ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В ЭКСКЛАВНЫХ И АНКЛАВНЫХ СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Е.Н.Прохорова, кандидат юридических наук, преподаватель кафедры общеправовых дисциплин Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России

Правоохранительная система, механизм действия права, силовой и обеспечительный блок правоохранительной системы, обеспечение безопасности эксклавных и анклавных субъектов.

В статье рассматривается функционирование правоохранительной системы в современных условиях, определяются формы взаимодействия ее элементов. Автор проводит анализ связи элементов указанной системы, излагает предложения по вопросам совершенствования интеграции деятельности правоохранительных органов в эксклавных и анклавных субъектах Российской Федерации. При этом правоохранительная система рассматривается в качестве механизма защиты естественных прав человека и обеспечения его безопасности от внешних угроз.

 

Реалии сегодняшней жизни выдвигают в число первоочередных задачу обеспечения безопасности как личности, так и всего общества и государства. В этом случае один из важнейших теоретических вопросов заключается в установлении того, насколько предполагаемые тенденции развития права могут повлиять на безопасное функционирование эксклавных и анклавных субъектов нашей страны.

Если функционирование правоохранительной системы связывать с наличием угроз в сфере обеспечения национальной безопасности, то представляется возможным выделить ключевые направления действия права на результаты деятельности анализируемой системы. Первое направление касается обеспечения права на жизнь, второе направление – это защита государственных интересов.

Важно отметить, что правовая природа механизма защиты прав и свобод в значительной мере определяется характером самого процесса реализации этих прав и свобод, в том числе в рамках правоохранительной деятельности. В современных условиях только государство с хорошо функционирующей правоохранительной системой способно реально обеспечивать безопасность личности, общества и государства в случае возникновения и развития военных (вооруженных) конфликтов на его территории. Механизм защиты государственных интересов заключается в определении границ ответственности за правонарушения и преступления в сфере безопасности, в особенности наиболее уязвимых точек нашей страны с учетом их оторванности от основной ее территории – эксклавных и анклавных субъектов Российской Федерации, где необходим особый правовой режим взаимодействия правоохранительных органов.

Методологические возможности категории «действие права», объединяющей всю совокупность правовых реалий, связанных с правовым регулированием и обеспечением результатов такого регулирования, могут рассматриваться в качестве инструмента исследования механизма функционирования правоохранительной системы Российской Федерации. Их разработка связана с изучением двух классов проблем. Первый класс составляют проблемы, связанные с повышением роли эффективности действий «силового» компонента правоохранительной системы в ходе государственного строительства в современных условиях. Второй класс – проблемы обеспечения безопасности в экс- клавных и анклавных субъектах Российской Федерации. Выделение этих классов фактически определяет иерархию в анализе проблем, исходя из ранжирования процессов действия права на основные, связанные с обеспечением безопасности функционирования правоохранительной системы.

Опыт общественного развития показывает, что если внутренним вызовам безопасности не уделяется достаточно внимания на ранних стадиях, то миролюбивые усилия, направленные на постконфликтное урегулирование, могут оказаться напрасными.

Из-за того, что система действенного управления не функционирует, а верховенство закона не обеспечивается, порождается недоверие к праву и государству, коррумпированность государственных органов, невозможность справедливой защиты прав человека, его чести и достоинства, что побуждает граждан к самозащите способами, порой дискредитирующими власть, – к насилию и произволу.

Необходимо отметить, что целью действия права в современном обществе должно являться обеспечение безопасности человека, общества, государства, определяющее сохранение важнейших параметров их жизнедеятельности, представляющих для него блага либо интерес. С учетом такого подхода, например, деятельность сотрудников правоохранительных органов допустимо ассоциировать с конкретной программой поведения, направленной как на сохранение структурно-функциональной устойчивости государственных институтов, так и на обеспечение защиты личности в условиях изменяющихся параметров состояния ее безопасности.

Осмысление функционирования правоохранительной системы с позиций действия права как сущ- ностно-содержательной стороны права [2, с. 45], характеризующей в целом результаты деятельности правоохранительной системы, предполагает необходимость выделения из всего многообразия правоохранительных служб прежде всего тех, которые обеспечивают безопасность государства, личности, общества.

Как справедливо отмечает профессор О.А. Степанов: «Регулятивная составляющая действия права предполагает выработку долгосрочных целей и стратегию их реализации. В качестве данных целей может рассматриваться достижение такого положения в обществе, при котором устраняются не только опасности для дальнейшего существования человека, общества, государства, но и причины, побуждающие личность совершать действия, приводящие к возникновению таких опасностей» [3, с. 64]. При этом результаты функционирования правоохранительной системы следует рассматривать как зависимые переменные деятельности человека.

Научная разработка этих направлений предполагает учет норм Всеобщей декларации прав человека, международных пактов о гражданских и политических правах, Конституции Российской Федерации, Европейской конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

При этом эксклавные и анклавные субъекты Российской Федерации существенно отличаются от всех прочих, в том числе от приграничных, так как речь идет не о географическом понятии удаленности, которым характеризуются приграничные территории, а о доступности, которая измеряется качественно. Здесь необходимо отметить, что, во- первых, в стране нет теоретических наработок по комплексному развитию указанных территорий. Во-вторых, на федеральном уровне нет возможности на практике провести общий анализ конкретного региона.

С учетом отмеченного следует обратить внимание на понятие «эксклава», под которым понимается «несуверенный регион, отделенный от основной территории страны и окруженный другими государствами (одним или несколькими). Одна и та же территория является эксклавом для той страны, которой она принадлежит, и анклавом для той страны, которой она не принадлежит. Исключение составляет чистый эксклав – несуверенный регион, отделенный от основной территории страны и окруженный более чем одним государством. Анклав – это часть территории государства, полностью окруженная территорией другого государства» [1, с. 20].

В число таких «эксклавно-анклавных территорий», по мнению автора, входят: западный эксклав – Калининградская область, отделенная от России территорией прибалтийских государств – членов ЕС и НАТО; остров Сахалин; полуостров Камчатка (он хоть и не отделен проливами, но автомобильных и железных дорог туда не построено, есть только воздушное и морское сообщение); а также «анклавные территории»: Курильские острова, с которыми есть только воздушное и морское сообщение; Крым, ныне связанный с Россией только паромной переправой.

Необходима разработка концептуальных основ функционирования правоохранительной системы, которые связаны с оценкой организационно- правовых аспектов такого функционирования с точки зрения безопасности человека, общества и государства, с системно-структурным анализом действия права на результаты исследуемого функционирования, с солидарным функционированием правоохранительной и правовой систем общества, позволяющим обеспечивать разработку проектов нормативных правовых актов в сфере безопасности в анализируемых субъектах Российской Федерации.

Именно в праве, которое несет в себе гуманистический и нравственный потенциал, должны закрепляться ориентиры функционирования совре- 64 менной правоохранительной системы, обеспечивающие безопасное будущее человека, общества, государства. Важно осознать, что сегодня, по сути, речь идет о путях выживания, воспроизводства и дальнейшего развития российской нации.

Учитывая территориальную автономность «экс- клавных и анклавных субъектов», было бы логично предоставить их органам власти дополнительные полномочия в отношениях с соседними государствами. Участие органов исполнительной власти Калининградской области в международных правоотношениях с ближайшими зарубежными соседями является объективной необходимостью в связи с эксклавным положением данного региона и, как следствие, зависимостью решения большинства вопросов социально-экономического развития области от данного обстоятельства. Аналогичным образом должны получить развитие политические и экономические вопросы воссоединившихся с Россией Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

Проблемы безопасности, межнациональных отношений, суверенитета и федеративного устройства Российского государства относятся к числу наиболее сложных. Это предполагает анализ проблемных вопросов, связанных с обеспечением правового статуса и безопасности граждан в таких субъектах Российской Федерации, как Калининградская область, Республика Крым, город федерального значения Севастополь.

Американская консалтинговая организация RAND Corporation опубликовала сценарий по захвату НАТО территории Калининградской области. «Появление этого документа объясняется мнением западных военных о том, что Россия как «потенциальный агрессор» может дестабилизировать ситуацию в странах Прибалтики. В качестве одной из мер эксперты RAND призвали Пентагон оценить возможности российской стороны по политической дестабилизации прибалтийских стран, включая захват пограничного анклава и разжигание внутренних беспорядков» [4].

В связи с этим российское общество с точки зрения обеспечения интересов его безопасности должно быть готово к реагированию на возникающие угрозы – к созданию возможностей для эффективного противодействия агрессору.

Ключевая роль должна отводиться интеграции силовых подразделений правоохранительной системы, в качестве основополагающих принципов деятельности которых рассматривается защита человека (его жизни, здоровья, прав и законных интересов), а также адекватность и соразмерность использования сил сотрудниками указанных органов в складывающейся обстановке. Организация такой деятельности предполагает совместную координацию действий и организационное обеспечение, предполагающее сбор и анализ информации, разработку единой стратегии и тактики, мониторинга тенденций развития событий, связанных с потенциальными угрозами вокруг эксклавных и анклавных субъектов Российской Федерации.

Таким образом, действие права должно обеспечивать безопасное развитие общественных процессов в направлениях, приемлемых для жизнедеятельности человека, общества, государства. Но для того чтобы разумно построить систему правовых ограничений в современном обществе, важно понять, как правильно использовать накопленный опыт и информацию (разведывательную, разыскную, доказательственную и пр.) и в итоге сохранить основы демократического развития общества. При этом необходимо осознавать к чему могут привести события «холодной войны и мирового противостояния».

 

Библиографический список:

1. Винокуров Е. Теория анклавов. Калининград: TerraBaltica, 2007.
2. Гойман В.И. Действие права. М., 1992.
3. Степанов О.А. Теоретико-правовые основы безопасного функционирования и развития информационно-электронных систем: Дис. … докт. юрид. наук. М., 2005.
4. СМИ: НАТО разрабатывает планы по захвату Калининградской области // Новостной портал «Главное.ИО» // URL: http://glavnoe.io/news/673-smi-nato-razrabatyvaet-plany-po-zakhvatu-kaliningr.html (дата обращения – 03.05. 2017).

Источник: Научно-теоретический журнал “Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России”. № 3 (49) 2017.

Просмотров: 410

No votes yet.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code