Гражданское дело № 2-143/2019 о выплате, не начисленной заработной платы, возложении обязанности

Гражданское дело

№ 2-143/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

03 июня 2019 года с. Новопокровка

Красноармейский районный суд Приморского края в составе судьи Савенковой Ю.А., при секретаре Дземиной А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фищук Л. Г. к Краевому государственному казенному учреждению «Приморское лесничество» в лице Рощинского филиала, Департаменту лесного хозяйства Приморского края и администрации Приморского края о выплате, не начисленной заработной платы, возложении обязанности

УСТАНОВИЛ:

    Фищук Л.Г. обратилась в суд с иском к ответчикам, просит взыскать с ответчика сумму невыплаченной заработной платы в размере 336924,66 рубля, в обосновании своих требований указав, что в соответствии с п. 1.1, трудового договора № 74 от 01.02.2008 года, она принята для выполнения работы по должности помощника участкового лесничего, с должностным окладом, компенсирующими и стимулирующими надбавками. Из смысла статей 133, 133.1, 135 ТК РФ следует, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период времени норму рабочего времени выполнившего норму труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. 01.01.2018г. минимальный размер оплаты труда составлял 9489 рублей в месяц, с 01.05.2018г. минимальный размер оплаты труда увеличен до 11163 рубля в месяц, с 01.01.2019г. минимальный размер оплаты труда увеличен до 11280 рублей. Заработная плата за отработанную месячную норму рабочего времени и выполнение нормы труда (должностных обязанностей) должна быть начислена не менее МРОТ с последующим начислением повышающей надбавки за выслугу лет (за стаж работы) в размере 30%, доплаты за работу в сельской местности в размере 25% с учётом повышающей надбавки за выслугу лет, надбавка за качество выполненных работ с учётом повышающей надбавки за выслугу лет, в размере, установленном приказом учреждения, утвержденным руководителем учреждения и далее к совокупной заработной плате начисляется районный коэффициент в размере 30% и процентная надбавка за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях 50%. В соответствии с Положением об оплате труда работников Краевого государственного казённого учреждения «Приморское лесничество», работникам учреждения, место работы которых находится в сельском населённом пункте, устанавливается доплата за работу в указанной местности в размере 25%. За период работы с 01.03.2016 года по 31.12.2018 г. работодатель начислял и выплачивал ей надбавку за работу в сельской местности за период с 01.11.2017г. по 30.11.2017г. в сумме 1636 рублей, не начисленная и не выплаченная сумма за работу в сельской местности за период с 01.03.2016г. по 31.12.2018г. составляет 69820 рублей 18 коп. 14.05.2019 г. Фищук Л.Г. заявлены уточнения исковых требований, о которых заблаговременно уведомлены участники судебного разбирательства, согласно которым взыскать в ее пользу с работодателя, невыплаченную ей заработную плату за период с 01.03.2016 г. по 30.06.2016 г. в сумме 10844 рубля 06 копеек, за период с 01.07.2016 г. по 30.06.2017 г. в сумме 72464 рубля 98 копеек, за период с 01.07.2017 г. по 31.12.2017 г. в сумме 36566 рублей 12 копеек, за период с 01.01.2018 г. по 30.04.2018 г. в сумме 28563 рублей 79 копеек, с 01.01.2018 г. по 30.04.2018 г. в сумме 82353 рубля 13 копеек, с 01.01.2018 г. по 30.04.2018 г. в сумме 56141 рубль 31 копейка, итого за период с 01.03.2016 г. по 28.02.2016 г. общая задолженность составила 286933 рубля 38 копеек.

В судебном заседании истец Фищук Л.Г. и ее представитель К.П. исковые требования уточнили, просили возложить обязанность на ответчиков начислить и выплатить заработную плату за указанные в уточнениях к исковым требованиям от 14.05.2019 г. периодам в заявленных суммах, суду истец пояснила, что надбавку 25 % получает с января 2019 г.

Представитель ответчика Департамента лесного хозяйства Приморского края по доверенности в лице директора КГКУ «Приморское лесничество» в лице Рощинского филиала В.П. в судебное заседание не явился, был уведомлен о времени и месте судебного заседания и о принесенных Фищук Л.Г. уточнениях исковых требований от 14.05.2019 г. надлежащим образом, об уважительных причинах своей неявки суд не уведомлял. Ранее при участии в судебном заседании он соглашался с заявленными исковыми требованиями частично, не возражал против удовлетворения требования о выплате Фищук Л.Г. доплаты за работу в сельской местности, просил в удовлетворении остальной части требований отказать, поддерживал представленные Департаментом лесного хозяйства Приморского края КГКУ «Приморское лесничество» возражения на исковое заявление.

Ответчик департамент Лесного хозяйства Приморского края своего представителя в судебное заседание не направил, уведомлен о времени и месте судебного заседания и о принесенных Фищук Л.Г. уточнениях исковых требований от 14.05.2019 г. надлежащим образом, об уважительных причинах своей неявки в судебное заседание не уведомлял, ранее направлял в судебное заседание возражение на исковое заявление, которое заблаговременно направлялось сторонам для сведения, согласно возражений ответчик возражает против удовлетворения исковых требований в заявленном объеме, не отрицает, что истцу не выплачивалась надбавка в размере 25 % за работу в сельской местности до 31.12.2018 г., однако считает возможным взыскать задолженность за один год по 31.12.2018 г., применив последствия исковой давности.

Ответчик администрация Приморского края надлежащим образом извещённые о времени и месте судебного заседания своего представителя в суд не направили, представили отзыв на исковое заявление, в котором просили в удовлетворении исковых требований Фищук Л.Г. отказать, указав, что по вопросам начисления заработной платы за период с 01.03.2016 года по 27.03.2018 года на пропущенный предусмотренный ч. 2 ст. 392 ТК РФ срок на обращение в суд. Заработная плата за период с март 2018 года по 28.02.2019 года начислялась Фищук Л.Г. в соответствии с установленными нормами законодательства, с учетом позиции Конституционного суда РФ выраженной в Постановлении от 07.12.2017 года № 38-П.

Суд, выслушав участников судебного заседания, проверив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 57, ст.56 ГПК РФ обязанность доказывания лежит на сторонах.

В силу статьи 15 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения – отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Трудовым кодексом Российской Федерации (статья 16).

В соответствии со статьей 135 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Частью третьей статьи 133 Трудового кодекса РФ установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Согласно статье 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации, который определяется с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации и не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (части первая, третья и четвертая).

Как следует из части одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации, месячная заработная плата работника, работающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого действует (или на которого в установленном законом порядке распространено) региональное соглашение о минимальной заработной плате, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте Российской Федерации при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности).

Установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями Трудового кодекса РФ, предусматривающими обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (ст. 22), зависимость заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, запрещение какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда (ст. 132); основные государственные гарантии по оплате труда работника (ст. 130); повышенную оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями (ст. 146).

Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (ч.ч. 1 и 2 ст. 135 ТК РФ) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда.

При этом оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (ст. ст. 148, 315, 316 и 317 ТК РФ).

Постановлением Конституционного суда РФ от 07.12.2017 года № 38-П признаны взаимосвязанные положения статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они не предполагают включения в состав минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации) районных коэффициентов (коэффициентов) и процентных надбавок, начисляемых в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

В соответствии со ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) – вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Согласно ст.149 ТК РФ – при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Размеры выплат, установленные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Постановлением администрации Приморского края «О введении отраслевых систем оплаты труда работников государственных учреждений Приморского края» от 08.05.2013 года № 168-паутвержден перечень видов компенсационных выплат в государственных учреждениях Приморского края, к которым относятся выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями; и разъяснения о порядке установления компенсационных выплат в государственных учреждениях Приморского края, согласно которым компенсационные выплаты работникам учреждений в других случаях выполнения работ в условиях, отклоняющихся от нормальных, устанавливаются с учетом статьи 149 Трудового кодекса Российской Федерации.

Работникам государственных учреждений Приморского края, место работы которых находится в сельском населенном пункте, устанавливается компенсационная выплата (доплата) за работу в указанной местности в размере 25 процентов оклада (ставки заработной платы – для работников государственных учреждений Приморского края, оплата труда которых рассчитывается, исходя из ставки заработной платы).

Судом установлено, что Фищук Л.Г. с ДД.ММ.ГГГГ работает в Рощинском филиале КГКУ «Приморское лесничество», в должности <данные изъяты>.

Соглашением об изменении трудового договора ей установлены следующие выплаты: должностной оклад, районный коэффициент, северный коэффициент, вознаграждение за выслугу лет, работодатель имеет право на выплату работнику стимулирующих и поощрительных выплат.

Положением «Об оплате труда работников краевого государственного казенного учреждения «Приморское лесничество», утвержденного приказом КГКУ «Примлес» от 24.12.2018 года № 102, предусмотрены компенсационные выплаты, в том числе пунктом 5.1 вышеуказанного Положения – работникам учреждений, место работы которых находится в сельском населенном пункте, устанавливается доплата за работу в указанной местности в размере 25 % оклада. Выплата доплаты осуществляется за счет средств краевого бюджета.

Согласно представленным расчетным листкам, в случае, если заработная плата Фищук Л.Г. за определенные месяца составляла менее установленного в указанный период минимального размера оплаты труда, работнику производилась доплата до МРОТ. Районные коэффициенты и северная надбавка не включены в состав минимального размера оплаты труда.

Согласно справке КГКУ «Приморское лесничество» долг за учреждением перед работником Фищук Л.Г. по выплате за работу в сельской местности за период с марта 2018 года по декабрь 2018 года составил 32717,63. С 01.01.2019 года доплата за работу в сельской местности выплачивается своевременно.

Согласно п. 56 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» при рассмотрении дела по иску работника, трудовые отношения с которым не прекращены, о взыскании начисленной, но не выплаченной заработной платы надлежит учитывать, что заявление работодателя о пропуске работником срока на обращение в суд само по себе не может служить основанием для отказа в удовлетворении требования, поскольку в указанном случае срок на обращение в суд не пропущен, так как нарушение носит длящийся характер и обязанность работодателя по своевременной и в полном объеме выплате работнику заработной платы, а тем более задержанных сумм, сохраняется в течение всего периода действия трудового договора.

Оценив представленные доказательства, расчетные листки истца, соглашение об изменении трудового договора, положение об оплате труда суд приходит к выводу, что в спорный период заработная плата начислялась и выплачивалась истцу ответчиком в соответствии с условиями заключенного трудового договора в размере, установленном не ниже минимального размера оплаты труда, предусмотренного федеральным законом, что соответствует требованиям трудового законодательства РФ. Таким образом, оснований для удовлетворения требований истца в заявленной части о начислении и выплате суммы задолженности по заработной плате, исходя из минимального размера оплаты труда удовлетворению не подлежат.

Однако, учитывая, что истец Фищук Л.Г. состоит в трудовых отношениях с государственным учреждением Приморского края и их место ёё работы определено сельская местность, ей должна быть установлена компенсационная выплата в размере 25 % от оклада за работу в сельской местности, поэтому требования о возложении обязанности на ответчиков произвести начисление и выплатить Фищук Л.Г. указанную доплату, подлежат частичному удовлетворению. Суд считает, что обязанность по обеспечению финансирования доплаты должна быть возложена на департамент лесного хозяйства Приморского края и администрацию Приморского края, при этом суд исходит из следующего.

Как следует из ч. 1 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

При недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государств энный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение (ч.7 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ).

Систему органов государственной власти Приморского края, в соответствии с ч. 3 ст. 8 Устава Приморского края в редакции от 12.05.2014 составляют Законодательное Собрание Приморского края Администрация Приморского края, как высший исполнительный орган государственной власти Приморского края и иные органы исполнительной власти Приморского края, которые формируются Администрацией Приморского края для реализации своих полномочий на территории Приморского края.

Согласно п. 1.4 Устава КГКУ «Примлес» учредителем (собственником имущества) учреждения является Приморский край.

От имени Приморского края функции и полномочия учредителя (собственника имущества) учреждения в пределах своей компетенции осуществляют Администрация Приморского края, Департамент лесного хозяйства Приморского края, Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края в пределах их компетенции (п. 1.5 Устава).

Учреждение находится в ведении Департамента лесного хозяйства Приморского края (п. 1.6 Устава), являющееся в соответствии с Положением о Департаменте лесного хозяйства, утвержденным Постановлением Администрации Приморского края от 05.12.2012 г. № 373-па, главным распорядителем и получателем средств краевого бюджета и осуществляющего функции главного администратора доходов краевого бюджета.

Полномочия органов исполнительной власти Приморского края при осуществлении функций учредителя краевых казенных учреждений распределены и утверждены Порядком осуществления органами исполнительной власти Приморского края функций и полномочий учредителя краевых казенных учреждений, утвержденным Постановлением Администрации Приморского края от 23.12.2011 г. № 330-па. Пунктом 6 указанного Порядка предусмотрено, что осуществление финансового обеспечения деятельности краевого казенного учреждения относится к полномочиям отраслевого органа.

Согласно ч.2 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.

Финансовое обеспечение КГКУ «Примлес» согласно Уставу осуществляется из средств краевого бюджета на основании бюджетной сметы.

В силу положений Устава Приморского края полномочия по определению общего баланса финансовых и кредитных ресурсов Приморского края, контролю и их распределению, обеспечению исполнения краевого бюджета принадлежат Администрации Приморского края, как органу государственной власти Приморского края (ч. 4 ст. 60, ч. 1 ст. 65 Устава Приморского края).

Таким образом, учитывая указанные нормы права, департамент лесного хозяйства Приморского края и Администрация Приморского края обязаны обеспечить финансирование доплаты истцу за работу в сельской местности в размере 25% оклада. Работникам государственных учреждений Приморского края, место работы которых находится в сельском населенном пункте, устанавливается компенсационная выплата (доплата) за работу в указанной местности в размере 25% оклада.

Размер оклада каждого работника определяется в порядке, предусмотренном п. 3 Положения об отраслевых системах оплаты труда работников государственных учреждений Приморского края, утвержденного постановлением Администрации Приморского края от 08.05.2013 г. № 168-па, согласно которому к окладам работников руководителем учреждения могут устанавливаться следующие повышающие коэффициенты: повышающий коэффициент за квалификационную категорию, повышающий коэффициент за специфику работы в учреждениях, повышающий коэффициент за выслугу лет. В случае установления к окладам повышающих коэффициентов, размер оклада работника определяется по установленной в данном пункте формуле. Таким образом, начисление доплаты за работу в сельской местности в размере 25% оклада должно производиться исходя из указанного в трудовом договоре оклада, который устанавливается каждому работнику с учетом повышающих коэффициентов при наличии к тому оснований, оснований для начисления таких коэффициентов судом не установлено.

Определяя период, за который должна быть начислена и выплачена доплата за работу в сельской местности, суд приходит к следующему.

В соответствии с абз. 2 ст. 392 Трудового кодекса РФ за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.

Истцом заявлены требования о выплате ему заработной платы за период с 01.03.2016 года по 28.02.2019 г. Как следует из материалов дела, истец обратился в суд с настоящим иском 29.03.2019 года. Поскольку Фищук Л.Г. знала либо должна была знать о размере и составных частях своей заработной платы, следовательно, получая неоспариваемую часть заработной платы, могла и должна была узнать о предполагаемых ею нарушениях её трудовых прав ответчиком (работодателем). О предполагаемом нарушении своих прав истец должна была знать каждый месяц при получении заработной платы в соответствии со ст. 136 ТК РФ. Однако, обратившись в суд с требованием о взыскании заработной платы за период, который превышал один год, истец пропустил установленный срок, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении иска. Доводы истца о том, что она доверяла работодателю и не обладала специальными юридическими познаниями не свидетельствуют об уважительности причин пропуска срока исковой давности.

Каких-либо допустимых доказательств, с бесспорностью свидетельствующих об обстоятельствах, препятствовавших Фищук Л.Г. своевременно обратиться с исковыми требованиями в суд и подтверждающих наличие уважительных причин пропуска срока Фищук Л.Г. не представлено.

Учитывая, изложенное исковые требования Фищук Л.Г. подлежат частичному удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

исковые требования Фищук Л. Г. к Краевому государственному казенному учреждению «Приморское лесничество» в лице Рощинского филиала, Департаменту лесного хозяйства <адрес> и администрации <адрес> о выплате не начисленной заработной платы, возложении обязанности, удовлетворить частично.

Возложить обязанность на Краевое государственное казенное учреждение «Приморское лесничество» в лице Рощинского филиала произвести начисление и выплатить доплату за работу в сельской местности в размере 25% оклада Фищук Л. Г. начиная с 29.03.2018 г. по 31.12.2018 г., включительно.

Возложить обязанность на Департамент лесного хозяйства Приморского края и администрацию Приморского края обеспечить финансирование доплаты за работу в сельской местности в размере 25 процентов оклада Фищук Л. Г. в период с 29.03.2018 г. по 31.12.2018 г.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Красноармейский районный суд Приморского края в течении 1 месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.

Судья: Ю.А. Савенкова

Мотивированное решение изготовлено 07 июня 2019 г.

Просмотров: 632

No votes yet.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code