К ВОПРОСУ О КОНСТИТУЦИОННО- ПРАВОВОМ СТАТУСЕ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Карпов Н.Н., д.ю.н., профессор, профессор кафедры уголовно-правовых дисциплин Международного юридического института

АННОТАЦИЯ. Статья посвящена рассмотрению вопросов об элементах правового статуса прокуратуры Российской Федерации, позволяющих позиционировать прокуратуру как одну из подсистем государственной власти России.

Ключевые слова: правовой статус прокуратуры Российской Федерации.

 

Правовой статус прокуратуры Российской Федерации в целом определен Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. (с последующими изменениями и дополнениями) . Отдельные вопросы деятельности прокуратуры Российской Федерации регламентируются также Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Гражданским процессуальным кодексом России, Арбитражно-процессуальным кодексом Российской Федерации, иными законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации (в дальнейшем автор подробнее остановится на содержащихся в них положениях, регламентирующих деятельность прокуратуры России).

«Сей чин яко око наше и стряпчий о делах государственных» – так уважительно именовал великий российский государь Петр I первого российского генерал-прокурора П.И. Ягужинского, представляя его Сенату. В этих словах императора, хотя и прошло со времени их произнесения почти триста лет, – суть и значение прокурорской деятельности. Впервые правовой институт прокуратуры стал известен миру почти полтысячелетия назад. «Ле жен дю руа» – «людьми короля» называли французских прокуроров тех времен.

Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, а также иные функции, установленные федеральными законами.

Исключительно важным представляется конкретное указание уже в первой статье названного Федерального закона на то, что прокуратура Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации (то есть от имени всего государства, а не отдельных подсистем государственной власти) надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» целями деятельности прокуратуры России являются:

1) обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности;

2) защита прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

Вместе с тем признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, являющегося высшей ценностью в обществе, является важнейшей, приоритетной по смыслу ст. 2 Конституции Российской Федерации, главной обязанностью государства.

Действующее законодательство, к сожалению, не содержит точного определения задач прокуратуры Российской Федерации.

Анализ содержания основополагающих отраслевых приказов Генерального прокурора Российской Федерации позволили автору сделать вывод о том, что к главным задачам деятельности прокуратуры следует отнести: своевременное выявление правонарушений и их пресечение (устранение нарушений законности вряд ли можно отнести к компетенции прокурора), предупреждение нарушений закона; установление лиц, виновных в совершении нарушений закона и привлечение их к установленной законом ответственности; восстановление нарушенных прав и свобод человека и гражданина и охраняемых законом интересов государства.

Предназначение прокуратуры в системе государственных органов, разделения и взаимодействия властей предопределяется точностью состава функций, необходимых для выполнения возложенных на прокуратуру задач. Ключевой правовой категорией, раскрывающей и объясняющей структуру, содержание и пределы деятельности прокуратуры, являются ее функции .

К функциям прокуратуры относятся надзорная, а также уголовное преследование, координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, участие в правотворческой деятельности, участие во всех видах судопроизводства, международно-правовое сотрудничество .

В соответствии со ст. 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Таким образом, ст. 10 Конституции Российской Федерации провозглашено разделение государственной власти в России на законодательную, исполнительную и судебную.

По нашему мнению, государственная власть, есть предоставленная законодательством государственному органу или должностному лицу возможность осуществления в интересах общества и государства определенных функций и способность последнего в силу наделения его соответствующими полномочиями оказать требуемое воздействие на деятельность и поведение граждан, а также иных физических и юридических лиц.

Прокуратура Российской Федерации в полном объеме обладает признаками, характеризующими ее как подсистему государственной власти. Законодательством, как мы убедились, определены цели деятельности и функции прокуратуры по оказанию требуемого от нее в общественно- полезных целях воздействия на деятельность и поведение граждан, а также иных физических и юридических лиц.

Рассмотрим эти признаки, характеризующие прокуратуру как подсистему государственной власти, подробнее:

– прокуратура создана и функционирует в соответствии с конституционными нормами и действующим федеральным законодательством.

Конституция Российской Федерации содержит ст. 129, кратко регулирующую деятельность прокуратуры, при этом особое внимание следует уделить названию гл. 7 Конституции Российской Федерации – «Судебная власть и прокуратура».

Изложенное позволяет автору утверждать, что правовой статус Прокуратуры Российской Федерации установлен на высшем юридическом уровне – Конституцией России, имеющей высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории Российской Федерации;

– регламентация законодательством конкретных властных функций (видов деятельности) и полномочий прокуратуры как органа государственной власти.
Власть, по мнению С.А. Авакьяна, – возможность управлять, командовать, распоряжаться людьми, материальными объектами, территорией .

Как считают Н.Г. Салищева, Н.Ю. Хаманева и И.Л. Бачило, власть – механизм, позволяющий осуществлять волевое воздействие одних субъектов на поведение и отношения других субъектов. При этом государственная власть – политико-правовой институт организации социального управления в границах определенного государства .

В соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации осуществляет:

• надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории России;

• уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

• координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;

• участие в рассмотрении дел судами, арбитражными судами (далее – суды), опротестование противоречащих закону решений, приговоров, определений и постановлений судов;

• участие в правотворческой деятельности и иные функции, установленные Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации».

Полномочия прокуратуры РФ детально прописаны в Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации», а также в соответствующих отраслевых кодексах, определяющих процессуальный порядок осуществления судопроизводства по уголовным, административным, гражданским и арбитражным делам, а именно в УПК РФ, ГПК РФ, АПК РФ и Кодексе РФ об административных правонарушениях.

Так, в соответствии со ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор при осуществлении возложенных на него функций по надзору за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов вправе:

– по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения соответствующих органов, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;

– требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций. При этом должностные лица обязаны приступить к выполнению требований прокурора о проведении проверок и ревизий незамедлительно. Кроме того, прокурор имеет и ряд других полномочий.

Отметим также, что согласно ст. 6 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению в установленный срок, а их неисполнение, а также уклонение от явки по их вызову влекут за собой установленную законом ответственность.

В соответствии со ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» при осуществлении возложенных на него функций по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина прокурор, используя названные полномочия, вправе также: рассматривать и проверять заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина; разъяснять пострадавшим порядок защиты их прав и свобод; принимать меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба.

Как представляется, властные полномочия прокуратуры заключаются при этом:

а) в возможности отвлечения в связи с вызовом в прокуратуру должностных лиц от выполнения собственных административных, хозяйственных и иных функций, а граждан – от решения личных вопросов;

б) в возможности беспрепятственного влияния на текущую деятельность должностных лиц организаций всех форм собственности, которая обусловлена необходимостью для последних давать объяснения (пояснения) по существу интересующих прокурора вопросов, представлять необходимые документы и материалы, отрывать персонал от выполнения непосредственных служебных (трудовых) обязанностей для выяснения возникших вопросов, проведения проверок и ревизий, обеспечивать постоянное взаимодействие с проводящим проверку прокурором и т.п.;

в) в возможности освобождения лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов, на основании вынесенного им постановления;

— наличие компонента независимости, самостоятельности прокуратуры от других органов государственной власти при осуществлении ею своих функций и полномочий.

Так, действующим законодательством предусмотрены:

• независимость при осуществлении органами прокуратуры своих полномочий от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и общественных объединений (ч. 2 ст. 4 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»);

• запрет воздействия в какой-либо форме федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц на прокурора или следователя с целью повлиять на принимаемое им решение или воспрепятствование в какой-либо форме его деятельности под угрозой привлечения к установленной законом ответственности. Прокурор не обязан давать каких-либо объяснений по существу находящихся в его производстве дел и материалов, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления иначе как в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законодательством. Никто не вправе без разрешения прокурора разглашать материалы проверок и предварительного следствия, проводимых органами прокуратуры, до их завершения (ст. 5 названного Федерального закона);

• обязательность исполнения требований прокурора, заявленных им в рамках его полномочий, в установленный срок. Неисполнение указанных требований прокурора, а также уклонение от явки по его вызову влекут за собой установленную законом ответственность (ст. 6 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»).

Вышеизложенная аргументация дает основание автору сделать вывод о том, что прокуратура Российской Федерации наделена особым конституционно-правовым статусом независимого государственного органа, осуществляющего от имени государства, прежде всего, надзор за исполнением законов, и позиционировать прокуратуру Российской Федерации как одну из подсистем государственной власти Российской Федерации.

Источник: Научно-информационный журнал “Вестник Международного юридического института” № 4 (59) 2016

Просмотров: 1036

No votes yet.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code