ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОРЯДКА НАЛОЖЕНИЯ НА СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ДИСЦИПЛИНАРНЫХ ВЗЫСКАНИЙ

РОГОЖКИНА Е.А.

Дисциплинарная ответственность, дисциплинарное взыскание, наложение взыскания, административный процесс, производство по дисциплинарным делам.

Статья посвящена характеристике процедурного и процессуального порядка наложения на сотрудников органов внутренних дел дисциплинарных взысканий. Раскрывается содержание стадий и этапов производства по дисциплинарным делам как процессуальной формы привлечения сотрудников к дисциплинарной ответственности.

 

В Федеральном законе от 30 ноября 2011 г. № 342 -ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – ФЗ «О службе в органах внутренних дел») привлечение сотрудников органов внутренних дел к дисциплинарной ответственности именуется «наложением» дисциплинарного взыскания. В русском языке слово «наложить» используется, в частности, в значении «подвергнуть чему-нибудь, назначить, предписать что-нибудь (то, что обозначено существительным)», например, наложить штраф, наложить запрет, наложить наказание и т.п. [1, с. 386]. В отличие от термина «наложить взыскание» для характеристики привлечения лица к административной или уголовной ответственности используется словосочетание «назначить наказание».

С точки зрения выделяемых в общей теории права способов реализации норм права в случаях привлечения лица к юридической ответственности (дисциплинарной, административной, уголовной) речь идет о таком способе реализации правовых норм (а именно санкций), как их «применение». Именно данный термин использован в законодательстве о государственной гражданской службе [2], о военной службе [3] и Трудовом кодексе Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ [4] для характеристики привлечения к дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих, военнослужащих и работников.

В учебной литературе по административному праву порядок наложения (применения) дисциплинарного взыскания к лицам, проходящим государственную службу, рассматривается как составная часть института дисциплинарной ответственности и именуется дисциплинарным производством. В научной литературе по административно-процессуальному праву порядок привлечения к данному виду юридической ответственности называется также «производством по дисциплинарным делам» и рассматривается как вид административного производства, входящего в структуру административного процесса.

В зависимости от степени сложности порядка наложения дисциплинарных взысканий, установленного законодательством о службе в органах внутренних дел, предлагаются различные варианты классификации дисциплинарного производства. Так, по мнению Е.А. Шуруповой, анализ указанного законодательства позволяет выделить три формы дисциплинарного производства:

– упрощенное (возможно применение таких дисциплинарных взысканий, как замечание, выговор, в устной форме);

– усеченное (без проведения служебной проверки);

– полное (с проведением служебной проверки) [5, с. 106-107].

В свою очередь, Е.Г. Беляева считает, что дисциплинарное производство может быть простым (без проведения служебной проверки) и полным (с проведением служебной проверки) [6, с. 274].

Приведенные характеристики и классификации дисциплинарного производства как правовой формы привлечения сотрудников органов внутренних дел к дисциплинарной ответственности свидетельствуют о его вариативности и сложной правовой природе. В связи с этим порядок наложения на сотрудников органов внутренних дел дисциплинарных взысканий целесообразно рассмотреть с учетом положений теории административно-правового принуждения и теории административного процесса.

Меры дисциплинарной ответственности, предусмотренные нормами административного права, как разновидность мер принуждения, следует относить, как справедливо отмечено в научной литературе, к числу мер административно-правового принуждения, а именно к тем установленным административным законодательством мерам принуждения, которые применяются при осуществлении внутриорганизационной управленческой деятельности [7, с. 122]. При этом под применением меры административного принуждения понимается реализация закрепленного в диспозиции или санкции правовой нормы, устанавливающей принудительную меру, способа воздействия для достижения необходимого юридического результата [8, с. 188; 9, с. 23]. Приведенное мнение, на наш взгляд, актуально не только для мер административного принуждения (мер, применяемых во внешневластной деятельности органов государственного управления), но и в целом для мер административно-правового принуждения (в том числе применяемых во внутриорганизационной деятельности).

В зависимости от порядка принятия и оформления решения о наложении дисциплинарного взыскания и формы его объявления ФЗ «О службе в органах внутренних дел» предусматривает два вида наложения дисциплинарного взыскания:

– объявление публично в устной форме;

– объявление приказом путем его издания.

С точки зрения последовательности действий по реализации способа принудительного воздействия, характеризующего содержание мер дисциплинарной ответственности, есть основания в первом случае говорить о процедурном порядке, а во втором – о процессуальном порядке наложения дисциплинарных взысканий.

Исследования порядка применения мер административного принуждения показывают, что, к примеру, процессуальный порядок применения отдельных принудительных мер административного предупреждения, в отличие от процедурного порядка реализации иных мер данной группы, отличается тем, что включает стадию рассмотрения уполномоченным должностным лицом (органом) данного индивидуального конкретного дела и принятия по нему решения в виде юрисдикционного акта управления о применении меры административного предупреждения [10, с. 73-74].

С точки зрения теории административного процесса в устной форме наложения дисциплинарного взыскания отсутствует один из обязательных и ключевых элементов процессуальной формы применения меры принуждения – принятие решения по делу путем издания по результатам рассмотрения дела юрисдикционного акта.

Различия процедурного и процессуального порядка реализации мер дисциплинарной ответственности обусловлены не столько формой, сколько содержанием складывающихся при привлечении к дисциплинарной ответственности правоотношений. Наложение дисциплинарного взыскания за совершение очевидного нарушения служебной дисциплины, не являющегося грубым, как представляется, не требует процессуальной формы реализации таких мер дисциплинарной ответственности, как замечание и выговор.

В данном случае речь идет о том, что тяжести совершенного проступка и степени вины должен соответствовать не только вид налагаемого дисциплинарного взыскания, но и порядок его наложения, который может быть как процедурным, так и процессуальным.

А.Н. Дерюга считает необходимым производить фиксацию объявления устного замечания или выговора в виде рапорта для материального подтверждения факта наложения указанных дисциплинарных взысканий [11, с. 37-42]. По мнению О.О. Лебедевой, «фиксация факта применения меры принуждения» является элементом процедурного (материально-правового) порядка реализации тех мер административного принуждения, способ принудительного воздействия которых закреплен в диспозиции нормы права, устанавливающей меру принуждения [9, с. 13].

Приведенные мнения о порядке применения мер административно-правового принуждения позволяют сделать вывод о том, что действующее административное законодательство предоставляет субъекту дисциплинарной власти возможность реализации (объявление публично в устной форме) дисциплинарных санкций, способ принудительного воздействия которых представлен двумя «менее жесткими» видами морального осуждения (замечание, выговор), в упрощенном процедурном порядке.

Процедурный порядок наложения дисциплинарных взысканий в устной форме включает следующие этапы:

1) принятие уполномоченным должностным лицом оперативного решения о наложении дисциплинарного взыскания после истребования объяснения в письменной форме у лица, привлекаемого к дисциплинарной ответственности;

2) практическое исполнение принятого решения, а именно – реализация предусмотренного санкцией 116 нормы права, закрепляющей меру дисциплинарного взыскания, способа принудительного воздействия путем объявления публично в устной форме замечания или выговора как вида осуждения нарушителя.

В свою очередь, процессуальной формой разрешения дел о дисциплинарных проступках являются, на наш взгляд, варианты наложения дисциплинарного взыскания приказом (с проведением служебной проверки и без ее проведения). Для данных процессуальных форм реализации дисциплинарной ответственности, являющихся структурными элементами административного процесса, более точным, как представляется, будет наименование «производство по дисциплинарным делам». Наименование «дисциплинарное производство» целесообразно использовать в качестве обобщающего термина для характеристики как процедурного, так и процессуального порядка наложения дисциплинарных взысканий.

Вместе с тем анализ законодательства о службе в органах внутренних дел показывает, что процессуальные действия, раскрывающие содержание производства по дисциплинарному делу, закреплены в нем в виде общих правил наложения дисциплинарных взысканий, как правило, схематично, в качестве элементов материальной административно-правовой процедуры, без их разграничения на стадии, а иногда и без четкой привязки к субъектам, уполномоченным осуществлять эти действия, что не соответствует процессуальной природе данного производства.

Установленный законом процессуальный порядок наложения на сотрудников органов внутренних дел дисциплинарных взысканий с учетом динами- ко-временной характеристики административно- процессуальной деятельности и логико-функциональной последовательности решения задач производства по дисциплинарному делу, по мнению автора, включает следующие стадии:

1) возбуждение производства по дисциплинарному делу;

2) рассмотрение дисциплинарного дела и принятие по нему решения;

3) исполнение приказа о назначении дисциплинарного взыскания.

В научной литературе в качестве факультативных стадий дисциплинарного производства выделяются также:

– пересмотр решения по делу [12, с. 19-20; 13, с. 640];

– досрочное снятие дисциплинарного взыскания [14, с. 135-136].

Мнение о выделении в производстве по дисциплинарному делу этих двух стадий представляется спорным по следующим обстоятельствам.

В отношении процессуальной деятельности по пересмотру решения по дисциплинарному делу следует отметить, что законодатель закрепил право сотрудника органов внутренних дел на обжалование взыскания в письменной форме [15, 16]. Вместе с тем, в соответствии с ч. 9 ст. 51 ФЗ «О службе в органах внутренних дел» сотрудник считается привлеченным к дисциплинарной ответственности «со дня издания приказа о наложении на него дисциплинарного взыскания либо со дня публичного объявления ему замечания или выговора в устной форме». Кроме того, согласно п. 52 Дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации «в случае обжалования сотрудником дисциплинарного взыскания выше
стоящим руководителям (начальникам) или в суд исполнение дисциплинарного взыскания не приостанавливается».

Приведенные положения свидетельствуют о том, что завершение производства по дисциплинарному делу, то есть исполнение принятого по делу решения, не ставится в зависимость от возможности его обжалования и пересмотра. В связи с этим мнение о том, что деятельность по пересмотру решения по дисциплинарному делу следует рассматривать в качестве его стадии, является спорным.

Несмотря на предметное единство процессуальной деятельности по разрешению дисциплинарного дела и по пересмотру принятого по этому делу решения, она в указанных случаях осуществляется в рамках различных самостоятельных процессуальных производств: разрешение – в рамках производства по дисциплинарному делу; пересмотр – в рамках административного производства по жалобе либо в рамках рассмотрения и разрешения судом административного дела об оспаривании приказа о наложении дисциплинарного взыскания.

Что касается досрочного снятия дисциплинарного взыскания, то оно применяется как вид поощрения, для которого установлен особый процессуальный порядок, который в административном процессе рассматривается как самостоятельный вид производства – поощрительное.

Содержание каждой из перечисленных выше стадий производства по дисциплинарному делу в органах внутренних дел представлено процессуальными действиями, которые можно объединить в этапы.

1. Исходя из задач, которые решаются на стадии возбуждения производства по дисциплинарному делу, а именно «всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела», она включает процессуальные действия, которые можно объединить в три этапа:

1) начало производства;

2) установление фактических обстоятельств совершенного сотрудником дисциплинарного проступка;

3) фиксация факта совершения дисциплинарного проступка в процессуальном документе и представление его уполномоченному руководителю (начальнику).

При необходимости выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником органов внутренних дел дисциплинарного проступка по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя, согласно ч. 1 ст. 52 ФЗ «О службе в органах внутренних дел», проводится служебная проверка.

Служебную проверку, которая проводится на стадии возбуждения производства по дисциплинарному делу, целесообразно рассматривать в качестве факультативного вида процессуальной деятельности на этапе установления фактических обстоятельств дела.

2. Процессуальные действия уполномоченных субъектов на стадии рассмотрения дела и принятия по нему решения можно объединить в два этапа:

– рассмотрение дела по существу;

– принятие акта о наложении дисциплинарного взыскания.

При этом второй этап данной стадии возможен при условии, что на первом этапе будет принято решение о необходимости наложения дисциплинарного взыскания.

Основное содержание и назначение этапа «рассмотрения дела по существу» состоит в принятии субъектом дисциплинарной власти на основе изучения материалов дела и квалификации действий (бездействия), совершенных сотрудником, в отношении которого возбуждено дисциплинарное дело, окончательного решения об их правомерности или неправомерности (противоправности и наказуемости), а также о виновности лица, их совершившего.

На этапе «принятия акта о наложении дисциплинарного взыскания» оценивается общественная вредность действий (бездействия), совершенных сотрудником, привлекаемым к ответственности, и определяется соразмерный вид дисциплинарного взыскания. С точки зрения содержания данный этап включает следующие процессуальные действия:

1) принятие решения об избрании конкретной меры дисциплинарной ответственности, предусмотренной ст. 50 ФЗ «О службе в органах внутренних дел»;

2) оформление принятого решения в виде итогового процессуального документа.

3. Стадия исполнения приказа о наложении дисциплинарного взыскания состоит из следующих процессуальных действий (этапов):

– ознакомление с приказом о наложении дисциплинарного взыскания;

– издание акта управления по обеспечению исполнения дисциплинарного взыскания (в виде перевода на нижестоящую должность, увольнения со службы в органах внутренних дел, отчисления из образовательной организации);

– учет наложенного дисциплинарного взыскания.

Перечисленные процессуальные действия направлены на реализацию способа принудительного воздействия, закрепленного санкцией правовой нормы, устанавливающей меру дисциплинарной ответственности, и характеризующего ее содержание.

Изложенный вариант разграничения содержания производства по дисциплинарным делам в органах внутренних дел на стадии и этапы может быть взят за основу при структурировании норм ст. 51 ФЗ «О службе в органах внутренних дел», регламентирующих порядок наложения на сотрудников органов внутренних дел дисциплинарных взысканий, с учетом выделенных стадий и этапов.

 

Библиографический список:

1. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / 4-е изд., дополн. М.: ООО «А ТЕМП», 2006. 944 с.
2. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ред. от 03.04.2017) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 31. Ст. 3215.
3. Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (ред. от 03.04.2017) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 22. Ст. 2331.
4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 18.06.2017) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 3.
5. Шурупова Е.А. Дисциплинарное производство в органах внутренних дел Российской Федерации: административно-правовой аспект: Дис. … канд. юрид. наук. Челябинск: Южно-Уральский гос. ун-т,
2015. 218 с.
6. Беляева Е.Г. Дисциплинарное производство в органах внутренних дел // Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 10. С. 273-276.
7. Каплунов А.И. О понятии административного принуждения как отраслевого вида государственного принуждения // Известия высших учебных заведений. Правоведение. 2004. № 3 (254). С. 118-126.
8. Административно-процессуальное право: Учебник / Под ред. д-ра юрид. наук, проф. А.И. Каплунова. 2-е изд., перераб. и доп. / Изд-во СПбУ МВД России. СПб: ООО «Р-КОПИ», 2017. 376 с.
9. Лебедева О.О. Правовое регулирование применения принудительных мер административного предупреждения и пресечения: Автореф. … канд. юрид. наук. Н.Новгород, 2017. 30 с.
10. Каплунов А.И., Лебедева О.О. Производство по применению отдельных принудительных мер административного предупреждения как структурный элемент административного процесса // Административное право и процесс. 2017. № 3. С. 70-76.
11. Дерюга А.Н. Правовой алгоритм применения и учета в органах внутренних дел дисциплинарных взысканий в виде замечания и выговора, объявленных в устной форме // Административное право и процесс. 2014. № 10. С. 37-42.
12. Шурупова Е.А. Дисциплинарное производство в органах внутренних дел Российской Федерации: административно-правовой аспект: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Челябинск: Южно-Уральский гос. ун-т, 2015. 24 с.
13. Сунчугашева В.С. Особенности стадий дисциплинарного производства в полиции // Science Time.
2016. № 5 (29). С. 639-641.
14. Носова Ю.Б. Дисциплинарная ответственность государственных гражданских служащих Российской Федерации: Монография. Воронеж: Изд-во Воронежского гос. ун-та, 2011. 208 с.
15. Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ред. от 03.04.2017) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 49 (ч. 1). Ст. 7020.
16. Указ Президента Российской Федерации от 14.10.2012 № 1377 «О Дисциплинарном уставе органов внутренних дел Российской Федерации» (ред. от 07.04.2017) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. № 43. Ст. 5808.

Источник: Научно-теоретический журнал “Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России”. № 3 (49) 2017.

Просмотров: 397

No votes yet.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code