ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МАЛОЛЕТНИХ УЧАСТНИКОВ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА

РОДИНА Е.Ю.

Уголовное судопроизводство, процессуальные действия, тактика производства процессуальных действий, малолетний участник процессуальных действий, возрастных и психологические особенности малолетних, фантазирование, склонность ко лжи, внушаемость.

В статье представлены результаты теоретического анализа современной литературы по проблеме учета возрастных и психологических особенностей малолетних участников уголовного судопроизводства. В соответствии с принятой в психологии развития возрастной периодизацией дается краткая характеристика психологических особенностей детей младенческого, раннего, дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста. Описываются такие психологические характеристики, как особенности воображения, памяти, мышления, речи, внимания малолетних. Анализируются фантазирование, ложь, внушаемость малолетних. Показано, что производство процессуальных действий с малолетними участниками уголовного судопроизводства требует особых организационных действий и тактических подходов.

 

Совершенствование мер, обеспечивающих защиту прав и законных интересов малолетних участников уголовного процесса, относится к числу фундаментальных проблем современного российского уголовного законодательства [1, 7, 8]. Это обусловливается тем, что данные лица являются наиболее уязвимыми членам социума в связи с их возрастными характеристиками. Расследование преступлений, совершенных в отношении малолетних, обладает спецификой, которая связана с возрастными и индивидуально-психологическими особенностями указанных лиц. Эти возрастные особенности предполагают необходимость их подробного изучения и использования в целях развития уголовного процесса. Теоретический анализ российского законодательства позволил выявить следующие понятия, описывающие возраст малолетнего:

– новорожденный (ст. 106 УК РФ);

– малолетний (ст. 125, ч. 1 ст. 245 УК РФ);

– лицо, не достигшее четырнадцатилетнего возраста (п. «в» ч. 3 ст. 131, п. «в» ч. 3 ст. 132, ч. 3 ст. 241 УК РФ).

Таким образом, категорию «малолетний» в уголовном законодательстве составляют лица в возрасте от рождения до 14 лет. Важно отметить, что нельзя говорить об одинаковом уровне психического развития таких лиц. Анализ представленных в современной возрастной психологии периодизаций показал, что выделяется шесть групп малолетних в зависимости от их возраста и уровня психического развития:

– младенческий возраст (от рождения до 1 года);

– ранее детство (от 1 года до 3 лет);

– дошкольный возраст (от 3 до 7 лет);

– младший школьный возраст (от 7 до 11 лет);

– подростки (от 11 до 14-15 лет) [2, 9].

Рассмотрим психологические особенности малолетних, уделив особое внимание возрастным группам дошкольного возраста, младшего школьного возраста и подросткам, то есть тем лицам, которых нередко привлекают к участию в проведении процессуальных действий в уголовном судопроизводстве.

Младенческий возраст (от рождения до 1 года) можно описать с помощью таких характеристик, как беспомощность и жизнедеятельность, в основе которой лежат безусловные рефлексы ребенка [2].

Ранний возраст (от 1 года до 3 лет) характеризуется следующими особенностями:

– 1 год – первые признаки понимания и пользования речью;

– 2 года – развитие понимания и появление активной речи; несмотря на то, что активный словарный запас ребенка совсем небольшой, он знает и понимает в значительной мере больше слов, чем способен произнести;

– 3 года – оформление речи, формирование образного мышления, дифференциация от внешнего мира, осознание устойчивости и постоянства объектов, появление волевой регуляции поведения, возникновение самосознания, освоение базовых нравственных норм и правил поведения [2, 9].

В возрасте 1,5-2 лет ребенок впервые начинает упоминать о прошедшем, однако уровень развития его мышления и речи позволяет говорить преимущественно о настоящем. Двухлетние дети способны упоминать о прошедших событиях в том случае, если они относятся к типичным для них действиям. Нетипичные события фиксируются в памяти ближе к возрасту 2,5-3 лет, однако важно помнить, что зачастую речь идет о совместных воспоминаниях родителей и детей, что затрудняет выделение персональных воспоминаний ребенка. Е.Г. Дозорцева и А.Г. Красавина пишут, что дети не сохраняют в памяти то, что произошло с ними до двухлетнего возраста, но способны к вспоминанию ярких событий, пережитых в возрасте трех лет. При этом характерной особенностью памяти в раннем детстве является то, что воспоминания могут сливаться с похожими событиями в более позднем периоде или с тем, о чем ребенок услышал от ближайшего окружения [4].

В раннем детстве возможно проявление лжи. Чаще всего она вызывается угрозой наказания и используется как стратегия его избегания. При этом крайне сложно сделать вывод о том, обман ли это или трансляция мыслей о желаемом.

Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет). Воспроизведение информации для дошкольников остается непростой задачей в связи с тем, что их память еще не имеет структурной организации, в результате чего дети могут предоставлять различную информацию об одном и том же событии. По ходу взросления к началу школьного обучения способность рассказывать о событиях без помощи опрашивающего постепенно улучшается [5, 9].

Психологами в рамках дошкольного возраста на основании различия в уровне развития когнитивной сферы выделяется два периода: от 3 до 5 лет и от 5 до 7 лет [4]. В промежутке от 3 до 3,5 лет начинает развиваться способность ребенка к более или менее связному повествованию. Словарный запас детей младшего дошкольного возраста включает 1-2 тысячи слов. Речь носит ситуативный характер, строится в форме диалога, логика слабо выражена. Словарный запас детей старшего дошкольного возраста насчитывает порядка 3 тысяч слов, зарождается монологическая речь. В возрасте шести лет ребенок способен к самостоятельному логическому повествованию.

Личность ребенка дошкольного возраста также активно развивается, формируется такой блок личностных свойств, как направленность: развиваются морально-нравственные представления, мотивационно-ценностная сфера. Формируется чувство долга, которое в полной мере обусловливается той оценкой, которую дает взрослый [9].

Итак, дошкольный возраст следует рассматривать как период интенсивного сенсорного развития ребенка, в рамках которого совершенствуется его ориентировка во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве и времени. Малолетние данной возрастной группы способны к осмыслению окружающего мира, к запоминанию, сохранению и логическому воспроизведению информации. Специфика их восприятия выражается в том, что им в неполной мере доступны причинно-следственные связи, затруднено создание целостного образа воспринятого события или явления. В связи с этим им свойственны акцентирование внимания на второстепенных аспектах и потеря сущности события. Важно отметить, что с возраста 6-7 лет ребенок помнит себя в прошлом, осознает в настоящем и представляет себя в будущем.

Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет). У детей данной возрастной группы интенсивно развиваются навыки преднамеренного восприятия, произвольная память, мышление от наглядно-действенного постепенно переходит к наглядно-образному и в дальнейшем к словесно-логическому. Активно развивается волевая регуляция деятельности, расширяется практический опыт ребенка. Однако уровень развития мышления не позволяет выстраивать логически обоснованную цепочку рассуждений, ребенок все еще мыслит образно. Зачастую ему крайне сложно отделить основное от второстепенного, вследствие этого недостаток жизненного опыта зачастую заполняется продуктами воображения, которые в конечном итоге выдаются ребенком за истину. Кроме того, детям младшего школьного возраста свойственны тенденции к преувеличению. Несмотря на достаточно развитую зрительную память, они не во всех случаях способны сформировать полноценный образ воспринятого ими объекта или явления [2, 9].

Подростки (от 11 до 14-15 лет). Психологическими особенностями детей среднего школьного возраста являются более высокий по сравнению с младшими уровень развития когнитивных процессов, усиление самосознания, формирование чувства долга и ответственности, стремление к межличностному взаимодействию. Для подростков характерно стремление проявлять самостоятельность в деятельности, подражать другим (лицам референтного круга, иным значимым лицам), однако в силу возрастных особенностей психики они не всегда верно трактуют поведение других людей. Так, например, нередки случаи, когда подростками одобряются противоправное поведение и аморальные поступки [6].

Бесспорно, малолетние с учетом специфики их возрастных и психологических особенностей относятся к числу наиболее сложных для установления контакта, ведения допроса и других процессуальных действий участников уголовного процесса [1, 3, 8]. Несмотря на то, что каждая возрастная группа обладает характеристиками, свойственными лишь ей, следует выделить те специфические психологические особенности, которые являются общими для представителей их всех. Речь идет о склонности к фантазированию, лжи и о повышенной степени внушаемости, обусловленных тем, что многие жизненные представления еще не обладают достаточной степенью объективности.

Фантазирование. В напряженных условиях, к которым относится уголовный процесс, малолетним сложно определить источники собственной памяти, особенно тогда, когда временной промежуток между событием и воспоминанием не был краткосрочным [4]. Между первыми и дальнейшими показаниями в ряде случаев можно зафиксировать типичные несоответствия или изменения. При этом необходимо обращать внимание на наличие или отсутствие изменений в представлениях о сущности происшествия. Второстепенные, по мнению малолетнего, обстоятельства могут изменяться (даты, время, описание помещения, деталей одежды и др.), а кроме того, может терять интенсивность эмоциональный фон показаний. Вычленить из показаний то, что обусловлено выдумкой, является фантазией, затруднительно, так как малолетний зачастую сам искренне убежден в том, что излагает реальные факты.

Ложь. Начиная с дошкольного возраста (3-4 года) ребенок способен создать у другого человека неверные представления о конкретном предмете. В этом же возрасте формируется осознание таких понятий, как секрет, тайна, и представления об их сохранении. Возможность малолетних обманывать сочетается со способностями поддерживать этот обман при дальнейших расспросах. В частности, ребенок может симулировать неосведомленность о каком-либо событии или информации. В ряде случаев малолетний под воздействием уговоров, запугивания, обмана, страха мести или ради уклонения от того, чтобы «сдать» соучастников, а иногда и абсолютно бесцельно искажает объективные факты и события или вовсе отказывается от дачи показаний. В таких случаях рекомендуется, сохраняя терпение, доступно разъяснить малолетнему опасность совершенного деяния, а также значение установления истины по уголовному делу [1, 4, 8].

Внушаемость. Некритичное восприятие информации, которую передают другие люди, или следование их указаниям также необходимо рассматривать как значительный источник искажения информации, воспроизводимой малолетними. Внушаемость – это свойство, обусловленное психологическим воздействием и проявляемое в процессе межличностного взаимодействия. В уголовном процессе психологическое воздействие на малолетнего может оказываться и со стороны должностных лиц [3, 6]. Для избегания внушения в ходе проведения процессуальных действий следует учитывать основные признаки так называемого «внушающего» опроса. Так, внушающим эффектом обладают определенные формы вопросов, которые задаются малолетнему следователем. Суггестивный (внушение, подсказка) характер имеют:

– вопросы, содержащие указания на некие «очевидные» факты;

– вопросы, ответы на которые предполагают выбор из предложенных альтернатив (или – или), чем сокращается число возможных вариантов;

– вопросы, которые предполагают односложный ответ (да – нет).

Правдивость показаний малолетнего участника уголовного судопроизводства во многом зависит от условий, в которых происходило восприятие, и особенностей когнитивных процессов ребенка: восприятия, представления, воображения, памяти, внимания, речи. Особое значение имеет уровень развития мышления, способность малолетнего к верной трактовке явлений и событий [5]. Кроме того, на истинность показаний влияют психическое состояние малолетнего и его индивидуально-психологические особенности. Показания малолетнего могут значительно корректироваться и под воздействием на него неоднократных допросов и расспросов. Важно выяснить, обсуждались ли в его присутствии события и обстоятельства, которые в последующем стали предметом допроса; задавали ли ему вопросы по поводу данных обстоятельств иные лица; не подсказывали ли ему ответов. Многократное повторение рассказа об имевших место событиях родственникам, друзьям, иным лицам из близкого окружения может привести к тому, что со временем память стирается, а дальнейшие показания становятся воспоминаниями не о реальном событии, а памятью о первых показаниях.

Анализ представленных в статье возрастных особенностей малолетних позволяет сделать вывод о том, что производство процессуальных действий с такими участниками уголовного судопроизводства требует особых организационных действий и тактических подходов. В ст. 191 УПК РФ указано, что проведение следственных действий с участием несовершеннолетних потерпевших и свидетелей, не достигших возраста 16 лет, а также достигших этого возраста, но страдающих психическими расстройствами или отстающих в развитии, предполагает привлечение педагога или психолога. Совместная деятельность следователя и психолога в процессе осуществления процессуальных действий видится нам весьма конструктивной. Комфортные для малолетнего условия, поддерживаемые специалистом- психологом, учет индивидуально-психологических особенностей ребенка следователем предоставят возможность получения реалистичной и надежной информации.

Выбор тактических приемов следует осуществлять с учетом недостаточного уровня развития малолетнего, небольшого словарного запаса, ограниченности логического мышления, дискретности свободного повествования при даче показаний, отсутствия жизненного опыта и профессиональных знаний, повышенной склонности к внушению, самовнушению, фантазированию. Для малолетних участников уголовного судопроизводства характерно поверхностное и некритичное восприятие окружающего мира. Они обладают неразвитыми способностями верной оценки поведения людей и степени грозящей им опасности (а порой таковые у них полностью отсутствуют). При этом им свойственны яркость впечатлений и прочное удержание в памяти новых, интересных и необычных событий. Детская непосредственность и бесхитростность, искренность и простота в ряде случаев облегчают проведение процессуальных действий и позволяют выявлять элементы лжи в их показаниях.

 

Библиографический список:

1. Васкэ Е.В. Психология допроса несовершеннолетних правонарушителей и жертв секс – ного насилия. М.: Генезис, 2014. 312 с.
2. Волков Б.С. Возрастная психология. В 2 ч. Ч. 1: От рождения до поступления в школу. М.: Владос, 2010. 366 c.
3. Дедюхин К.Г., Аминов И.И., Бульеннова Т.Ю., Усиевич А.Р. Юридическая психология: Учебник. М.: Юстиция, 2017. 296 с.
4. Дозорцева Е.Г., Красавина А.Г. Правила проведения допросов несовершеннолетних, потерпевших от преступлений: изменения в следственной практике // Культурно-историческая психология. 2017. Т. 13. № 3. С. 23-31.
5. Дубнякова А.И. К проблеме игровой деятельности современных дошкольников // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные и психолого-педагогические науки. 2009. № 7. С. 178-179.
6. Еникеев М.И. Юридическая психология. С основами общей и социальной психологии: Учебник. М.: Норма, Инфра-М, 2017. 640 с.
7. Карагодин В.Н. Расследование преступлений против жизни, половой свободы и неприкосновенности несовершеннолетних: Монография. М.: Проспект, 2019. 320 с.
8. Скичко О.Ю. Тактико-психологические основы допроса несовершеннолетних свидетелей и потерпевших на предварительном следствии: Монография. М.: Юрлитинформ, 2010. 184 с.
9. Столяренко Л.Д., Столяренко Д.В. Возрастная психология: Учебник. Ростов-на-Дону: Феникс, 2017. 448 с.

Источник: Научно-теоретический журнал “Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России”. № 2 (56) 2019.

Просмотров: 636

No votes yet.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code