КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

А.Г.Елагин, доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры управления деятельностью подразделений обеспечения охраны общественного порядка центра командно-штабных учений Академии управления МВД России
Ю.Н.Калюжный, кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры организации деятельности ГИБДД Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова

Обеспечение безопасности дорожного движения, организация дорожного движения, дорожное движение, комплексный подход.

Статья посвящена рассмотрению сущности комплексного подхода к обеспечению безопасности дорожного движения, реализуемого целенаправленной деятельностью субъектов управляющего воздействия на общественные отношения в исследуемой области, направленной на минимизацию (устранение) причин и условий возникновения дорожно-транспортных происшествий и их негативных последствий. Раскрывается содержание комплексного подхода, и выделяются его характерные признаки в исследуемых правоотношениях.

 

Существующая (классическая) проблема обеспечения безопасности дорожного движения ежегодно включается в совокупность приоритетных задач развития многих стран мира, в том числе и нашего государства. Значительное количество нормативных правовых актов стратегического планирования определяют обеспечение безопасности, рассматриваемых правоотношений в качестве одного из важнейших векторов дальнейшего развития России [6].

Современные показатели состояния безопасности дорожного движения ориентируют на поиск и выработку новых, более эффективных способов и мер обеспечения безопасности в структуре государственной политики обеспечения безопасности дорожного движения, направленных на сокращение дорожно-транспортного травматизма.

Представители отечественной науки разрабатывают понятие, особенности и отличительные признаки правовых категорий, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения [3]. В научных исследованиях, посвященных теории безопасности, все чаще обнаруживается термин «комплексная безопасность», употребляемый с позиций содержания принципа обеспечения безопасности, принципа управления.

В этом отношении показательно высказывание Президента Российской Федерации В.В. Путина, утверждающего, что безопасность дорожного движения представляет собой комплексную задачу, в решении которой важная роль принадлежит органам государственной власти всех уровней, профильным ведомствам и иным субъектам [2] управляющего воздействия на систему обеспечения безопасности дорожного движения. То есть вопросы обеспечения безопасности дорожного движения затрагивают государство, общество и каждого из нас.

Следовательно, комплексный подход к обеспечению безопасности дорожного движения выражается в том, что обеспечение безопасности в рассматриваемой сфере представляет собой не отдельную периферийную задачу, а комплекс задач и ориентиров всех субъектов, связанных с достижением единого результата – минимизации негативных последствий аварийности. И действи- 18 тельно, самостоятельно тому или иному органу исполнительной власти, другому государственному органу, общественным объединениям и социальным структурам решить задачу обеспечения безопасности дорожного движения невозможно.

Комплексность определяет задействование всей совокупности мер, средств, способов обеспечения безопасности [1]. Комплексный подход предполагает формирование и осуществление единой государственной политики в исследуемой области, проводимой по основным направлениям обеспечения безопасности дорожного движения, определенных в гл. 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

В свою очередь, содержание комплексности обеспечения безопасности дорожного движения включает защищенность участников дорожного движения (водитель, пассажир, пешеход), объектов транспортной инфраструктуры (участки автомобильных дорог, тоннели, эстакады, мосты, пункты сервиса и социального обслуживания лиц, задействованных в дорожном движении, и т.д.), собственности населения и окружающей среды за счет реализации совокупности организационно-правовых, инженерно-технологических, социальных, экономических и иных мероприятий, проводимых в рамках реализации единой государственной политики в рассматриваемом направлении.

Анализ понятия безопасности дорожного движения позволяет прийти к выводу о том, что по своей сути она представляет собой степень защищенности участников процесса дорожного движения от аварий и их последствий, то есть защищенность от определенного вида угроз, связанных с движением транспортных средств и перемещением грузов.

Рассматривая возможные угрозы общественным отношениям в области дорожного движения, необходимо отметить, что они, во-первых, возникают в процессе жизнедеятельности человека, то есть в социальной среде, и, во-вторых, являются последствием технического развития человечества – изобретения и повсеместного использования транспортных средств. К тому же следует учитывать, что рассматриваемые угрозы (возникновение ДТП и их негативные последствия) являются потенциальными, то есть заключаются в наличии совокупности вероятностных причин и условий, факторов, создающих возможность совершения нарушения порядка функционирования транспортного комплекса (риск возникновения аварий). С другой стороны, автомобилизация нашего государства за последние несколько десятилетий достигла высокого уровня, а качественные характеристики большинства автомобильных дорог (пропускная способность, интенсивность движения и т.д.) остались на уровне расчетных значений прошлого века. Это в совокупности с субъективными и объективными причинами возникновения опасностей и рисков ДТП переводит вышеназванные угрозы в разряд перманентных, возникающих ежедневно и вне зависимости от нашего желания или усилий, направленных на противодействие им.

Обоснованием необходимости использования комплексного подхода к обеспечению безопасности дорожного движения являются анализ угроз и оценка рисков возникновения аварий и их негативных последствий. В данном случае применительно к исследуемой сфере необходимо учитывать классические постулаты теории безопасности, отражающие ограниченность задействуемых ресурсов и неограниченность человеческих потребностей, что приводит к невозможности обеспечить безопасность дорожного движения от воздействия абсолютно всех без исключения рисков и угроз.

С данным постулатом согласен и законодатель, сформулировавший в Федеральном законе «О безопасности дорожного движения» понятие безопасность дорожного движения через оценочную, количественную категорию – степень защищенности, тем самым исключая возможность достижения полной защищенности, абсолютного нулевого результата, которым стало бы отсутствие аварийности, погибших и раненных.

Таким образом, становится очевидным, что для минимизации рисков возникновения ДТП необходимо осуществление в рамках комплексного подхода прогноза и мониторинга потенциальных угроз и рисков аварий.

Исследование общественных отношений, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения, на основе комплексного подхода позволяет выделить ряд характерных черт, присущих ему.

1. Обеспечение желаемой безопасности дорожного движения возможно путем реализации совокупности методов, средств и приемов выявления, предупреждения и нейтрализации рисков и угроз, связанных с возможностью возникновения ДПТ и их последствий, а также совершения совокупности вариативных действий многочисленными субъектами обеспечения безопасности дорожного движения, адекватных сложившимся общественным отношениям и ситуации с аварийностью, для достижения социально обоснованного (приемлемого) риска.

2. Деятельность по обеспечению безопасности дорожного движения представляет собой не периодические действия, а постоянный, системный процесс, захватывающий все звенья и стороны общественных отношений в рассматриваемой области на основе мониторинга, анализа и прогнозирования развития основных показателей состояния обеспечения безопасности дорожного движения в рамках глобального, регионального и локального уровней обеспечения безопасности.

3. Обеспечение безопасности дорожного движения предопределяет наличие у субъектов управляющего воздействия властных полномочий, находящих свое отражение и закрепление в нормах права, носящих, как правило, императивный характер. Вместе с тем наличие значительного количества субъектов обеспечения безопасности дорожного движения в лице органов государственной власти (МВД, МЧС, Минздрав, Минтранс, Минобрнауки и др.), участие в ее обеспечении общественных организаций, граждан показывает необходимость конкретизации, уточнения и перераспределения функциональной составляющей, компетенций и ответственности. Несмотря на координирующую роль МВД России [7] в вопросах обеспечения безопасности дорожного движения среди иных субъектов ее обеспечения, конкретизация полномочий, сфер воздействия и ответственности всех этих субъектов нормативными правовыми актами позволила бы выстроить более эффективный и продуктивный механизм реализации государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения.

4. В современных условиях обеспечения безопасности дорожного движения, конечно же, необходимо осуществление жесткой государственной политики управления. Но она не должна замыкаться исключительно на системе ограничений и запретов, ограничиваться использованием современных технических средств организации дорожного движении и обеспечения безопасности в ущерб (за счет недооценки) использования человеческого ресурса. В этом отношении являются показательными выводы

Э. Мэйо, указывающего, что основные социальные системы должны основываться на концептуальных подходах, обращенных в первую очередь к человеку, а не основываться на технических средствах и экономическом стимулировании [8]. Человеческий фактор является доминирующим в совокупности причин и условий возникновения ДТП [9].

Идеология современной системы обеспечения безопасности дорожного движения должна основываться на осознании каждым участником дорожного движения ответственности за свои действия и их последствия. В связи с этим необходимо создать такие правовые условия, которые участники дорожного движения выполняли бы в силу своей правовой культуры, на основе морально-нравственных и идеологических качеств, а не под угрозой наказания. То есть государственная модель социальных взаимоотношений с участниками дорожного движения должна быть выстроена с учетом центральной составляющей системы обеспечения безопасности дорожного движения – человека, обладающего неотъемлемым правом на безопасность, в том числе и безопасность дорожного движения.

5. Несомненными условиями комплексности обеспечения безопасности дорожного движения являются, с одной стороны, усиление роли органов государственной власти в механизме реализации государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения, а с другой стороны, развитие взаимодействия с институтами гражданского общества и гражданами. Е.В. Ки- ричек справедливо отмечает, что эффективность реализации государственно-правового механизма зависит от каждого индивида, его отношения к своим правам. В противном случае социум не способен к перспективному развитию, а государство, в свою очередь, не способно реализовать свое предназначение – обеспечить воплощение в действительность конституционных прав и свобод граждан [4], в том числе и права на безопасность дорожного движения.

Отдельным направлением указанного взаимодействия являются взаимоотношения с негосударственными организациями, в том числе в рамках осуществления государственно-частного партнерства. В современных условиях обеспечения безопасности дорожного движения обозначенное взаимодействие государства и бизнеса находит широкое применение при строительстве и ремонте автодорог, создании сложных транспортных узлов и развязок, в иных государственных проектах [5].

6. Эффективность деятельности государственных органов и иных субъектов обеспечения безопасности дорожного движения зависит от формирования и реализации обновленной государственной политики и идеологии, создания концепции, основанной на фундаментальных институтах социологии, философии, теории права, теории безопасности и государственного управления. Иными словами, необходимо основываться на синергети- ческих принципах обеспечения безопасности дорожного движения во взаимосвязи современной теории и устоявшейся, апробированной практики.

Существующий положительный опыт, сформированный за годы реализации государственной политики обеспечения безопасности дорожного движения с использованием принципа программно- целевого подхода, а также основные показатели состояния обеспечения безопасности дорожного движения наглядно свидетельствуют о необходимости модернизации организации дорожного движения и обеспечения безопасности.

В целях дальнейшей интегративной работы в этом направлении Президентом перед Правительством Российской Федерации поставлена задача сформировать единый стратегический правовой акт, в котором должны найти отражение цели, задачи, приоритетные направления обеспечения безопасности дорожного движения [2].

Без сомнения, стратегия безопасности дорожного движения в Российской Федерации на среднесрочный период будет представлять собой базовый нормативный правовой акт стратегического характера, определяющий национальные интересы и приоритеты в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, цели, задачи и меры проводимой государственной политики, направленные на защиту интересов общества и государства для предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий, устойчивого развития страны на долгосрочную перспективу.

Вместе с тем анализ нормативных правовых актов, научной и специальной литературы позволяет указать на необходимость отражения в Стратегии безопасности дорожного движения следующих приоритетных направлений:

1. Совершенствование законодательных основ обеспечения безопасности дорожного движения и механизма организационно-правового регулирования должного поведения участников дорожного движения. Развитие механизма контроля государства за выполнением функциональной компетенции государственных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и общественных организаций в вопросах обеспечения безопасности дорожного движения (например организации дорожного движения, технического осмотра транс- 20 портных средств, профессиональной подготовки водителей и т.д.).

2. Дальнейшее совершенствование организации дорожного движения, приведение объектов транспортного комплекса в соответствие требованиям технических стандартов, модернизация устаревших геометрических параметров улично-до- рожной сети, обустройство пешеходных переходов в соответствии с техническими стандартами и т.д.

3. Продолжение системной работы по формированию комплексного пропагандистского воздействия на участников дорожного движения, развитие правовой культуры соблюдения участниками дорожного движения требований ПДД, чувства ответственности за жизнь лиц, участвующих в дорожном движении. Отдельным направлением профилактической работы должно стать формирование негативного отношения к допущению управления автомобилем в состоянии опьянения с привлечением к данной деятельности ресурсов СМИ. Развитие институтов экономического стимулирования законопослушного поведения водителей автомото- транспортных средств.

4. Повышение качества подготовки водителей транспортных средств и управления ими транспортом, совершенствование методического обеспечения подготовки водителей автомототранспортных средств и порядка допуска их к участию в дорожном движении. Развитие правовых основ и форм контрольно-надзорной деятельности за профессиональной подготовкой водителей в автошколах.

5. Модернизация государственно-правовых подходов к обеспечению надлежащего технического состояния транспортных средств, находящихся в эксплуатации, и контроля за ним. Совершенствование административно-правовых и экономических методов обеспечения должного порядка проведения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями технического осмотра транспортных средств.

6. Развитие положительной динамики деятельности аварийно-спасательных и медицинских служб на месте ДТП. Совершенствование деятельности по оказанию пострадавшим необходимой помощи и ликвидации последствий аварий.

7. Формирование и развитие современных форм страхования гражданской ответственности водителей автомототранспорта и экономических инструментов соблюдения законодательства автовладельцами, совершенствование механизмов оформления дорожных происшествий без пострадавших по системе «Европротокол».

Вышеуказанная Стратегия будет находиться в единой взаимосвязи с правовыми актами, определяющими государственную политику в области обеспечения безопасности дорожного движения, коррелировать с ними, дополнять их. Она должна гармонично вписаться в массив нормативных правовых актов, будучи его составной часть, а так же стать неотъемлемым элементом Стратегии национальной безопасности Российской Федерации [10].

Таким образом, стратегия безопасности дорожного движения в Российской Федерации на среднесрочный период представляет собой базовую модель, сущность комплексного подхода к обеспечению безопасности дорожного движения, реализуемого целенаправленной системной деятельностью субъектов управляющего воздействия на общественные отношения в исследуемой области по использованию суммы мер методологического, организационного, правового, финансового, технического, информационного и иного характера, направленных на минимизацию (устранение) причин и условий возникновения дорожно-транспортных происшествий и их негативных последствий.

 

Библиографический список:

1. Елагин А.Г. Безопасность (теория, обеспечение, управление). М., 2013. 328 с.
2. Заседание президиума Государственного совета, посвященное вопросам безопасности дорожного движения в Российской Федерации // Официальный сайт Президента Российской Федерации // URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/51506 (дата обращения – 07.07.2017).
3. Калюжный Ю.Н. Основные научные подходы к пониманию понятия «дорожное движение» // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2016. № 1 (43). С. 31-33.
4. Киричек Е.В. Организационно-правовой механизм обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина в условиях взаимодействия полиции и институтов гражданского общества в Российской Федерации: Автореф. дис. … докт. юрид. наук. М., 2015. 51 с.
5. Панкратов О.В., Антоновский А.А. Государственно-частное партнерство в России: опыт финансирования проектов // Транспорт Российской Федерации. 2011. № 6 (37). С. 10-14.
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 03.10. 2013 № 864 «О федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 – 2020 годах» // СПС «КонсультантПлюс».
7. Постановление Правительства Российской Федерации от 19.10.2004 № 567 «О координации деятельности органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности дорожного движения» // СПС «КонсультантПлюс».
8. Mayo E. The Social Problems of an Industrial Civilization. London, 1949.
9. Статистические данные Госавтоинспекции МВД России показывают, что 150860 дорожно- транспортных происшествий из 173694, совершенных за 2016 год, возникли из-за нарушений ПДД водителями автомототранспортных средств // Официальный сайт Госавтоинспекции МВД Российской Федерации // URL: http://stat.gibdd.ru (дата обращения – 07.07.2017).
10. Указ Президента Российской Федерации от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

Источник: Научно-теоретический журнал “Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России”. № 3 (49) 2017.

Просмотров: 368

No votes yet.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code