ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ МЕХАНИЗМА ПРОВЕРКИ ДЕЕСПОСОБНОСТИ ГРАЖДАН

И.Н.Пустовалова

Аннотация. В статье рассматриваются проблемные вопросы определения дееспособности граждан при совершении ими сделок, указывается на несовершенство правового механизма. Делаются выводы о необходимости создания единой базы данных лиц, страдающих различными формами психических заболеваний, препятствующих их самостоятельному участию в гражданском обороте.

Ключевые слова: сделки, определение дееспособности, база данных.

 

Конституцией Российской Федерации провозглашено, что основные права и свободы признаются высшей ценностью, им представляется приоритет перед другими социальными благами, что согласуется с принципами демократического правового государства. Согласно ст. 34 Конституции РФ каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности . Государство наделяет индивидуальных членов общества правом вступать в конкретные правоотношения, признавая их самостоятельными субъектами, способными осознанно действовать сообразно установленным нормативно-правовым предписаниям. Для реализации совокупности провозглашенных в Конституции прав и свобод граждане должны обладать дееспособностью. Правовая категория дееспособность является важным юридическим средством выражения свободы личности в сфере имущественных и неимущественных отношений. Наличие дееспособности имеет решающее значение для возникновения и развития правоотношений, если они не запрещены законом и не противоречат общим началам гражданского права.

К признанию гражданина недееспособным законодатель подходит крайне осторожно. Процедурный порядок строго регламентирован. Прерогатива принятия решения закреплена исключительно за судом. Это обусловлено не только целями установления над данной категорией граждан опеки и осуществления защиты прав и законных интересов таких участников общественных отношений, но и в целях превенции нарушения прав иных лиц, вступающих с ними в различные правоотношения, вследствие чего таким лицам может быть нанесен существенный моральный или имущественный вред.

Динамика судебной статистики свидетельствует о тенденции увеличения количества положительных решений о признании граждан недееспособными. Так, если в 2015 г. из рассмотренных 29475 заявлений удовлетворено 28570, то к 2017 г. эти цифры соответственно увеличились до 30872 и 30053. Характерно, что значительный процент решений, вынесенных судами первой инстанции по данной категории дел, отменяется в последующем вышестоящими судебными инстанциями, что свидетельствует о необходимости более взвешенного подхода со стороны судебных органов власти к принятию решения о признании недееспособности граждан. Объективность, законность и обоснованность принимаемых судами решений, непосредственно влияет на возможность реализации гражданами своих конституционных прав. Так, состояние недееспособности препятствует совершению сделок, вступлению в брак, исключает возможность усыновления детей, является основанием для расторжения брака в упрощенном порядке (ст. 14, п. 2 ст. 19, п. 1 ст. 127 СК РФ ), ограничивает политические права (участие в референдуме (ст. 4 ФЗ от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ ), избирательные права (ст. 32, ч. 3 Конституции).

Несмотря на то что в законодательстве легального закрепления дефиниции «недееспособность» нет, уяснение сущности данного явления и определение его критериев не вызывает особой сложности, если исходить из обратного от категории «дееспособность». В то же время в специальной литературе отсутствует единый подход к трактовке термина «недееспособность». Ряд авторов предлагают включать в это понятие не только психические заболевания, но и физические недостатки (например, потеря зрения) . Отнесение к категории недееспособных лиц, страдающих различными формами психических отклонений, физическими недугами, а также достигших преклонного возраста, имеет место и в законодательстве отдельных государств. На наш взгляд, под недееспособностью как юридической категорией следует понимать психическое состояние, обусловленное хроническим расстройством психической деятельности, исключающее возможность выполнения лицом своих обязанностей и реализации прав, в связи с отсутствием у него способности осознавать значение своих действий и сознательно руководить ими.

Категория недееспособности складывается из двух элементов: медицинского – психическое заболевание и юридического (психологического) – «понимание значения своих действий или руководство ими». Медицинский критерий недееспособности представляет собой перечень психических заболеваний, которые являются предпосылкой недееспособности. Наличие медицинского критерия недееспособности предполагает психотический уровень нарушения психики с различным сочетанием продуктивных (позитивных) или негативных (де- фицитарных) расстройств . Психологический критерий отражает глубину (тяжесть) психических расстройств, которые имеются у лица и обозначены медицинским критерием недееспособности. Психологический критерий, в свою очередь, включает интеллектуальный (способность осознавать свои действия) и волевой (способность руководить своими действиями) компоненты. Временное расстройство психики не включено в формулу недееспособности. Если гражданин, совершая те или иные юридические действия (сделки), вследствие временного психического расстройства не понимал их значения, суд признает недействительными только эти сделки, не объявляя это лицо недееспособным.

Одной из проблем правового регулирования института дееспособности нам видится отсутствие механизма установления факта недееспособности при совершении сделок. Законодатель, устанавливая императив на заключение сделок недееспособными лицами, не предусмотрел алгоритма выяснения соответствующего состояния гражданина во внесудебном порядке. Например, при обращении лица к нотариусу для совершения завещания, удостоверении иной сделки, действует презумпция полной дееспособности. При возникновении сомнений в дееспособности гражданина нотариусу надлежит осуществить проверку дееспособности лица, что закреплено в законодательстве о нотариате . В этих целях в «Регламенте совершения нотариусами нотариальных действий, устанавливающего объем информации, необходимой нотариусу для совершения нотариальных действий, и способ ее фиксирования», приводится перечень документов, на основании которых нотариус устанавливает наличие дееспособности у гражданина (удостоверение личности гражданина, подтверждающее его возраст; решение органа опеки и попечительства или судебный акт об объявлении несовершеннолетнего, достигшего 16 лет, полностью дееспособным; документы органов записи актов гражданского состояния или сведения Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния о заключении брака несовершеннолет- ним) . Следует отметить, что в приложении к «Методическим рекомендациям по удостоверению доверенностей», утвержденных решением Правления ФНП от 18.07.2016, протокол № 07/16, приводятся сведения о возрасте, с достижением которого в зарубежных государствах лицо признается дееспособным, что значительно облегчает работу нотариусов при удостоверении сделок, совершаемых с участием иностранных элементов .

Однако такая процедура позволяет выявить лишь одну сторону, характеризующую полную дееспособность гражданина – достижение совершеннолетия, либо факт объявления гражданина полностью дееспособным в более раннем возрасте при соблюдении условий и порядка, предусмотренного гражданским законодательством. При этом вопрос о другой стороне дееспособности, соотносимой с психическими заболеваниями, остается открытым.

Получение сведений о признании гражданина недееспособным на основании судебного акта ограничивается для нотариуса возможностью обращения в Росреестр. Сейчас только Росреестр обладает относительно полным банком данных о лицах, признанных судом недееспособными/дееспособными, ограниченных в дееспособности. Эти данные заносятся в банк согласно предоставленным судами судебным актам, вступившим в законную силу. В качестве правового основания получения нотариусом такой информации выступает п. 14 ст. 62 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 № 218-ФЗ, закрепляющий порядок получения сведений о признании правообладателя недееспособным или ограниченно дееспособным по запросу нотариуса, совершенному в форме документа на бумажном носителе или в электронной форме в автоматизированном режиме . В первом случае документ предоставляется в течение трех рабочих дней, во втором – в электронной форме незамедлительно, но не позднее следующего рабочего дня после дня направления соответствующего запроса. Рассчитывать на оперативность получения таких сведений не приходится, а собственной базы у нотариусов нет, соответственно решение вопроса с совершением нотариальных действий может значительно затянуться во времени. На практике проблема возникает в отношении тех лиц, которые страдают различными формами психических заболеваний, но судебных решений о признании их недееспособными нет. Необходимость признания недееспособными граждан возникает чаще всего при отчуждении принадлежащего им имущества, оспаривании заключенных ими сделок, в т.ч. совершения завещаний, осуществлении контроля над разумным расходованием денежных средств и т.д. Если же споров по поводу совершаемых (совершенных) сделок не имеется, то заинтересованные лица не поднимают вопросов о дееспособности лиц, фактически являющихся недееспособными и участвующих противоправно в таких сделках. Так, например, гр. М.Е.В., находясь в болезненном состоянии, не контролируя своих действий, выдала на имя гр. Г.Д.С. доверенность на право продажи принадлежащей ей квартиры. Доверенность удостоверена нотариусом. Г.Д.С. продал квартиру В.С.Н., причем обе стороны (продавец и покупатель) были осведомлены о том, что гр. М.Е.В. состоит на учете в психиатрической больнице. Денежные средства от продажи квартиры Г.Д.С. доверителю не передал. В.С.Н. продал спорную квартиру К.И.В. и К.В.С. В последующем доверенность, выданная на совершение сделки, была признана судом недействительной, а соответственно и право собственности, зарегистрированное за К.И.В. и К.В.С. на спорную квартиру. Гражданам К.И.В. и К.В.С. судом предписано возвратить квартиру первоначальному собственнику – М.Е.В. При этом вопрос о возврате им денежных средств, уплаченных при заключении договора купли-продажи квартиры, остался не решенным, тем самым их права и законные интересы были существенно нарушены1.

Нотариус реализует свою специальную профессиональную дееспособность при выяснении сделкоспособности лица путем визуальной оценки посетителя (внешний вид) и вербальной (адекватности ответов гражданина на задаваемые нотариусом элементарные вопросы – ФИО, дата рождения, место жительства, а также посредством визуальной оценки и т.д.). Таким образом, выяснение нотариусом вопроса дееспособности гражданина сводится к формированию субъективных оценочных понятий, не основанных на профессиональных критериях (медицинских). Такая проверка дееспособности не дает реальной картины, так как, не обладая специальными познаниями в области психиатрии, нельзя выявить признаки психического заболевания, являющиеся очевидными для специалиста. В случае появления у нотариуса сомнений в способности лица осознавать фактический характер своих действий или руководить ими (при отсутствии сведений о признании лица недееспособным), нотариус правомочен отложить совершение сделки в связи с необходимостью истребования дополнительных сведений от компетентных физических и юридических лиц.

Анализ действующего законодательства, практика заключения сделок свидетельствует о наличии многочисленных рисков, возникающих для обеих вступающих в правоотношения сторон. Так, в отношении недееспособных – это возможность совершения различного рода мошеннических сделок, злоупотреблений. А дееспособных – риск причинения вреда имущественным и личным неимущественным интересам, наступление ответственности для лиц, обязанных проверять законность совершения сделок.

Проблемы установления факта дееспособности имеют место и при регистрации брака. Законодатель не предусмотрел проверку наличия такого факта органами ЗАГС. При осуществлении записи о регистрации брака предусмотрено лишь собственноручное подтверждение брачующихся, «… обстоятельств, препятствующих заключению брака, указанных в ст. 14 Семейного кодекса Российской Федерации, не имеется». Отсутствует механизм проверки дееспособности лиц, вступающих в правоотношения с банками и иными кредитными организациями. При этом ответственности для такой категории граждан законодатель не предусматривает.

Поиск возможных решений приводит к выводу о необходимости изменения действующего законодательства и введения в соответствующие нормативные правовые акты положения, предусматривающего получения необходимых сведений из официальных источников, в том числе о состоянии психического здоровья.

Так, ст. 8 Закона РФ от 02.07.1992 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» устанавливает, что при «реализации гражданином своих прав и свобод требования предоставления сведений о состоянии его психического здоровья либо обследования его врачом-психиатром допускаются лишь в случаях, установленных законами Российской Федерации» . Такие случаи перечислены, в ст. 13 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»: запросы органов дознания и следствия, суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством, по запросу органов прокуратуры в связи с осуществлением ими прокурорского надзора, по запросу органа уголовно- исполнительной системы в связи с исполнением уголовного наказания и осуществлением контроля за поведением условно осужденного, осужденного, в отношении которого отбывание наказания отсрочено, и лица, освобожденного условно-досрочно. На наш взгляд, данный пункт целесообразно дополнить словами «по запросу органов нотариата в связи с удостоверением сделок, оформлением наследственных прав и совершение других действий, направленных на юридическое закрепление прав граждан и юридических лиц». Нераспространение сведений нотариусом предусмотрены ст. 16 Основы законодательства Российской Федерации о нотариате, устанавливающей, что нотариус «обязан хранить в тайне сведения, которые стали ему известны в связи с осуществлением его профессиональной деятельности» .

Альтернативный вариант – единая информационная система, куда будут направляться соответствующие судебные решения, необходимые сведения из учреждений здравоохранения, иных организаций в порядке межведомственного электронного взаимодействия. Эффективность данной системы не вызывает сомнений, что подтверждено востребованностью данных, имеющихся на сегодня в базе и сокращением затрат на проверку необходимых данных для совершения нотариальных действий, а также целей гражданского оборота и защиты участников правоотношений от неправомерных действий недобросовестных лиц.

Что же касается совершения сделок между физическими лицами, не требующих нотариального удостоверения, то следует обратить внимание, что простая письменная форма договора не предполагает проверки дееспособности сторон, что является существенным пробелом действующего законодательства. Думается, что в данном случае вопрос исключения риска заключения сделки с недееспособным остается в пределах компетенции сторон, которым законодатель предоставил право на удостоверение любой сделки (отвечающей требованиям закона) нотариусом.

Анализ правоприменительной практики, динамика изменений законодательства, официальная статистика указывают на наличие пробелов в правовом регулировании института дееспособности граждан, следствием чего являются проблемы реализации субъективных гражданских прав, их нарушение, что актуализирует исследование отдельных аспектов дееспособности субъектов правоотношений.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных ФКЗ РФ от 21.07.2014 № 1-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 04.08.2014.
2. Семейный кодекс РФ: Федеральный закон от 29.12.1995 № 223- ФЗ (ред. от 03.08.2018) // Российская газета. № 17. 27.01.1996.
3. О государственной регистрации недвижимости: Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // Российская газета. № 156. 17.07.2015.
4. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // Российская газета. № 263. 23.11.2011.
5. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: ФЗ от 12.06.2002. № 67-ФЗ (ред. от 11.12.2018) // Российская газета. № 106. 15.06.2002.
6. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. ВС РФ 11.02.1993 № 4462-1) (ред. от 03.08.2018) // Российская газета. № 49. 13.03.1993.
7. О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании: Закон РФ от 02.07.1992 № 3185-1 (ред. от 19.07.2018) // Ведомости СНД и ВС РФ. 20.08.1992. № 33.
8. www.pravo.gov.ru
9. Методические рекомендации по удостоверению доверенностей. Утв. решением Правления ФНП от 18.07.2016, протокол № 07/16 // Доступ из СПС КонсультантПлюс.
10. Кузнецова О.В., Пивоварова Т.Г. Комментарий к Федеральному закону от 24.04.2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (постатейный) // Доступ СПС КонсультантПлюс.
11. Снежневский А.В. Клиническая психопатология. – М.: Медицина, 1983. T. 1.
12. http://www.cdep.ru/
13. https://dogovor-urist.ru/судебная_практика/

Источник: Научно-информационный журнал “Вестник Международного юридического института” № 1 (68) 2019

Просмотров: 839

No votes yet.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code