О привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 9.4 КоАП РФ за нарушение требований технического регламента при строительстве и реконструкции объекта капитального строительства. Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 05.09.2019 N Ф02-4215/2019 по делу N А19-3339/2019

Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 9.4 КоАП РФ за нарушение требований технического регламента при строительстве и реконструкции объекта капитального строительства.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку документально подтвержден факт нарушения обществом требований технического регламента о безопасности зданий и сооружений, а также проектной документации, повлекшего возникновение аварийной ситуации на объекте строительства, что создало угрозу причинения вреда жизни и здоровью жителей многоквартирного дома.

 

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 сентября 2019 г. по делу N А19-3339/2019

Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2019 года.

Полный текст постановления изготовлен 05 сентября 2019 года.

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Левошко А.Н.,

судей: Кадниковой Л.А., Новогородского И.Б.,

при участии в судебном заседании представителей: общества с ограниченной ответственностью “Старт Инвест” – Купцова А.А. (директор; протокол общего собрания участников N 1 от 11.09.2018); Службы государственного строительного надзора Иркутской области – Баторова В.Н. (доверенность N 34 от 24.12.2018),

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Старт Инвест” на решение Арбитражного суда Иркутской области от 20 марта 2019 года по делу N А19-3339/2019, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 05 июня 2019 года по тому же делу (суд первой инстанции – Луньков М.В., суд апелляционной инстанции: Сидоренко В.А., Басаев Д.В., Желтоухов Е.В.),

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Старт Инвест” (ОГРН 1153850039837; ИНН 3808191778; г. Иркутск; далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области к Службе государственного строительного надзора Иркутской области (далее – служба, административный орган) с заявлением о признании незаконным и отмене постановления N 2-164/18 от 11.12.2018 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в виде штрафа размере 300 000 рублей.

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 20 марта 2019 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 05 июня 2019 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с указанными судебными актами, общество обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт.

Согласно доводам кассационной жалобы, судами неверно применены нормы материального права; в действиях общества отсутствуют нарушения Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ “Технический регламент о безопасности зданий и сооружений” (далее – Федеральный закон N 384-ФЗ) и требований статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ), следовательно, в деянии общества отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.4. КоАП РФ; описанные в обжалуемых судебных актах нарушения требований законодательства и технических регламентов ранее являлись предметом проверки по делу N А19-29566/2018 и вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Иркутской области от 08 февраля 2019 года часть вменяемых службой нарушений не нашла подтверждения; службой ни в протоколе, ни в постановлении по делу об административном правонарушении не указано, с помощью какого измерительного прибора происходило измерение шага забивки шпунта крепления откоса котлована, что позволило службе сделать вывод о нарушении обществом требований технологической карты в части установленного шага забивки шпунта; обществом в материалы дела представлены доказательства, свидетельствующие о допустимости установки шпунтов с расстоянием один метр; ошибочны выводы о том, что выявленные службой в ходе проверки нарушения, а также аварийная ситуация на объекте общества 27.10.2018 создали угрозу причинения вреда жизни, здоровью жителей многоквартирного дома по адресу: г. Иркутск, ул. 4-я Железнодорожная, д. 23 а (далее – МКД N 23а); протокол и постановление об административном правонарушении не содержат характеристику элементов инкриминируемого обществу правонарушения.

В представленном отзыве на кассационную жалобу служба просит оставить ее без удовлетворения, обжалуемые судебные акты без изменения.

Участвующие в судебном заседании представители общества и службы поддержали правовые позиции, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее соответственно.

Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), правильность применения Арбитражным судом Иркутской области и Четвертым арбитражным апелляционным судом норм материального права и соблюдение ими норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.

Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании распоряжения руководителя службы N 1092-срп от 12.10.2018 в период с 22.10.2018 по 31.10.2018 проведена внеплановая программная проверка общества на предмет соответствия выполнения работ и применяемых материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности (за исключением объектов капитального строительства, на которые требования энергетической эффективности не распространяются) и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов; наличия разрешения на строительство; выполнения требований частей 2, 3 и 3.1 статьи 52 ГрК РФ.

В ходе проведенной проверки выявлены нарушения на объекте капитального строительства “Жилой комплекс (первый этап строительства)”, расположенный по адресу: г. Иркутск, пересечение улиц 4-я Железнодорожная и Румянцева, повлекшие за собой причинение материального вреда и создание угрозы причинения вреда жизни или здоровью граждан, а именно: в нарушение требований проектной документации шифр 096-16-6ПОС, пункта 9.4 СП 22.13330.2016 “Основания зданий и сооружений”, пункта 5.1.2 СНиП 12-04-2002 “Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство” в проекте производства работ объекта капитального строительства отсутствуют решения по креплению всех 4 откосов котлована. Крепление трех откосов котлована отсутствует; в нарушение технологической карты на крепление откоса котлована, утвержденной 17.08.2018 генеральным директором общества, шаг забивки шпунта шпунтового ограждения составляет от 1 м до 1,05 м; в нарушение требований проектной документации шифр 096-16-6ПОС ограждение строительной площадки выполнено за пределами земельных участков, вплотную к МКД N 23а; в нарушение требований проектной документации шифр 096-16-6ПОС ворота для выезда строительной техники со стороны ул. 4-я Железнодорожная расположены вплотную к МКД N 23а; в нарушение требований проектной документации шифр 096-16-6ПОС информационный щит и план пожарной защиты установлены только на въезде на строительную площадку со стороны ул. Румянцева; в нарушение требований проектной документации шифр 096-16-6ПОС пункт мойки колес на строительной площадке отсутствует; в нарушение требований проектной документации шифр 096-16-6ПОС устройство временных дорог для движения строительной техники и автотранспорта на Объекте не выполнено; проектная документация шифр 096-16-3АР-1 (лист 2) в отношении количества квартир в блок-секции N 1 не соответствует разрешению на строительство N 38-ru38303000-214-2018 от 20.06.2018; в нарушение требований проектной документации шифр 096-16-6ПОС акты освидетельствования скрытых работ на устройство естественных оснований под земляные сооружения, фундаменты, трубопроводы в котлованах, траншеях или на поверхности земли, уплотнение предусмотренных проектом вскрытых оснований, инженерные мероприятия по закреплению грунтов и подготовке оснований (цементация, дренирование, заделка трещин, устройство грунтовых подушек и др.) у застройщика отсутствуют; в нарушение СП 22.13330.2016 “Основания зданий и сооружений” в проектной документации отсутствует раздел с программой геотехнического мониторинга, геотехнический прогноз влияния строительства на изменение напряженно деформированного состояния окружающего грунтового массива, в том числе оснований окружающей застройки, застройщиком не выполнялся; в нарушение статьи 53 ГрК РФ застройщиком не осуществляется строительный контроль за соответствием выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям к строительству; в нарушение требований РД-11-02-2006 в общем журнале работ не заполнены разделы 4, 5, 6. Результаты проверки отражены в акте проверки от 31.10.2018 N 1092/18.

Предписанием от 31.10.2018 обществу предписано устранить выявленные нарушения в срок до 01.12.2018.

По факту выявленных в ходе проверки нарушений, а также аварийной ситуации, возникшей на объекте строительства – “Жилой комплекс (первый этап строительства)”, расположенном по адресу: г. Иркутск, пересечение улиц 4-я Железнодорожная и Румянцева, повлекшей за собой причинение материального вреда и создание угрозы причинения вреда жизни или здоровью жителей МКД N 23а, должностным лицом службы в отношении общества составлен протокол N 1092-2/18 от 07.11.2018 об административном правонарушении, которым действие общества по выполнению строительных работ с нарушением требований технологической карты на крепление откоса котлована квалифицировано по части 2 статьи 9.4. КоАП РФ.

По результатам рассмотрения указанного протокола и других материалов дела N 2-164/18 об административном правонарушении руководителем службы вынесено постановление N 2-164/18 от 11.12.2018, которым общество признано виновным в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.4 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в минимальном размере 300 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, общество оспорило его в арбитражном суде.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции с учетом конкретных фактических обстоятельств по настоящему делу пришел к выводу о доказанности службой наличия в действиях общества состава предусмотренного частью 2 статьи 9.4. КоАП РФ правонарушения и о соблюдении установленного порядка привлечения к административной ответственности.

Четвертый арбитражный апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции, признав их законными и обоснованными.

В соответствии с положениями статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела (часть 6). При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7).

Статьей 9.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий) (часть 1).

Действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, которые повлекли отступление от проектных значений параметров зданий и сооружений, затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства и (или) их частей или безопасность строительных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, либо которые повлекли причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, либо которые создали угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток (часть 2).

Императивное требование о недопустимости возникновения угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений при строительстве, реконструкции, капитальном и текущем ремонте здания или сооружения, консервации объекта, строительство которого не завершено, содержится в части 1 статьи 5, статьях 7 и 35 Федерального закона N 384-ФЗ.

Согласно статье 52 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 1). Лицо, осуществляющее строительство, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации (часть 3). Лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда), проектной документацией, требованиями к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленными на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенным использованием земельного участка, ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия (часть 6).

Предметом государственного строительного надзора в отношении объектов капитального строительства является проверка, в том числе соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности (за исключением объектов капитального строительства, на которые требования энергетической эффективности не распространяются) и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов (пункт 1 части 2 статьи 54 ГрК РФ).

Судами установлено, что основанием для составления протокола об административном правонарушении N 1092-2/18 от 07.11.2018 и вынесения в отношении общества постановления N 2-164/18 от 11.12.2018 послужило выявление службой нарушений требований технического регламента о безопасности зданий и сооружений, проектной документации, а также аварийная ситуация на объекте строительства, создавшая угрозу причинения вреда жизни, здоровью жителей МКД N 23а.

В частности, обществом допущены отклонение шпунтового ограждения от вертикали в сторону котлована со стороны МКД N 23а в результате аварийной ситуации, возникшей на трубопроводе системы водоснабжения, затопления котлована объекта, размывания грунта и обрушения откоса со стороны МКД N 23а, повлекшие угрозу причинения вреда жизни и здоровью жителей указанного МКД, а также отсутствие актов освидетельствования скрытых работ на устройство естественных оснований под земляные сооружения, фундаменты, трубопроводы в котлованах, траншеях или на поверхности земли, уплотнение предусмотренных проектом вскрытых оснований, инженерные мероприятия по закреплению грунтов и подготовке оснований (цементация, дренирование, заделка трещин, устройство грунтовых подушек и др.), отсутствие в проектной документации раздела с программой геотехнического мониторинга, неведение геотехнического прогноза влияния строительства на изменение напряженно-деформированного состояния окружающего грунтового массива, в том числе оснований окружающей застройки, и неосуществление строительного контроля за соответствием выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям к строительству.

Указанные нарушения подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами, в том числе актом проверки N 1092/18 от 31.10.2018, дополнительной информацией и фотоснимками к заключению ООО “МЕТАЛЛОТЕСТ” N 8145 от 06.11.2018, технологической картой на крепления откосов котлована, утвержденной 17.08.2018 генеральным директором общества.

Также суды установили, что у общества как лица, осуществляющего строительство, имелась возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, однако им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, что свидетельствует о наличии его вины в совершении административного правонарушения в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.

Процессуальных нарушений при вынесении оспариваемого постановления судами первой и апелляционной инстанций не установлено.

При таких обстоятельствах суды на основании части 3 статьи 211 АПК РФ правомерно отказали в удовлетворении требований о признании незаконным и отмене постановления N 2-164/18 от 11.12.2018 о привлечении общества к административной ответственности.

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что выводы судов по данному основаны на оценке всех доказательств, представленных участвующими в деле лицами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии с главой 7 АПК РФ на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, установлении всех обстоятельств, имеющих значение при рассмотрении настоящего спора, и правильном применении положений норм материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом исследования в ходе судебного разбирательства, получили соответствующую правовую оценку и по существу основаны на неправильном толковании приведенных выше норм права, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и направлены на переоценку доказательств и установление фактических обстоятельств дела, отличных от установленных судами, что в силу положений главы 35 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.

Доводы общества о необоснованности выводов службы о нарушении предусмотренного технологической картой расстояния забивки шпунтов ограждения, обоснованно признаны судом первой инстанции не свидетельствующими об отсутствии в действиях (бездействии) общества состава вменяемого административного правонарушения.

Кроме того, ссылка общества на то, что выявленные службой нарушения являлись предметом судебной проверки по делу N А19-29566/2018, подлежат отклонению, поскольку основания, послужившие основанием для вынесения службой оспариваемого в рамках указанного дела постановления N 2-151/18 от 13.11.2018 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 9.4 КоАП РФ, отличны от оснований привлечения общества к административной ответственности постановлением службы N 2-164/18 от 11.12.2018.

При таких обстоятельствах, а также ввиду отсутствия нарушений судами норм материального и процессуального права, в том числе предусмотренных статьей 288 АПК РФ, решение Арбитражного Иркутской области и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.

Руководствуясь статьями 274, 286 – 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 20 марта 2019 года по делу N А19-3339/2019 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 05 июня 2019 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий А.Н.ЛЕВОШКО

Судьи Л.А.КАДНИКОВА, И.Б.НОВОГОРОДСКИЙ

Просмотров: 1472

No votes yet.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code