем юридическим лицам, а отметить лишь те из них, которые присущи только корпоративным организациям.

Так, например, А. Б. Козырева ошибочно, на наш взгляд, выделяет такие признаки корпоративной организации, как имущественная обособленность, объединение действий лиц для достижения общей цели, наличие статуса юридического лица [2], поскольку они присущи всем организациям. Аналогичным образом Е. А. Суханов определяет корпорацию как юридическое лицо – коммерческую или некоммерческую организацию, созданную участниками на основании договора для достижения общей цели путем объединения и совместного использования имущественных взносов на началах членства [3, с. 43], а также в целях сравнительно-правового подхода анализирует обязательные признаки корпорации, сформировавшиеся в западных странах европейской континентальной правовой системы, такие как наличие общности лиц (universitas personarum); договорный (добровольный) характер ее создания; совместная (общая) цель участников; внесение (объединение) и совместное использование участниками вкладов в любой форме [4, с. 7]. На наш взгляд, при анализе существа корпоративной организации следует выделить следующие признаки, которые свойственны именно корпоративным организациям:

I. Наличие у участников прав участия и членства.

Указанный признак корпоративных организаций, по нашему мнению, является ключевым, так как не присутствует у унитарных юридических лиц. Сущность данного признака заключается в том, что физические и юридические лица вправе в свободном порядке (с учетом установленных законом ограничений) приобретать доли в уставных капиталах корпоративных организаций и связанные с ними права и обязанности участников, отчуждать свои доли и распоряжаться ими иным образом, вступать и выходить из числа участников и учредителей корпорации, приобретая тем самым членские права и обязанности. Таким образом, посредством возможности участия в корпорации для лиц, не являющихся ее учредителями, реализуется принцип свободы воли, развивается экономический сегмент, минимизируются предпринимательские риски, и в этом проявляется сущность коммерческих корпоративных организаций. Что же касается некоммерческих корпораций, то посредством возможности участия и членства в них реализуются институты гражданского общества.

К недостаткам действующей в законодательстве формулировки необходимо отнести то, что право участия в корпорации не отделено от права членства. На этот счет есть заслуживающие внимания точки зрения в юридической литературе: так, например, некоторые ученые считают, что право участия предполагает наличие правомочия управления организацией (или по меньшей мере их взаимосвязь) за редким исключением, в то время как в некоторых организациях управление осуществляется без непосредственного участия (некоммерческие и унитарные юридические лица). С учетом изложенного наиболее значительным видится именно управленческий элемент, а не участие. Учеными указывается на необходимость закрепления возможности существования права «членства» и права управления как с союзом «и», так и с союзом «или» [5].

II. Особая система органов управления.

Данный признак является существенным в силу того, что в государственных и муниципальных унитарных предприятиях, казенных предприятиях а также учреждениях управление осуществляется руководителем, назначаемым собственником, что вытекает из публично-правовой природы этих организаций. Что же касается иных некоммерческих унитарных организаций, таких как фонды, публично-правовые компании, религиозные организации и государственные корпорации, то члены их органов управления не приобретают прав членства и не становятся участниками (ст. 65.1 ГК РФ). Так, ч. 1 ст. 65.3 ГК РФ устанавливает, что высший орган корпорации – общее собрание ее участников – руководящий орган, который существует только в корпоративных организациях и не может быть в унитарных. Также в системе органов корпоративной организации образуются единоличный исполнительный орган (директор) или коллегиальный исполнительный орган (правление, дирекция) в случаях, установленных ГК РФ, уставом корпорации или законом.

Таким образом, можно сделать вывод, что в корпоративных организациях присутствует действительно специфическая система органов управления, определяющая особый правовой статус как участников, так и учредителей корпоративных организаций: как коммерческих, так и некоммерческих.

Вот какие мнения по этому поводу существуют в юридическом сообществе. О. А. Серова предлагает определение корпорации как организации, основанной на началах участия (членства), которая создается для реализации интересов ее участников (членов) путем организации управления ею через особую систему органов [6]. По мнению И. С. Шиткиной корпорация – это «разновидность предпринимательского объединения, которое представляет собой совокупность экономически взаимосвязанных юридических лиц, организованных по принципу участия (членства), осуществляющих согласованную предпринимательскую деятельность [7]».

III. Наличие у участников корпоративных прав и обязанностей

Впервые в ГК РФ термин «корпоративные права» появляется в ч. 2 ст. 65.1 ГК РФ: «в связи с участием в корпоративной организации ее участники приобретают корпоративные (членские) права и обязанности в отношении созданного ими юридического лица, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.». Вопрос о том, что же по своей сущности представляют собой корпоративные права, остается открытым. По нашему мнению, корпоративные права являются производными от прав участия и членства.

В ч. 1 ст. 65.2 ГК РФ говорится, что участникам и учредителям принадлежит право участвовать в управлении делами корпорации, получать информацию о деятельности корпорации и знакомиться с ее бухгалтерской и иной документацией; обжаловать решения органов корпорации, влекущие гражданско-правовые последствия, требовать, действуя от имени корпорации, возмещения причиненных корпорации убытков, оспаривать сделки и т.д.

Концепция развития гражданского законодательства РФ 2009 г. (далее – Концепция) предлагала определить корпоративные отношения как «…отношения, связанные с «правом участия» в корпорации, а также соответствующие обязательственные отношения между учредителями (участниками) и корпорацией».

Безусловно, понятие обязательственных отношений между участниками и корпорацией является более широким, чем отношения, связанные исключительно с формированием высшего органа корпорации. Это связано с тем, что спектр взаимоотношений между участниками и корпорацией очень разнообразен и включает в себя различные виды общественных отношений. В то же время разработчиками Концепции справедливо отмечена разница между отношениями, связанными с правом участия в корпорации, и обязательственными отношениями: так, к первой группе отношений можно отнести организационные отношения, связанные с организацией управления в корпорации, но такие отношения не являются обязательственными.

IV. Особая сфера интересов участников и членов коммерческой корпоративной организации

В зарубежных странах корпорации создаются преимущественно для осуществления предпринимательской деятельности, поэтому некоторые ученые (например, Р.С. Харвей [8]) относят к признакам корпорации нацеленность на получение прибыли, в то время как российское законодательство не только признает возможность существования некоммерческих корпораций, но и отводит им важную роль в системе юридических лиц.

На наш взгляд, особенность интереса участников и членов коммерческих корпораций заключается не только в направленности на получение прибыли (что характерно для всех коммерческих организаций), а еще и в том, что в коммерческих корпорациях реализуется частно-правовой интерес без обременения публичным элементом, имеющимся в государственных и муниципальных унитарных предприятиях, а также учреждениях. Даже унитарные коммерческие организации создаются в целях реализации социально значимых функций и задач, имеющих государственное значение и важность, таких, как культурное развитие, благоустройство, здравоохранение, разработка и реализация государственной политики и т. д.

С учетом изложенного мы считаем, что частно-правовой интерес, направленный на получение прибыли, является движущей силой развития экономики любой страны, поскольку имеет свои юридические и сущностные особенности, позволяющие индиви- думам реализовать свои потребности, а значит и развиваться обществу в целом, и именно наличие частно-правового интереса позволяяет выделить коммерческие корпорации в особую группу юридических лиц.

V. Корпоративная собственность

Коммерческие корпоративные организации (ККО) являются собственниками своего имущества. Участники коммерческой корпорации утрачивают вещные права в отношении имущества, приобретая взамен корпоративные права. Однако лишь этим не исчерпывается их отношение к имуществу.

Корпоративная собственность имеет ряд особенностей, позволяющих говорить о ней как об отдельной форме собственности. Так, Л. В. Якушко усматривает специфику корпоративной собственности, во-первых, в том, что она является формой крупной акционерной собственности; во-вторых, в смешанном характере этой формы собственности, поскольку в ней органически соединяются противоположные стороны – частные и коллективные начала; в-третьих, в том, что она представляет собой самостоятельную форму собственности с соответствующей институциональной структурой [9].

При исследовании имущественных отношений ККО необходимо отделять имущество ККО от имущества ее участников и учредителей. Ключевая специфика рассматриваемого вопроса очень удачно была обозначена С. А. Зинченко. По мнению автора, имеет место «раздвоение» собственности на собственность участников в отношении стоимостной части имущества и собственность самой организации на эту же стоимость, а также на реальную часть (производительный капитал)», а между участниками складываются отношения общей долевой собственности [10].

Следует отметить, что не вполне логичным является тот факт, что законодатель в ст. 123.1 ГК РФ определил общие положения о некоммерческих корпоративных организациях, не установив при этом общих правил о коммерческих корпорациях, несмотря на их более широкое распространение в сравнении с некоммерческими корпоративными организациями и обширной, как показано выше, спецификой.

С учетом изложенного целесообразным, на наш взгляд, будет внедрение в ГК РФ новой статьи 65.4 «Общие положения о корпоративных коммерческих организациях», которая будет включать в себя следующие понятия:

1. «Корпоративные коммерческие организации – это особая разновидность коммерческих организаций учредители и участники которых обладают правами участия, членства или управления, формируют ее высший орган – общее собрание и участвуют в комплексных правоотношениях, связанных с участием и управлением в коммерческой корпоративной организации.

2. Имущество коммерческой корпоративной организации принадлежит ей на праве собственности».

Такое законодательно закрепленное понятие корпоративных коммерческих организаций будет способствовать преодолению разрозненности в толкованиях важнейших юридических понятий, а также устранит неопределенность, возникающую при попытке определения отношения к имуществу некоторых организационно-правовых форм коммерческих корпоративных организаций (например, хозяйственное партнерство).

Литература

1. Корпоративное право. Актуальные проблемы теории и практики / Под общ. ред. В. А. Белова. М.: Юрайт, 2012.
2. Козырева А. Б. «Корпорация» как центральное понятие корпоративного права. // «Ленинградский юридический журнал», № 3 (41), 2015. С. 104 – 113.
3. Суханов Е. А. Сравнительное корпоративное право. М., «Статут», 2014.
4. Суханов Е. А. Понятие и виды корпораций в зарубежном и российском праве // «Хозяйство и право». 2013. № 11. С. 7.
5. Габов А. В., Егорова М. А., Могилевский С.Д., и др. Координация экономической деятельности в российском правовом пространстве (отв. ред. доктор юридических наук М.А. Егорова). «Юстицинформ», 2015 г. С. 144 – 145.
6. Серова О. А. Теоретико-методологические и практические проблемы классификации юридических лиц современного гражданского права России: Монография. М.: Издательство “Юрист”, 2011. 328 с.
7. Корпоративное право: Учебник / Е.Г. Афанасьева, В.Ю. Бакшинскас, Е.П. Губин и др.; отв. ред. И.С. Шиткина. 2-е изд., перераб. и доп. М.: КНОРУС, 2015. 128 С.
8. Harvey R. S. A hand-book of Corporation Law. NY, 1906. P. 7 – 8.
9. Якушко Л. В. «Корпоративная собственность и тенденции ее развития» // Дис. к.э.н., г. Москва, 2004 г. 142 с.
10. Зинченко С. А. Корпоративные отношения в реформируемом гражданском законодательстве России // «Северо-Кавказский юридический вестник», № 2, 2011. С. 53 – 56.

Научно-практический журнал «Северо-Кавказский юридический вестник», 2019, № 1

Просмотров: 1529

Rating: 5.0/5. From 1 vote.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code