ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ: ПОНЯТИЕ, СОВРЕМЕННОЕ ТОЛКОВАНИЕ

Ф.С.Бекирова

Аннотация. Статья посвящена современному толкованию такого понятия, как государственный суверенитет в условиях глобализации. Интеграционные процессы, развитие цивилизации, открытость стран к взаимодействию с другими странами, установление межгосударственных связей, взаимозависимость стран и их народов в политической, общественной и международной жизни обусловили необходимость новых трактовок понятия государственного суверенитета, отличающегося от его первоначального значения и понимания, в связи с чем встает вопрос о целесообразности сохранения прежнего понимания государственного суверенитета.

В настоящей статье указано, что глобализация в целом способствует изменению и ограничению суверенитета, и при этом сам процесс имеет две стороны: во- первых, усиливаются внешние факторы, изменяющие государственный суверенитет; во-вторых, существует ряд государств, добровольно идущих на ограничение суверенитета, что приводит к переменам в политике таких государств.

Ключевые слова: государственный суверенитет, государство, суверенитет, верховная власть, независимость, глобализация, интеграция, верховенство государственной власти, политика.

 

Суверенитет, как в настоящее время, так и в прошлые годы являлся одним из главных и неотъемлемых признаков независимого и самостоятельного государства, в том числе и России. Суверенитет — это независимость и самостоятельность государства и государственной власти от внешнего влияния со стороны других государств.

В деле государственной и национальной безопасности любого государства первостепенную важность приобретают вопросы государственного суверенитета, в том числе они важны и для современной России. В Российской Федерации актуально стоит вопрос сохранения и дальнейшего развития государственного суверенитета.

Однако считаю, что прежде чем перейти к рассмотрению вопроса о сохранении государственного суверенитета в условиях настоящей глобализации и изменений, происходящих в мире, необходимо определить само понятие «государственный суверенитет», поскольку существует много походов к его интерпретации.

Для определения государственного суверенитета и использования этого понятия в юридической практике необходимо уяснить понятие государства. Общепринято, что государство — это своего рода организация, располагающая специальным аппаратом управления, издающая общеобязательные для всех лиц законы, и обладающая верховной политической властью на всей территории страны. Главное назначение государства — управление обществом. Эффективность управления обществом зависит прежде всего от качества ведения внутренней и внешней политики. Для того, чтобы эти внутренние и внешние дела государства имели не зависящий от кого бы то ни было характер, они нуждаются в суверенитете, который выступает гарантией их неприкосновенности со стороны других стран [1, с. 115].

Под суверенитетом как правило понимают верховенство государственной власти внутри самой страны и ее независимость от внешнего воздействия.

В начале XX в. российский ученый В. М. Гессен, анализируя вопрос о суверенитете государства, отметил: «В настоящее время суверенитет является не материальным понятием силы, а чисто формальным понятием права… Прежде из-за суверенитета воевали короли, теперь о нем спорят профессора. Прежде для того, чтобы отстоять его, не жалели крови, теперь для того, чтобы объяснить его, не жалеют чернил» [2, с. 85].

Само слово «суверенитет» (англ. sovereignty, нем. Souveranitat; фр. souverainete), как и большая часть используемых юридических терминов, имеет латинское происхождение и происходит от слова superanus, обратившийся в старофранцузское sovereigns — «верховная власть, верховенство».

Суверенитет является неотъемлемым признаком государства, который определяется единым политическим содержанием, включающим в себя возможность верховной и независимой государственной власти, самостоятельно осуществлять свою волю и правление, закрепляя все основы суверенитета в законодательстве государства.

Так, например Бредихин А. Л., выделяет такие основные характеристики суверенитета:

— возможность носителя верховной власти самостоятельно определять и ре- ализовывать свою волю. Это означает, что носитель суверенной власти имеет право издавать веления, исходя из сугубо собственных интересов;

— верховная власть должна осуществляться без внешних ограничений, то есть другие суверенные субъекты не имеют прав влиять или иным образом вмешиваться в политико-правовые процессы этого государства;

— верховная власть должна иметь свои институты, с помощью, которых и будет осуществлять свои властные полномочия;

— любые решения принятые носителем суверенитета должны быть выражены в юридических нормах [3, с. 142].

Суверенитет государства — качество государства самостоятельно и независимо от каких-либо других стран реализовывать свои функции как на территории данного государства и за его пределами, так и на международной арене.

Одним из основополагающих документов в формировании суверенитета Российской Федерации является Декларация «О государственном суверенитете РСФСР», приня-тая 12 июня 1990 г. первым Съездом народных депутатов РСФСР, которая была взята в основу при разработке новой Конституции Российской Федерации.

Суверенитет государства выражается в верховенстве государственной власти, ее независимости и единстве.

Государственный суверенитет включает в себя экономические, политические и правовые стороны.

С экономической стороны государственный суверенитет проявляется во владении территорией, природными ресурсами, культурным достоянием и пр.

С политической стороны государственный суверенитет характеризуется стабильной, развитой политической организацией государственной власти.

Правовой стороной государственного суверенитета являются конституция, законодательство, общепризнанные принципы международного права, предполагающие равенство всех государств, их территориальную целостность, невмешательство во внутренние и внешние дела друг друга.

Суверенитет государства распространяется на все его внутренние и внешние взаимоотношения. В пространственном же понимании государственный суверенитет распространяется на всю территорию государства в пределах его границ и ведения. Основы суверенитета отражены в Конституции Российской Федерации.

Указанные выше понятия государственного суверенитета нашли свое отражение и в Конституции Российской Федерации. Так, часть 1 статьи 4 предусматривает, что суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию. Часть 1 статьи 82 Конституции Российской Федерации, предусматривающая присягу Президента Российской Федерации, гласит: «Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу» [4].

Верховенство государственной власти означает, что только народ или полномочные государственные органы выражают в конституции и иных нормативных правовых актах основу социальных отношений и внутригосударственную организацию [5, с. 172]. Государственная власть осуществляется прежде всего в законотворчестве. Верховенство Конституции Российской Федерации — основное проявление верховенства государственной власти.

Единство государственной власти проявляется в существовании единого органа и системы органов, являющихся высшей государственной властью. Это говорит о том, что государственные органы, осуществляя свои функции и полномочия, выполняют единые и общенациональные задачи государства. Поэтому даже при разделении властей (законодательная, исполнительная, судебная) органы государства должны действовать согласованно, едино и не принимать взаимоисключающих решений.

Самостоятельность и независимость государства и государственной власти проявляется в их действиях, самостоятельных и независимых как от политических организаций в данном государстве, так и от иностранных государств и международных организаций [6, с. 145] .

Основные составляющие государственного суверенитета также нашли свое отражение в Постановлении Конституционного Суда РФ от 07.06.2000 № 10-П, в котором указано, что верховенство, независимость и самостоятельность государственной власти на территории Российской Федерации и независимость в международном общении, являются качественным признаком России как государства [7].

В современном понимании суверенитет представляет собой особый правовой статус государственной власти, благодаря которому она является высшей и независимой.

Государственный суверенитет состоит из таких основополагающих принципов, как единство территории и границ, защищенность территориальных границ и стороннее невмешательство во внутренние дела государства. Если какое-то иное внешнее государство или сила нарушают границы другого государства или заставляют его принять решение, которое не отвечает национальным интересам этого государства и его народа, то это является нарушением государственного суверенитета. Тогда это явно говорит о слабости этого государства, его бессилии обеспечить свой суверенитет и общенациональные и государственные интересы.

Так, согласно Уставу Организации Объединенных Наций, принятому странами-участниками ООН в г. Сан-Франциско 26.06.1945 г., предусмотрено, что «все члены Организации Объединенных Наций воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с Целями Объединенных Наций» [8].

Однако, учитывая темпы глобализации, современные государства вступают в межгосударственные образования, в связи с чем становится вопрос о возможном ограничении государственного суверенитета.

В течение длительного времени изучается вопрос о возможном делении суверенитета. По мнению Федорченко В. В., государство как носитель властной системы, вынуждено делить суверенитет с международными организациями и неправительственными движениями [9, с. 95].

Принцип невмешательства во внутреннюю политику и дела государства является одним из основополагающих принципов взаимоотношений между государствами и, как следствие, гарантом суверенитета.

Конец ХХ — начало XXI веков показали, что указанный принцип невмешательства в дела конкретного государства существенно изменяется и, можно сказать, не соблюдается рядом государств, что привело к изменениям «правил игры» на международной арене.

Сама глобализация подразумевает процесс объединения национальных экономик государств с целью создания единой экономической системы.

Глобализация — это естественный и исторический процесс сотрудничества государств. В тоже время глобализация усиливает неравенство стран в экономическом и политическом развитии. Так, на протяжении длительного времени существовало мнение о доминировании Запада.

Однако сейчас действующими лицами в мировой политике являются азиатские страны — Япония, Индия и Китай, которые показывают более высокие темпы развития и роста экономики.

Характерной чертой глобализации являются такие сферы деятельности государства, как: политика, экономика, социальная и информационная сферы.

В развитии глобализации заинтересованы экономически развитые государства. Это дает им возможность контролировать развитие экономики более «слабых» государств и вмешиваться во внутреннюю и внешнюю политику таких стран.

Конкуренцию существующим государствам в настоящее время составляют межгосударственные организации, транснациональные корпорации (ТНК), которые зачастую определяют экономическое и политическое состояние целых государств, что приводит к взаимозависимости государств. Все это ведет к перевороту в распространенном понимании суверенитета государства, где принудительное и силовое внешнее вмешательство является крайней мерой воздействия на суверенное государство. И в качестве мер принуждения является не только экономическое давление, но угроза вторжения.

Такое влияние и давление со стороны межгосударственных объединений приводит к тому, что государство не по своей воле становится открытым для внешнего воздействия, в результате чего теряется либо ограничивается государственный суверенитет.

Существуют такие понятия, как формальный или ограниченный суверенитет. Формальным суверенитет считается тогда, когда он юридически закрепляется в правовых актах, однако фактически, в виду влияния других государств, вмешивающихся в дела государства, не осуществляется. Частичное ограничение суверенитета бывает принудительным и добровольным.

Принудительное ограничение суверенитета имеет место в отношении побежденного в войне государства со стороны государства-победителя. Говоря о современном ограничении суверенитета, он может иметь место при принудительных мерах к государству-нарушителю, а именно: в части применения экономических санкций.

Добровольное ограничение суверенитета возможно только самим государством, для достижения определенных для нескольких государств общих целей, также тогда, когда государства вступают в федерацию и передают часть своих суверенных прав федерации.

С другой стороны, по мнению ряда ученых, именно такое «ограничение суверенитета «сверху» приводит к тому, что через участие в транснациональной кооперации и передачу части своих полномочий экстерриториальным органам управления государство «увеличивает свои шансы влияния и организационного формотворчества». Таким образом, роль международных структур среди прочего заключается в трансформации института государства и переориентации его политики с сугубо национальных интересов на более широкий круг вопросов, стоящих перед мировым сообществом [9, с. 96].

Хотелось бы сказать, что процесс глобализации имеет как положительные стороны, так и отрицательные. Положительным является то, что государства, вступающие в международные организации или объединения, политика которых может ограничить государственный суверенитет, рассчитывают на определенные преимущества на международной арене.

Однако не всегда ожидаемое совпадает с действительным и положительный эффект от глобализации может получить только одно государство.

Происходящие в мире в последние годы события наглядно показали, что институт государства претерпевает существенные изменения. Мир пережил финансово-экономические кризисы, человеческий кризис, проявившийся в государственных переворотах, митингах, человеческих потерях.

Все перечисленные события стали проявлением кризиса института государства и государственного суверенитета. Массовые митинги и протесты стали своего рода испытанием на жизнеспособность и стабильность ряда государств.

Глобализация бросает мощный вызов основам государства и государственного суверенитета. Все это заставляет переосмыслить роль государства в современном мире.

По мере усиления глобализации государства все чаще сталкиваются с внешним вмешательством и давлением как во внутренней, так и во внешней политике. На сегодняшний день большинство государств «формально» являются суверенными, испытывая серьезное давление со стороны других государств, военных блоков, политических и международных организаций.

Площадь для действий государств сужается по мере развития процессов глобализации. Во внешней политике создание межгосударственных отношений практически не обходится без участия третьих стран, международных организаций. Невозможно представить столкновение или конфликт двух государств без вмешательства третьей стороны. А вопросы внутренней политики перестают быть внутренними и выносятся на международный уровень.

Претерпевает изменения понятие государственного суверенитета в экономической сфере. Суверенитет государства в экономической сфере заключается в проведении самостоятельной и независимой экономической политики. Растущая взаимозависимость национальных экономик способствует тому, что экономики государств тесно переплетаются и становятся взаимозависимыми.

Развитие мировой экономики в условиях глобализации открывает национальные рынки частным компаниям транснационального уровня. Возникли новые стороны мировых экономических отношений — транснациональные компании, усилилось значение международных организаций, корпораций. Экономика становится все более зависимой от внешней ситуации, от цен на нефть, курса мировых валют, показателей мировых фондовых бирж и др.

Государствам приходится мириться с тем, что часть производства осуществляется под контролем компаний, чьи интересы не всегда совпадают с интересами государства, что является ограничением государственного суверенитета. В современных условиях государственный суверенитет имеет весомое значение и является определенным гарантом существования независимых государств.

Таким образом, процесс глобализации влияет на государственный суверенитет как во внутренней, так и во внешней политике, приводя к существенным переменам в развитии государства. В условиях мировой глобализации вопрос о возможном ограничении государственного суверенитета становится также актуальным и для России, активно вовлеченной в процесс формирования национальной и глобальной экономики.

Литература

1. Бурыкин В. Н., Володин Н. В., Иваненко К. В. Проявления государственного суверенитета в современном мире и России // Правовая инициатива. 2013. № 5.
2. Кузьмин Э. Л. О государственном суверенитете в современном мире // Журнал российского права. М.: Норма. 2006. № 3.
3. Бредихин А. Л. Суверенитет как политико-правовой феномен: Монография, 2012.
4. Конституция РФ. Конституция Российской Федерации от 25 декабря 1993 года, с изменениями от 30 декабря 2008 года. Январь. 21. 2009. Российская газета. Федеральный выпуск № 4831 (0).
5. Ряховская Т. А. Действие Конституции Российской Федерации // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2011. № 8 (14): В 4-х ч. Ч. 6.
6. Авакьян С. А. Конституционное право России: Учебный курс. В 2 т. Т. 1. Изд-во: Норма. 2017. — 864с.
7. Постановление Конституционного Суда РФ от 07.06.2000 N 10-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // URL: http://constitution.garant.ru/act/federative/12119810/chapter/8612628b383135 c4a43fc3f4ead7dde4/
8. Устав Организации Объединенных Наций // http://constitution.garant.ru/act/federative/12119810/chapter/8612628b383135 c4a43fc3f4ead7dde4/
9. Федорченко В. С. Международные структуры как инструменты ограничения государственного суверенитета // Власть. 2013. № 7.

Источник: Научно-практический журнал «Северо-Кавказский юридический вестник», 2018, № 4

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

code