АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

В.В.Шарун, кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры оперативно-разыскной деятельности органов внутренних дел Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России
А.В.Герасимов

Оперативно-разыскная деятельность, конфиденциальное сотрудничество, содействие, органы, осуществляющие оперативно-разыскную деятельность.

В статье рассматривается вопрос о необходимости совершенствования государственной защиты лиц, оказывающих (оказывавших) конфиденциальное содействие органам, осуществляющим оперативно- разыскную деятельность, а также членов их семей и близких от преступных посягательств. Исследуется несовершенство правовых норм в действующем законодательстве Российской Федерации, регулирующем отношения в сфере государственной защиты лиц, оказывающих (оказывавших) конфиденциальное содействие, от преступных посягательств.

 

Одна из наиболее важных государственных задач в Российской Федерации в современных условиях – борьба с преступностью и укрепление правопорядка. Разделяем мнение А.Г. Маркушина, который справедливо отметил, что сейчас у ученых и практиков уже фактически нет сомнений в том, что без работы на конфиденциальной основе с гражданами, особенно в сфере предупреждения и раскрытия особо опасных преступлений, к тому же в условиях нынешней пораженности коррупцией всех слоев общества, добиться серьезных успехов практически невозможно [8, с. 145].

На важность конфиденциального сотрудничества в решении задач оперативно-разыскной деятельности (далее – ОРД) указывает и Е.С. Дубоносов [7, с. 167]. По мнению В.Ф. Грушко, институт агентуры – это обычная практика в деятельности любого государства, по крайней мере, последние две тысячи лет. Например, в США более 85% тяжких преступлений раскрывается ФБР с помощью негласных агентов-информаторов [6, с. 73]. Показательно, что согласно данным об агентуре в СССР накануне его распада только участковым инспекторам милиции оказывало содействие примерно 1 млн 340 тысяч осведомителей [9, с. 44].

Государство, принимая во внимание важность и необходимость конфиденциальной (негласной) работы, специфику и опасность конфиденциального сотрудничества отдельных лиц с субъектами ОРД, в ряде статей Федерального закона от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее – Закон об ОРД) нормативно закрепило социальную и правовую защиту этих лиц, а также членов их семей и близких от преступных посягательств (ст.ст. 14, 18). В соответствии со ст. 14 Закона об ОРД существующий в настоящее время порядок обеспечения органами, осуществляющими ОРД, безопасности и сохранности имущества лиц, оказывающих содействие, а также членов их семей и близких от преступных посягательств регулируется законодательством Российской Федерации.

Не подлежит сомнению, что обеспечению государственной защиты лиц, оказывающих (оказывавших) конфиденциальное содействие, а также членов их семей и близких от преступных посягательств должно уделяться серьезное внимание. В рассматриваемом аспекте мы полностью разделяем позицию И.А. Антонова, А.Г. Гурбанова, А.В. Шахматова, заключающуюся в том, что защита лиц, оказывающих содействие оперативным подразделениям, актуальна уже в силу самой специфики их деятельности, поскольку участие в подготовке и проведении оперативно-разыскных мероприятий предполагает весьма тесные контакты с лицами, совершающими преступления, в целях их разоблачения и привлечения к ответственности [5, с. 25-30]. На сложный характер проблемы защиты в ОРД справедливо указывает и А.Г. Маркушин [8, с. 130].

В связи с этим в рамках настоящей статьи мы рассмотрим некоторые проблемы и недостатки государственной защиты от преступных посягательств лиц, оказывающих (оказывавших) конфиденциальное содействие органам, осуществляющим ОРД, а также членов их семей и близких.

Предпринятый нами анализ действующего законодательства Российской Федерации в рассматриваемой сфере отношений, в частности, Федерального закона от 20 августа 2004 года № 34-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» (далее – Закон о защите свидетелей), Федерального закона от 25 июня 1995 года «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», Федерального закона от 20 апреля 1995 года «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов», позволяет признать, что в данных нормативных актах прямо не предусмотрена государственная защита лиц, оказывающих (оказывавших) конфиденциальное содействие органам, осуществляющим ОРД, а также членов их семей и близких от преступных посягательств. Возможность применения мер государственной защиты до возбуждения уголовного дела предусмотрена ч. 2 ст. 2 Закона о защите свидетелей в отношении иных лиц, способствующих предупреждению или раскрытию преступления. Представляется, что под данную категорию вполне подходят лица, оказывающие (оказывавшие) конфиденциальное содействие органам, осуществляющим ОРД, а также члены их семей и близкие. Однако считаем, что такое положение не обеспечивает в полной мере государственную защиту лиц, оказывающих (оказывавших) конфиденциальное содействие, а также членов их семей и близких от преступных посягательств, так как ч. 2 ст. 2 Закона о защите свидетелей не предусматривает возможности применения мер государственной защиты в отношении лиц, которые конфиденциально способствуют (способствовали) решению и других задач ОРД, определенных в ст. 2 Закона об ОРД:

1) выявление, пресечение преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

2) осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;

3) добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации;

4) установление имущества, подлежащего конфискации.

Нетрудно заметить, что законодатель, возложив на органы, осуществляющие ОРД, обязанность содействовать обеспечению безопасности и сохранности имущества лиц, оказывающих содействие оперативно-разыскным органам, а также членов их семей и близких от преступных посягательств (ст. 14 Закона об ОРД), оставил без должного внимания закрепление видов мер безопасности для данной категории защищаемых лиц, поводов и оснований для их применения, механизмов принятия решения об их введении в действие.

Кроме того, в соответствии со ст. 14 Закона об ОРД безопасность от преступных посягательств и сохранность имущества обеспечивается строго ограниченному кругу лиц – лицам, оказывающим содействие, а также членам их семей и близким. Уместно отметить, что Федеральный закон от 8 декабря 1995 года «О внешней разведке» (ст. 19) в отличие от Закона об ОРД предусматривает возможность проведения мероприятий по защите лиц, как оказывающих конфиденциальное содействие органам внешней разведки, так и оказывавших его, что свидетельствует о большей степени прогрессивности этого закона.

Таким образом, вне сферы правовой защиты от преступных посягательств оказались лица, ранее оказывавшие конфиденциальное содействие органам, осуществляющим ОРД, а также члены их семей и близкие. Изложенные обстоятельства явно свидетельствуют о недостаточной степени правовой защищенности рассматриваемой категории лиц от противоправного воздействия криминальной среды, что обоснованно вызывает озабоченность судьбой лиц, добровольно выразивших согласие конфиденциально участвовать в борьбе с преступностью.

Выход из создавшегося положения видим в совершенствовании законодательства путем внесения дополнения в ст. 2 «Лица, подлежащие государственной защите» Федерального закона от 20 августа 2004 года № 34-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства». Предлагаем включить в ч. 1 указанной статьи пункт 8 следующего содержания: «лица, оказывающие (оказывавшие) конфиденциальное содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, а также члены их семей и близкие».

Также представляется необходимым внесение следующих дополнений в Закон об ОРД:

– в ч. 5 ст. 5 «Соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности», ч. 4 ст. 9 «Основания и порядок судебного рассмотрения материалов об ограничении конституционных прав граждан при проведении оперативно-розыскных мероприятий», ч.ч. 1, 2 ст. 12 «Защита сведений об органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность», ст. 15 «Права органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность», ч. 3 ст. 21 «Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью» в фразу «. и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе…» добавить слово «оказывавшим»;

– в ч. 1 ст. 18 «Социальная и правовая защита граждан, содействующих органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность» фразу «лица, содействующие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. » дополнить словами «осуществлявших содействие»;

– в ч. 7 ст. 18 «Социальная и правовая защита граждан, содействующих органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность» предложение «В целях обеспечения безопасности лиц, сотрудничающих с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. » дополнить словом «сотрудничавших».

Представляется, что после внесения соответствующих дополнений в ряд статей Закона об ОРД будут реализованы в полном объеме правовые меры, направленные на социальную и правовую защиту лиц, оказывающих (оказывавших) содействие органам, осуществляющим ОРД, а также членов их семей и близких от преступных посягательств.

 

Библиографический список:

1. Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» // СПС «КонсультантПлюс».
2. Федеральный закон от 20.08.2004 № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» // СПС «КонсультантПлюс».
3. Федеральный закон от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» // СПС «КонсультантПлюс».
4. Федеральный закон от 20.04.1995 №45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» // СПС «КонсультантПлюс».
5. Федеральный закон от 10.01.1996 № 5-ФЗ «О внешней разведке» // СПС «КонсультантПлюс».
6. Антонов И.А., Гурбанов А.Г., Шахматов А.В. Правовые основы обеспечения безопасности лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющим раскрытие и расследование преступлений // Российский следователь. 2008. № 17. С. 14-17.
7. Грушко В.Ф. Судьба контрразведчика. М., 1997.
8. Дубоносов Е.С. Оперативно-розыскная деятельность: Учебник для вузов. М.: Юрайт, 2012.
9. Маркушин А.Г. Оперативно-розыскная деятельность: Учебник для вузов. М.: Юрайт, 2013.
10. Петрухин И.Л. Личные тайны (человек и власть). М.: Институт государства и права РАН, 1998.

Источник: Научно-теоретический журнал “Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России”. № 2 (48) 2017.

Просмотров: 553

No votes yet.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code