КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ И КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ ЛИЦАМИ, УПРАВЛЯЮЩИМИ МАРШРУТНЫМИ ТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ

МЕШКОВ В.М., доктор юридических наук, профессор, Заслуженный юрист Российской Федерации, профессор кафедры криминалистики Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России
ТАРАСОВА В.И.

Криминология, криминалистика, дорожно- транспортное преступление, маршрутное транспортное средство, профилактика, деятельность следователя, приемы и методы раскрытия преступлений.

В статье рассматриваются основные причины и условия, способствующие совершению дорожно-транспортных преступлений лицами, управляющими маршрутными транспортными средствами. Описаны пути устранения этих причин и условий, а также основы профилактической работы следователей. Особое внимание авторы уделяют комплексному изучению проблемы профилактики указанных дорожно-транспортных преступлений. Анализируется соотношение разрабатываемых криминалистикой приемов и методов раскрытия преступлений с причинами и условиями их совершения, изучаемыми криминологией.

 

Наука в настоящее время испытывает потребность в совершенствовании методов профилактики преступлений и борьбы с преступностью. Дорожно- транспортные преступления (далее – ДТП), совершенные лицами, управляющими маршрутными транспортными средствами (в настоящей статье будет рассмотрен наиболее аварийно опасный вид общественного транспорта – автобусы и маршрутные такси, далее – МТС), не являются исключением. Несмотря на предпринимаемые меры и определенные положительные результаты, достигнутые в области обеспечения безопасности дорожного движения, в России сохраняется сложная ситуация в сфере осуществления пассажирских перевозок посредством МТС. Согласно статистическим данным в 2016 г. было совершено 11446 ДТП с участием МТС, в 2017 г. – 12463. За 9 месяцев 2018 г. также прослеживается тенденция увеличения количества ДТП рассматриваемой категории. Большой общественный резонанс таких ДТП и тяжесть их последствий ставят работу по обеспечению безопасности перевозок пассажиров автобусами и маршрутными такси в ряд приоритетных направлений деятельности органов внутренних дел и ряда других ведомств.

Наряду с предупреждением, пресечением и раскрытием преступлений установление обстоятельств, способствовавших их совершению (с целью последующего устранения), является одной из наиболее значимых составляющих деятельности, осуществляемой органами предварительного расследования в ходе досудебного производства. Расследование и раскрытие преступлений, привлечение виновных к уголовной ответственности не исчерпывают обязанностей органов предварительного следствия. Закон, как справедливо заметила Т.В. Аверьянова, возлагает на них и специальные обязанности по предупреждению криминала [1, с. 972]. Таким образом, совершенствование криминалистических реко-
мендаций, направленных на профилактику ДТП, совершаемых лицами, управляющими МТС, является одной из наиболее актуальных задач расследования уголовных дел данной категории.

В целях совершенствования криминалистических рекомендаций, направленных на предупреждение преступлений, необходимо знать причины и условия их совершения. В системе общественных наук их изучением занимается криминология. Большая часть юридической литературы содержит лишь обобщенный перечень таких причин и условий, в то время как особенности ДТП, совершаемых лицами, управляющими МТС, требуют детализации. По нашему мнению, важное уточнение было сделано В.И. Жулевым: «Помимо непосредственных причин каждому ДТП сопутствует целый ряд факторов, которые нередко выступают в качестве своего рода катализаторов, ускоряющих неблагоприятное развитие событий» [2, с. 71]. Мы согласны с мнением вышеуказанного автора. Более того, убеждены, что такие факторы сопутствуют не только конкретному ДТП, но и отдельным видам преступлений. Предлагаем проанализировать основные причины и условия совершения ДТП рассматриваемой нами категории.

Во-первых, это низкий уровень профессионального мастерства лиц, управляющих МТС. Кадровый дефицит – одна из самых серьезных проблем, обусловленных отсутствием настоящих профессионалов среди водителей. Заметим, что в России преобладает тенденция совершения ДТП водителями МТС, являющимися мужчинами. Лишь незначительная часть таких преступлений совершается женщинами (на общественном электротранспорте). У водителей МТС тяжелая, непрестижная, низкооплачиваемая, но очень ответственная работа. Подбор сотрудников работодателям осуществлять практически не из кого. Принимая во внимание, что рост ДТП, совершаемых лицами, управляющими МТС, в основном связан с низкой квалификацией водителей, первостепенное значение в обеспечении безопасности дорожного движения с участием данного вида транспортных средств имеет человеческий фактор. Его влияние может быть практически полностью устранено путем ужесточения требований к водительскому составу МТС, повышения уровня их профессиональной подготовки. Предлагаем разрешить участие иностранных граждан в мероприятиях, направленных на совершенствование навыков безопасного управления МТС. В настоящее время регламент конкурса «Лучший по профессии» не допускает участия в нем иностранных граждан, поскольку обязательным условием конкурса является наличие гражданства Российской Федерации, в то время как значительная часть водителей МТС (особенно в крупных городах) – трудовые мигранты из стран СНГ.

Во-вторых, следует обратить внимание на неудовлетворительное техническое состояние МТС. С одной стороны, причиной сложившейся ситуации является низкое качество российских дорог, для которых характерно наличие дефектов (ям, выбоин, ухабов и т.д.), вследствие чего части и детали МТС изнашиваются раньше положенного. С другой стороны, изношенность автопарка обусловлена недостаточной развитостью отечественной автомобильной промышленности. По уровню комфорта, пассивной и активной безопасности, например, российские автобусы, безусловно, отстают от зарубежных, внушая пассажирам гораздо меньше доверия с точки зрения надежности. Стоит отметить правоту А. А. Соляного, который указывал на то, что выпускаемые в России автотранспортные средства характеризуются технической отсталостью, низким уровнем конкурентоспособности, а цены на них приближаются к мировому уровню. В отличие от остального мира, где производители автокомпонентов из-за жесткой конкуренции вынуждены постоянно улучшать потребительские свойства своей продукции и оперативно реагировать на текущую конъюнктуру, в России улучшение качества автокомпонентов воспринимается не как средство конкурентной борьбы, а лишь как дополнительные затраты [4, с. 115]. Повышенная опасность автобусных перевозок требует совершенствования государственной политики в сфере автомобильного транспорта в целях обеспечения безопасности и эксплуатационной надежности выпускаемых отечественными производителями автотранспортных средств.

Кроме того, подчеркнем также, что значительная часть автобусного парка в России выработала установленные сроки эксплуатации и не отвечает современным требованиям безопасности. Спроектированные в 70-х, 80-х годах прошлого века МТС устарели не только технически, но и морально, поэтому имеют низкую степень надежности. К примеру, согласно требованиям законодательства все пассажирские автобусы должны быть оснащены ремнями безопасности. Однако заводом-изготовителем на ряде устаревших моделей МТС наличие таких ремней не предусмотрено. А те, которые установлены кустарным способом, в случае аварийной ситуации могут травмировать пассажиров, а также препятствовать выходу из салона МТС. Отечественный автобусный парк в целом требует обновления, замены выработавших установленный ресурс МТС. Полагаем, необходимо на законодательном уровне ввести ограничения по срокам эксплуатации МТС, что позволит сделать пассажирские перевозки более безопасными и комфортными.

Способствовать решению проблемы неудовлетворительного технического состояния МТС может установление за ним строгого контроля, а также особая тщательность в рассмотрении заявок при проведении конкурсов среди автоперевозчиков. К числу критериев оценки необходимо отнести качественные характеристики производственно-технической базы предприятий, годы выпуска транспортных средств, показатели и опыт работы по осуществлению пассажирских перевозок.

В-третьих, довольно часто причинами совершения ДТП рассматриваемой нами категории являются нарушения требований, предъявляемых к водительскому составу, а также техническому состоянию МТС, предусмотренных ст. 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». В соответствии с ними соблюдение правил безопасности перевозок пассажиров обеспечивается в процессе реализации мероприятий, направленных на организацию режима труда и отдыха водителей, проведения обязательных медицинских и технических предрейсовых осмотров.

Соблюдение режима труда и отдыха является важным условием обеспечения безопасности дорожного движения. По мере выполнения работы в организме человека происходят процессы, которые в определенный момент приводят к снижению его работоспособности и утомлению, в результате чего ухудшаются зрительные функции, двигательная реакция и координация движений, снижается внимание, теряется чувство скорости, растет вероятность ослепления. Водитель теряет готовность к экстренным действиям, что повышает вероятность совершения ДТП. Основным средством предупреждения наступления таких состояний является использование тахографа, снятие информации с которого позволяет не только автоматизировать учет времени работы водителей и эксплуатации машин, но и систематизировать сведения о ДТП с целью разработки комплекса мер по снижению вероятности их совершения, а также уменьшения тяжести наступающих в результате них последствий.

Предрейсовые медицинские осмотры проводятся работниками, имеющими соответствующие сертификаты на право их проведения, в целях выявления болезненного состояния водителя МТС, состояния алкогольного или нар – котического опьянения, иных отклонений, препятствующих его нормальной трудовой деятельности. Работодатель обязан выпускать на линию технически исправные МТС, прошедшие предрейсовый технический осмотр. При этом обслуживание, ремонт и проверка технического состояния МТС должна производиться в специально отведенных местах (постах), оснащенных необходимым оборудованием, устройствами, приборами, приспособлениями и инвентарем, обеспечивающим надлежащее качество оказываемых услуг. Для профилактики и предупреждения фактов нарушения порядка прохождения медицинских и технических осмотров предлагается усилить контроль за осуществлением пассажирских перевозок посредством проведения внеплановых проверок территориальными органами ГИБДД. К сожалению, в большинстве случаев их тотальное проведение инициируется только после совершения ДТП, получивших широкий общественный резонанс.

В-четвертых, к числу причин совершения ДТП рассматриваемой категории следует отнести недостатки в организации дорожной инфраструктуры. Обычный легковой автотранспорт, также как автобусы и маршрутные такси, может осуществлять перевозку пассажиров, но в Правилах дорожного движения есть четкое указание на то, что МТС движется по определенному маршруту с обозначенными местами остановок. Важным аспектом обеспечения безопасности пассажиров МТС является соответствие мест остановки общественного транспорта требованиям, предъявляемым отраслевым стандартом ОСТ 218.1.002-2003 «Автобусные остановки на автомобильных дорогах», утвержденным распоряжением Минтранса России от 23 мая 2003 г. № ИС-460-р. На пути следования МТС места остановок наиболее опасны, именно здесь ошибки водителей, пешеходов, пассажиров, недостатки в содержании дорог и остановок, организации движения чаще всего приводят к ДТП [3, с. 82].

В-пятых, низкий уровень правовой культуры участников дорожного движения также необходимо рассматривать в качестве причины совершения ДТП. В рамках настоящего исследования интерес представляет некорректное поведение тех из них, которые имеют непосредственное отношение к процессу эксплуатации МТС. Вопреки установленному приоритету общественного транспорта при выезде с остановки редко кто из участников дорожного движения пропускает его в этой ситуации. С вязано это, кроме прочего, и с невысокой скоростью движения МТС на городских маршрутах. Выход из сложившегося положения видится в выделении специальных полос для движения МТС, предназначенных для реализации их приоритета в общем транспортном потоке. Данная мера позволяет разгрузить дороги, уменьшить количество заторов, нормализовать движение МТС и, как следствие, сократить количество ДТП. Вполне очевидно, что в каждом конкретном случае выделению отдельной полосы движения для МТС должно предшествовать проведение целого ряда исследований, направленных на изучение маршрутных схем и интенсивности пассажиропотока, чтобы решать проблему дорожных заторов, а не усугублять ее.

Оценивая действия водителей МТС, отметим, что наиболее частыми нарушениями с их стороны являются: несоблюдение Правил дорожного движения и расписания движения, курение в салоне, посадка/высадка пассажиров в неустановленных местах, посадка пассажиров сверх допустимого количества, внесение несанкционированных изменений в конструкцию МТС и др. Действия пассажиров также могут носить противоправный характер и создавая предпосылки к возникновению аварийных ситуаций: пассажиры не пристегиваются ремнями безопасности, переходят проезжую часть вне пешеходного перехода, перемещаются по салону МТС во время движения, пытаются успеть выйти/войти в закрывающиеся двери МТС, требуют осуществить остановку МТС в неположенном месте и т.д.

Изменить сложившуюся ситуацию, по мнению Е. А. Чи- пуриной, возможно путем выработки у участников движения дорожной этики [5, с. 137]. И с этим трудно не согласиться.

В-шестых, необходимо отметить, что нередко совершение ДТП связано с осуществлением заказных пассажирских перевозок. Значительная часть всех автобусных перевозок в России выполняется по заказам. Для этого не требуется иметь лицензию, поэтому фактически такие перевозки остаются бесконтрольными, соответственно, ни технического, ни медицинского осмотра перед рейсом в большинстве случаев не проводится. Для заказных перевозок характерны организация несанкционированных пунктов высадки и посадки пассажиров, отсутствие перрона, кассы, помещения (места) для отдыха водителей. Указанные обстоятельства нередко становятся причиной совершения ДТП, повлекших тяжелые последствия.

Одним из путей решения проблемы может стать распространение на заказные маршруты всех правил и требований, которые существуют для регулярных пассажирских перевозок. Введение лицензирования должно сделать перевозки более безопасными, создав для автоперевозчиков стимулы для соблюдения правил добросовестной конкуренции.

И наконец, в-седьмых, отметим неэффективность маршрутной транспортной сети. Само название «маршрутные транспортные средства» предполагает движение по обозначенному маршруту. Маршрут движения – это путь движения МТС между начальным и конечным пунктами в соответствии с расписанием. Маршрутные схемы движения должны отвечать особенностям транспортной системы конкретного объекта и не создавать предпосылок для «гонок» между автобусами конкурирующих компаний-автоперевозчиков. Пассажиры МТС зачастую становятся заложниками соперничества между водителями, допускающими резкие маневры, имеющими агрессивный стиль вождения. С одной стороны, такое положение дел объясняется недисциплинированностью, лихачеством водителей МТС, но с другой – несовершенством маршрутной транспортной сети. Выход из ситуации видится в организации эффективного мониторинга движения МТС.

В рамках криминалистической науки проанализированные нами причины ДТП являются ориентирами при построении следственных версий. Следователь осуществляет профилактическую деятельность путем внесения в соответствующую организацию или соответствующему должностному лицу представления (ст. 158 УПК РФ), используя различные средства и способы установления обстоятельств, способствовавших совершению преступлений. К числу таких способов по делам о ДТП, совершенных лицами, управляющими МТС, относятся:

– осмотр места происшествия (элементов системы дорожного движения: остановочного павильона, поса-
дочной площадки, заездного «кармана», зоны пешеходных переходов, отдельных участков дороги и т.д.);

– осмотр документов (разрешительной путевой документации: водительского удостоверения, страховки, лицензии, путевого листа, паспорта маршрута, внутренней документации транспортной организации и т.д.);

– осмотр транспортного средства на предмет соблюдения требований безопасности, а также технической исправности, устанавливаемой при визуальном осмотре МТС и проведении судебно-автотехнических исследований (соответствие установленным стандартам конструкции транспортного средства; наличие и функционирование аварийных выходов и т.д.);

– анализ показаний технических средств фиксации информации (тахографов, камер фото- и видеофиксации нарушений, бортовых компьютеров, видеорегистраторов);

– допрос лиц, располагающих значимыми для расследования уголовного дела сведениями (очевидцев, участников ДТП, руководителя и сотрудников транспортной компании, сотрудников ГИБДД, скорой медицинской помощи и т.д.);

– проводство исследований, судебных экспертиз.

Подводя итог вышесказанному, отметим, что особенности эксплуатации МТС накладывают отпечаток на деятельность по раскрытию и предупреждению ДТП, совершаемых лицами, управляющими данным видом транспортных средств. Разрабатываемые криминалистикой приемы и методы раскрытия преступлений рассматриваемой категории тесно связаны с причинами и условиями их совершения, в связи с чем большое значение имеет комплексное изучение проблемы профилактики ДТП, совершаемых лицами, управляющими МТС. Для того чтобы предложить эффективные меры предупреждения таких преступлений, необходимы социологические подходы, основанные на представлениях о личности преступника, причинах и условиях содеянного, и познания о средствах и методах установления обстоятельств, способствовавших совершению ДТП.

 

Библиографический список:

1. Аверьянова Т.В., Белкин Р.С. и др. Криминалистика. М.: НОРМА – ИНФРА-М, 2000. 990 c.
2. Жулев В.И. Транспортные преступления. М., 2001.
3. Мешков В.М., Маханёк А.Б., Тарасова В.И. Дорожно-транспортные преступления: Монография. М.: Юрлитинформ, 2014. 152 с.
4. Соляной А. А. Предупреждение дорожно-транспортных преступлений: Дисс. … канд. юрид. н. М., 2008. 152 с.
5. Чипурина Е.А. Криминологическая характеристика и профилактика дорожно- транспортных происшествий в условиях крупного города, повлекших тяжкие последствия: на материалах г. Москвы: Дисс. … канд. юрид. н. М., 2005. 179 с.

Источник: Научно-теоретический журнал “Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России”. № 1 (55) 2019.

Просмотров: 502

No votes yet.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code