ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ АВИАПЕРЕВОЗЧИКА В СЛУЧАЕ СБОЙНОЙ СИТУАЦИИ (МАССОВОГО НАРУШЕНИЯ РЕГУЛЯРНОСТИ ПОЛЕТОВ)

М.М.Бянкин

Аннотация. В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты наступления гражданско-правовой ответственности авиаперевозчика за задержку доставки пассажира в пункт назначения в случае наличия обстоятельств непреодолимой силы, а именно сбойной ситуации по причине неблагоприятных метеорологических условий.

Ключевые слова: сбойная ситуация, ответственность перевозчика, договор воздушной перевозки, убытки, гражданская авиация.

 

В последние годы плохие погодные условия, особенно зимой, все чаще вызывают задержки рейсов авиакомпаний. Во время снегопада 26 и 27 января 2019 г. в аэропорту Шереметьево были внесены изменения в расписание отправлений на несколько сотен рейсов. Авиакомпания «Аэрофлот» объявила об отмене 131 рейса и переносе еще 151 рейса в указанные дни.

Несмотря на произошедшую сбойную ситуацию в аэропорту Шереметьево и вынужденные задержки и отмену рейсов из-за погодных условий, авиакомпания приняла все возможные меры для обеспечения того, чтобы пассажиры прибыли в пункт назначения как можно скорее, действуя исключительно в целях обеспечения безопасности полетов и требований авиационной безопасности, сохраняющих жизни пассажиров и членов экипажа.

Многие пассажиры ошибочно полагают, что самолет должен оторваться от взлетно-посадочной полосы в точное время, указанное в билете в графе «время вылета». На самом деле это совсем не так: время вылета – это время, когда самолет начал двигаться со стоянки (или время загрузки багажа), зависит от технологического расписания, используемого в конкретной авиакомпании. Время прибытия – непосредственно время установки самолета на месте стоянки на перроне или подгона трапа. Регулярное время полета по расписанию включает в себя само время полета с учетом усредненных данных о ветре, а также время руления до взлета и после посадки, которое определяется статистически для конкретного аэропорта.

Регулярность полетов воздушных судов гражданской авиации включает в себя понятие регулярности отправлений воздушных судов и регулярность выполнения рейсов . Регулярность полетов характеризует работу авиакомпаний, аэропортов и отрасли в целом по доставке пассажиров, багажа и грузов в соответствии с договором воздушной перевозки.

Нарушение регулярности рейса означает: отмену рейса, задержку вылета – выполнение рейса не по расписанию (перенос вылета, возврат в пункт вылета, прерывание полета), посадку в пункте, не предусмотренном расписанием, потерю стыковки с рейсом, на который пассажир оформил весь перевозочный документ и есть подтвержденное бронирование.

Причин задержек может быть много, однако, как правило, в аэропорту для пассажиров озвучивают всего лишь три: опоздание прибытия воздушного судна, погодные условия или технические причины. В настоящее время, из-за сезонности и большого количества вылетов в российских аэропортах возникла сложная ситуация, когда рейсы задерживаются или отменяются практически каждый день, и поэтому, с одной стороны, проблема правового обеспечения удовлетворения потребностей граждан в услугах с точки зрения гражданского права становится актуальной, с другой стороны – проблема защиты перевозчиков от уплаты штрафов за несвоевременную доставку пассажира в пункт назначения из-за массового нарушения регулярности рейсов (сбойной ситуации) также обостряется и становится актуальной.

Сбойная ситуация – нарушение регулярности полетов, при котором образуется массовое скопление воздушных судов в аэропорту по метеоусловиям или занятости воздушного пространства зоны УВД аэродрома по метеоусловиям . Наиболее масштабная сбойная ситуация произошла в аэропорту Шереметьево с 25 по 29 декабря 2010 г. В связи с устранением последствий сбойной ситуации в аэропорту Шереметьево, возникшей из-за неблагоприятных погодных условий («ледяной» дождь, гололедица), авиакомпанией «Аэрофлот» было задержано более 400 рейсов . Все пассажиры, которые не желали продолжать полет, могли сдать билеты без наложения на них штрафа, независимо от даты возврата билета, или обменять билеты на другую дату. Стоимость перевозки возмещается в кассе авиакомпании. Перевозчик проинформировал пассажиров о статусе рейсов, изменениях в расписании. Все пассажиры имели возможность получать оперативную информацию об изменениях в расписании рейсов на сайте компании, а также в режиме телефонных звонков в колл-центр.

К сожалению, невозможно полностью устранить задержки вылетов. Авиаперевозки – чрезвычайно сложный процесс, включающий много этапов. Сбой любого из них может привести к задержке рейса. Кроме того, на авиационные процессы влияет ряд факторов, которые трудно контролировать. Каждый год авиакомпании несут многомиллионные убытки в результате задержек рейсов, а пассажиры испытывают значительные неудобства. В зимний сезон требуется гораздо больше времени для дополнительной противообледенительной обработки самолетов, что приводит к перебоям в обеспечении расписания. В связи с необходимостью для авиакомпании обеспечивать требования безопасности полетов в аэропорту происходят массовые задержки при вылете самолетов. При этом понятие «сбойная ситуация» отсутствует в Воздушном кодексе Российской Федерации и закреплена лишь в Приказе Министерства гражданской авиации СССР от 10 января 1990 г. № 6 «Об утверждении и введении в действие Руководства по обеспечению и учету регулярности полетов воздушных судов гражданской авиации».

Пассажиры, которые вынуждены менять свои планы из-за задержек рейсов из-за плохих погодных условий и неподготовленности аэродрома к полетам, задают совершенно естественный вопрос – кто несет за это ответственность? С кого спрашивать? Получив квитанцию или посадочный талон в качестве подтверждения заключенного договора воздушной перевозки, пассажиры подают в отношении авиакомпаний иски о том, что они задерживают или отменяют вылет воздушного судна из-за плохих погодных условий. Основные обязанности перевозчика, вытекающие из договора перевозки пассажира, включают его обязанность доставить пассажира до места назначения и в течение срока действия указанного обязательства создать пассажиру безопасные и комфортные условия полета .

Ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору перевозки пассажира устанавливается Гражданским кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон . Гражданско-правовая ответственность перевозчика по договору воздушной перевозки пассажира состоит в применении мер воздействия (установленные законом или договором) к перевозчику, который нарушил свои обязательства, влекущие за собой для перевозчика негативные, экономически невыгодные последствия имущественного характера – компенсацию (возмещение) убытков, вреда, причиненного пассажиру.

Гражданско-правовая ответственность по договору воздушной перевозки (в гражданском праве) выполняет функцию имущественного (материального) воздействия на лицо, нарушившее гражданские права. Лицо, право которого было нарушено, может требовать полной компенсации за причиненный ему ущерб, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Убытки – это расходы, которые лицо, чье право было нарушено, понесло или должно будет понести, чтобы восстановить нарушенное право, утрату или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также утраченный доход, который это лицо получило бы в обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Если лицо, нарушившее право, получило доход в результате этого, то лицо, чье право было нарушено, имеет право требовать, наряду с другими убытками, компенсацию упущенной выгоды в размере не менее такого дохода .

В соответствии с общими правилами ответственности перевозчика за задержку вылета пассажира, установленными Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ), за задержку отправления транспортного средства, перевозящего пассажира, или несвоевременное прибытие такого транспортного средства до места назначения, перевозчик платит пассажиру штраф в размере, установленном транспортным Уставом или Кодексом, если только он не докажет, что опоздание или задержка произошли из-за форс-мажорных обстоятельств (обстоятельств непреодолимой силы), ликвидации неисправности транспортного средства, которая ставит под угрозу жизнь и здоровье пассажиров или других обстоятельств, не зависящих от перевозчика.

В соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации за просрочку доставки пассажира до места назначения перевозчик уплачивает штраф в размере двадцати пяти процентов от минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (далее – МРОТ) за каждый час просрочки, но не более пятидесяти процентов от стоимости провоза, если перевозчик не докажет, что просрочка произошла из-за форс-мажорных обстоятельств (обстоятельств непреодолимой силы), ликвидации неисправности самолета, которая ставит под угрозу жизнь и здоровье пассажиров или других обстоятельств, не зависящих от перевозчика .

12 декабря 2018 г. на заседании Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации был принят в первом чтении законопроект об увеличении в четыре раза штрафов для авиаперевозчиков за задержку вылета воздушного судна – с 25 рублей до 100 рублей в час на одного пассажира, но не более пятидесяти процентов от стоимости перевозки . По словам разработчиков, штраф в размере двадцати пяти процентов от минимальной заработной платы «не обеспечивает экономическую сопоставимость размера штрафных санкций и стоимости перевозки, оплаченной пассажиром, поскольку размер МРОТ составляет 100 рублей, соответственно штраф за час просрочки составляет 25 рублей». Эти нормы не пересматривались с 2000 г. В связи с этим предлагается повысить ответственность авиаперевозчиков в четыре раза и установить штраф за задержку доставки пассажира, багажа или груза, в том числе за задержку отправления самолета.

Одним из обстоятельств, исключающих ответственность перевозчика за отмену рейса, являются обстоятельства, не зависящие от перевозчика, в том числе неблагоприятные погодные условия в аэропорту, которые угрожают жизни или здоровью пассажиров воздушного судна. При принятии решения о том, является ли неисполнение обязательства по перевозке прямым следствием так называемой непреодолимой силы, необходимо исходить из ее определения, данного в п. 3 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, то есть из фактического наличия «чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств».

В соответствии со статьей Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство по осуществлению предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Такие обстоятельства не включают, в частности, нарушение обязательств контрагентами должника, отсутствие на рынке товаров, необходимых для исполнения, отсутствие необходимых денежных средств у должника (если иное не предусмотрено законом или договором) .

Регулярные рейсы выполняются в соответствии с расписанием движения воздушного судна, составленным перевозчиком и опубликованным в компьютерном банке данных расписания движения воздушного судна . Установлено, что перевозчик имеет право отменить, задержать рейс, указанный в билете, грузовой накладной, заменить тип воздушного судна, изменить маршрут перевозки, если этого требуют условия безопасности полета и/или авиационная безопасность, а также по требованию государственных органов в соответствии с их компетенцией .

В то же время не все обстоятельства непреодолимой силы могут быть истолкованы судом как метеорологические условия, угрожающие безопасности полетов воздушных судов. Если ответчик не предоставляет документы о наличии неблагоприятных погодных условий – в большинстве случаев суд удовлетворяет исковые требования истцов, которые вынуждены понести убытки из-за задержки или отмены рейса.

27 мая 2018 г. в России наконец-то вступили в силу ранее принятые поправки в Воздушный кодекс РФ о присоединении нашей страны к Монреальской конвенции. И тут стоит отметить, что, несмотря на громкие заголовки в ряде СМИ, с вступлением в силу новых правил пассажиры российских перевозчиков смогут рассчитывать не на мизерные выплаты за задержку рейсов, а на более-менее разумные компенсации. Если по нормам Воздушного кодекса РФ ответственность компании за ущерб из-за задержки рейса составляет 1875 рублей за каждый час задержки (но не более 50 процентов от стоимости билета), то по новым правилам компенсация будет ограничиваться не половиной стоимости билета, а суммой в 332 тыс. рублей .

Согласно Монреальской конвенции максимальная сумма компенсации привязана к искусственному платежному средству – специальным правам заимствования (СПЗ). Их курс формируется на основе корзины из четырех валют: доллара, евро, иены и фунта стерлингов и меняется ежедневно. В итоге теоретически в случае задержки рейса пассажир может получить до 4694 СПЗ (на сегодня это около 400 тыс. руб. по курсу). Сейчас авиакомпании, если пассажир потребует, заплатят всего 25 рублей за час задержки, то есть 25 % от минимального размера оплаты труда. По данным экспертов, пока ни один из пассажиров не стал претендовать на эти выплаты.

А зря. Привычка жить по «архаичным» правилам Варшавской конвенции, принятой еще в 1929 г., дорого обходится российским перевозчикам и пассажирам. Авиапассажиры, зная преимущества новых правил, предпочитают пользоваться услугами авиакомпаний, применяющих правила Монреальской, а не Варшавской конвенции. В 2018 г. 115 миллионов пассажиров воспользовались услугами российских авиакомпаний . В том же году более 18 миллионов наших сограждан воспользовались услугами иностранных авиакомпаний, что говорит о многом. Переход на Монреальские правила касается интересов почти 56 миллионов наших сограждан. Увы, утвержденный законопроект не готов выполнять роль «моста» между конвенцией и российским законодательством, хотя технология встраивания международно-правовых норм в систему национального права давно уже отработана, и ее оставалось лишь толково применить. Вопреки правилам и процедурам, законодатели в нарушение Конституции РФ ставят внутренние законы выше норм конвенции, тем самым блокируя их применение.

С нашей точки зрения, присоединение России к Монреальской конвенции об унификации воздушных перевозок вряд ли сразу же изменит ситуацию с компенсациями для авиапассажиров. Предстоит еще много сделать для реализации норм конвенции в России. В первую очередь, не стоит ожидать какого-то резкого изменения в работе авиакомпаний прямо сейчас. Факт принятия Монреальской конвенции отнюдь не гарантирует выполнения перевозчиками соответствующих обязательств перед клиентами. Улучшение защиты прав пассажиров после присоединения страны к этому соглашению зависит от двух факторов: сервисы взыскания компенсаций должны будут «сражаться с авиакомпаниями» за выплаты для клиентов, а государство и, в частности, судебная система должны будут оказывать им в этом содействие.

Недостаточная разработанность в гражданском праве России проблем гражданско-правовой ответственности авиаперевозчика в случае сбойной ситуации является причиной невозможности доказать наличие обстоятельств непреодолимой силы, а именно неблагоприятных метеорологических условий для выполнения безопасного полета воздушного судна.

В заключение можно сделать следующие выводы:

1. Научная новизна исследования определяется самой постановкой проблемы и проявляется в комплексном подходе к исследованию теоретических и практических проблем гражданско-правовой ответственности перевозчика по договору воздушной перевозки с учетом ее специфических особенностей.

2. В связи с отсутствием понятия «сбойная ситуация» в Воздушном кодексе РФ необходимо обосновать целесообразность его законодательного определения: «Сбойная ситуация – нарушение регулярности полетов, при котором образуется массовое скопление воздушных судов в аэропорту по метеоусловиям или занятости воздушного пространства зоны УВД аэродрома по метеоусловиям, который коренным образом меняет обычный порядок работы авиапредприятия на критический, характеризующийся дефицитом времени, недостатком сил и средств для осуществления действенных в данный момент ответных мер в целях исключения угрозы жизни и здоровью людей, повреждения материальных средств и техники или ликвидации наступления таких последствий».

3. Необходимо законодательно закрепить, что сбойная ситуация, вызванная плохими метеоусловиями, является обстоятельством, при котором перевозчик вправе отменить, задержать рейс, указанный в билете, если этого требуют условия безопасности полетов и/или авиационной безопасности, а также по требованию государственных органов в соответствии с их компетенцией. При определении размера компенсации ущерба пассажирам в случае задержки по причине сбойной ситуации, связанной с плохими метеоусловиями, следует принимать во внимание права перевозчиков на защиту от выплаты штрафов за просрочку доставки пассажира в пункт назначения при наступлении сбойной ситуации и/или закрытии аэропорта.

4. С учетом ратификации Монреальской конвенции необходимо внести изменения в ст. 120 Воздушного кодекса РФ в части компенсации за задержку вылета рейса с учетом полного, исчерпывающего перечня условий, которые были мною названы в данной статье.

5. На законодательном уровне необходимо закрепить критерии и методику определения размера возмещения вреда, причиненного пассажирам по договору воздушной перевозки в случае возникновения неблагоприятных погодных условий. В данном направление законодателю необходимо работать, беря за основу нормы Монреальской конвенции.

6. Используя международный опыт рассмотрения и вынесения решения по делам, связанным с гражданско-правовой ответственностью авиаперевозчика перед пассажиром за неподачу транспортного средства по договору воздушной перевозки в случае возникновения неблагоприятных погодных условий, выработать для судебной системы РФ соответствующие судебные прецеденты.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Гражданский кодекс РФ (ч. 2) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (с изм. и доп. от 22 октября 2014 г. № 86-ФЗ).
2. Воздушный кодекс РФ от 19 марта 1997 № 60-ФЗ (в ред. от 3 августа 2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 14 августа 2018).
3. Приказ Министерства гражданской авиации СССР от 10 января 1990 г. № 6 «Об утверждении и введении в действие Руководства по обеспечению и учету регулярности полетов воздушных судов гражданской авиации». П. 7.2.1.
4. Российское гражданское право: Учебник под ред. Е.А. Суханова. В 2-х т. М.: Статут, 2011.

Источник: Научно-информационный журнал “Вестник Международного юридического института” № 1 (68) 2019

Просмотров: 814

Rating: 5.0/5. From 1 vote.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code