СИСТЕМА ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В РФ

В.Е.Федорин

Аннотация. В работе рассматривается история развития системы исправительных учреждений в РФ. Автором проанализированы основные трансформации уголовно-исполнительной системы, указаны особенности данного органа в России. На основании аналитического обзора наработок компетентных специалистов и действующего законодательства обозначена современная структура системы исправительных учреждений, указаны ключевые положительные изменения в процессах организации функционирования данной системы.

Ключевые слова: исправительные учреждения, уголовно-исполнительная система, тюрьмоведение, ФСИН, пенитенциарная система, законодательство.

 

Российское общество в настоящее время переживает непростой период обновления. Реформированию подвергаются различные сферы социальной жизни, в том числе и уголовно-исполнительная система, которая преодолевает сложный путь становления и развития.

Уголовно-исполнительная (или пенитенциарная) система в РФ представляет собой государственный институт, которому подведомственно исполнение уголовных наказаний в отношении граждан, в соответствии с действующим законодательством. Данная система гарантирует исполнение наказаний, направленных и не связанных с процессом лишения свободы, кроме того, именно пенитенциарная система обеспечивает содержание подследственных в период заключения под стражу до суда.

В научных исследованиях специального отраслевого характера обычно используют именно те термины, которые предусмотрены действующим законодательством: “исправительные колонии”, “уголовно-исполнительная система” и т. п., а авторы, пишущие о пенитенциарной политике, пенитенциарной системе, пенитенциарных учреждениях, не всегда обосновывают эти понятия. Анализ современных научных публикаций свидетельствует о разнообразии научных точек зрения в отношении современной системы исправительных учреждений в РФ, поэтому целесообразно рассмотреть вопрос ее становления и развития.

Как известно, в конце XVIII в. большинство тюрем в Европе находились в неудовлетворительном состоянии. Заключенных содержали в тесных помещениях, без света и свежего воздуха, причем без всякой системы их размещения. Под влиянием христианского учения с целью облегчения участи заключенных, а также под влиянием философских учений XVII – XVIII вв., почти во всех странах Европы предпринимались попытки заменить тяжелые наказания преступников на более гуманные, с целью возвращения их на путь добра. Впервые идея создания исправительного учреждения принадлежит французскому ученому-монаху Жану Мобильйону, который в 1636 г. предложил одиночное заключение в качестве наказания для исправления лиц духовного состояния. Он разработал проект устройства тюрьмы, рассчитанной на пробуждение в душах преступников раскаяния, который предусматривал надлежащие условия для жизни и работы. Впоследствии на основе идей Мобильйона по инициативе папы Климента IX в 1703 г. было открыт исправительный дом святого Михаила в Риме для малолетних преступников, которые днем работали при полном молчании, а на ночь разводились по отдельным кельям [1, с. 425].

Средствами исправительного воздействия в этих учреждениях стали строгая изоляция преступников в одиночных камерах, режим молчания и тишины, одиночная работа в камере и чтение религиозной литературы. Целью тюремного заключения были духовное возрождение преступника и специальная превенция. Впоследствии такая пенитенциарная система получила распространение не только в Америке, но и в России. В первых исправительных учреждении на территории России действовала система смешанного заключения: одиночное содержание заключенных ночью и молчание во время совместных работ. В последней четверти XIX в. произошло определенное смягчение условий содержания заключенных (отмена абсолютного молчания, разрешение контактов с внешним миром и т. д.) [2, с. 434].

В Российской империи в первой половине XIX в. была предпринята попытка создать пенитенциарную систему европейского образца, которая, в свою очередь, основывалась на американских моделях тюремного заключения: Филадельфийской и Оберн- ской. Однако все реформаторские усилия завершались провалом, который официально объяснялся отсутствием надлежащего финансирования или бюрократическими проволочками на местах.

В конце XIX в. в России появляется новая отрасль юридических знаний – “тюрь- моведение”. При этом слово “пенитенциарный” воспринималось как синоним слову “тюремный”. В частности, в энциклопедическом словаре Ф. Брокгayза и И. Ефрона говорится: “Пенитенциарная (тюремная) система – совокупность тюремных мероприятий, направленных на казнь и исправление заключенных” [3, с. 437].

По мнению большинства отечественных правоведов, пенитенциария зародилась и на начальной стадии развивалась как составная часть уголовного права. Назначение тюрьмоведения отражалось в анализе пенитенциарного законодательства и тюремной практики, разработке предложений по совершенствованию исполнения наказания в виде лишения свободы [4, с. 50].

Одним из основателей отечественной пенитенциарной науки следует также считать профессора Петербургского университета И. Я. Фойницкого, который рассматривал ее как особую отрасль политико-правовых наук, которая опирается на практический опыт и направлена на философско-положительное решение проблем карательной системы [5, с. 211]. Его фундаментальный труд “Учение о наказании в связи с «тюрьмове- дением” и по сей день не утратил своей актуальности в уголовно-исполнительном праве.

Развитие и трансформация системы исправительных учреждений происходила и в первые годы советской власти. В 1928 г. состоялся I Всесоюзный съезд советских пенитенциарных деятелей, который рекомендовал включить в учебный план одного из высших учебных заведений Москвы пенитенциарное право и, соответственно, создать кафедру пенитенциарий [6, с. 9]. В то же время советская власть, хотя и не отказывалась от пенитенциарной составляющей, но применяла ее с определенными особенностями.

Исследование процесса формирования системы исполнения уголовных наказаний в СССР показывает, что в течение своей истории советское государство стремилось объединить наказания с трудом. В исправительно-трудовых кодексах институт лишения свободы обязательно включал общественно полезный труд осужденных. Их использовали для колонизации отдаленных территорий, где они принимали участие в строительстве промышленных объектов. Использование труда осужденных стало важнейшим направлением деятельности учреждений исполнения наказаний. В начале 1930-х годов исправительно-трудовое направление полностью подменило собой пенитенциарные институты [6, с. 11].

В соответствие с современным законодательством, а именно, ст. 5 Закона РФ от 21 июля 1993 г. «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», в структуру уголовно-исполнительной системы включаются:

– органы уголовно-исполнительной системы федерального уровня;

– органы уголовно-исполнительной системы регионального (территориального) уровня;

– учреждения, к юрисдикции которых относится исполнение наказаний;

– следственные изоляторы, предприятия, которые созданы с целью обеспечения функционирования уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательские, проектные, лечебные, учебные и иные учреждения, если они специально отнесены к уголовно-исполнительной системе решением Правительства РФ.

На данном этапе развития правового поля РФ основным органом, отвечающим за процессы и функционирование системы исправительных учреждений, является Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН). Данная служба представляет собой орган исполнительной власти федерального уровня, который осуществляет правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания [7]. В свою очередь, органы территориального уровня, относящиеся к структуре уголовно- исполнительной системы, создаются, соответственно, в рамках отдельных субъектов РФ.

В отношении статистических данных стоит отметить, что по данным International Centre for Prison Studies на 01.12.13 в РФ 606 тыс. человек находилось в заключении. При этом Россия по указанному показателю занимает четвертое место среди прочих стран мира: 419 заключенных на 100 тыс. населения [5, с. 135].

Данные ФСИН от 01.05.18 отражают совокупный показатель в отношении нахождения осужденных в исправительных учреждениях системы – 595 728 чел. (- 6 448 чел. к 01.01.2018). Число элементов структуры и их отдельные показатели численности осужденных представлены в таблице.

Таблица
Показатели числа осужденных по видам исправительных учреждений

Также, помимо указанных данных, стоит отметить, что численность женского населения, которое находится в исправительных учреждениях, составляет 47 502 чел. Из данного показателя 38 303 отбывают наказания в исправительных колониях, лечебных исправительных учреждениях, лечебно-профилактических учреждениях, а остальные 9 199 чел. находятся в следственных изоляторах и помещениях, функционирующих в режиме следственного изолятора при колониях. Немаловажно, что на территориях, прилегающих или входящих в состав женских колоний, располагаются 13 домов ребенка, где состоят на попечении 525 ребенка [1, с. 431].

В систему исправительных учреждений, как ранее отмечалось, входят также 67 медико-санитарных частей. Подсистемы каждой части развиты достаточно широко, что подтверждается наличием в системе 664 медицинских частей, 157 фельдшерских и 56 врачебных здравпунктов, 55 центров медицинской и социальной реабилитации, 73 военно-врачебные комиссии, 73 центра санитарно-эпидемиологического надзора, 144 больницы [9].

Статьей 16 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации предполагается наличие в системе определенных подвидов исправительных учреждений. В соответствии с предписаниями данной статьи система исправительных учреждений на сегодня в РФ представлена следующими структурными элементами: тюрьмами, арестными домами, колониями-поселениями, уголовно-исполнительными инспекциями, лечебными исправительными учреждениями, исправительными колониями общего, особого или строгого режима, воспитательными колониями, а, кроме того, следственными изоляторами, предназначенными для содержания осужденных к лишению свободы для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию. Прочие учреждения, которые законодательно имеют право исполнять отдельные уголовные наказания (суды, судебные приставы-исполнители, командования воинских частей и гарнизонов на гауптвахтах, дисциплинарные воинские части), не представляют собой элементы уголовно- исполнительной системы [6, с. 12].

Также стоит отметить, что непосредственно Федеральная служба исполнения наказаний подведомственна Министерству юстиции Российской Федерации. Наказание в виде лишения свободы выполняется колонией-поселением, воспитательной колонией, лечебной исправительным учреждением, исправительной колонией общего, строгого или особого режима или тюрьмой, следственным изолятором. Наказание в виде пожизненного лишения свободы выполняется исправительной колонией особого режима для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы. Главным законодательным актом, определяющим порядок исполнения наказаний, предназначенных судебными решениями лицам, признанным виновными в совершении уголовных преступлений, является, опять-таки, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации.

Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации имеет целью исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как уже осужденными, так и другими лицами.

Для эффективной деятельности органов и учреждений исполнения наказаний в Российской Федерации разработана и утверждена методика оценки деятельности территориальных органов ФСИН России. Эта методика призвана обеспечить:

– комплексный подход к оценке деятельности территориальных органов ФСИН России;

– соблюдение прав и законных интересов осужденных и лиц, находящихся под стражей, создание условий содержания, а также прав персонала уголовно- исполнительной системы, выполнение приказов, распоряжений ФСИН России, своевременное их доведение до подчиненных учреждений, контроль исполнительской дисциплины;

– объективность статистической информации территориальных органов и учреждений ФСИН России и обеспечение достоверности отчетных данных;

– стимулирование активности личного состава к повышению эффективности его деятельности и др.

В законодательстве РФ указывается на необходимость взвешенного подхода к применению и исполнению наказания в виде лишения свободы, оценке степени исправления осужденных, создания оптимальных условий для последовательного перехода от условий лишения свободы к условиям жизни вне исправительных учреждений. Кроме того, законодательство РФ при определении учреждения отбывания наказания учитывают пол, возраст, наличие судимостей, тяжесть совершенного правонарушения.

Несмотря на ряд общих черт уголовно-исполнительных систем в разных странах, которые закреплены международными правилами и стандартами, каждое государство все же имеет определенные особенности организации и обеспечения выполнения судебных решений, связанных с изоляцией лица от общества. Для современной России характерна тенденция к постепенному согласованию уголовно-исполнительного законодательства, которое способствует качественному выполнению судебных решений учреждениями исполнения наказаний, с соблюдением норм международного права. Исследование истории и развития системы исправительных учреждений является необходимым условием для внедрения положительного опыта иностранных государств в отечественную практику. Однако во время заимствования опыта зарубежных стран по организации и обеспечению выполнения судебных решений учреждениями исполнения наказаний следует учитывать проблемы и специфику экономического и социального развития страны, исторический опыт и особенности развития и функционирования отечественной уголовно-исполнительной системы.

Литература

1. Греков М. Л. Реорганизация исправительных колоний в тюрьмы: теоретические предпосылки и практические возможности // Российский ежегодник уголовного права. 2012. № 6.
2. Соколова О. В. Совместная деятельности пенитенциарных служб и неправительственных организации, как основа реформы системы уголовного правосудия и исполнения наказания // Современная наука. 2010. № 2.
3. Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. Иллюстрированный энциклопедический словарь. Современная версия. М.: Эксмо, 2015. – 960 с.
4. Борсученко С. А. Проблемы законодательного регулирования правового статуса персонала исправительных учреждений и уголовно-исполнительных инспекций // Вестник Российской правовой академии. 2014. № 4.
5. Фойницкий И. Я. Учение о наказании в связи с тюрьмоведением. М.: Добросвет, 2000. – 464 с.
6. Уткин В. А. Об уголовно-правовых средствах обеспечения правопорядка в исправительных учреждениях // Вестник Кузбасского института. 2013. № 1 (14). С. 7-13.
7. Положение о ФСИН России // Федеральная служба исполнения наказаний. URL: http://fsin.su/fsin/status/ (Дата обращения: 18.05.18).
8. Стромов В. Ю. Эффективная реализация наказаний: проблемы уголовно-правовой теории и правоприменительной практики // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2014. № 7 (135).
9. Краткая характеристика уголовно-исполнительной системы // Федеральная служба исполнения наказаний. URL:
http://www.fsin.su/structure/inspector/iao/statistika/Kratkaya%20har-ka%20UIS/ (Дата обращения: 19.05.18)

Источник: Научно-практический журнал «Северо-Кавказский юридический вестник», 2018, № 2

Просмотров: 1651

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

code