АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ФУНКЦИИ ОРГАНОВ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ ПО ЗАЩИТЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ НРАВСТВЕННОСТИ ОТ УГРОЗ, СВЯЗАННЫХ С ПЬЯНСТВОМ И АЛКОГОЛИЗМОМ

О.А.ДИЗЕР

Статья посвящена исследованию административно-правовых функций органов публичной власти по защите общества от угроз, связанных с пьянством и алкоголизмом. В настоящее время функции по защите общественной нравственности от угроз, связанных с пьянством и алкоголизмом, осуществляют Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование), Министерство внутренних дел, Министерство здравоохранения Российской Федерации. К числу проблем, в значительной степени снижающих эффективность деятельности по реализации государственной политики по уменьшению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией, профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации, является отсутствие на уровне Правительства Российской Федерации органа, осуществляющего организацию и координацию деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в сфере защиты общественной нравственности от угроз, связанных с пьянством и алкоголизмом. Серьезным недостатком административно-правовой защиты граждан от угроз, связанных с пьянством и алкоголизмом, является то, что в настоящее время затруднены и фактически не реализуются органами публичной власти функции по социальной реабилитации и ресоциализации граждан, страдающих алкоголизмом.

Ключевые слова: общественная нравственность, угрозы, административно-правовая защита, пьянство, алкоголизм, функции, органы публичной власти, социальная реабилитация, ресоциализация.

 

Правовая защита общественной нравственности как совокупности общественных отношений, базирующихся на системе господствующих в обществе норм и правил, идей, обычаев, представлений о добре, справедливости, долге и чести, является одним из приоритетных направлений деятельности государства. Особая роль в вопросах регулирования и охраны общественных отношений, складывающихся в рассматриваемой сфере, отведена административному праву с его специфическими формами и методами воздействия на процессы, протекающие в обществе.

Важно отметить, что функции, реализуемые публичной властью в процессе защиты общественной нравственности, весьма сложны и многообразны. [6] Осуществляя регулирование вопросов общественной нравственности, государство не является сторонним наблюдателем, а активно вмешивается в эту область человеческих отношений. На наш взгляд, такой подход абсолютно оправдан, что обусловлено социальным предназначением государства – защита всех и каждого от любых угроз. Указанный тезис косвенно подтверждается правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от 29 января 2015 г. № 185-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Запрягаева Александра Борисовича на нарушение его конституционных прав частью 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» и положениями статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». Конституционный Суд РФ определил: «Государство вправе и обязано осуществлять в сфере экономических отношений контрольную функцию, которая по своей конституционно-правовой природе производна от его организующего и регулирующего воздействия на общественные отношения и присуща всем органам государственной власти в пределах закрепленной за ними компетенции».

Одной из актуальных проблем в сфере правовой защиты общественной нравственности являются пьянство и алкоголизм. Для консолидации усилий в этой области в Российской Федерации сформирована Концепция реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года, одним из принципов которой является взаимодействие органов государственной власти, общественных организаций и религиозных объединений, представителей бизнеса и граждан, не связанных с алкогольной индустрией. [3]

В настоящее время систему органов публичной власти по защите общества от угроз, связанных с пьянством и алкоголизмом, образуют следующие:

– Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулиро- вание), осуществляющая функции по контролю за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, по надзору и оказанию услуг в этой сфере;

– Министерство внутренних дел Российской Федерации, обеспечивающее выполнение функций по реализации государственной антиалкогольной политики, а также в сфере противодействия правонарушениям в рассматриваемой области;

– Министерство здравоохранения Российской Федерации, осуществляющее функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере организации медицинской профилактики, медицинской помощи и медицинской реабилитации лиц, страдающих алкоголизмом.

Росалкогольрегулирование [1] является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, по надзору и оказанию услуг в этой сфере. Указанная федеральная служба находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.

Однако при реализации государственной политики в рассматриваемой сфере публичная власть сталкивается с вопросами организационного характера, не находящими решения в нормативных правовых актах. В частности, сегодня не сформирован орган государственного управления, предназначенный для координации деятельности федеральных органов государственной власти, [4] органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в сфере защиты общественной нравственности от угроз, связанных с пьянством и алкоголизмом. На наш взгляд, создание такого органа на уровне Правительства Российской Федерации (Государственный комитет по защите общественной нравственности от угроз, связанных с пьянством и алкоголизмом, или Правительственная комиссия по защите общественной нравственности от угроз, связанных с пьянством и алкоголизмом) будет способствовать повышению эффективности реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации. Следует отметить, что попытки создания подобных органов уже предпринимались. [8; 9] Содержательный анализ представленных проектов нормативных правовых актов показывает, что в предложениях о создании соответствующих координирующих органов преследуются цели реализации лишь отдельных направлений государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации.

В последнее время в связи с определенной недоступностью алкогольных напитков для некоторых категорий граждан участились факты употребления спиртосодержащей продукции в виде пищевых спиртовых настоек различных биологических объектов (коры дуба, красного перца и т.д.) лекарственного либо косметического назначения, а порой и непищевой спиртосодержащей продукции. Подобные средства не относятся к категории алкогольной продукции, которая является объектом правового регулирования в соответствии с Федеральным законом от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ.

В соответствии с п. 3 ст. 1 указанного федерального закона его действие не распространяется на:

– обращение лекарственных средств, содержащих этиловый спирт, зарегистрированных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и включенных в государственный реестр лекарственных средств, за исключением производства, оборота и (или) использования этилового спирта по фармакопейным статьям;

– деятельность аптечных организаций, связанную с изготовлением и отпуском лекарственных препаратов (в том числе гомеопатических лекарственных препаратов), содержащих этиловый спирт и изготавливаемых по рецептам на лекарственные препараты и в соответствии с требованиями медицинских организаций;

– деятельность по обороту спиртосодержащей непищевой продукции, расфасованной в металлическую аэрозольную упаковку емкостью не более 450 мл.

Принимая во внимание данные Минздрава России, 80,8% от общего числа зарегистрированных наркологических больных составляют больные алкоголизмом, которые не имеют средств для приобретения алкогольной продукции, в связи с чем растут масштабы потребления гражданами непищевой спиртосодержащей продукции, производство которой никак не регламентируется. Все это представляет серьезную угрозу общественной нравственности.

Ярким примером являются события, произошедшие в декабре 2016 г. в Иркутской области.

Массовое отравление суррогатным алкоголем произошло в микрорайоне Ново-Ле- нино г. Иркутска. Пострадавшие в возрасте 25-50 лет стали поступать в медучреждения с вечера 17 декабря 2016 г. По предварительным данным, все они употребляли спиртосодержащую жидкость – парфюмерное косметическое средство «Концентрат для ванн «Боярышник»». Минздрав региона сообщил, что отравление вызвал метиловый спирт (метанол), который содержался в концентрате, хотя на упаковке в составе значился этиловый спирт. От отравления суррогатным алкоголем в Иркутске погиб 71 человек, в том числе 40 – в медучреждениях, 31 – по месту жительства. Всего от отравления пострадали 117 человек. В больницах оставались 36 человек. Пять человек были выписаны, еще пять самостоятельно покинули лечебные учреждения. В рамках расследования дела о гибели людей после употребления спиртосодержащего средства задержаны 11 человек – предпринимателей и сотрудников торговых точек. В связи с массовой гибелью людей 19 декабря 2016 г. режим ЧС был введен в г. Иркутске, а 20 декабря – в Иркутской области. [10]

Губернатор Иркутской области Сергей Левченко потребовал проверить все торговые точки, мелкооптовые и оптовые рынки, чтобы предотвратить распространение косметического средства «Боярышник» с метанолом. «Необходимо ликвидировать все цеха, изготавливающие контрафактную спиртосодержащую жидкость «Боярышник» и ему подобные. Проверки должны пройти по всей территории Иркутской области, особенно в отдаленных районах, чтобы предотвратить распространение этого смертельного зелья и гибель людей», – заявил Левченко на заседании региональной комиссии по ЧС. [11]

Трагические события в Иркутской области заставили обратить внимание на эту проблему руководство страны, в связи с чем Президент России поручил Правительству России в срок до 31 марта 2017 г. представить предложения по ужесточению правил производства и реализации спиртосодержащей продукции. С целью снижения спроса на суррогатный алкоголь были изменены ставки акцизов на спиртные напитки. Соответствующий перечень поручений был утвержден Президентом РФ Владимиром Путиным, который настоял на ужесточении ответственности за нарушения при изготовлении и реализации алкоголя. Кроме того, вся продукция, содержащая спирт, которая произведена и продается в России, должна была быть снабжена соответствующей маркировкой.

Оборот иной спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции может осуществляться только при наличии сопроводительных документов, определенных п. 1 ст. 10.2 указанного закона.
Глава государства настоял также на введении более строгих правил розничной торговли лекарствами, содержащими спирт. [12]

Федеральным законом от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» никаких особых условий или требований к обращению лекарственных средств, содержащих этиловый спирт, не предусмотрено.

Вряд ли подобное положение дел можно считать удовлетворительным, поскольку потребление лекарственных средств, содержащих этиловый спирт, очень распространено в силу дешевизны относительно алкогольной продукции. Это, в свою очередь, способствует распространению пьянства и алкоголизма.

В связи с изложенным можно говорить о существенном пробеле в отечественном законодательстве. Представляется, что его устранение возможно с использованием нескольких вариантов:

– путем закрепления в Федеральном законе от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» нормы об особых требованиях лицензирования производства лекарственных средств, содержащих этиловый спирт;

– путем закрепления в Федеральном законе от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» нормы о том, что оборот лекарственных средств, содержащих этиловый спирт, осуществляется с учетом установленных законодательством Российской Федерации особенностей производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

– путем введения рецептов на наиболее распространенные виды лекарственных средств, содержащих этиловый спирт;

– путем увеличения объема упаковки (тары), в которой осуществляется продажа лекарственных средств, содержащих этиловый спирт, поскольку небольшой объем делает их более доступными для приобретения.

Наиболее предпочтительным представляется первый вариант решения проблемы в силу того, что практически не требует затрат.

Немаловажная роль в реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации отводится органам внутренних дел (полиции), осуществляющим борьбу с пьянством и алкоголизмом путем предупреждения и пресечения нарушения норм действующего антиалкогольного законодательства.

В разрешении сложившейся ситуации, когда злоупотребление алкоголем достигло колоссальных масштабов и практически становится национальным бедствием, на органы внутренних дел (полицию) возлагаются большие надежды как по предупреждению негативного влияния данного антисоциального явления на здоровье нации, так и снижению остроты уже сложившейся обстановки.

Органы внутренних дел (полиция) выступают ключевым органом в борьбе с пьянством и алкоголизмом, т.к., будучи специальным субъектом управления, именно полиция осуществляет защиту жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, охраняет общественный порядок и обеспечивает общественную безопасность в государстве.

Руководствуясь в своей деятельности нормами действующего законодательства, определяющими цели и задачи антиалкогольной политики, органы внутренних дел должны принять все возможные меры по обеспечению правопорядка и общественной безопасности в государстве, предотвратить дальнейшую «алкоголизацию» страны, особенно в среде несовершеннолетних, обеспечить безопасность дорожного движения, способствовать законному развитию предпринимательской деятельности.

Роль органов внутренних дел (полиции) в осуществлении мероприятий по преодолению пьянства обуславливается прежде всего задачами, возложенными на полицию законодательством, регламентирующим ее деятельность. К числу основных направлений деятельности органов внутренних дел (полиции) по противодействию правонарушениям, связанным с пьянством, можно отнести следующие:

– осуществление административного надзора за соблюдением антиалкогольного законодательства [5, с. 13];

– антиалкогольная профилактическая работа в трудовых коллективах и по месту жительства граждан [5, с. 13];

– выявление и пресечение правонарушений, связанных с пьянством;

– назначение административных наказаний за совершение правонарушений, связанных с пьянством, и обеспечение их исполнения;

– выявление и учет лиц, допускающих злоупотребление алкоголем, для проведения с ними индивидуально-профилактической работы;

– организация содействия в организации лечения лиц, злоупотребляющих алкоголем;

– организация доставления сотрудниками полиции лиц, находящихся на улицах, площадях, стадионах, в скверах, парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах и других общественных местах в состоянии алкогольного опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, в медицинские организации государственной и муниципальной систем здравоохранения;

– взаимодействие с правоохранительными и другими государственными органами, а также с общественными объединениями по вопросам противодействия правонарушениям, связанным с пьянством.

Перечисленные направления традиционно относились к компетенции полиции. В Инструкции городовым Санкт-Петербургской полиции 1868-1867 гг. в разделе VIII «Обязанность городовых подвижных постов по охране общественного порядка, спокойствия и благочиния» был п. 4 § 18: для «охранения общественного порядка, спокойствия и благочиния на городовых подвижных постов возлагались обязанности по задержанию и отправлению в Частный Полицейский дом для вытрезвления пьяных, которые идут шатаясь и падают, и тех, которые позволяют себе кричать, шуметь, браниться, петь песни. При скоплении пьяных, когда одному дежурному городовому невозможно восстановить порядок, он должен свистком созвать городовых соседних постов и призвать на помощь ближайших дворников» [7, с. 176.]. В Инструкции околоточным надзирателям г. Санкт-Петербурга от 9 сентября 1867 г. в «особые обязанности околоточных надзирателей, коим поручено наблюдение по наружной части» входило «наблюдение за тишиною и безопасностью на улицах и прекращение всякого нарушения общественного спокойствия и благочиния, делая немедленное распоряжение о задержании и отправлении в Участок шумящих пьяных и т.п.; присутствие при всяком собрании народа на улицах и площадях, наблюдение за порядком на больших съездах и прекращение уличных ссор, драк и разгула; наблюдение, чтобы питейные и трактирные заведения и другие публичные места были открываемы и закрываемы ежедневно в установленное время» [7, с. 182] (пп. 4-6 § 16). Аналогичные обязанности возлагались и на околоточных надзирателей г. Москвы [7, с. 269] в соответствии с Инструкцией околоточным надзирателям Московской столичной полиции 1905 г.

В соответствии с п. 7 Инструкции полицейским урядникам от 19 июля 1878 г. в их обязанности входило «наблюдение, чтобы продажа в питейных заведениях начиналась не ранее 7 часов утра, а в табельные и воскресные дни не прежде как по окончании литургии, и чтобы питейные заведения закрывались в селениях в 10 часов вечера, а в городах и на ярмарках в 11 часов вечера; чтобы во всех местах продажи питий не было допустимо никакого бесчинства.; чтобы в селениях во время волостных и сельских сходов распивочная продажа не была открываема до окончания оных, чтобы напитки не были продаваемы распивочно малолетним и отнюдь никому в долг, на обмен, в уплату по долговым обязательствам или за работы, но всегда за наличные деньги, чтобы вообще были в точности соблюдаемы относительно питейной торговли правила» [7, с. 202].

На основании ст. 96, 97 и примечания к ст. 468 Устава питейного и ст. 1226 Устава уголовного судопроизводства полиции предоставлялось право не только возбуждать преследование по делам о нарушениях Устава о питейном сборе, но и временно, до судебного приговора, закрывать питейные заведения в тех случаях, когда по закону определяется как мера наказания лишение виновного лица права производства питейной торговли или закрытие принадлежащего ему питейного заведения. Основания временного закрытия полицией питейных заведений содержались в Циркуляре МВД от 11 октября 1886 г. «По вопросу о праве полиции временно закрывать питейные заведения». В качестве таковых закреплялись:

«1. Торговля крепкими напитками без патента, по чужому патенту или патенту просроченному, если таковые нарушения будут совершены в третий раз.

2. Продажа крепких напитков распивочно из заведения для торговли питьями только на вынос, если нарушение допущено во второй раз.

3. Открытие заведений для раздробиль- ной торговли крепкими напитками в недозволенное время, допущение в них недозволенных увеселений и игр, а также бесчинств и беспорядков, когда нарушение обнаружено в третий раз.

4. Торговля крепкими напитками по патенту в таком месте, где торговля эта запрещена, или же лицом, не имеющим права производить торговлю питьями вообще или в данной местности.
. правом закрывать питейные заведения чины полиции должны пользоваться с надлежащей осмотрительностью и притом не иначе, как по точному удостоверению, что обнаруженное ими нарушение принадлежит к разряду таких, за которые по судебном рассмотрении дела определяется на основании закона или лишение виновного лица права производства питейной торговли, или закрытие принадлежащего ему заведения» [7, с. 227].

В процессе реализации названных направлений противодействия нарушениям антиалкогольного законодательства основные усилия должны быть направлены на:

– выявление и пресечение правонарушений, связанных с пьянством в общественных местах;

– ограждение несовершеннолетних от несвоевременного вовлечения в употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции;

– выявление и пресечение правонарушений, связанных с управлением транспортным средством в состоянии опьянения;

– применение медицинских мер к лицам, злоупотребляющим алкогольной и спиртосодержащей продукцией;

Другим элементом системы органов, осуществляющих антинар – котическую деятельность, является Министерство здравоохранения Российской Федерации, осуществляющее функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере организации медицинской профилактики, медицинской помощи и медицинской реабилитации лиц, потребляющих нар – котики и больных наркоманией, а также в сфере фармацевтической деятельности, включая вопросы оборота нар – котических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. [2]
Министерство здравоохранения Российской Федерации осуществляет следующие полномочия в рассматриваемой сфере и самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты:
– порядок проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, нар – котического или иного токсического), включающего определение клинических признаков опьянения и правила химико-токсикологических исследований, а также критерии, при наличии которых имеются достаточные основания полагать, что лицо находится в состоянии опьянения и подлежит направлению на медицинское освидетельствование;

– порядок организации и проведения санитарно-просветительной работы по вопросам профилактики управления транспортным средством в состоянии алкогольного, нар – котического или иного токсического опьянения.

К полномочиям Минздрава России относятся разработка и внесение на утверждение в Правительство Российской Федерации проектов федеральных целевых программ, направленных на совершенствование наркологической помощи населению и развитие наркологической службы в Российской Федерации, разработка и внедрение современных методов профилактики и диагностики наркомании, лечения и медицинской реабилитации больных наркоманией.

Другим серьезным недостатком административно-правовой защиты общественной нравственности от угроз, связанных с пьянством и алкоголизмом, является то, что в настоящее время затруднены и фактически не реализуются органами публичной власти функции по социальной реабилитации и ресоциализации граждан, страдающих алкоголизмом. Это связано с тем, что законодательством не определен статус учреждений, осуществляющих социальную реабилитацию, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на их создание, формы и виды социальной реабилитации, объемы, порядок и условия предоставления услуг по социальной реабилитации и ресоциализации.

Социальная реабилитация – это совокупность правовых, психологических, педагогических, культурных, бытовых и профессионально-трудовых мероприятий, направленных на восстановление личностного статуса и социального статуса наркологических больных граждан. Исходя из анализа полномочий органов публичной власти, следует отметить, что решение подобных задач возлагается на Минтруд России. Возложение этих функций на Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации будет способствовать достижению наибольшего эффекта в деле социальной реабилитации граждан, страдающих алкоголизмом, и «возвращению» их в общество.

С учетом изложенного для осуществления функции по социальной реабилитации предлагаем внести изменения и дополнения в нормативные правовые акты. В постановлении Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 610 (в ред. постановления Правительства от 7 июля 2016 г. № 633) «Об утверждении положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации»:

1) изложить статью 1 в следующей редакции: «Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруд России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере демографии, труда, уровня жизни и доходов, оплаты труда, пенсионного обеспечения, включая негосударственное пенсионное обеспечение, социального страхования (за исключением обязательного медицинского страхования), условий и охраны труда, социального партнерства и трудовых отношений, занятости населения и безработицы, трудовой миграции, альтернативной гражданской службы, государственной гражданской службы (за исключением вопросов оплаты труда), социальной защиты населения, в том числе социальной защиты семьи, женщин и детей, граждан пожилого возраста и ветеранов, граждан, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, социального обслуживания населения, оказания протезно-ортопедической помощи, реабилитации инвалидов, проведения медико-социальной экспертизы, по ресоциализации больных алкоголизмом, по разработке и организации внедрения и консультативно-методическому обеспечению мер, направленных на предупреждение коррупции в организациях, по контролю за выполнением этих мер, по методическому обеспечению мер, направленных на развитие муниципальной службы, а также по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности»;

2) статью 5 дополнить абзацами следующего содержания:

5.2.43 (2) порядок финансирования мероприятий по ресоциализации больных алкоголизмом;

5.2.62 (2) перечни видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, болевшие алкоголизмом и проходящие профессионально-трудовую реабилитацию;

5.2.97 (19) примерный порядок предоставления социальных услуг больным алкоголизмом в форме социального обслуживания;

5.2.98 (2) форма, порядок разработки и реализации индивидуальной программы ре- социализации больного алкоголизмом;

5.2.166 (2) форма соглашения о предоставлении из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по проведению ресоциализации больных алкоголизмом, заявки на перечисление указанной субсидии и отчета об эффективности использования субсидии, а также о достижении значения показателя результативности предоставления этой субсидии;

5.2.172 (2) порядок, форма и сроки обмена сведениями между органами службы занятости и федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими антиалкогольную деятельность в целях содействия комплексной реабилитации больных алкоголизмом;

5.2.178 перечень профессий (специальностей, должностей) для больных алкоголизмом, проходящих профессионально-трудовую реабилитацию».

В постановлении Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 324 (в ред. постановления Правительства от 1 июля 2016 г. № 616) «Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости»:

1) изложить статью 1 в следующей редакции: «Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости, альтернативной гражданской службы, специальной оценки условий труда и социальной защиты населения, оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, профессионально-трудовой реабилитации больных алкоголизмом, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров, а также по предоставлению социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации для социально незащищенных категорий граждан»;

2) статью 5 дополнить абзацами следующего содержания:

5.2.10 прохождением гражданами больными алкоголизмом профессионально-трудовой реабилитации;

5.5.7 (3) реализацию федеральных программ в сфере профессионально-трудовой реабилитации больных алкоголизмом;

5.5.22 проверку деятельности организаций, осуществляющих мероприятия по профессионально-трудовой реабилитации больных алкоголизмом;

5.5 (8) участвует в подготовке предложений о потребности в привлечении больных алкоголизмом и формировании квот на осуществление ими трудовой деятельности;

Изложенное в достаточной степени свидетельствует о необходимости расширения системы органов, осуществляющих функции по защите общественной нравственности от угроз, связанных с пьянством и алкоголизмом. В качестве иных федеральных органов исполнительной власти в области противодействия пьянству и алкоголизму с наделением соответствующими функциями в нее должны быть включены Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, Федеральная служба по труду и занятости.

 

Библиографический список

1. О Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка : постановление Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. № 154 (в ред. постановления правительства Российской Федерации от 1 июля 2016 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2009. – № 9. – Ст. 1119.
2. Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации : постановление Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 608 (в ред. постановления Правительства Российской Федерации от 16 августа 2016 г. № 800) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2012. – № 26. – Ст. 3526.
3. Концепция государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года : распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. № 2128-р // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2010. – № 2. – Ст. 264.
4. Бучакова, М.А. Координация в управлении: теоретические подходы / М.А. Бучакова // Научный вестник Омской академии МВД России. – 2009. – № 2. – С. 3-7.
5. Жданов, Н.М. Административно-правовая борьба с пьянством и алкоголизмом : учебное пособие / Н.М. Жданов, Ю.П. Соловей. – Омск, 1987.
6. Саидов, З.А. Функции административно-правового регулирования российской экономики / З.А. Саидов // Российская юстиция. – 2016. – № 1. – С. 17-20.
7. Полиция России: документы и материалы. 1718-1917 гг. / авт.-сост.: А.Я. Малыгин [и др.]. – Саратов: СЮИ МВД России, 2002.
8. О Правительственной комиссии по противодействию нелегальному производству и обороту алкогольной продукции : проект постановления Правительства Российской Федерации (по состоянию на 11 июля 2014 г.) (подготовлен Росалкогольрегулированием) // СПС Консультант- Плюс.
9. О Правительственной комиссии по повышению конкурентоспособности и регулированию алкогольного рынка : проект Постановления Правительства Российской Федерации «О Правительственной комиссии по повышению конкурентоспособности и регулированию алкогольного рынка» (по состоянию на 30 сентября 2014 г.) (подготовлен Росалкогольрегулированием) // СПС КонсультантПлюс.
10. Число жертв отравления суррогатным алкоголем в Иркутске // Интерфакс. – 2016. – 22 декабря. – URL: http://www.interfax.ru/russia/542537.
11. Число погибших от алкогольного отравления в Иркутске// Интерфакс. – 2016. – 20 декабря. – URL: http://www.interfax.ru/russia/542210.
12. Путин поручил ужесточить правила оборота содержащих спирт жидкостей // ИА REGNUM. – 2016. – 21 декабря. – URL: https://regnum.ru/news/society/2220420.html.

Источник: Научно-практический журнал “Вестник Сибирского юридического института МВД России” № 1 (30) 2018

Просмотров: 234

No votes yet.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code