СООТНОШЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И ОБЩЕСТВЕННОЙ ФОРМ ПРАВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

К.А.Орлов, кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного права Уральского юридического института МВД России

Форма права, формы правовой жизни, государственное право, общественное право, государственная форма права, общественная форма права.

В статье дается содержательная характеристика сформировавшихся в Российской Федерации государственной и общественной форм права. Анализируются признаки, присущие данным формам, а также их нормативное выражение. Это позволяет выработать оптимальную модель их соотношения для наиболее гармоничного развития правовой жизни Российской Федерации.

 

Взаимодействие и взаимообусловленность государственных и правовых процессов, происходящих в российской правовой системе, приводит к существенному приращению новых данных о правовых категориях и процессах. Формируемые знания имеют важное теоретическое значение, поскольку обогащают юридическую науку, а также привносят необходимые изменения в практическую деятельность, так как способствуют наиболее разумной и эффективной реализации права во всех формах ее проявления.

Наряду со сформировавшимся в отечественной юриспруденции классическим восприятием категории «форма права», под которой понимается ее внешнее проявление [1-8], появляются новые концепции, призванные обогатить и приумножить ее содержательное наполнение.

Согласно исследованиям В.П. Малахова и Н.Д. Эриашвили, под формой права следует понимать не только внешнюю оболочку права, а придавать ей куда более весомое значение, ассоциируя ее с социально-духовной формой жизни общества, то есть способом ее организации и структуризации [9, с. 78]. При этом данная трактовка не должна восприниматься как отрицание классического подхода к формам права и подвергать критике содержание сложившихся явлений (категорий): нормативного акта, правового прецедента, правового обычая, религиозных норм и нормативно-правового договора.

С учетом природы сформировавшейся в отечественной науке категории «правовая жизнь», а также различных форм ее проявления (государственная, общественная, групповая, международная и индивидуальная) допустимо выделить и соответствующие им формы права, которые дифференцируются в зависимости от типа общностей и субъектов права, доминирующих в них, то есть государственное, общественное, групповое, международное и индивидуальное право.

Рассмотрение в диалектическом единстве государственной и общественной форм права, сложившихся в российском государстве, позволяет выявить их правовую природу, а также предложить наиболее эффективные варианты взаимодействия.

Российское государственное право как форма права имеет специфические особенности, которые позволяют раскрыть его смысловое содержание.

Форма государственного права – созданная в установленном порядке формально закрепленная совокупность норм, отражающая интересы государства и обеспечивающая процесс управления обществом.

К основным характеристикам, свойственным государственному праву как специфическому юридическому явлению, можно отнести общие свойства права: системность, общеобязательность, формальную определенность, неперсонифицированный характер, гарантированность государством, а также ряд специфических свойств, отражающих природу права как продукта государства:

– властный (господствующий) характер, который символизирует господствующую волю субъекта управления;

– официальный документальный характер, исходящий от государства и обладающий обязательными для исполнения свойствами;

– компетентность и профессионализм субъектов, создающих данное право;

– воплощение в виде органов государства и их узкой направленности на защиту интересов государства.

Выражением данной формы государственного права в Российской Федерации является нормативный акт, разъясняющие постановления Конституционного Суда Российской Федерации, а в некоторых случаях и судебные решения, имеющий большой общественный резонанс.

Приведем несколько примеров подобных актов:

– Федеральный закон от 6 июля 2016 г. № 374- ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии терроризму» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности» и Федеральный закон от 6 июля 2016 г. № 375-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности», которые расширили полномочия правоохранительных органов в области обеспечения безопасности интересов государства, существенно формализовали осуществление религиозно-миссионерской деятельности, а также предъявили новые серьезные требования к операторам связи, интернет-проектам, перевозчикам-экспедиторам и операторам почтовой связи;

– Приговор Московского окружного военного суда от 22 декабря 2016 года, которым закончилось громкое разбирательство, в центре которого оказалась бывшая студентка философского факультета МГУ Александра Иванова, более известная как Варвара Караулова (имя и фамилию поменяла во время расследования). Судья признал девушку виновной в попытке присоединиться к запрещенной в России международной террористической группировке и приговорил ее к четырем с половиной годам лишения свободы. Отбывать наказание бывшая студентка будет в колонии общего режима;

– Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14 июля 2015 г. № 21-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 1 Федерального закона «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней», пунктов 1 и 2 статьи 32 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации», частей первой и четвертой статьи 11, пункта 4 части четвертой статьи 392 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, частей 1 и 4 статьи 13, пункта 4 части 3 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частей 1 и 4 статьи 15, пункта 4 части 1 статьи 350 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и пункта 2 части четвертой статьи 413 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы», которым Конституционный Суд Российской Федерации разъяснил судам Российской Федерации, Президенту Российской Федерации, Правительству Российской Федерации особенности применения права при принятии ЕСПЧ постановления, принятого против Российской Федерации.

В связи с развитием современных государств в духе демократических и правовых ценностей практически каждому государству необходимо законное и правовое оформление своей деятельности. Нежелание следовать общепризнанным принципам и нормам международного права и отсутствие соответствующих положений в действующем национальном законодательстве влечет для таких государств их негативное восприятие и отстраненность либо изоляцию с применением санкций. Юридическое оформление государством своего волеизъявления и своей деятельности – это необходимая формальная составляющая, которая придает деятельности государства легальный и в некоторых случаях легитимный характер.

В качестве примера подобной деятельности по приданию волеизъявления российской власти официального законного оформления является административное право, которое упорядочивает отношения в сфере управления. Сформировалось и развивается оно с учетом интереса исключительно органов власти, поскольку политический процесс в российском государстве не приемлет плюрализма и альтернативы мнений и развивается достаточно предсказуемо и линейно. Имея полную принадлежность к публичному праву, данная отрасль концентрированно отражает интерес государства в сфере регулирования общественных отношений.

Иные отрасли, также формально относимые к публичному праву, не обладают аналогичным содержанием, поскольку в них вкраплены нормы и институты, которые отражают индивидуальный интерес граждан и общества в целом, например, конституционное право, уголовное право, уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное.

Анализируемая форма права исходит от государства, им создается, детерминируется, обеспечивается и корректируется. Именно государство выступает доминирующим субъектом в формирующихся правовых процессах, которые выражают сущность и предназначение государственной власти в российском обществе.
Вместе с тем в силу меняющихся условий развития российского государства все чаще слышны призывы к построению гражданского общества, поддержанию демократического политического режима, 78 а также все большего обсуждения инициатив и предложений власти с общественностью. Государство нуждается в доверии граждан и принятии властных решений, которые найдут поддержку среди населения. Более того, органы государства выражают надежду сформировать у граждан активную гражданскую позицию, которая позволит обществу самостоятельно организовать и развивать политические и правовые процессы.

Одним из направлений внесения изменений в отношения общества и государства является развитие и совершенствование формы общественного права, которая представляет собой совокупность естественных, спонтанно возникающих и эволюци- онно саморазвивающихся правил поведения, отражающих потребности общества и личности.

Одной из особенностей, присущих данной форме права, является абстрактный характер ее возникновения и развития. В отличие от государственной формы, имеющей четкие и конкретные рамки своего выражения, общественная представляет собой ин- тегративное сочетание групповой, индивидуальной и в малых долях государственной и международной форм права. Все, что отражает естественный, закономерный процесс развития отношений, нуждающихся в регламентации, находит свое отражение в формирующихся универсальных правилах поведения общества. Граждане, составляющие большинство членов общества, в силу своего природного существования нуждаются в том, чтобы свободно и без каких-либо проблем претворять в жизнь свои притязания, не нарушая интересов других субъектов.

Основные признаки, свойственные данной форме права, таковы: оно имеет исторический, эволюционный путь становления и развития; основывается на религиозных или нравственных положениях; отражает накопленный жизненный опыт членов общества в сфере быта и культуры; является креативным правом.
Общественное право по своей сути является оппозиционным по отношению к государственному, поскольку выражает интересы общества, создает условия для их реализации и защиты. Если природа государственного права представляет собой организацию управления, учитывающую только интерес государства без учета мнения иных субъектов, то природу общественного права составляют естественные права и свободы граждан с возможностью их беспрепятственной реализации. Данный аспект имеет важное теоретическое и практическое значение, поскольку закладывает не только правовую основу деятельности институтов сдерживания и противостояния государственному воздействию, но и формирует правовое сознание общества, способного защищать и отстаивать свои права и свободы.

К проявлениям указанной формы общественного права могут быть отнесены как отрасли частного права (гражданское, муниципальное, семейное), так и отдельные институты публичных отраслей права (конституционного и муниципального). Материализуется данное право аналогично государственному в виде органов, отстаивающих интересы граждан, среди которых можно выделять как государственные органы, так и общественные: Конституционный суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, институты уполномоченных (по правам человека, по правам ребенка, по правам предпринимателей), органы местного самоуправления. Специфика данной формы права заключается в том, что оно может иметь выражение не только в формально закрепленных источниках и органах власти, но и в виде неофициальных, юридически не закрепленных проявлениях, имеющих справедливый и целесообразный характер для регулирования общественных отношений «здесь и сейчас».

По своей сути это право общества, в отдельных случаях гражданского общества, которое отражает интересы граждан и не имеет установленного закрепления в официальных источниках. В данном контексте уместно вспомнить соотношение «духа права» и «буквы права», которые могут не иметь тождества. В анализируемом контексте вообще будет представлен только «дух права», того права, которое существует в большей мере в виде правового сознания и правовых установок, сформировавшихся в рамках непосредственного включения в правовую жизнь.

К признакам, которые отражают данное неофициальное выражение общественной формы права, можно отнести то, что оно:

– носит живой, динамичный и созидательный характер;

– обладает казуистичностью;

– носит массовый, доступный для всех членов общества характер;

– не имеет строго регламентированных форм выражения;

– имеет обязательное значение для выполнения всеми субъектами, разделяющими его положения;

– имеет оперативный характер создания, изменения и отмены;

– не имеет единой строгой ответственности за невыполнение установленных правил.

Общественная правовая жизнь связывает субъектов и выражается в обмене принадлежащих им прав и обязанностей. К числу основных критериев, которые определяют данный обмен, относится не только существующая нормативная правовая база, но и та реальная обстановка, в которой этот обмен происходит. Предполагается, что обстановка (или ситуация) оказывает существенное влияние на формирующиеся у субъектов права и обязанности, зачастую превалирующее по отношению к действующей правовой базой. Это объясняется тем, что индивиды руководствуются прежде всего моральными принципами и правосознанием, сформировавшимся у них в силу обладания теми или иными знаниями в области права, а также личным жизненным опытом. Правосознание, каким бы оно ни было по своему виду (обыденным, профессиональным или доктриналь- ным), является для субъекта основным критерием, регламентирующим его поведение и формирующим конкретный объем прав и обязанностей. Формами данного общественного права являются прежде всего мораль, правосознание и обычаи, которые, как видим, могут носить доминирующий характер по отношению к государственному праву.

Помимо указанных выше свойств, рассматриваемая нами тенденция обусловлена тем, что данные формы отражают непосредственные отношения граждан, их повседневные проблемы и интересы. Поскольку граждане массово выключены из наиболее важных и значимых для государства экономических, политических и правовых процессов, они заняты своими рутинными делами, где в большей мере им важна справедливость, надежность и уверенность в реализации принадлежащих им прав. Эти факторы имеют для них большее значение, поскольку формируют атмосферу, состояние их жизни, нежели содержание множества нормативных актов, которого они не знают.

Содержание рассмотренных форм права достаточно хорошо известно как должностным лицам органов государственной власти, так и представителям общественности с активной гражданской позицией. Эти знания крайне востребованы всеми субъектами правовой жизни, но в большей мере все-таки представителями власти. Данный тезис обусловлен тем, что имея административный ресурс, властвующий субъект способен оперативно и своевременно создавать правила поведения и требовать их выполнения от всех участников общественных отношений, причем причины принятия этих правил всегда обоснованы заботой государства о человеке и обществе. К сожалению, тенденция, сформировавшаяся в российском государстве, такова, что принимаемые правила не всегда являются легитимными, а проявленная забота – искренней. Но возрастающее влияние общественной формы права остается сдерживающим фактором, и оно оказывает влияние на принимаемые властью решения не только в период выборных или предвыборных кампаний, но и в текущей повседневной жизни, что крайне важно для достижения компромисса в соотношении государственной и общественной форм права.

 

Библиографический список:

1. Теория государства и права: Учебник / Отв. ред. А.С. Шабуров, В.С. Плетников. Екатеринбург: Уральский юридический институт МВД России, 2014. 339 с.
2. Теория государства и права: Учебник / В.Н. Хропанюк; ред. В.Г. Стрекозов. 8-е изд., стер. М., 2014. 323 с.
3. Теория государства и права: Учебник / В.Н. Протасов. М.: Юрайт, 2014. 495 с.
4. Теория государства и права: Учебник / В.Д. Перевалов. 3-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2013. 428 с.
5. Теория государства и права: Учебник / М.Н. Марченко. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2013. 656 с.
6. Теория государства и права / А.В. Попова. СПб: Питер, 2010. 208 с.
7. Теория государства и права: Учебник для бакалавров / Т.Н. Радько, В.В. Лазарев, Л.А. Морозова. М., 2013. 576 с.
8. Теория государства и права: Учебник для бакалавров / В.К. Бабаев [и др.]; ред. В.К. Бабаев. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2013. 715 с.
9. Малахов В.П., Эриашвили Н.Д. Методологические и мировоззренческие проблемы современной юридической теории: Монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.

Источник: Научно-теоретический журнал “Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России”. № 2 (48) 2017.

Просмотров: 463

No votes yet.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code