ПРАВОВАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Е.А.ПИСАРЕВСКАЯ, кандидат юридических наук, доцент

Проблема противодействия преступности, в том числе преступности несовершеннолетних, является одной из актуальных проблем современного российского государства. В статье рассматриваются вопросы, связанные с правильностью определения объема полномочий подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел. Анализируются проблемные вопросы деятельности данных подразделений, дается оценка эффективности их деятельности. Автор обосновывает необходимость совершенствования работы указанных подразделений и предлагает отдельные направления этой деятельности.

Ключевые слова: несовершеннолетний правонарушитель, инспектор по делам несовершеннолетних, подразделение по делам несовершеннолетних.

 

В связи с перманентным реформированием системы органов внутренних дел и сложившейся, по мнению многих криминологов, неблагоприятной криминогенной обстановкой в нашем государстве актуальными остаются вопросы совершенствования деятельности субъектов, задействованных в работе по профилактике преступности несовершеннолетних, в том числе подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел (далее по тексту – ПДН).

Отметим, что, хотя согласно официальной статистической информации преступность несовершеннолетних в последние годы демонстрирует устойчивую тенденцию к снижению, отечественными криминологами данная тенденция объясняется причинами совсем не обнадеживающего характера [3, с. 3]. Кроме того, анализ отчетов об осужденных, совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте, в период с 2013 г. по 2016 г. показывает, что в указанный период 15,5-22,5% указанных осужденных имели неснятые и непогашенные судимости на момент совершения преступления, а 14,517,3% были несудимы, но состояли на учете в специализированном государственном ор- гане.[5]

Анализ положений Федерального закона от 24 июня 1999 г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в ред. от 7 июня 2017 г.), в частности, положений ст. 21, показывает, что на подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел возложен значительный объем работы.

При этом основной функцией ПДН является проведение индивидуальной профилактической работы в отношении целого ряда несовершеннолетних, указанных в пп. 4-14 п. 1 ст. 5 вышеуказанного Федерального закона. Данный перечень начинается с несовершеннолетних, употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача или употребляющих одурманивающие вещества, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, и заканчивается несовершеннолетними, осужденными условно, осужденными к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы. [1] В связи с этим не согласимся с точкой зрения Н.А. Кузьмичевой, согласно которой «первостепенная задача сотрудников ОВД – это расследование и раскрытие преступлений» [2, с. 30]. Представляется, что эта задача должна стоять перед другими подразделениями или субъектами профилактики и, по крайней мере, не должна определяться в качестве первостепенной. К сожалению, подобное понимание основной задачи и соответствующей ей функции ПДН встречается и у многих практических работников, в том числе сотрудников ПДН. Отметим также, что в настоящее время согласно п. 2.17 Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 15 октября 2013 г. №845, ПДН «взаимодействуют с должностными лицами органов предварительного расследования при расследовании уголовного дела в целях установления причастности несовершеннолетнего к совершению преступления, недопущения преступления».

На наш взгляд, это смещает акценты с профилактической работы и извращает само понятие индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями. Полагаем, что основной целью последней является оказание корректирующего влияния на подучетных несовершеннолетних и их ближайшее окружение с целью недопущения совершения ими преступлений, а вовсе не выявление преступлений и привлечение к уголовной ответственности. Ведь в этом случае несовершеннолетние, состоящие на учете в ПДН, понимая, что основной целью инспекторов ПДН является привлечение их к уголовной ответственности, склонны занимать оборонительную позицию по отношению к любому профилактическому воздействию. Взаимодействие в вышеуказанном случае должно быть обусловлено необходимостью предотвращения совершения несовершеннолетним преступления, а вовсе не необходимостью доказывания его причастности к совершаемому или совершенному преступлению.

Следует полностью согласиться с В.В. Верстовым и И.К. Харитоновым в том, что «основной функцией ПДН является выполнение обязанностей, связанных с профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [1, с. 245-246].

Отметим также, что помимо основной функции по проведению индивидуальной профилактической работы ПДН согласно ст. 21 Федерального закона от 24 июня 1999 г. №120-ФЗ выполняют и целый ряд других функций.

Согласимся с Л.М. Прозументовым, Н.В. Ольховиком в том, что широкое определение круга лиц, с которыми ПДН осуществляют профилактическую работу, вряд ли стоит признать целесообразным, поскольку наличие такого обширного круга объектов профилактики не может способствовать эффективности осуществляемой деятельности. [3, с. 151] В частности, представляется абсолютно излишним возложение на ПДН функции по выявлению несовершеннолетних, объявленных в розыск.

Проведенное нами исследование подтверждает данные Н.А. Кузьмичевой о том, что в начале рабочего дня у сотрудников подразделения преобладает оптимальное рабочее состояние, которое обеспечивает наибольшую эффективность деятельности, но под действием длительной и интенсивной нагрузки может возникать состояние напряженности. Длительность и интенсивность психологических перегрузок, масштаб обслуживаемой территории, количество несовершеннолетних, состоящих на учете на данном участке, могут привести к утомлению, к истощению ресурсов организма сотрудника, к снижению мотивации к труду. [2, с. 30]

Таким образом, на наш взгляд, основным направлением деятельности ПДН должно являться осуществление профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями и с их ближайшим окружением, другие функции должны быть производны от вышеуказанной.

Кроме того, в настоящее время имеются еще ряд вопросов, касающихся деятельности ПДН и требующих повышенного внимания.

1. Актуальной остается необходимость совершенствования взаимодействия всех подразделений органов внутренних дел. Необходимость взаимодействия сотрудников уголовного розыска, участковых уполномоченных полиции, следователей, дознавателей и инспекторов подразделений по делам несовершеннолетних обусловлена прежде всего общностью стоящих перед ними задач, целью которых является объединение усилий, направленных на полное выявление причин и условий, способствующих правонарушениям несовершеннолетних, принятие эффективных мер к их устранению. Каждая служба в пределах своих полномочий, применяя присущие ей формы и методы работы, должна выяснять конкретные условия, способствующие совершению преступлений, намечать и осуществлять через соответствующие государственные органы и общественные организации мероприятия по их устранению, выявлять несовершеннолетних, совершивших правонарушения, а также ведущих антиобщественный образ жизни, ставить вопрос об ответственности родителей и лиц, их заменяющих, которые злостно не выполняют обязанности по воспитанию детей и своим антиобщественным поведением способствуют совершению ими правонарушений. Анализ практики показывает, что не во всех подразделениях органов внутренних дел на должном уровне организована работа по информированию сотрудников ПДН о выявленных несовершеннолетних правонарушителях, подростковых группах антиобщественной направленности, родителях, не исполняющих обязанности по воспитанию детей и способствующих совершению ими правонарушений.

Сотрудники следственных подразделений, участковые уполномоченные полиции, сотрудники уголовного розыска, подразделений дознания, получая любую информацию не только о нарушении прав подростка, совершившего преступление или правонарушение, но и о несовершеннолетних свидетелях, потерпевших и иных лицах, оказавшихся в обстановке, способствующей совершению преступлений или правонарушений, должны незамедлительно в письменной форме информировать подразделение ПДН территориального ОВД.

2. Практика показывает, что работу по выявлению групп криминогенной направленности в настоящее время осуществляют органы внутренних дел. Общеизвестно, что характерной чертой преступности несовершеннолетних является ее групповой характер. Отметим, что, по данным исследования, проведенного Л.М. Прозументовым, среди школьников 10-11 классов почти половина (48%) имеют опыт участия в драках, против личности в группе совершаются почти 70% общественно опасных деяний, практически во всех деяниях данного вида участниками являются малолетние. [4, с. 50]

При этом, как свидетельствует практика, работу по выявлению групп криминогенной направленности, а также установлению их лидеров осуществляют инспекторы ПДН во время проведения мероприятий общей и индивидуальной профилактики.

Опрошенные нами инспекторы ПДН указывали, что в настоящее время работа с группами ведется по остаточному принципу, соответственно, наиболее отвечающей современным реалиям задачей в современных условиях продолжает оставаться разобщение криминогенных групп несовершеннолетних. Это разобщение, как правило, можно провести с использованием ситуации внутригруппового конфликта или оказания воздействия на родителей и других законных представителей для того, чтобы они оказали на них воздействие и пресекли негативное влияние группы. Но это возможно только в той ситуации, когда родители (законные представители) сами ведут законопослушный образ жизни. Однако, как показывает практика, большинство несовершеннолетних преступников происходят из неблагополучных семей, поэтому говорить в данном случае о позитивном воздействии их родителей (законных представителей) не приходится.

Не вызывает удивления факт, что эта работа ведется по остаточному принципу, еще и потому, что, несмотря на широкое определение функций ПДН в ст. 21 Федерального закона от 24 июня 1999 г. №120-ФЗ и обозначение в ст. 5 данного закона значительного круга объектов воздействия, криминогенные группы несовершеннолетних среди них вообще не упоминаются. Лишь п. 95 Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 15 октября 2013 г. №845, говорит о деятельности сотрудников ПДН в целях профилактики групповых правонарушений несовершеннолетних.

Данный пробел законодательной регламентации вызывает удивление, поскольку очевидно, что характерной чертой преступного и иного отклоняющегося поведения несовершеннолетних являлся и продолжает оставаться его групповой характер, обусловленный их возрастными особенностями. Соответственно, полагаем, что следует внести в ст. 5 и ст. 21 Федерального закона №120- ФЗ от 24 июня 1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» изменения, касающиеся обязанности ПДН осуществлять профилактическую работу в отношении криминогенных групп несовершеннолетних.

3. Пристального внимания требует вопрос взаимодействия ПДН с уголовно-исполнительными инспекциями ФСИН России. Взаимодействие осуществляется по вопросам проведения индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, осуществления контроля за соблюдением осужденными предъявляемых к ним требований. [6, с.152]

Отметим, что 4 октября 2012 г. Министерством юстиции России и МВД России был утвержден Регламент взаимодействия ФСИН России и МВД России по предупреждению совершения лицами, состоящими на учете уголовно-исполнительных инспекций, преступлений и других правонарушений. [3]

В данном Регламенте, в частности, указано, что ПДН принимают участие в контроле за несовершеннолетними осужденными в общественных местах, по месту их жительства, учебы или работы, проводят с ними профилактическую работу. Но, на наш взгляд, большее значение имеет анализ качества такого взаимодействия, и, что не менее важно, обоснование того, насколько необходимым является разграничение функций контроля и осуществления профилактической работы в отношении подучетных несовершеннолетних.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что правовое регулирование деятельности ПДН ОВД имеет целый ряд пробелов и нуждается в дальнейшем совершенствовании.

 

Библиографический список

1. Верстов, В.В. Правовое регулирование деятельности подразделений по делам несовершеннолетних по профилактике правонарушений несовершеннолетних / В.В. Верстов, И.К. Харитонов // Общество и право. – 2014. – № 4 (50). – С. 244-248.
2. Кузьмичева, Н.А. Психологические профессиографические особенности деятельности инспектора подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел / Н.А. Кузьмичева // Юридическая психология. – 2016. – № 4. – С. 28-31.
3. Прозументов, Л.М. Рецидивная преступность несовершеннолетних осужденных и ее предупреждение / Л.М. Прозументов, Н.В. Ольховик. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2011.
4. Прозументов, Л.М. О показателях, характеризующих преступность несовершеннолетних в Российской Федерации / Л.М. Прозументов // Вестник Томского государственного университета. Право. – 2016. – № 2 (20). – С. 48-53.
5. Отчеты об осужденных, совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте за 2013-2016 гг. – URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=79 (дата обращения: 18.04.2018).

Источник: Научно-практический журнал “Вестник Сибирского юридического института МВД России” № 3 (32) 2018

Просмотров: 920

No votes yet.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code