Апелляционное определение Саратовского областного суда от 20.08.2019 по делу N 33-6072/2019

Требование: О признании незаконным бездействия, возложении обязанности устранить нарушения законодательства в сфере антитеррористической защищенности.
Обстоятельства: В ходе проверки было установлено, что охрана в учреждении осуществляется сторожами и сотрудниками учреждения, что является нарушением закона, создает угрозу жизни и здоровью обучающихся; по этому факту в адрес заведующего образовательным учреждением вносилось представление об устранении нарушений закона, которое не было удовлетворено, нарушения не были устранены.
Решение: В удовлетворении требования отказано.

 

САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 20 августа 2019 г. по делу N 33-6072

Судья Торопова С.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:

председательствующего Грибалевой М.Н.,

судей Филатовой В.Ю., Саяпиной Е.Г.,

при секретаре Т.,

с участием прокурора Литвишко Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кировского района города Саратова в защиту неопределенного круга лиц к муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению “Детский сад N 122”, администрации Кировского района муниципального образования “Город Саратов” о признании незаконным бездействия, возложении обязанности устранить нарушения законодательства в сфере антитеррористической защищенности по апелляционной жалобе администрации муниципального образования “Город Саратов” на решение Кировского районного суда города Саратова от 11 апреля 2019 года, которым исковые требования удовлетворены частично.

Заслушав доклад судьи Филатовой В.Ю., заключение прокурора Литвишко Е.В., полагавшей решение суда законным и не подлежащим отмене, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия

установила:

прокурор Кировского района города Саратова обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению (далее – МАДОУ) “Детский сад N 122”, администрации Кировского района муниципального образования “Город Саратов” о признании незаконным бездействия, возложении обязанности устранить нарушения законодательства в сфере антитеррористической защищенности.

Исковые требования обоснованы тем, что по результатам проведенной прокуратурой Октябрьского района города Саратова по поручению прокуратуры Саратовской области N 7/3-25-2018 от 25 октября 2018 года проверки исполнения законодательства об антитеррористической защищенности объектов в МАДОУ “Детский сад N 122” установлено, что охрана в учреждении осуществляется сторожами и сотрудниками учреждения, что является нарушением Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ “О противодействии терроризму”, создает угрозу жизни и здоровью обучающихся. По данному факту в адрес заведующего образовательным учреждением 04 декабря 2018 года вносилось представление об устранении нарушений закона, которое не было удовлетворено, нарушения не устранены.

Неисполнение МАДОУ “Детский сад N 122” возложенных законом обязанностей может привести к возникновению вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц.

Истец просил суд признать незаконным бездействие МАДОУ “Детский сад N 122”, выразившееся в неустранении нарушений законодательства в сфере антитеррористической защищенности, возложить на МАДОУ “Детский сад N 122” обязанность устранить нарушения законодательства в сфере антитеррористической защищенности, обеспечить охрану МАДОУ “Детский сад N 122” сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны в течение 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решением Кировского районного суда города Саратова от 11 апреля 2019 года признано незаконным бездействие МАДОУ “Детский сад N 122”, выразившееся в неустранении нарушений законодательства в сфере антитеррористической защищенности, на МАДОУ “Детский сад N 122” возложена обязанность принять меры к устранению нарушения законодательства в сфере антитеррористической защищенности в части обеспечения охраной соответствующего муниципального дошкольного образовательного учреждения сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны. В удовлетворении остальной части требований отказано.

В апелляционной жалобе администрация муниципального образования “Город Саратов” просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Обосновывая доводы жалобы, анализируя нормы материального права, указывает о том, что возложение обязанности обеспечения охраны детского учреждения, являющегося бюджетным, на вахтеров и сторожей не противоречит действующему законодательству, возлагающему ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях), которыми принимается коллегиальное решение о достаточности организации охраны в учреждении. Указывает о том, что бюджетное образовательное учреждение финансируются за счет средств бюджета муниципального образования “Город Саратов” на основе бюджетной сметы. Ссылается на отсутствие финансовой возможности выполнения заявленных требований, учитывая, что обязательства муниципального образования “Город Саратов” обеспечиваются только на 30%.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель прокуратуры Кировского района города Саратова просит решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание судебной коллегии не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда в части признания незаконным бездействия, возложения обязанности устранить нарушения по следующим основаниям.

Статья 1 Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ “О противодействии терроризму” определяет, что правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти.

В соответствии с требованиями Федерального закона “О противодействии терроризму” Правительством Российской Федерации принято постановление от 07 октября 2017 года N 1235 “Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территории), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)”, которое вступило в силу с 21 октября 2017 года, и которым установлены обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации.

В силу положений п. 22, п. “а” и п. 24 Требований к антитеррористической защищенности в отношении объектов (территорий) первой категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным п. 22 настоящих требований, осуществляются и мероприятия по обеспечению охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, МАДОУ “Детский сад N 122” является дошкольным образовательным учреждением с бюджетным финансированием, учредителем учреждения выступает администрация муниципального образования “Город Саратов” в лице администрации Кировского района муниципального образования “Город Саратов”.

По результатам проведенной прокуратурой Кировского района города Саратова проверки исполнения законодательства об антитеррористической защищенности МДОУ “Детский сад N 122” установлено, что охрана в указанном учреждении возложена в дневное время на администрацию учреждения и педагогический персонал, в ночное время, выходные дни и праздничные дни на сторожей.

По данному факту в адрес главы администрации Кировского района муниципального образования “Город Саратов” вносилось представление от 23 мая 2018 года N 30-2018 об устранении нарушений закона, в ответе на которое администрация учреждения не оспаривает нарушение действующего законодательства, принимает меры по устранению выявленных нарушений.

Паспорт безопасности образовательного учреждения, разработан в соответствии с постановлением Правительства РФ от 07 октября 2017 года N 1235, согласован и утвержден в январе 2018 года.

Во исполнение Требований к антитеррористической защищенности в образовательном учреждении МАДОУ “Детский сад N 122” была создана комиссия по обследованию и категорированию образовательного учреждения в составе его руководителя, а также представителей ГУ МЧС России по Саратовской области, Управления ФСВНГ России по Саратовской области и Управления ФСБ России по Саратовской области.

Согласно акту обследования и категорирования места массового пребывания людей 18 декабря 2017 года комиссией проведено изучение исходных данных, обследование структурного подразделения МАДОУ “Детский сад N 122”. Комиссией в отношении образовательного учреждения присвоена 1 категория опасности, а также даны рекомендации по обеспечению охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание вневедомственной охраны.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, исследовав представленные в материалы дела доказательства (ст. 67 ГПК РФ), исходил из того, что образовательное учреждение относится к категории объектов опасности, в отношении которых в обязательном порядке предусмотрено выполнение ряда мероприятий по антитеррористической защищенности, в том числе путем обеспечения охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, принял во внимание отсутствие доказательств, свидетельствующих о выполнении указанных мероприятия, в связи с чем пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований о признания незаконным бездействия МАДОУ “Детский сад N 122” и возложении обязанности устранить нарушения законодательства.

Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда первой инстанции в связи со следующим.

В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ “О противодействии терроризму” противодействие терроризму представляет собой деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц, в том числе по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом).

В силу пп. 1, 3, 7.1, ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” к вопросам местного значения городского поселения относятся: составление и рассмотрение проекта бюджета поселения, утверждение и исполнение бюджета поселения, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета поселения; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения.

Аналогичные полномочия содержатся в ст. 6 Устава муниципального образования “Город Саратов”, принятого решением Саратовской городской Думы от 18 декабря 2005 года N 67-649.

В соответствии с п. 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 05 октября 2009 года, расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.

Положениями ст. 8 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” предусмотрено, что обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам.

Таким образом, из приведенных выше правовых предписаний следует, что исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.

Как следует из материалов дела, МАДОУ “Детский сад N 122” является муниципальным автономным дошкольным образовательным учреждением, учредителем которой является муниципальное образование “Город Саратов”, функции учредителя учреждения, в части, определенной решениями Саратовской городской Думы, и иными муниципальными правовыми актами от имени администрации муниципального образования “Город Саратов” осуществляет администрация Кировского района муниципального образования “Город Саратов”.

В соответствии с положениями п. 7.1 Устава МАДОУ “Детский сад N 122”, финансовое обеспечение деятельности осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

К источникам формирования имущества, финансовых ресурсов МАДОУ относятся, в частности, субсидии из бюджета муниципального образования “Город Саратов” и иных не запрещенных федеральными законами источников, внебюджетные средства (добровольные взносы и пожертвования и т.д.).

В силу п. 7.7 Устава МАДОУ “Детский сад N 12” организует рациональное и экономическое расходование бюджетных средств, направляемых на содержание и осуществление им своих функций, также обеспечивает целевое использование средств, полученных как из бюджетных, так и внебюджетных источников.

Из положений главы 7 устава следует, что финансирование деятельности МАДОУ осуществляется прежде всего за счет средств бюджета учредителя – муниципального образования “Город Саратов”.

Из содержания Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ “О некоммерческих организациях” следует, что дошкольные учреждения являются бюджетными учреждениями, финансовое обеспечение которых осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Исходя из общих начал гражданского законодательства и приведенных выше положений паспорта безопасности МАДОУ “Детский сад N 122” обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, осуществляется на основании соответствующего гражданско-правового договора на возмездной основе.

По смыслу закона орган местного самоуправления участвует в финансировании мероприятий в сфере антитеррористической защищенности и с учетом установленных по делу обстоятельств финансирование деятельности данного учреждения осуществляется, прежде всего, за счет средств бюджета учредителя – муниципального образования “Город Саратов”.

Между тем сведений о получении (выделении) МАДОУ “Детский сад N 122” на день рассмотрения настоящего дела из бюджета муниципального образования, достаточных денежных средств для проведения предусмотренных п. “а” п. 23 Требований к антитеррористической защищенности мероприятий в материалах дела не имеется.

Не имеется в материалах дела и достоверных сведений о наличии у МАДОУ “Детский сад N 122” самостоятельной финансовой возможности оплачивать услуги выше обозначенных охранных организаций, в частности, за счет поступающих в учреждение денежных средств из внебюджетных источников.

Таким образом, не имеется достоверных и безусловных оснований полагать о получении МАДОУ “Детский сад N 122”, в том числе из бюджета муниципального образования, достаточного финансирования на цели обеспечения охраной МАДОУ сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, в том числе на заключение соответствующих договоров с охранными организациями.

При этом из материалов дела следует, что со стороны образовательного учреждения на протяжении 2018 – 2019 годов принимались меры по устранению выявленных прокуратурой нарушений Требований к антитеррористической защищенности, в частности посредством обращения к учредителю с просьбой о выделении денежных средств.

С учетом изложенного, вопреки доводам прокурора и выводам суда первой инстанции, судебная коллегия полагает, что необеспечение МАДОУ “Детский сад N 122” охраной сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, обусловлено не произвольным (виновным) уклонением учреждением от проведения указанных выше мероприятий, а объективным фактором – отсутствием у образовательного учреждения как некоммерческой организации финансовой возможности по проведению таких мероприятий.

Также судебная коллегия учитывает представленные в материалы дела доказательства, согласно которым общая ориентировочная потребность на выполнение заявленных требований составляет 260000000 руб., в том числе на организацию квалифицированной физической охраны – 124000000 руб. ежегодно, однако в связи с низкой бюджетной обеспеченностью муниципального образования “Город Саратов” не представляется возможным предусмотреть средства на выполнение требований в полном объеме.

Расходные обязательства муниципального образования “Город Саратов” обеспечиваются только на 30%, администрацией муниципального образования “Город Саратов” неоднократно поднимался вопрос об увеличении доходной части бюджета, направлялись обращения в Правительство Саратовской области о рассмотрении возможности законодательного установления нормативов отчислений в бюджеты муниципальных образований от налоговых доходов, подлежащих зачислению в региональный бюджет.

Таким образом, в связи с отсутствием оснований полагать о наличии виновного бездействия МАДОУ “Детский сад N 122” в неустранении нарушений законодательства в сфере антитеррористической защищенности в части обеспечения охраной его сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, требования прокурора нельзя признать обоснованными и подлежащими удовлетворению.

С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда в части признания незаконным бездействия МАДОУ “Детский сад N 122”, выразившегося в неустранении нарушений законодательства в сфере антитеррористической защищенности, возложении на МАДОУ “Детский сад N 122” обязанности принять меры к устранению нарушения законодательства в сфере антитеррористической защищенности в части обеспечения охраной соответствующего муниципального дошкольного образовательного учреждения сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны по основаниям, предусмотренным пп. 3, 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права, принятии в данной части нового решения об отказе в удовлетворении указанных требований.

В остальной части оснований для отмены или изменения решения Кировского районного суда города Саратова от 11 апреля 2019 года не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 327, 327.1, 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Кировского районного суда города Саратова от 11 апреля 2019 года в части признания незаконным бездействия муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения “Детский сад N 122”, выразившегося в неустранении нарушений законодательства в сфере антитеррористической защищенности, возложении на муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение “Детский сад N 122” обязанности принять меры к устранению нарушения законодательства в сфере антитеррористической защищенности в части обеспечения охраной соответствующего муниципального дошкольного образовательного учреждения сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны отменить.

Принять в данной части новое решение, которым в удовлетворении требований о признания незаконным бездействия муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения “Детский сад N 122”, выразившегося в неустранении нарушений законодательства в сфере антитеррористической защищенности, возложении на муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение “Детский сад N 122” обязанности принять меры к устранению нарушения законодательства в сфере антитеррористической защищенности в части обеспечения охраной соответствующего муниципального дошкольного образовательного учреждения сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны – отказать.

В остальной части решение Кировского районного суда города Саратова от 11 апреля 2019 года оставить без изменения.

Просмотров: 510

No votes yet.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code