ПОНЯТИЕ НАЧАЛЬНИКА ОРГАНА ДОЗНАНИЯ И НАЧАЛЬНИКА ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ДОЗНАНИЯ И ИХ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ

В.Ю.Стельмах, кандидат юридических наук, профессор кафедры уголовного процесса Уральского юридического института МВД России

Уголовное судопроизводство, предварительное расследование, дознание, начальник органа дознания, начальник подразделения дознания.

В статье рассматриваются проблемные вопросы уголовно-процессуального статуса начальника органа дознания и начальника подразделения дознания. Анализируются законодательные определения данных участников уголовного судопроизводства и их полномочия. Делается вывод о том, что в основном их полномочия сводятся к организационному руководству дознанием, а все основные процессуальные полномочия относятся к компетенции прокурора, что способствует процессуальной самостоятельности дознавателя.

 

Начальник органа дознания определяется законом как должностное лицо, возглавляющее соответствующий орган дознания, а также как заместитель такого лица (п. 17 ст. 5 УПК РФ). Вопрос об отнесении тех или иных должностных лиц правоприменительного органа к начальникам органа дознания можно решить только с учетом организационно-штатной структуры соответствующего органа. В настоящий момент наибольшая сложность в данном вопросе имеется применительно к системе органов внутренних дел [1, с. 124]. Ведомственные нормативные акты дают основания сделать вывод, что в системе МВД России начальником органа дознания считаются: а) начальник органа внутренних дел; б) начальник полиции, являющийся по должности заместителем начальника органа внутренних дел; в) заместитель начальника полиции по охране общественного порядка; г) начальник территориального отдела (отделения, пункта) полиции (подп. 1.3 п. 1 Приказа МВД России от 21 ноября 2012 г. № 1051 «Вопросы организации деятельности подразделений дознания (организации дознания) территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации», в ред. Приказа МВД России от 28 июня 2016 г. № 344). Именно такой подход в полной степени соответствует смыслу ч. 3 ст. 40.2 УПК РФ. Не являются начальниками органа дознания заместители начальника органа внутренних дел по следственной работе и по общим вопросам. Исключением являются случаи, когда указанные лица в соответствии с приказом исполняют обязанности начальника органа внутренних дел или начальника полиции. Однако в этих ситуациях они именуются не в соответствии со своими должностями, а временно исполняющими обязанности начальника органа внутренних дел или начальника полиции, поэтому к материалам уголовного дела прилагается копия приказа о назначении соответствующего должностного лица временно исполняющим обязанности.

Процессуальные полномочия начальника органа дознания изложены в ч. 1 ст. 40.2 УПК РФ, а также ряде других статей УПК РФ. Указанные полномочия можно сгруппировать в три группы.

Во-первых, это полномочия по поручению конкретному сотруднику производства проверки сообщения о преступлении или дознания, а именно:

1) поручать сотрудникам органа дознания производить проверку сообщения о преступлении (п. 17 ст. 5, п. 1 ч. 1 ст. 40.2, ч. 1 ст. 144 УПК РФ). В практической деятельности во многих органах внутренних дел указанным полномочием наделяются ответственные от руководства, которыми могут назначаться заместители начальника органа внутренних дел, а иногда даже начальники отдельных подразделений, которые остальных прав начальника органа дознания не приобретают;

2) поручать сотруднику органа дознания производство неотложных следственных действий (п.п. 17 и 19 ст. 5, п. 1 ч. 1 ст. 40.2, ст. 157 УПК РФ);
3) поручать сотруднику органа дознания производство предварительного расследования в форме дознания (п.п. 7, 17 ст. 5, п. 1 ч. 1 ст. 40.2, ч. 1 ст. 41 УПК РФ).

Необходимо учитывать, что производство неотложных следственных действий может быть поручено любому сотруднику органа дознания, а не только дознавателю. По смыслу закона, проведение дознания в органах, в которых образованы специальные подразделения дознания, должно поручаться сотрудникам именно этих подразделений (дознавателям). Вместе с тем закон учитывает, что во многих органах дознания таких подразделений не имеется. В этих случаях начальник органа дознания вправе поручить производство дознания любому сотруднику.

Во-вторых, начальник органа дознания обладает полномочиями по процессуальному контролю за деятельностью дознавателя, то есть:

1) продлевать срок предварительной проверки сообщения о преступлении до 10 суток (п. 2 ч. 1 ст. 40.2, ч. 3 ст. 144 УПК РФ);

2) по окончании производства неотложных следственных действий утверждать постановление о направлении уголовного дела руководителю следственного органа (ч. 3 ст. 149, ч. 3 ст. 157 УПК РФ);

3) проверять материалы проверки сообщения о преступлении и материалы уголовных дел, находящихся в производстве органа дознания, дознавателя (п. 3 ч. 1 ст. 40.2 УПК РФ);

4) утверждать от имени органа дознания постановление о возбуждении перед судом ходатайства о производстве следственных действий, указанных в ст. 165 УПК РФ, если эти действия выполняются в качестве неотложных;

5) принимать решения о производстве дознания группой дознавателей и об изменении ее состава (п. 7 ч. 1 ст. 40.2 УПК РФ);

6) давать дознавателю обязательные для исполнения указания (п. 4 ч. 1 ст. 40.2, ч. 4 ст. 41 УПК РФ). Указания начальника органа дознания могут быть обжалованы дознавателем прокурору (ч. 4 ст. 41 УПК РФ);

7) рассматривать материалы уголовного дела и письменные возражения дознавателя на указания начальника подразделения дознания и принимать по ним решение (п. 5 ч. 1 ст. 40.2, ч. 4 ст. 40.1 УПК РФ);

8) утверждать постановление о возбуждении уголовного дела, об отказе в возбуждении уголовного дела, о передаче сообщения по подследственности, протокол задержания лица по подозрению в совершении преступления, если указанные решения принимаются от имени органа дознания (ч. 1 ст. 91, ч. 1 ст. 145, ч. 1 ст. 146, ч. 1 ст. 148 УПК РФ);

9) выносить постановление о восстановлении утраченного уголовного дела (п. 8 ч. 1 ст. 40.2, ч. 1 ст. 158.1 УПК РФ);

10) утверждать обвинительный акт или обвинительное постановление (п. 10 ч. 1 ст. 40.2, ч. 4 ст. 225, ч. 2 ст. 226.7 УПК РФ);

11) возвращать уголовное дело дознавателю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного дознания или дознания в общем порядке, пересоставлении обвинительного акта или обвинительного постановления (п. 9 ч. 1 ст. 40.2 УПК РФ).

12) поручать сотрудникам органа дознания исполнение письменных поручений следователя, дознавателя и суда (п. 6 ч. 1 ст. 40.2, п. 4 ч. 1 ст. 38 УПК РФ).

В-третьих, начальник органа дознания имеет полномочия по личному участию в производстве дознания:

1) лично рассматривать сообщения о преступлении и участвовать в их проверке (п. 1 ч. 1 ст. 40.2 УПК РФ);

2) лично возбуждать уголовное дело, отказывать в возбуждении уголовного дела, направлять материал предварительной проверки по территориальности (ч. 1 ст. 145 УПК РФ).

Кроме того, начальник органа дознания обладает всеми процессуальными полномочиями начальника подразделения дознания. Во-первых, данное правило прямо закреплено в ч. 2 ст. 40.2 УПК РФ. Во-вторых, это следует из того, что начальник органа дознания в соответствии с организационно-штатным расписанием является непосредственным начальником специализированного подразделения дознания, а система органа дознания построена по иерархическому принципу [2, с. 198-199].

Начальник подразделения дознания – должностное лицо, возглавляющее специальное подразделение дознания, а также его заместитель (п. 17.1 ст. 5 УПК РФ). В системе МВД России к начальникам подразделения дознания относятся должностные лица, возглавляющие соответствующие специальные подразделения (группы, отделения и отделы дознания территориальных подразделений муниципального уровня; группы отделы и управления по организации дознания подразделений субъектов Российской Федерации; Управление по организации дознания МВД России). Достаточно просто определить начальника подразделения дознания в других правоприменительных органах, в которых созданы специальные подразделения дознания (например в Федеральной службе судебных приставов или Федеральной таможенной службе). Гораздо сложнее обстоит дело с государственными органами, в целом признаваемыми органами дознания, однако не имеющими в своем штате специальных подразделений дознания. Так, в системе Федеральной службы исполнения наказаний в отсутствие специальных подразделений дознания функции дознавателей исполняют оперативные сотрудники, которым поручается расследование дела. Установить, кто для данных должностных лиц при производстве ими дознания по уголовным делам является начальником подразделения дознания, достаточно затруднительно. С одной стороны, их непосредственный начальник (то есть руководитель оперативного подразделения) не является начальником специального подразделения дознания и в силу этого не относится к лицам, названным в п. 17.1 ст. 5 УПК РФ. С другой стороны, признание этого должностного лица начальником подразделения дознания повлечет появление еще одного существенного противоречия: руководитель оперативного подразделения станет процессуальным руководителем дознавателя, что не соответствует базовым конструкциям действующего уголовно-процессуального закона [3, с. 98]. Однако в настоящий момент правоприменительная практика развивается именно по этому варианту, поскольку, при всей его спорности, других просто не существует.

Процессуальные полномочия начальника подразделения дознания, перечисленные в ч.ч. 1-3 ст. 40.1 УПК РФ, таковы:

1) лично возбуждать уголовные дела, принимать дела к своему производству, производить по ним дознание в полном объеме, обладая при этом полномочиями дознавателя или руководителя группы дознавателей (ч. 2 ст. 40.1 УПК РФ). Включение этого полномочия в текст УПК РФ было обусловлено многочисленными ситуациями в практической деятельности, когда начальник подразделения дознания принимал решение о возбуждении уголовного дела, а затем производил дознание. В подразделениях дознания муниципального уровня, весьма немногочисленных по штатному составу, такая практика весьма распространена. Соответственно, зачастую стороной защиты в суде заявлялись ходатайства о признании полученных доказательств недопустимыми, а принятых решений – незаконными именно по причине отсутствия в УПК РФ данного полномочия начальника подразделения дознания. Законодатель, по сути, пошел по линии наименьшего сопротивления, включив это полномочие в текст закона и сняв тем самым подобные вопросы. Думается, однако, что и в отсутствие этого правила все указанные полномочия у начальника подразделения имелись. Необходимо учитывать, что начальник подразделения дознания и дознаватель имеют качественно однородный процессуальный статус, представляя не только сторону обвинения, не только государственно-властных участников этой стороны, но и один и тот же субъект уголовно-процессуальной деятельности. В этих правовых рамках начальник подразделения дознания как организационный и процессуальный руководитель дознавателя обладает всеми полномочиями последнего, а дополнительно к ним еще и специфическими «руководящими» полномочиями, которые у дознавателя отсутствуют;

2) поручать дознавателю проверку сообщения о преступлении, принятие по нему решения, выполнение неотложных следственных действий либо производство дознания по уголовному делу (п. 1 ч. 1 ст. 40.1 УПК РФ);
3) проверять материалы уголовного дела (п. 1 ч. 3 ст. 40.1 УПК РФ);

4) изымать уголовное дело у дознавателя и передавать его другому дознавателю с обязательным указанием оснований такой передачи (п. 2 ч. 1 ст. 40.1 УПК РФ);

5) отменять необоснованные постановления дознавателя о приостановлении производства дознания по уголовному делу (п. 3 ч. 1 ст. 40.1 УПК РФ). Правом отмены других постановлений начальник подразделения дознания не обладает;

6) вносить прокурору ходатайство об отмене незаконных или необоснованных постановлений дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела (п. 4 ч. 1 ст. 40.1 УПК РФ);

7) давать дознавателю указания о направлении расследования, о производстве отдельных следственных действий, об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения, о квалификации преступления, об объеме обвинения (п. 2 ч. 3 ст. 40.1 УПК РФ). Указания дознавателю даются начальником подразделения дознания в письменной форме и являются обязательными для исполнения. Дознаватель вправе обжаловать указания начальнику органа дознания или прокурору. Вместе с тем обжалование указаний не приостанавливает их исполнения, что свидетельствует о несколько меньшей самостоятельности дознавателя по сравнению со следователем (ч. 4 ст. 40.1 УПК РФ). С другой стороны, в практической деятельности обжалование указаний как дознавателем, так и следователем осуществляется редко, данный механизм предусмотрен в законе скорее «на всякий случай», поэтому отмеченные нюансы не играют существенной роли.

Все названные полномочия у начальника подразделения дознания имеются только в отношении непосредственно подчиненных ему штатных дознавателей. Объем процессуальных полномочий вышестоящего начальника подразделений дознания в уголовно-процессуальном законе не установлен. Не имеется указания даже на само их принципиальное наличие. Это особенно заметно по сравнению с полномочиями руководителя следственного органа: УПК РФ прямо фиксирует достаточно многочисленные полномочия именно вышестоящего руководителя следственного органа. Соответственно, с учетом того, что подразделения по организации дознания уровня субъекта Российской Федерации или федерального уровня являются самостоятельными структурными единицами, неясно, имеет ли возглавляющее их должностное лицо какие-либо процессуальные полномочия в отношении подразделений дознания муниципального уровня. Очевидно, что теоретически наличие таких полномочий должно признаваться, однако в отсутствие прямой законодательной регламентации начальники вышестоящих подразделений дознания такими полномочиями не пользуются.

Анализ предусмотренных УПК РФ полномочий начальника органа дознания и начальника подразделения дознания свидетельствует о том, что большинство принадлежащих им прав носят своеобразный процессуально-организационный характер, что было присуще правам начальника следственного отдела до преобразования его в руководителя следственного органа. В основном полномочия начальника органа дознания и начальника подразделения дознания сводятся к организационному руководству дознанием: определение конкретного дознавателя, которому поручается рассмотрение материала или производство по уголовному делу; перераспределение дел между дознавателями; дача указаний дознавателям и т.п. Все основные процессуальные полномочия (продление процессуальных сроков, санкционирование действий дознавателя, отмена его решений и т.п.) относятся к компетенции прокурора. Такой подход является в целом правильным. «Распыление» контрольных полномочий над производством дознания между многими субъектами уголовно-процессуальной деятельности, наделение их примерно равными правами в указанной сфере объективно приведет к тому, что дознаватель окажется под излишне плотным контролем со стороны разных субъектов, которые могут давать дознавателю противоречащие и при этом одинаковые по силе указания о направлении расследования. Это помимо прочего вызовет полную утрату дознавателем процессуальной самостоятельности. Поэтому в рассматриваемом контексте сосредоточение большинства полномочий у одного субъекта – прокурора – представляется более целесообразным, поскольку позволяет обеспечить единообразный подход к осуществлению контрольных функций по отношению к дознанию.

 

Библиографический список:

1. Луковников Г.Д. Начальник органа дознания: уголовно-процессуальные и организационно- управленческие полномочия // Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика и право. 2013. № 2-1. С. 122-126.
2. Дядченко А.А. Проблемы законодательной регламентации процессуальных полномочий начальника органа дознания и начальника подразделения дознания // Общество и право. 2008. № 1. С. 197-199.
3. Заводнова С.В. Обязанности начальника органа дознания в уголовном процессе // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2012. № 1. С. 97-104.

Источник: Научно-теоретический журнал “Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России”. № 3 (49) 2017.

Просмотров: 421

Rating: 5.0/5. From 1 vote.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code