ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫЕ СВЯЗИ В РАССЛЕДОВАНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Е.В.Чиченов, кандидат экономических наук, доцент, начальник кафедры криминалистики Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина
В.И.Щукин, кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры криминалистики Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина

Экономические преступления, механизм преступления, железнодорожный транспорт, расследование преступлений, методика расследования, пространственно-временные связи, теория временных связей.

В статье рассмотрены возможности использования пространственно-временных связей в расследовании экономических преступлений в сфере железнодорожного транспорта. Представлены пространственно- временные особенности механизма преступления, способов его подготовки, совершения и сокрытия. Указаны пространственно- временные характеристики, определяющие специфику функционирования объектов транспорта, оказывающие влияние на расследование. Проанализирован опыт использования концептуальных положений теории временных связей при конструировании частных криминалистических методик. Сформулированы предположения о возможностях применения данной теории при формировании методики расследовании экономических преступлений в сфере железнодорожного транспорта.

 

Любую поисково-познавательную деятельность целесообразно начинать с исследования изменений изучаемых явлений и протекания изучаемых процессов во времени и пространстве. Не является исключением и организация раскрытия и расследования преступлений в сфере железнодорожного транспорта. При этом необходимо учитывать, что данный вид поисково- познавательной деятельности обладает специфическими особенностями и предполагает криминалистическое использование пространственно-временных связей и отношений.

Экономические преступления в сфере железнодорожного транспорта характеризуются отраслевой спецификой. От нее зависят условия, в частности место и время, совершения таких преступлений. Под ее влиянием формируются целевые установки действий преступников, осуществляется выбор ими способов и орудийно- инструментальных средств реализации преступного замысла. Индивидуализирует же то или иное конкретное преступление данной категории механизм его совершения, способы его подготовки, совершения и сокрытия.

Способу экономических преступлений в сфере железнодорожного транспорта свойственна продолжительность во времени. Совершаются такие деяния в особом пространстве, которое индивидуализируется спецификой соответствующего вида транспорта. Совершение преступлений рассматриваемого вида требует значительных временных затрат со стороны преступника. Например, совершение хищения путем присвоения или растраты осуществляется в несколько стадий: создание излишков материальных ценностей, денежных средств, кредиторских обязательств; фальсификация документов складского и бухгалтерского учета для маскировки излишков; изъятие объекта преступного посягательства; сокрытие и маскировка следов преступлений в документации; внесение изменений в отчетность организации и электронные носители экономической информации. Выбор способа преступления в изучаемой сфере обусловливается многообразием пространственно-структур-
ных характеристик объектов, организаций и подразделений железнодорожного транспорта, а также широким спектром связанной с ним деятельности. Следует подчеркнуть ряд пространственно-временных характеристик, определяющих специфику функционирования объектов транспорта, оказывающих влияние на расследование. Это: значительная протяженность путей сообщения; многообразие технологических производственных процессов; значительный финансовый и материальный оборот; сосредоточение грузов и пассажиров на ограниченной территории; быстротечность событий и изменчивость явлений в условиях круглосуточного режима работы.

Значительный потенциал для методико- криминалистического обеспечения предварительного расследования сложных уголовных дел по преступлениям некоторых категорий заложен в теории временных связей. К числу таких преступлений, имеющих отношение к железнодорожному транспорту, в частности, относятся деяния против собственности в сфере экономической деятельности, в сфере компьютерной информации и др. Для расследования преступлений указанной категории требуются значительные временные затраты. При этом собирание, исследование, оценка и использование доказательств связаны с особым содержанием сложных задач расследования, специфической тактикой отдельных следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий, использованием специальных знаний, осуществлением действий по обеспечению сохранности вещественных доказательств.

Временные затраты на выявление, раскрытие и расследование экономических преступлений в сфере железнодорожного транспорта влияют на работу с доказательствами и обусловлены протяженностью сроков проведения ревизий, документальных и фактических поверок, судебных экспертиз, а также необходимостью выездов и перемещений на большие расстояния по железнодорожным путям сообщения. Расследование таких преступлений проходит в условиях повышенной динамичности, быстроты смены обстановки и следственных ситуаций, высокой интенсивности и оперативности следственных действий, при активном использовании различных технических средств. Поэтому на решения и действия следователя серьезное влияние оказывает дефицит времени. Время опосредованно влияет на процесс расследования посредством необходимости соблюдения следователем обязательных временных ограничений при осуществлении отдельных процессуальных и следственных действий, а также «…при выборе наиболее эффективных тактических приемов и в конечном счете – при выборе общей стратегии расследования конкретного события», то есть сказывается на результативности расследования [1, с. 7].

Примером может служить уголовное дело № 79073, расследованное следственным отделом при ЛОВД на станции Белгород, возбужденное по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 160 УК РФ.

Гражданин Н., работая в должности контролера-ревизора Белгородской дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении структурного подразделения филиала «Юго-Восточная железная дорога» ОАО «РЖД» и являясь материально ответственным лицом, с использованием своего служебного положения при осуществлении, согласно своим служебным обязанностям, ревизии пригородного электропоезда совершил хищение с помощью контрольно-кассовой машины вверенных ему денежных средств, полученных в качестве платы за проезд и выдачу проездных документов от пассажиров. Постановлением Белгородского районного суда данное уголовное дело было возвращено Белгородскому транспортному прокурору для устранения препятствий в его рассмотрении. Одним из оснований возвращения уголовного дела на дополнительное расследование стало то, что в ходе расследования не были установлены точные место и время совершения преступления, а обвиняемый ссылался на то, что не помнит указанных обстоятельств расследуемого события, объясняя это протяженностью маршрута и большим промежутком времени, прошедшего с момента совершения преступления до момента его обнаружения.

Таким образом, в расследовании уголовных дел рассматриваемой категории, по нашему мнению, определенную сложность для следователя может представлять получение и проверка показаний подозреваемого (обвиняемого) в части его субъективных ощущений времени и пространства. В таких условиях целесообразно одновременное (параллельное) проведение следственных действий, оперативно-разыскных мероприятий, использование тактических операций и комбинаций.

Вопросам пространственно-временных характеристик, связей и отношений, возникающих в ходе расследования преступлений, посвящены исследования Р.С. Белкина, В.М. Быкова, А.Н. Васильева, Л.Н. Викторова, А.И. Винберга, Л.В. Виницкого, И. А. Возгрина, Т.С. Волчецкой, В.К. Гавло, А.Ю. Головина, А. Д. Градовского, В.И. Громова, В.А. Жбанкова, В.Я. Колдина, И.М. Комарова, В.П. Кувалдина В.П. Лаврова, И.М.Лузгина, Г.М.Меретукова, В.М.Мешкова, С.П.Мокринского, В.А.Образцова, Н.И.Порубова, С.М.Потапова, К.Е.Пятницына, М.В.Салтевского, П.И.Тарасова-Родионова, А.А. Тилле, Д. А. Турчина, Ю.Д. Федоровой, А.Г. Филиппова, Е.Е. Центрова, В.И. Шиканова, А.Р. Шляхова, Н.П. Яблокова, И.Н. Якимова и ряда других ученых. Пространственно-временные отношения рассматривались в работах А.П. Тельцова, Д.А. Турчина, Ю.Д. Федорова, В.И. Шиканова.

В системе частных криминалистических теорий выделяется теория временных связей и отношений в уголовном судопроизводстве, научные положения которой отражают важные стороны предмета криминалистики [2, с. 87]. Эта теория достаточно востребована и обладает перспективами для криминалистической практики раскрытия и расследования преступлений. По мнению В.П. Лаврова, без использования ее (теории) выводов и постулатов в настоящее время не может обходиться деятельность органов, осуществляющих дознание и предварительное расследование [3, с. 6]. В основу данной теории В.М. Мешковым небезосновательно был заложен тезис о том, что установление временных связей и отношений в событии преступления обладают для доказывания особым значением [4, с. 20]. Им подчеркнуто, что временные связи и их характеристика имеют непосредственное отношение как к самому преступлению, так и к содержанию процесса его раскрытия и расследования. Время влияет на возникновение, существование и использование доказательственной информации, что проявляется в понимании следователем сути механизма и следов преступления, способов их обнаружения, исследования, оценки и использования. В настоящее время теория временных связей является важной составной частью методологических основ формирования криминалистической техники, тактики и методики, оказывая существенное влияние на процесс расследования, «…на весь процесс познания и процесс доказывания по уголовному делу» [5, с. 204].

Опыт использования концептуальных положений теории временных связей при конструировании частных криминалистических методик свидетельствует о возрастании эффективности выявления, раскрытия и расследования отдельных видов преступлений. Данная теория должна в полной мере найти отражение в процессе формирования методики расследования экономических преступлений в сфере железнодорожного транспорта в целях установления временных и, что немаловажно для преступлений рассматриваемого вида, пространственных связей и отношений.

В связи с этим вызывают несомненный научный интерес возможности использования концептуальных положений теории пространственно-временных связей для решения задач раскрытия и расследования экономических преступлений в сфере железнодорожного транспорта:

– изучение преступной деятельности во взаимосвязи с деятельностью по раскрытию и расследованию преступлений. В результате проведенного нами исследования установлено, что большая часть следователей (60%) при установлении временных характеристик преступления используют информацию материальных следов, обращаются к идеальным следам, пользуются услугами специалиста;

– разработка криминалистических алгоритмов раскрытия и расследования отдельных видов экономических преступлений, основанных на анализе информации о времени исследуемого события и необходимых затратах его для осуществления первоначального этапа расследования в максимально возможно сжатые сроки.

Нередко необходимость установления пространственно-временных связей и отношений при расследовании экономических преступлений в рассматриваемой сфере в значительной степени обусловлена противодействием расследованию [6; 7]. Так, согласно полученным нами данным, виновные лица в 59% случаев заявляют ложные алиби, заблаговременно подкрепляя их ложными показаниями о времени и месте с подтверждением документами, вещественными доказательствами, показаниями иных лиц. Использование положений теории о временных связях позволяет оптимизировать расследование, эффективно распознавать и разоблачать ложное алиби, поскольку используемый временной анализ дает возможность уже на первоначальном этапе определить истинность или ложность сообщаемых сведений.

Приведенные нами аргументы свидетельствуют о наличии достаточных оснований, позволяющих разрабатывать теоретические подходы к решению насущных вопросов раскрытия и расследования преступлений изучаемой нами категории с учетом и использованием положений теории пространственно-временных связей. Определение временных, а также пространственных характеристик механизма преступления, способов его подготовки, совершения и сокрытия открывает широкие возможности для криминалистического обеспечения расследования экономических преступлений в сфере железнодорожного транспорта, криминалистической диагностики, фиксации доказательственной информации, построения и проверки версий, розыска, изучения личности преступника. Для установления ключевых элементов события преступления – времени и места его совершения – используются отдельные следственные действия и тактические операции, обеспечивающие получение пространственно-временных характеристик преступного деяния.

Проводимое нами исследование свидетельствует о том, что установление временных и пространственных связей и отношений при расследовании преступлений изучаемой категории в значительной степени обусловливается особенностями функционирования субъектов железнодорожного транспорта, а также спецификой деятельности органов внутренних дел в указанной сфере. Организационно-управленческая ее (деятельности) сторона характеризуется линейным расположением этих органов на значительном удалении друг от друга. Деятельность органов раскрытия и расследования преступлений осуществляется в специфической обстановке, обусловленной географическим и административно-территориальным делением страны, особенностями технологических процессов структуры и инфраструктуры [8, с. 5]. Рассмотренные в статье возможности использования отдельных положений теории пространственно-временных отношений и связей позволяют конкретизировать подходы к формированию теоретических основ разработки методики расследования экономических преступлений, совершаемых в сфере железнодорожного транспорта.

 

Библиографический список:

1. Мешков В.М. «Потерянное время» – главный враг следователя // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2018. №4 (54). С. 7-11.
2. Лавров В.П. Частные криминалистические теории: современное состояние и тенденции развития // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. 2016. № 3-2. С. 85-91.
3. Лавров В.П. Проблемы расследования преступлений по горячим следам в современных российских условиях // Белгородские криминалистические чтения: сб. науч. трудов. Вып. 3. Белгород: БелЮИ МВД России, 2017. С. 6-11.
4. Мешков В.М. Основы криминалистической теории о временных связях: Монография / Изд. 3-е, доп. и перераб. Калининград: КлЮИ МВД России, 2004. 198 с.
5. Мешков В.М. Время в уголовном процессе и криминалистике: Монография. М.: Юрлитинформ, 2012. 215 с.
6. Криминалистика: История, общая и частные теории. В 3-х томах: Учебник. Т. 1 / Аверьянова Т.В., Белкин Р.С., Возгрин И.А., Волынский А.Ф. и др.; под ред.: Белкин Р.С., Коломацкий В.Г. М., 1995. 280 c.
7. Лавров В.П. Противодействие расследованию преступлений и меры по его преодолению: Курс лекций. М.: Академия управления МВД России, 2011. 148 с.
8. Щукин В.И. Защита доказательств в ходе расследования преступлений // Российский следователь. 2004. № 1. С. 2-7.

Источник: Научно-теоретический журнал “Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России”. № 2 (56) 2019.

Просмотров: 543

Rating: 5.0/5. From 1 vote.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code