ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ РАБОТ

Г.Н.Козыренко, Д.А.Столяров

Аннотация. Новый вид уголовного наказания «принудительные работы», заранее определенный законодателем как альтернативный лишению свободы, породил ряд проблемных вопросов для обсуждения при исполнении на практике. Правовой анализ данного вида наказания поможет раскрыть ряд дискуссионных вопросов.

Ключевые слова: принудительные работы, исправительный центр, альтернатива лишению свободы, проживание за пределами, возможность получения высшего образования, колония-поселение.

 

Российское общество в последнее десятилетие живет в строгой тенденции гуманизации уголовного и уголовно-исполнительного законодательства. За совершенные преступления преступники в наказание теперь могут получить не только лишение свободы, но и целую плеяду альтернативных ей наказаний. Уже привычные человеческому слуху и сознанию условное осуждение, обязательные и исправительные работы, лишение права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью на определенный срок в практике правоприменения нашли свое законное уверенное место. Но, как показывает российский и зарубежный опыт, обществу и государству необходимы наказания, не только альтернативные лишению свободы, но и привлекающие осужденных к труду. Это позволит, с одной стороны, привить осужденным навыки профессии и законного способа добывания средств к существованию, с другой стороны пополнить казну государства за счет установленных удержаний. Очередная такая мера уголовно-исполнительного характера нашла свое отражение в Федеральном законе от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который дополнил Уголовно-исполнительный кодекс гл. 8.1 «Исполнение наказания в виде принудительных работ»1.

Это нововведение обозначило новый вид исполнения наказаний – принудительные работы. Законодатель классифицировал его как «без изоляции от общества». Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации (далее УИК РФ) определено исполнять наказание в виде принудительных работ в исправительных центрах. Стоит отметить, что первые исправительные центры были введены в действие Федеральной службой исполнения наказаний Российской Федерации с 1 января 2017 г. Однако сами принудительные работы не являются новацией для Российского и Советского уголовного законодательства. Исходя из их текстуального определения, принудительные работы следует признать промежуточным наказанием между наказаниями, не связанными с изоляцией осужденного от общества и лишением свободы.

1. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (№ 1-ФЗ от 08.01.1997) принят Государственной Думой РФ 18.12.1996, одобрен Советом Федераций РФ 25.12.1996.

Прямое указание в ч. 1 ст. 53 УК РФ на альтернативный характер принудительных работ стало одной из самых необычных новелл уголовного законодательства.

Содержание наказания в виде ограничения свободы в редакции УК РФ, действовавшей до 27 декабря 2009 г., во многом схожи с принудительными работами, а также имеют много общего с наказанием в виде лишения свободы, исполняемого в колонии-поселении. Наказание в виде принудительных работ, имея такой «смешанный» характер, существенно усложняет его теоретическое понимание, что в дальнейшем скажется на его практическом применении и самое главное – исполнении.

Ранее Министерство юстиции выносило на общественную экспертизу законопроект о принудительных работах по образцу законодательства советских времен. По мнению разработчиков закона, осужденные получат шанс искупить свою вину честным трудом без охраны и конвоя, но под присмотром.

Согласно УК РСФСР официальная формулировка принудительных работ звучала как исправительные работы без лишения свободы. После перевода осужденного в спецкомендатуру он был обязан жить в специальном общежитии и работать на определенном предприятии. На эти работы направлялись осужденные за малозначительные преступления. В начале 1990-х гг. этот вид наказаний в большинстве стран бывшего СССР был отменен .

В советский период принудительные работы проявлялись в декретах и иных нормативно-правовых актах, которые предшествовали оформлению кодифицированного законодательства. Например, Декрет СНК от 08.05.1918 г. «О взяточничестве» предусматривал возможность назначения наказания виновным лицам лишения свободы на срок не менее пяти лет, соединенного с принудительными работами на тот же срок. Также принудительные общественные работы устанавливались в качестве одной из альтернативно представленных мер ответственности за сокрытие и спекуляцию хлебными запасами; декрет СНК от 22.07.1918 г. «О спекуляции» распределил ответственность виновных. Наряду с лишением свободы признавались принудительные работы. Постановление СНК от 19.09.1918 г. «Об усилении уголовной репрессии за перевозку помимо почтового ведомства писем, денег и маловесных посылок» определило принудительные работы наряду с лишением свободы на срок не ниже одного года .

Для более системного понимания нового вида наказания на современном этапе необходимо четко определить порядок и условия его исполнения и соотнесения с самым наименее тяжким из наказаний, связанных с изоляцией от общества и лишением свободы – колонией-поселением.

Так, в п. 3 ст. 60.1. УИК РФ Исправительные центры определены как изолированные участки, в то же время, как и колонии-поселения. Прибытие осужденных в исправительные центры законодатель определил как самостоятельное, в определенные сроки и компенсацией средств за проезд. За исключением направления осужденных в исправительные центры из-под стражи. В данном случае осужденные направляются с применением конвойной службы (п. 4 ст. 60.1, ст. 60.2. УИК РФ). Схожие нормы закреплены в УИК РФ и для осужденных к отбыванию уголовных наказаний в колонии-поселении .

Проведение всех мероприятий в исправительном центре подчинено правилам внутреннего распорядка и распорядку дня, утвержденному приказом начальника исправительного центра (Приказ Министерства юстиции РФ от 29 декабря 2016 г. № 329 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных центров уголовно- исполнительной системы»). Схожим образом происходит организация всех мероприятий в колонии-поселении.

Осужденные к принудительным работам находятся под надзором и обязаны проживать, как правило, в специально предназначенных для осужденных общежитиях, постоянно находиться в пределах территории исправительного центра (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом), не покидать их в ночное и нерабочее время, выходные и праздничные дни без разрешения администрации исправительного центра. Схожие обязанности законодатель определил и для осужденных, отбывающих уголовные наказания в колониях- поселениях.

Строгое ношение одежды установленного образца не предусмотрено ни в исправительном центре, ни в колонии-поселении. Осужденные размещаются в жилых комнатах общежития.

Осужденные к принудительным работам вправе иметь при себе денежные средства и распоряжаться ими, а также приобретать на них предметы и вещи, не относящиеся к запрещенным. Схожие нормы утверждены УИК РФ и в отношении осужденных, отбывающих уголовные наказания в виде лишения свободы в колонии-поселении.

Распорядками дня обоих видов учреждений, исполняющих уголовные наказания, предусмотрены: подъем, время для утреннего туалета, проверка (утренняя и вечерняя), время на труд, личное время, восьмичасовой непрерывный сон.

Законодатель определил схожие формы и методы воспитательной работы с осужденными, отбывающими уголовные наказания в исправительных центрах и колониях-поселениях. Имеются схожие дисциплинарные и поощрительные практики. Так, для положительно характеризующихся осужденных администрация обоих видов учреждений может предоставить проживание за пределами этих учреждений, но в пределах одного муниципального образования, с семьей. Разница заключается в количестве и сроках проверочных мероприятий. Схожими являются и такие виды поощрения, как благодарность, досрочное снятие ранее наложенного взыскания. Дисциплинарная практика также похожа. Перекликаются такие виды взысканий, как выговор, отмена права проживания вне общежития, водворение в помещение для нарушителей на срок до 15 суток (в исправительном центре), в штрафной изолятор до 15 суток в колонии-поселении. Также имеются схожие виды дисциплинарных нарушений, относящихся к категории злостных: употребление спиртных напитков, наркотических средств или психотропных веществ; неповиновение представителям администрации исправительного центра/колонии-поселения или их оскорбление при отсутствии признаков преступления; мелкое хулиганство; организация забастовок или иных групповых неповиновений, а равно участие в них; отказ от работы; изготовление, хранение или передача запрещенных предметов и веществ; самовольное без уважительных причин оставление территории исправительного центра/колонии- поселения; несвоевременное (свыше 24 часов) возвращение к месту отбывания наказания. В колонии-поселении – свыше 3 суток.

В отношении осужденного к принудительным работам и к отбыванию срока уголовного наказания в колонии-поселении, признанного злостным нарушителем, начальник исправительного центра/колонии- поселения направляет в суд представление о замене неотбытой части наказания к принудительным работам лишением свободы.

Надзор за осужденными к принудительным работам предусмотрен нормами УИК РФ и заключается в надзоре и контроле за поведением осужденных в исправительном центре, по месту работы, а также в иных местах пребывания.

Трудоустройство и условия труда осужденных к принудительным работам и осужденных на определенный срок с отбыванием наказания в колонии-поселении идентичны. Однако основное различие в данном вопросе состоит в том, что в случае невозможности трудоустройства осужденного к принудительным работам, направление его в исправительный центр не возможно. Данное обстоятельство обусловлено основной целью данного вида наказания – труд осужденного. Такой категоричности в отношении направления осужденных в колонию- поселение законодатель не устанавливает.

Вещи осужденных к принудительным работам могут подлежать досмотру, а помещения, в которых они проживают, могут подвергаться обыску. Основания и порядок проведения обысков и досмотров определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. Идентичным образом организован осмотр вещей осужденных и обыск помещений в колонии-поселении.

Принципиальным отличием порядка отбывания принудительных работ от порядка отбывания наказания в колонии-поселении выступает разрешение осужденным к принудительным работам обучения по заочной форме в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, находящихся в пределах муниципального образования, на территории которого расположен исправительный центр.

Подводя итог данному анализу норм отбывания наказания в виде принудительных работ и лишения свободы с отбыванием в колонии- поселении, стоит отметить, что при значительном сходстве условий отбывания данных видов наказаний, принудительные работы остаются альтернативой лишению свободы, где законодатель сразу в ч. 1 ст. 53.1 Уголовного кодекса Российской Федерации определил его характер. Несмотря на это, в приведенном выше анализе видно, что существенных отличий между исследуемыми видами наказания не имеется. На волне всеобщей гуманизации уголовного законодательства ввести дополнительный вид отбывания уголовных наказаний без изоляции от общества с обязательным привлечением к труду осужденных было бы для страны и уголовно-правовой системы неплохим подспорьем для реализации основных принципов уголовно- исполнительного законодательства. Однако налицо имеется явная недоработка законодателя по отношению к условиям отбывания наказания в исправительных центрах. Исходя из этого, принудительные работы становятся самым серьезным наказанием из перечня «без изоляции от общества».

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Уголовный кодекс Российской Федерации (№ 63-ФЗ от 13.06.1996) принят Государственной Думой РФ 24.05.1996, одобрен Советом Федераций РФ 05.06.1996.
2. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (№ 1- ФЗ от 08.01.1997) принят Государственной Думой РФ 18.12.1996, одобрен Советом Федераций РФ 25.12.1996.
3. Макарова М.В. Ограничение свободы и принудительные работы в системе уголовных наказаний // Молодой ученый. 2014. № 17.
4. Нагаева Т.И. Принудительные работы: альтернатива лишению свободы или фикция? // Юридический журнал. № 9. 2013.
5. Берсеньева Т., Юршина М. Исправительные работы вместо колонии // интернет-газета «Известия». Выпуск 15.05.2018.

Источник: Научно-информационный журнал “Вестник Международного юридического института” № 1 (68) 2019

Просмотров: 662

No votes yet.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code