НОВЫЙ ПОРЯДОК ОБРАЗОВАНИЯ ТРЕТЕЙСКИХ СУДОВ

Бочкарев Ю.А., к.ю.н., доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Волжского филиала Международного юридического института
Шаповалов С.И., третейский судья, магистр юриспруденции, старший преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин Волжского филиала Международного юридического института

АННОТАЦИЯ. В статье авторы анализируют наиболее важные, ключевые изменения, происшедшие в законодательстве, регулирующем порядок образования и деятельности третейских судов в России. Приводится примерный перечень документов, которые необходимо представить некоммерческой организации для регистрации постоянно действующего арбитражного учреждения.

Ключевые слова: некоммерческая организация, Министерство юстиции, третейский суд, арбитражное учреждение, список арбитров.

 

С 1 сентября 2016 г. вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2015 г. № 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» (далее по тексту – «Закон об арбитраже»), установивший новые правила третейского разбирательства, а также порядок образования и деятельности третейских судов и постоянно действующих арбитражных учреждений на территории России.

Сразу следует оговориться, что согласно терминологии нового закона третейский суд – это единоличный арбитр или коллегия арбитров, избранные сторонами или избранные (назначенные) в установленном порядке для разрешения гражданско-правового спора. При этом арбитр или состав (коллегия) арбитров не являются постоянно действующим органом: полномочия арбитра по конкретному делу возникают в связи с его избранием (назначением) для разрешения гражданско-правового спора и заканчиваются прекращением арбитража с вынесением решения или постановления по делу, либо по иным основаниям, предусмотренным законом (ст. 13, 14, 36 Закона об арбитраже).

Согласно ч. 9 ст. 2 Закона об арбитраже, постоянно действующее арбитражное учреждение (далее по тексту – «ПДАУ») – подразделение некоммерческой организации, выполняющее на постоянной основе функции по администрированию арбитража. Арбитраж (третейское разбирательство) – процесс разрешения спора третейским судом и принятия решения третейским судом (арбитражного решения). В свою очередь, администрирование арбитража – это деятельность, направленная на выполнение соответствующим подразделением функций по организационному обеспечению арбитража, в том числе по обеспечению процедур выбора, назначения или отвода арбитров, ведению делопроизводства, организации сбора и распределения арбитражных сборов, за исключением непосредственно функций третейского суда по разрешению спора.

Таким образом, постоянно действующий третейский суд как орган по разрешению спора перестал существовать с даты вступления в силу Закона об арбитраже. В то же время в переходный период продолжают функционировать постоянно действующие третейские суды, образованные до 1 сентября 2016 г., выполняя при этом функции администрирования арбитража (третейского разбирательства). Им на смену должны прийти постоянно действующие арбитражные учреждения, образованные в порядке, установленном новым Федеральным законом.

По смыслу Закона об арбитраже постоянно действующие третейские суды могут выступать в качестве учреждения – правопредшественника по отношению к создаваемому ПДАУ – учреждению-правопреемнику. В то же время ПДАУ могут создаваться и без такого правопреемства – «с чистого листа».

ПДАУ создаются при некоммерческих организациях и действуют при условии получения права на осуществление своих функций актом Правительства Российской Федерации на основании рекомендации Совета по совершенствованию третейского разбирательства (далее по тексту – «Совет»).

При этом Закон об арбитраже делает ряд исключений из общего правила и устанавливает запрет на создание ПДАУ государственными и муниципальными учреждениями, государственными корпорациями, государственными компаниями, политическими партиями и религиозными организациями, адвокатскими образованиями, адвокатскими и нотариальными палатами. Не допускается создание одного постоянно действующего арбитражного учреждения одновременно при двух и более некоммерческих организациях. Наименование постоянно действующего арбитражного учреждения должно содержать указание на полное или сокращенное наименование некоммерческой организации, при которой оно создано.

Некоммерческой организации, при которой создается постоянно действующее арбитражное учреждение, предоставляется право на осуществление функций ПДАУ или отказывается в предоставлении такого права по результатам анализа соответствия следующим требованиям:

1) соответствие представленных правил постоянно действующего арбитражного учреждения требованиям Закона об арбитраже;

2) наличие у ПДАУ рекомендованного списка арбитров, соответствующего требованиям Закона об арбитраже;

3) достоверность представленной информации о некоммерческой организации, при которой создано ПДАУ, и ее учредителях (участниках);

4) репутация некоммерческой организации, при которой создается ПДАУ, масштаб и характер ее деятельности.

ПДАУ может осуществлять деятельность по администрированию арбитража при условии получения некоммерческой организацией, при которой оно создано, права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения после получения уполномоченным федеральным органом исполнительной власти уведомления в письменной форме от постоянно действующего арбитражного учреждения о размещении им на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» депонированных правил арбитража .

Порядок депонирования правил постоянно действующего арбитражного учреждения в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти установлен Правительством Российской Федерации .

Постоянно действующее арбитражное учреждение вправе осуществлять только те виды деятельности по администрированию арбитража, которые указаны в его правилах, в частности: администрирование международного коммерческого арбитража; администрирование арбитража внутренних споров; выполнение отдельных функций по администрированию арбитража, в том числе функций по назначению арбитров, разрешению вопросов об отводах и о прекращении полномочий арбитров, при осуществлении арбитража третейским судом, образованным сторонами для разрешения конкретного спора, без общего администрирования спора.

Допускается внесение изменений в правила ПДАУ и принятие дополнительных правил с обязательным депонированием измененных либо дополнительных правил ПДАУ в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти.

Измененные либо дополнительные правила действуют с даты их депонирования при условии их размещения постоянно действующим арбитражным учреждением на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Согласно «Положению о порядке создания и деятельности Совета по совершенствованию третейского разбирательства» для рассмотрения Советом вопроса о выдаче рекомендации Правительству Российской Федерации о предоставлении или об отказе в предоставлении права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения некоммерческая организация, при которой создается постоянно действующее арбитражное учреждение, представляет в Министерство юстиции Российской Федерации на русском языке следующие документы:

1) заявление о предоставлении права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения;

2) выписку из Единого государственного реестра юридических лиц;

3) решение уполномоченного органа некоммерческой организации, при которой создается ПДАУ, о создании такого учреждения и обращении с заявлением о предоставлении права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения;

4) правила постоянно действующего арбитражного учреждения;

5) сведения о председателе или ином должностном лице, уполномоченном правилами ПДАУ единолично принимать какие-либо решения от его имени в рамках администрирования арбитража или в связи с ним, согласие данного лица на обработку его персональных данных Министерством юстиции Российской Федерации, а также копия документа, подтверждающего назначение соответствующего лица на вышеуказанную должность;

6) рекомендованный список арбитров постоянно действующего арбитражного учреждения;

7) письменные согласия лиц на включение в рекомендованный список арбитров постоянно действующего арбитражного учреждения, биографические справки со сведениями об образовании и профессиональной деятельности указанных лиц;

8) письменные согласия лиц, включенных в рекомендованный список арбитров ПДАУ, на обработку их персональных данных Министерством юстиции Российской Федерации;

9) оригиналы или заверенные в установленном порядке копии документов, подтверждающих наличие у соответствующего числа лиц, включенных в рекомендованный список арбитров ПДАУ высшего юридического образования, ученой степени по научной специальности, входящей в утвержденный Министерством юстиции Российской Федерации перечень , и (или) опыта разрешения гражданско- правовых споров в качестве третейских судей и (или) арбитров в третейских судах (арбитраже) и (или) в качестве судей федерального суда, конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, мировых судей;

10) документы и сведения, подтверждающие репутацию некоммерческой организации, при которой создается постоянно действующее арбитражное учреждение, масштаб и характер ее деятельности, позволяющие обеспечить высокий уровень организации деятельности ПДАУ, в том числе в части финансового обеспечения;

11) сведения о некоммерческой организации, при которой создается ПДАУ, о ее учредителях (участниках), сведения о финансовых, экономических и иных показателях деятельности некоммерческой организации, о реализуемых (реализованных) некоммерческой организацией проектах и проведенных мероприятиях, о поддержке (и ее формах) некоммерческой организации органами государственной власти, международными организациями);

12) опись представленных документов.

Для учреждения-правопреемника некоммерческой организацией, при которой создается постоянно действующее арбитражное учреждение, наряду с указанными документами представляются:

1) сведения о деятельности учреждения-правопредшественника, о количестве рассмотренных им дел, включая количество решений, принятых им при администрировании арбитража, которые были отменены судом или по которым судом было отказано в выдаче исполнительного листа;

2) согласие в письменной форме уполномоченного органа юридического лица, при котором учреждение-право- предшественник было создано, на выполнение новым постоянно действующим арбитражным учреждением функций учреждения-правопредшественника в соответствии с арбитражными (третейскими) соглашениями, предусматривавшими рассмотрение споров учреждением-правопредшественником.

Кроме того, согласно п. 7 ст. 44 Закона об арбитраже, п. 6 Приказа Минюста России от 13.07.2016 № 165 «О Совете по совершенствованию третейского разбирательства», Совет по совершенствованию третейского разбирательства вправе запрашивать у некоммерческих организаций, при которых создаются постоянно действующие арбитражные учреждения, органов государственной власти и органов местного самоуправления, иных организаций документы и сведения, в том числе содержащие персональные данные, необходимые для проверки соблюдения требований, предусмотренных Законом об арбитраже.

Таким образом, перечень документов, предоставляемых для рассмотрения Советом вопроса о выдаче рекомендации Правительству Российской Федерации о предоставлении или об отказе в предоставлении права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения, установленный «Положением о порядке создания и деятельности Совета по совершенствованию третейского разбирательства», не является исчерпывающим.

На сайте Министерства юстиции Российской Федерации размещены примерные формы согласия лиц на включение в рекомендованный список арбитров, а также письменные согласия лиц, включенных в рекомендованный список арбитров ПДАУ, на обработку их персональных данных. Вместе с тем потребуются еще время и практика взаимодействия некоммерческих организаций – заявителей с Советом, а также с Минюстом России, прежде чем сформируются необходимые и достаточные требования к наименованию, виду, форме и содержанию отдельных представляемых документов.

 

Библиографический список

1. Федеральный закон от 29.12.2015 N° 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. № 1 (ч. 1). 04.01.2016. Ст. 2.
2. Постановление Правительства РФ от 25.06.2016 № 577 «Об утверждении Правил предоставления права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения и Положения о депонировании правил постоянно действующего арбитражного учреждения» // Собрание законодательства РФ. 04.07.2016. Ст. 4478.
3. Приказ Минюста России от 31.08.2016 № 200 «Об утверждении Порядка направления постоянно действующим арбитражным учреждением уведомления о размещении на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет депонированных правил арбитража» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. № 40. 03.10.2016.
4. Приказ Минюста России от 13.07.2016 № 165 «О Совете по совершенствованию третейского разбирательства» (вместе с «Положением о порядке создания и деятельности Совета по совершенствованию третейского разбирательства») // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. № 33. 15.08.2016.
5. Приказ Минюста России от 14.10.2016 № 236 «Об утверждении перечня научных специальностей, ученые степени по которым должны иметь не менее одной трети арбитров, включенных в рекомендованный список арбитров постоянно действующего арбитражного учреждения» // Российская газета. 2016. 26 окт. № 242.
6. Официальный сайт Министерства юстиции Российской Федерации [Электронный ресурс] // http://minjust.ru/ ru/deyatelnost-v-sfere-treteyskogo-razbiratelstva/formy- dokumentov, свободный (дата обращения: 19.10.2016).

Источник: Научно-информационный журнал “Вестник Международного юридического института” № 4 (59) 2016

Просмотров: 884

No votes yet.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code