ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИЗОБЛИЧЕНИЯ ВОДИТЕЛЕЙ, СКЛОННЫХ К НАРУШЕНИЮ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Д.Ю.МАКАЦАРИЯ, доцент кафедры прикладной физической и тактико-специальной подготовки Могилевского института МВД Республики Беларусь (г. Минск, Республика Беларусь), кандидат технических наук, доцент

В статье рассматривается динамика дорожной аварийности на территории Республики Беларусь. Исследуются основные причины и условия, способствующие возникновению дорожной аварийности. Описываются меры обеспечения безопасности дорожного движения, а также способы их реализации на территории страны. Проведен анализ резервов дальнейшего снижения дорожной аварийности. Особое внимание уделено роли органов внутренних дел при проведении проверки транспортных средств. Предложено создание базы данных информации, позволяющей оценить риск управления автомобилем особыми категориями водителей. Изложен механизм накопления информации в базе данных различными способами.

Ключевые слова: аварийность, база данных, безопасность, водитель, дорожное движение, информация, массированная проверка, метод, развитие, риск, способ, управление.

 

Интенсивность движения на дорогах и улицах городов Республики Беларусь ежегодно увеличивается. Процесс автомобилизации населения и субъектов хозяйствования постоянно растет и порождает собой оживленный дорожный трафик. Возникают проблемы снижения трафика движения транспортных средств и числа конфликтных ситуаций, возникающих между участниками дорожного движения. При столкновении автомобилей результаты аварии могут быть катастрофичными. В зависимости от видов транспортных средств, скорости их движения, дорожных, погодных и иных условий движения последствия дорожно-транспортных происшествий (ДТП) будут иметь различный масштаб. [2]

На территории Республики Беларусь ежегодно совершаются тысячи ДТП, в которых погибают сотни человек, а количество людей, получивших различные травмы, еще в шесть раз выше. По итогам 2017 г. на территории Республики Беларусь произошли 3418 ДТП, в которых 589 человек погибли и 3620 человек получили ранения различной степени тяжести. Если провести анализ дорожной аварийности, можно заметить положительную тенденцию снижения как общего количества ДТП, так и пострадавших в них участников дорожного движения. По сравнению с 2016 г. количество учтенных ДТП снизилось на 6,35%, при этом количество погибших уменьшилось на 1,36%, а раненых – на 7,73%. Данная динамика сохраняется на протяжении последних 10 лет. Так, по отношению к 2007 г. количество ДТП снизилось практически в 2,2 раза, количество погибших – почти в 2,6 раза, а количество раненых – чуть более чем в 2,2 раза. [8; 9; 10]

Наибольшее количество ДТП происходит в крупных городах с оживленным дорожным трафиком. Однако ежедневная работа сотрудников Государственной автомобильной инспекции (ГАИ) и других органов государственного управления приводит к постепенному снижению числа ДТП и их тяжких последствий. Приведенные выше данные демонстрируют прорыв в сфере безопасности дорожного движения, наблюдаемый за последнее десятилетие на территории нашей страны. Эффективная совместная работа, проводимая в направлении укрепления безопасности, позволила достигнуть уровня, сопоставимого по значениям аварийности с серединой 60-х годов XX века. При этом условия дорожного движения на территории Республики Беларусь сильно изменяются в зависимости от сезона года. Исследования климатических факторов, состояния автомобильных дорог, изменения условий видимости позволяют постоянно корректировать реализуемые мероприятия. [7]

Нормативное правовое регулирование деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения базируется на Законе Республики Беларусь от 5 января 2008 г. №313-3 «О дорожном движении», в котором определены основы движения по автомобильным дорогам страны, необходимые для сохранения жизни и здоровья участников дорожного движения, а также их транспортных средств и иного имущества. В целях совершенствования организации дорожного движения, снижения количества ДТП и повышения уровня культуры участников дорожного движения Указом Президента Республики Беларусь от 28 ноября 2005 г. №551 «О мерах по повышению безопасности дорожного движения» утверждены Правила дорожного движения (ПДД). Основания и условия привлечения к административной ответственности, перечень административных взысканий, которые могут быть применены к лицам, совершившим административные правонарушения против безопасности движения и эксплуатации автомобильного транспорта, отражены в Кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях. Уголовная ответственность за нарушение правил безопасности движения или эксплуатации автомобильного транспорта закреплена в Уголовном Кодексе Республики Беларусь.

Однако проблема дорожной аварийности не потеряла актуальности и сегодня. Необходимо изыскивать новые резервы повышения безопасности дорожного движения, которые позволят снизить смертельные последствия автомобильных аварий. Сложившаяся в настоящее время ситуация требует использования комплексного подхода к решению задач по развитию сети автомобильных дорог и транспортной инфраструктуры с учетом приоритета принципов обеспечения безопасности.

Использование мирового опыта и его адаптация к условиям эксплуатации автомобильного транспорта в Республике Беларусь дало положительный эффект. Налаживание массового производства изделий из свето-возвращающих материалов и их повсеместное использование участниками дорожного движения, а также соответствующая нормативная база позволили существенно снизить аварийность с участием пешеходов в темное время суток. Накопленный опыт необходимо использовать в дальнейшем при проведении разъяснительной работы с населением. Это необходимо не только для поддержания достигнутого низкого уровня летальных исходов наездов на пешеходов, но и снижения количества последствий, в результате которых причиняются различные травмы. Полученных темпов снижения ДТП повторно достичь будет уже сложно. Массовое внедрение защитных заграждений и турникетов, применение специальных щитов со светоотражающей поверхностью для размещения дорожных знаков, использование специальной разметки привели к существенному снижению дорожной аварийности. [3]

В настоящее время сформирована довольно эффективная система управления дорожным движением. Задачами ближайшего периода являются ее совершенствование и развитие. Приумножить достигнутые результаты можно только при использовании новых рычагов воздействия как на дорожный трафик в целом, так и на каждого участника дорожного движения в частности. Одним из направлений формирования дорожного трафика является внедрение современных технических устройств и инженерных решений по управлению дорожным движением, а также постоянное совершенствование нормативной базы, отражающей возникающие новые сопутствующие развитию транспортной инфраструктуры общественные отношения.

Отдельной проблемой остается наличие на дороге автомобилей под управлением водителей, которые не должны участвовать в дорожном движении, а именно находящихся в состоянии алкогольного или других видов опьянения, а также не имеющих права на управление транспортным средством или лишенных данного права на определенный промежуток времени по причине привлечения к ответственности за нарушение требований ПДД. Участие в дорожном движении данной категории водителей приводит к резкому увеличению показателей социального риска нахождения в ДТП, которые являются отражением реализации концепции обеспечения безопасности дорожного движения. [5]

В нашей стране проводится непрерывная, планомерная работа по недопущению к участию в дорожном движении водителей, находящихся в состоянии опьянения. За последние 10 лет постоянно изменялись и совершенствовались меры ответственности за участие в дорожном движении водителей, находящихся в состоянии алкогольного опьянения. Начиная с 2007 г. на территории Республики Беларусь введена уголовная ответственность за повторное в течение года управление транспортным средством в состоянии опьянения, а также увеличен минимальный срок лишения права управления транспортным средством с одного года до трех лет. В 2011 г. пересмотрены нормы оценки состояния алкогольного опьянения путем снижения допустимой концентрации алкоголя с 0,5%о до 0,3%о. Начиная с 2013 г. увеличен размер штрафа за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения до 2450 белорусских рублей (более 75000 российских рублей), в случае повторного в течение года управления транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения введена мера конфискации транспортного средства, а при совершении ДТП с тяжкими последствиями ужесточена уголовная ответственность, при этом максимальный срок лишения свободы увеличен до 7 лет в случае причинения тяжкого телесного повреждения или гибели одного человека и до 10 лет – в случае причинения тяжкого телесного повреждения или гибели двух и более человек. Использование данного перечня инструментов позволило почти в 1,8 раза снизить количество ДТП за рассматриваемое десятилетие – с 822 до 466 случаев в год.

Кроме этого проводится изучение возможных средств и рычагов воздействия на данную категорию водителей. Определяется социальный эффект от использования планируемых мер, время его достижения, а также возможный уровень повышения безопасности.

Одной из основных причин возникновения дорожной аварийности являются водители транспортных средств, находящиеся в состоянии алкогольного опьянения. Из общего количества учетных ДТП, произошедших на территории Республики Беларусь в 2017 г., 81% были совершены водителями, из которых 13% находились в состоянии опьянения. [10] Исследования показывают, что вероятность возникновения ДТП резко возрастает с увеличением концентрации алкоголя в крови, при этом усиливается тяжесть их последствий. [4] Поэтому на первоначальном этапе снижения дорожной аварийности необходимо применять меры ответственности, направленные на лишение права управления транспортным средством, и лишь при их недостаточности принудительно изымать данные источники повышенной опасности у собственников. Эти меры позволяют довольно эффективно снизить дорожную аварийность, однако они не затрагивают причины возникновения такого социального явления, как пьянство. На последующих этапах необходимо смещать акцент в сторону профилактики и пропаганды здорового образа жизни. Воспитание будущих водителей начинается на этапе их обучения в автошколе, а в настоящее время курсантами автошкол в основном является молодежь. Внедрение в образовательный процесс автошкол современных методик воспитания позволит не только сформировать у молодежи ценностный приоритет здорового образа жизни, но и твердую гражданскую позицию, а также нетерпимое отношение к пьянству в любом его проявлении.

Однако для предупреждения трагедии и применения мер воздействия к водителю, управляющему автомобилем в состоянии опьянения или не имеющего права на управление автомобилем, его необходимо изобличить. В процессе несения службы сотрудники ГАИ визуально оценивают движущиеся транспортные средства на предмет нарушения водителями требований ПДД, в том числе касающихся физического состояния водителя. Даже внешне исправный автомобиль может управляться нетрезвым водителем. Для его изобличения оценивается траектория движения автомобиля, рывки в движении транспортного средства, логичность и последовательность действий, выполняемых водителем. Если линия, по которой движется автомобиль, отличается от прямой, присутствует волнообразность траектории, скорость движения изменяется не плавно, рывками, траектория движения не логична, имеются наезды на дорожные неровности, выбоины и другие препятствия, а также наблюдается уход из полосы движения, то велика вероятность того, что данным транспортным средством управляет водитель в неудовлетворительном физическом состоянии. [1]

Сформированный подход позволяет по комплексу внешних признаков движения транспортного средства и поведения водителя с высокой долей вероятности установить, что водитель нетрезв, и принимать меры по остановке данного автомобиля. Этот подход эффективен в условиях трафика низкой и средней интенсивности движения. На дорогах с высокой интенсивностью движения и большими скоростями произвести оценку комплекса признаков весьма затруднительно. Для решения поставленной задачи в данных условиях используется способ массированной проверки автомобилей, т.е. последовательной остановки транспортных средств, передвигающихся по контролируемому участку автомобильной дороги, с целью обеспечения выполнения требований ПДД, в том числе предъявляемых к физическому состоянию водителя.

В настоящее время данный способ является компромиссным решением и неоднозначно влияет на безопасность дорожного движения. С одной стороны, изобличение водителей, управляющих автомобилями в состоянии опьянения, положительно влияет на снижение аварийности, а с другой стороны, торможение транспортного потока не только снижает интенсивность движения и пропускную способность магистралей, но и создает состояние напряженности и нервозности среди добропорядочных водителей. При этом особую значимость приобретает разъяснительная работа, проводимая с категорией добропорядочных водителей и их пассажирами. В процессе объяснения причины остановки и разъяснения важности проводимых мероприятий не только происходит психологическое разряжение сложившейся обстановки, но и формируется понимание необходимости принимаемых мер и адекватное отношение к данным мерам у водителя и пассажиров. [6]

Организация работы способом массированной проверки автомобилей является весьма трудоемким процессом, который при условии автоматизации может перейти в обоснованную выборочную и контрольную проверки. Реализация данной идеи может быть осуществлена путем создания базы данных (БД), содержащей информацию об автомобилях и их водителях, полученную в процессе проведения проверок. Информация в БД поступает следующими способами. В первый раздел заносится информация об автомобиле и водителе – собственнике данного автомобиля, не имеющем нарушений требований ПДД. В связи с тем, что в процессе первичной остановки транспортного средства нарушений требований ПДД допущено не было, то велика вероятность того, что и при повторной остановке нарушений требований ПДД не будет. Однако при проведении повторного контроля данным автомобилем может управлять другой водитель, не собственник этого транспортного средства, который еще не подвергался проверке. То есть необходимо определить вероятность управления данного автомобиля собственником. Поэтому не исключается возможность повторной остановки данного автомобиля, и только в случае достаточного количества повторности факта управления данного автомобиля одним водителем, являющимся собственником транспортного средства и соблюдающим во всех случаях требования ПДД, можно полагать, что данное лицо не будет нарушителем. Эта информация заносится в первый раздел БД, а водитель считается добропорядочным, при этом его автомобиль в последующем подлежит только контрольной проверке, периодичность проведения которой на порядок ниже.

В случае если в момент проведения массированной проверки автомобилем управлял водитель, не являющийся собственником автомобиля, и он не нарушил требования ПДД, информация также заносится в первый раздел БД. При этом если данный водитель был случайным для данного автомобиля, то использовать полученную информацию для составления прогноза будет недостаточно. Повторная остановка данного автомобиля под управлением другого водителя может как подтвердить, так и опровергнуть полученную информацию. Для рассматриваемой категории автомобилей важно определить, являлся ли данный водитель случайным или нет. Если при повторных проверках подтвердится тот факт, что данный водитель не случайный и требований ПДД он не нарушает, то это является достаточным основанием полагать, что этот водитель в процессе управления данным автомобилем будет добропорядочным и автомобиль можно подвергать только контрольной проверке.

При эксплуатации автомобиля право собственности на него может перейти к другому лицу, что является важным фактором формирования БД. В случае если право собственности на автомобиль перешло к третьему лицу, которое никогда не управляло данным автомобилем, и информация о нем в БД отсутствует, то общая информация об этом транспортном средстве подлежит записи в архив БД. Однако в некоторых случаях в результате смены собственника реальный владелец автомобиля не меняется. И если информация, содержащаяся в БД, подтверждает тот факт, что до момента оформления смены собственника автомобилем владел данный водитель, то этот факт фиксируется в БД, и информация по автомобилю продолжает накапливаться.

Контрольная проверка является одним из необходимых методов повторного контроля. Водитель должен понимать, что факт его добропорядочности не дает ему иммунитета при участии в дорожном движении, поэтому накопленным авторитетом нельзя злоупотреблять. Проведение контрольной проверки лишь подтверждает степень доверия к водителю и позволяет оценить уровень его самосознания. Выявление в ходе контрольной проверки водителя, управляющего автомобилем в состоянии опьянения, говорит о недостаточности использования форм и методов проведения профилактической работы, которая использовалась по отношению к нему. Необходимо изучить причины и условия, способствующие возникновению факта нарушения ПДД. Информация о данном автомобиле подлежит перемещению в другой раздел БД и особому контролю в выборе форм и методов дальнейшей работы.

Второй раздел БД формируется на основе фиксации транспортных средств, управляемых водителями, нарушившими требования ПДД. Здесь особое внимание должно быть уделено информации об автомобиле, которым управлял нетрезвый водитель, особенно если данный водитель является его собственником. После лишения этого водителя права управления автомобилем участие данного транспортного средства в дорожном движении на протяжении срока лишения является весьма подозрительным. Это связано с тем, что велика вероятность повторного управления данным автомобилем лишённым прав собственником. В связи с этим данная категория транспортных средств в обязательном порядке должна подвергаться массированной проверке. Переход к обоснованной выборочной проверке возможен только в результате неоднократного подтверждения факта, что данным автомобилем начал управлять другой водитель, соблюдающий требования ПДД. Кроме этого факт смены собственника автомобиля в результате продажи третьему лицу является основанием для записи информации в архив БД.

Сложнее осуществить контроль за управлением автомобиля, водитель которого в результате массированной проверки был выявлен в нетрезвом состоянии, лишен права управления транспортным средством, но при этом не являлся собственником автомобиля. Здесь необходимо искать компромиссное решение, основываясь на том, что, с одной стороны, собственник автомобиля, зная об ответственности, не заинтересован в передаче управления потенциальному нарушителю, а с другой стороны, существует вероятность повторного управления данным автомобилем. При этом потенциально возможную вероятность нельзя недооценивать, и данное транспортное средство в обязательном порядке подлежит контролю при проведении массированной проверки. Переход к проведению обоснованной выборочной проверки, а также записи информации в архив БД подлежит только в случаях, аналогичных рассмотренным выше.

Внедрение данной БД позволит автоматизировать процесс контроля за автомобилями, участвующими в дорожном движении, а также постепенно перейти от проведения массированной проверки к обоснованной выборочной и контрольной проверкам. При этом реализуемый в настоящее время компромиссный подход позволит решать задачи выявления транспортных средств, которыми потенциально могут управлять водители в состоянии опьянения. Для оперативного выявления данных автомобилей в транспортном потоке необходимо использовать технические средства фотофиксации. В настоящее время на территории Республики Беларусь создана и введена в эксплуатацию Единая система фотофиксации нарушений скоростного режима (ЕСФНСР). Она включает в себя комплекс аппаратно-программных, информационных, технических и других средств, позволяющих идентифицировать движущиеся транспортные средства и фиксировать их скоростной режим. Предлагаемая БД может быть интегрирована в данную автоматизированную систему МВД Республики Беларусь. При подключении к БД появится возможность в автоматическом режиме анализировать транспортный поток, определяя в первую очередь транспортные средства, нуждающиеся в проведении обязательной проверки, а также указывая на автомобили, информация о которых отсутствует в БД.

Постоянное накопление информации в БД позволит дифференцировать транспортный поток, сконцентрировать внимание на автомобилях, которыми могут управлять водители в состоянии опьянения или лишённые права управления, а также проверить их состояние и организовать профилактическую работу с водителями, информация о транспортных средствах которых в настоящий момент отсутствует.

 

Библиографический список

1. Об утверждении Положения о порядке проведения освидетельствования физических лиц на предмет выявления состояния алкогольного опьянения и (или) состояния, вызванного потреблением нар – котических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ : постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14.04.2011 №497 (в действ ред.).
2. Врубель, Ю.А. Водителю о дорожном движении : учебно-методическое пособие / Ю.А. Врубель. – Мн. : БНТУ, 2010. – 137 с.
3. Голощапов, А.А. Пути уменьшения дорожной аварийности с участием пешеходов / А.А. Голощапов, Д.Ю. Макацария // Чрезвычайные ситуации : теория, практика и инновации : материалы междунар. науч.-практ. конф. – Гомель : ГГТУ им. П.О. Сухого, 2016. – С. 181-182.
4. Кушель, С.М. Пути снижения аварийности по вине участников дорожного движения в состоянии алкогольного опьянения / С.М. Кушель // Курсантские исследования : сборник научных работ. – Могилев: МИ МВД, 2015. – С. 141-143.
5. Макацария, Д.Ю. Оценка социального риска нахождения в дорожно-транспортном происшествии и снижение дорожной аварийности / Д.Ю. Макацария, М.М. Барауля, А.Н. Ковале- вич // Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций : противодействие современным вызовам и угрозам : сборник научных трудов международной научно-практической конференции. – Мн. : УГЗ, 2017. – С. 293-296.
6. Макацария, Д.Ю. Психологическое отношение водителя к организации контроля за соблюдением правил дорожного движения / Д.Ю. Макацария, М.М. Барауля, А.Н. Ковалевич // Актуальные вопросы права, образования и психологии : сборник научных трудов. – Могилев : Могилев. Институт МВД, 2016. – С. 322-327.
7. Озем, Д.И. Влияние эксплуатации автомобильного транспорта в условиях Республики Беларусь на процесс возникновения аварийности и его последствия / Д.И. Озем // НИРС 2016 : сборник научных работ студентов Республики Беларусь / БГУ ; редкол. : В.А. Богуш (пред.) [и др.]. – Мн., 2017. – С. 125-126.
8. Сведения о дорожно-транспортных происшествиях на автомобильных дорогах общего пользования Республики Беларусь в 2007 году : аналитический сб. – Мн.: РУП «Белдорцентр», 2008. – 21 с.
9. Сведения о дорожно-транспортных происшествиях на автомобильных дорогах общего пользования Республики Беларусь в 2016 году : аналитический сб. – Мн.: РУП «Белдорцентр»,
2017. – 17 с.
10. Сведения о дорожно-транспортных происшествиях на автомобильных дорогах общего пользования Республики Беларусь в 2017 году : аналитический сб. – Мн.: РУП «Белдорцентр»,
2018. – 17 с.

Источник: Научно-практический журнал “Вестник Сибирского юридического института МВД России” № 3 (32) 2018

Просмотров: 193

No votes yet.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code