ПОЛИЦЕЙСКОЕ РЕАГИРОВАНИЕ НА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ СЕМЕЙНО-БЫТОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

ГАЙДУКОВ А. А.

В статье поднимается вопрос о полномочиях полиции, связанных с применением административно-правовых мер предупреждения и пресечения правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений. Автором с учетом специфики семейно-бытовых отношений сформулированы положения (правила), которыми должны руководствоваться сотрудники полиции при осуществлении пресечения и предупреждения правонарушений. Делается вывод о том, что полицейское реагирование в данном случае следует рассматривать в совокупности с его защитным предназначением. При этом правоприменительная деятельность полиции должна быть нацелена на нейтрализацию противоправных деяний и недопущение их в дальнейшем, восстановление, упорядочение, урегулирование и защиту позитивных правоотношений между лицами, состоящими в семейно-бытовых отношениях.

Ключевые слова: Полицейские меры реагирования, угроза личной безопасности, семейно-бытовой конфликт, семейно-бытовое насилие, антиобщественное поведение.

 

Ценность семьи как одного из важнейших социальных институтов и ее ведущая роль в формировании каждого человека признаются мировым сообществом. Приоритет защиты семьи государством закреплен как в нормах международного права, так и в законодательстве Российской Федерации. Однако в современном российском обществе наблюдается неблагоприятная тенденция, связанная со значительным числом преступлений и административных правонарушений в семейно-бытовой сфере.

Особую значимость в создавшихся условиях приобретает проблема эффективного государственного противодействия данным антисоциальным явлениям административно-правовыми средствами. Ведущая роль в ее решении отводится полиции, реализующей в пределах своей компетенции социально-защитную функцию. В настоящее время административно-правовая деятельность полиции в указанном направлении носит преимущественно предупредительный характер. Именно он определяет приоритет профилактических и воспитательных мер воздействия на правонарушителей и разъяснительных мер, применяемых к потерпевшим.

Применение полицией мер пресечения производится по факту выявления совершенного противоправного деяния. В связи с этим определяющими факторами для применения полицией мер принудительного воздействия являются опасность, исходящая от правонарушителя, а также нарушение права одного или нескольких лиц, находящихся в семей- но-бытовых отношениях. Указанные факторы формируют условия, то есть установленные обстоятельства, от которых будут зависеть конкретные действия сотрудника полиции во время вмешательства в сферу семейно-бытовых отношений при помощи мер принудительного воздействия. Непосредственное пресекательное полицейское вмешательство происходит в случае установления наличной, действительной, не устранимой другими средствами опасности [2, с. 93].

Соприкосновение граждан с полицией и формирование общественных отношений в семейно-бытовой сфере происходят, как правило, по мере возникновения защитной необходимости, когда без помощи полиции разрешить конфликтную ситуацию не получается либо когда в полицию обращаются соседи или родственники потерпевших. Сложность выбора и своевременность применения полицией мер предупреждения или пресечения обусловлены многими факторами.

Во-первых, следует отметить недооценку обществом и полицией уровня общественной опасности семейно-быто- вых конфликтов, которые впоследствии могут перерасти в правонарушения. В практике работы органов внутренних дел есть случаи, когда сотрудники полиции стараются не вмешиваться в семейно-бытовые конфликты, действуя по принципу «дела семейные – сами разберутся». По-видимому, в основе такой недооценки лежат традиционные представления о взаимоотношениях между мужчиной и женщиной, в которых мужчина пользуется авторитетом как глава семьи. Нарушения прав граждан в данном случае носят частный, латентный характер, конфликтную ситуацию разрешают сами члены семьи, не вынося противоправные деяния на общественное обозрение и не прибегая к помощи полиции. Поэтому нередко полиция реагирует только на совершение в семейно-бытовой сфере тяжких преступлений, например убийства или нанесения тяжкого вреда здоровью. Описанная позиция правоохранителей, по нашему мнению, нарушает основной принцип семейно-бытовых отношений – безопасное существование любого их участника, так как противоправные действия со стороны близких лиц, в которых человек всегда пытается найти поддержку и опору, наносят гораздо больший психологический и моральный вред, чем совершенные посторонним.

Во-вторых, трудность и сложность предупреждения и пресечения правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений «заключается в том, что при «вторжении» в семейную жизнь третьей стороны (в лице полиции и социальных служб) всегда необходим строгий баланс между правом на безопасность и правом на свободу личности, неприкосновенность частной жизни человека» [1, с. 12]. В связи с этим стоит согласиться с мнением профессора В.Е. Севрюгина о том, что «административно-правовое регулирование допустимо лишь в том случае и в тех пределах, если оно не нарушает основных прав и свобод личности. Вторжение в сферу основных прав и свобод может осуществляться только на основе закона и быть разумно обоснованным» [4, с. 166].

В-третьих, несмотря на то, что большинство противоправных деяний в семье совершается в условиях очевидности, информация о правонарушениях носит закрытый, очень часто латентный характер. О сложной, конфликтной ситуации в семье могут знать родственники, знакомые, соседи, однако сами конфликтующие стороны, как правило, стараются об этом не распространяться. К помощи полиции прибегают только тогда, когда иным способом нельзя разрешить сложившуюся ситуацию в семейно-бытовых отношениях. Многие граждане отказываются привлекать к юридической ответственности своих близких, так как это связано с нежеланием проходить медицинское освидетельствование, боязнью огласки со стороны родственников или соседей, пониманием потерпевшими негативных последствий испорченной репутации семьи и возможной судимости родителей для детей.

В-четвертых, сложность проблемы заключается в том, что в 43% случаев реагирования полиции на обращения граждан по поводу происшествий в сфере семейно-бытовых отношений выясняется, что действия участников конфликтов не носят характер антиобщественного поведения, то есть не влекут за собой административной или уголовной ответственности. Такие действия нарушают общепринятые нормы поведения, морали, права, а также законные интересы близких нарушителю лиц. Более того, причинами семейно-бытового конфликта могут быть недостойные (аморальные) поступки и поведение. Подобные поступки также не подпадают под действие каких-либо конкретных норм Кодекса об административных правонарушениях и Уголовного кодекса. Сотрудники полиции, приезжая на вызов, связанный с семейно-бытовым конфликтом, нередко не знают, какие административно-правовые меры реагирования необходимо предпринять. Это обусловлено отсутствием установленных на федеральном уровне норм об административной ответственности за психическое насилие, нарушающее право гражданина на личную безопасность в сфере семейно-бытовых отношений, а также соответствующих юрисдикци- онных полномочий у полиции. Указанные обстоятельства не дают последней права на реализацию мер по обеспечению производства по делам об административных правонарушениях и существенно сужают рамки ее возможностей по предупреждению и пресечению семейно-бытового насилия. Законодательство субъектов Российской Федерации также ограничивает полицию в возможности привлечения граждан к административной ответственности за правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений. Кроме того, деяния, вызывающие чувство страха и опасности, а также нарушающие некоторые права близких лиц, не являются ни административно, ни уголовно наказуемыми. В связи с этим антиобщественное поведение граждан в семейно-бытовой сфере чаще всего протекает бесконтрольно, повлиять на него правовыми средствами не представляется возможным, так как законодательством не предусмотрены соответствующие составы правонарушений, а значит, нет и юридической ответственности. Подобного рода ситуации в дальнейшем формируют безнаказанность.

По результатам опроса граждан, вызывавших полицию, было установлено, что они прежде всего просят реальной помощи в виде профессиональных действий, основанных на законе, в целях устранения возникшей угрозы личной безопасности либо восстановления нарушенных прав. Население ожидает, что сотрудники полиции будут оперативно реагировать на их обращения, выполняя свое защитное предназначение, а не сосредоточиваться на мерах, принимаемых только после совершения правонарушений. В связи с этим полагаем, что полиции необходимо принципиально придерживаться такого подхода к проблеме, согласно которому преступление или административное правонарушение, совершенное в семье, это – не личное дело потерпевшей стороны, а социальная проблема, нереагирование на которую может привести к более тяжким последствиям. Семейно-бытовое насилие – это прежде всего нарушение прав и свобод человека, которые полиция обязана защищать.

В процессе предупреждения и пресечения правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений сотрудник полиции обязан руководствоваться принципами действующего законодательства, при этом ему следует учитывать специфику таких отношений. Анализ законодательства Российской Федерации и правоприменительной деятельности полиции в исследуемой сфере позволил нам сформулировать положения (правила), которыми необходимо руководствоваться сотрудникам полиции в деятельности по предупреждению и пресечению правонарушений.

Своевременный, упреждающий характер вмешательства полиции в целях защиты прав граждан. В соответствии с ч. 1 ст. 1 Семейного кодерса Российской Федерации не допускается произвольное вмешательство кого-либо в дела семьи. Вмешательство полиции обосновано необходимостью пресечения противоправного деяния в целях защиты здоровья, прав и законных интересов членов семьи и дальнейшего недопущения противоправных действий со стороны правонарушителя. Полиция не вмешивается во внутреннюю автономию семьи, а лишь защищает ее интересы от противоправных деяний. При получении сообщения о происшествии в сфере семейно-бытовых отношений, содержащего информацию о возможной опасности, полиция обязана отреагировать даже тогда, когда ее должностные лица считает, что сведения об опасности являются безосновательными, а угроза – мнимой. Общее условие опасности семейно-бытового конфликта заключается в возможности причинения того или иного ущерба гражданину либо имуществу. Полагаем, что угроза, возникающая в процессе семейно-бы- тового конфликта, при неблагоприятном стечении обстоятельств может привести к тяжким, порой необратимым последствиям. При этом даже малейшая опасность должна обязывать полицию к незамедлительному реагированию, так как угрозу как непосредственную возможность нанесения ущерба от ее последствий в виде правонарушения отделяет лишь временной интервал. Право по отношению к безопасности следует считать средством (инструментом) достижения последней. В свою очередь, безопасность будет результатом воздействия на социальные условия (ситуации), создающие высокую вероятность причинения вреда личности и ее законным интересам [5, с. 58].

Нейтральное (беспристрастное) отношение к участникам семейно-бытового конфликта, основанное на профессионализме и компетентности сотрудников полиции. В связи с серьезностью последствий правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений считаем необходимым совершенствование профессиональной подготовки сотрудников полиции. Именно их профессиональная компетентность является во многих случаях решающим фактором, предотвращающим необратимые последствия правонарушения, например смерть жертвы. Сотрудник полиции при разрешении семейно-бы- тового конфликта обязан соблюдать нейтралитет и быть беспристрастным к конфликтующим сторонам. При этом он должен знать основы возрастной и семейной психологии, правовые основания и порядок задержания, применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, вхождения в жилые и иные помещения, применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, учитывать национальные и конфессиональные особенности семьи. Как следует из практики Европейского суда по правам человека, бездействие сотрудников полиции во многих случаях предопределило смерть жертвы или длительность насилия в отношении ее [3, с. 88].

Персонифицированный подход при осуществлении профилактической работы. Важным аспектом предупредительной деятельности является выявление и установление сотрудником полиции причин и условий совершения правонарушений в конкретной, отдельно взятой семье (тяжелое материальное положение, неблагоприятные жилищные условия, потеря работы, смерть или тяжелая болезнь члена семьи, пьянство, алкоголизм, наркомания, токсикомания, игромания, разногласия по поводу воспитания детей, ревность, изменение социальных ролей мужчины и женщины в семье и др.). Выбор направления и способов индивидуальной профилактической работы полиции с лицом, совершившим правонарушение в сфере семейно-бытовых отношений, должны осуществляться исходя из таких причин и условий. К числу мер, направленных на их устранение, будут относиться: информирование социальных служб; помощь при трудоустройстве; бесплатная юридическая помощь и консультации; привлечение психологов и иных специалистов, а также лиц, пользующихся у членов семьи авторитетом; убеждение в необходимости добровольного прохождения курсов реабилитации от алкогольной и нар – котической зависимости и др. С членами семьи в обязательном порядке необходимо проводить разъяснительную работу о недопустимости провоцирующего либо виктимного поведения.

Обязательная защита интересов несовершеннолетних. Сотрудники полиции при выявлении факта совершения правонарушения в семье в отношении несовершеннолетнего обязаны обеспечить немедленную защиту его прав и законных интересов от неблагоприятного воздействия со стороны нарушителя путем привлечения последнего к административной или уголовной ответственности, информирования органов профилактики правонарушений, постановки на профилактический учет.

Недопустимость разглашения сведений и информации о частной жизни семьи. Правоприменительная деятельность полиции в исследуемой сфере должна носить конфиденциальной характер в целях защиты права на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну (ч. 1 ст. 23 Конституции Российской Федерации). Сведения о частной жизни семьи, полученные в рамках расследования уголовных дел и производства по делам об административных правонарушениях, а также в связи с проведением проверки по зарегистрированным в установленном порядке заявлениям и сообщениям о преступлениях, административных правонарушениях, происшествиях, являются информацией для служебного пользования и не подлежат разглашению и распространению. Федеральный закон «О полиции» обязывает сотрудников не разглашать ставшие известными им в связи с вхождением (проникновением) в жилое помещение факты частной жизни находящихся там граждан (п. 3 ч. 5 ст. 15).

Таким образом, полицейское реагирование в изучаемой сфере следует рассматривать в совокупности с защитным предназначением полиции. Ее правоприменительная деятельность нацелена на нейтрализацию противоправных деяний и недопущение их в дальнейшем, восстановление, упорядочение, урегулирование и защиту позитивных правоотношений между лицами, состоящими в семейно-бытовых отношениях. После пресечения правонарушения полиция не вмешивается в естественный процесс развития семейно-бытовых отношений, не занимается вопросами внутрисемейного воспитания. В дальнейшем реагирование полиции ограничивается персонифицированным профилактическим и разъяснительным воздействием на правонарушителя и потерпевшего.

 

Библиографический список:

1. Анасова А.Б. Криминологическая характеристика насильственной преступности в семье // Состояние, динамика и тенденции преступности в семейно-бытовой сфере: мат-лы всерос. науч.-практ. конф. с международным участием. Горно-Алтайск, 2016. С. 12-14.
2. Бекетов О.И., Майле А.Д. Опасность и предотвращение опасности в полицейской деятельности // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Право». 2015. № 3. С. 89-94.
3. Воскобитова М.Р. Подходы Европейского суда по правам человека к рассмотрению дел о домашнем насилии в отношении женщин // Международное правосудие. 2017. № 1. С. 85-95.
4. Севрюгин В.Е. Роль конституционных принципов административного права в повышении эффективности государственного управления // Конституция и жизнь современного общества: сб. науч. ст. Челябинск, 2015. С. 164-168.
5. Стахов А.И. О соотношении безопасности с основными категориями правовой системы Российской Федерации // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2009. № 4. С. 58-60.

Источник: Научно-теоретический журнал “Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России”. № 2 (56) 2019.

Просмотров: 620

No votes yet.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code